Список экспертов
  • Манжосов Владимир

    член политсовета «Единой России»
    Иркутская область
  • Черненко Яна

    главный специалист отдела по развитию территорий и городской инфраструктуры Думы города Томска
    Томская область
  • Шипилова Елена

    замминистра труда и соцразвития Омской области
    Омская область
  • Шабанов Валерий

    заместитель губернатора Кемеровской области
    Кемеровская область
  • Сорокин Александр

    преподаватель КемГУКИ, блогер
    Кемеровская область
  • Кляйн Иван

    депутат Государственой думы Томской области
    Томская область
  • Сазонов Михаил

    лидер фракции ЛДПР в ЗС Иркутской области
    Иркутская область
  • Заюков Максим

    начальник департамента здравоохранения Томской области
    Томская область
  • Селезнев Виктор

    директор Геофизической службы СО РАН
    СФО
  • Стукало Михаил

    глава департамента по охране животного мира Новосибирской области
    Новосибирская область
Козьмин Алексей, президент Фонда регионального развития Иркутской области

Общество не очень готово к модернизации


В России осталось много практически не измененных институтов советского периода. Конечно, они не отвечают современным вызовам. Но в то же время и некоторые созданные в постсоветский период механизмы сегодня не помогают, а мешают повышению конкурентоспособности нашей экономики. Я во многом согласен с тем, что говорит президент, но мне кажется, что практические действия должны быть более решительными. Для развития несырьевой экономики необходимы системные изменения.

1. Реальная защита частной собственности и безопасность предпринимателей. Невозможно развивать бизнес, особенно инновационный, понимая, что если проект будет успешен, то он будет находиться под постоянной угрозой рейдерского захвата. Необходима масштабная реформа судебной системы, включая изменение процессуального законодательства.
2. Изменения в налоговом администрировании. В целом, налоговое законодательство в России достаточно либеральное. Но плановые задания, выдаваемые налоговым органам по обеспечению доначислений налогов, пеней, штрафных санкций и способы налогового администрирования серьезно препятствуют развитию бизнеса.
3. Реальная модернизация политической системы. Наверное, это самый сложный пункт. Несмотря на ряд позитивных изменений в последнее время, политическая конкуренция в России по-прежнему ограничена. Необходимо снятие ограничений для непарламентских партий, возврат к выборности губернаторов или введение прямых выборов членов Совета Федерации.
4. Система государственной поддержки. Несмотря на выступления президента и председателя правительства, государственная поддержка оказывается не высокотехнологичным и инновационным компаниям, а устаревшим гигантским производствам и сырьевому сектору. Говорится, что это делается для обеспечения социальной стабильности, но тогда надо определиться - мы социально стабильная страна с сырьевой экономикой или мы готовы на некоторые пусть и болезненные изменения, которые позволят нам уйти от сырьевой зависимости и обеспечить долгосрочную устойчивость развития.
Мне кажется, что общество не очень готово к модернизации. Большинство людей все устраивает. Для реальной модернизации изнутри, обществу необходимы серьезные вызовы. Пока эти вызовы сглаживаются большим количеством нефтяных средств в бюджете. Одних призывов недостаточно, нужно, чтобы потребность в модернизации была реальностью для каждого человека.

Все зависит от реальных действий президента и правительства. Если они будут - выполнение задач возможно почти на 100%. Но пока, к сожалению, таких действий нет.
 
Реальная модернизация возможна только при наличии системного кризиса. Пока у нас есть достаточное количество нефтяных и газовых денег, все кризисные явления будут сглаживаться. В этом парадокс власти. С одной стороны она понимает необходимость системных изменений, а с другой стороны - не готова пойти на них из-за потери стабильности.

Участвовать в обсуждении