Интервью

Юрий Гусев: "Ничему нельзя научить – всему можно только научиться"
Юрий Гусев Ничему нельзя научить – всему можно только научиться

9 сентября 2010 15:00

На одном из важных форумов несколько лет назад наши руководители как-то признались, что, с одной стороны, руководство наметило целый пакет амбициозных инвестиционных проектов, крупных программ развития страны и регионов. Но потом спохватились и удивились – для реализации крупных мегапроектов страны не просто не хватает кадров, страна испытывает серьезный дефицит  прежде всего профессионалов, специалистов высокого класса.

В целом необходимо признать, что для серьезной, глубокой модернизации экономики страны, для построения действительно свободного социального контракта необходим целый класс профессионалов (не только инноваторов), причем  профессионалов в самых разных сферах, начиная с педагога и врача и кончая квалифицированными рабочими, топ-менеджерами и др.
 
Эту задачу можно решать только через модернизацию высшей школы. Только качественно новая модель высшего образования, целая когорта университетов мирового класса справится с этой амбициозной задачей. Не единичные примеры столичных вузов, а в целом сотни университетов нового типа в разных регионах страны смогут справиться с задачей подготовки целой армии профессионалов для нового общества.
 
О проблемах и перспективах высшего образования в интервью ИПП «СибИнфо» рассказал ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) профессор Юрий Гусев.  
 
- Юрий Васильевич, в нынешнем году, по прогнозам Минобразования и наук, количество абитуриентов должно было сократиться по сравнению с прошлым годом на 1,2 млн. Причина очевидна:  падение рождаемости начала 1990-х годов. Что показал набор 2010 в НГУЭУ? 
 
- Для нашего университета 2010 год оказался еще более успешным, чем предыдущий.  Уже в  «первую волну» набора на очное отделение в НГУЭУ были закрыты все места, финансируемые федеральным бюджетом. А так называемых коммерческих студентов, то есть обучающихся за счет собственных денежных средств, мы  набрали  свыше аналогичного показателя 2009 года.
 
- Бюджетных мест было меньше, чем в прошлом году? О сокращении количества бюджетных мест заявили в этом году многие вузы России. Причина была названа все та же - демографический кризис.
 
- Полагаю, что сокращение бюджетных мест выстроено под  демографическую ситуацию. Это оправданный шаг. В целом по России количество бюджетных мест в этом году было сокращено на 10%. При этом демография, как оценивают эксперты, составляет чуть выше 10%.
 
- В то же время сокращение бюджетных мест - это и своеобразная защита от «плохих» студентов. Но ситуация изменится. К чему это может привести впоследствии? Готовы ли будут вузы, скажем, через несколько лет к  увеличению количества бюджетных студентов или развитие пойдет по пути увеличения коммерческого набора? 
 
- Полагаю, что к факту уменьшения бюджетных мест нужно относиться с пониманием. И в принципе многие вузы были к этому готовы – демографическая яма не стала неожиданностью именно в 2010 году. И несколько лет назад мы понимали, что такая ситуация произойдет. Одним из направлений магистратуры в нашем вузе является «Демография и статистика населения», так что благодаря научным изысканиям преподавателей и студентов в этой области  мы ситуацию мониторили достаточно хорошо, и сокращение бюджетных мест не было внезапным событием. Мы заранее разработали программу мероприятий, позволяющих вузу «законсервировать» часть финансовых и материальных ресурсов, с целью подготовки к объективному увеличению численности абитуриентов после 2015 года, после прохождения демографической ямы. Повторю еще раз,  на данный момент НГУЭУ стабильно себя чувствует как в части набора бюджетных студентов, так и по наличию коммерческого набора.
 
- Юрий Васильевич, как в целом обстоит ситуация с высшим экономическим образованием в России? Бытует мнение, что экономистов России уже достаточно. Как абитуриенты идут на экономические специальности сегодня?
 
- Интерес к экономическим специальностям не снизился. Давайте прислушиваться к практике. А  она доказывает, что специалисты, получившие качественное профессиональное экономическое образование, уверенно чувствуют себя на рынке труда как на макропредприятиях, так и в сфере малого бизнеса. Так что перенасыщение рынка труда экономистами и менеджерами – это миф.  
 
- Высшая школа экономики по заказу Общественной палаты составила рейтинг вузов России по среднему баллу, который набрали их абитуриенты 2010 года. 455 государственных вузов страны распределены согласно результатам ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджетные места.   Рейтинг включает в себя не только список вузов, ранжированных по среднему баллу ЕГЭ, но и перечень популярных специальностей и лучшие 25 классических, технических, педагогических и гуманитарных вузов страны. Конечно, рейтинг не приведет к коренным изменениям в системе образования, но ряду вузов все же стоит задуматься над результатами. 
 
- Да, некоторые результаты рейтинга весьма интересны. Конечно, можно по-разному относиться к рейтингам, прежде всего надо понимать – какова была методика, смотреть на ее валидность и прочее. Но все же… Все познается в сравнении. Скажем, если взглянуть на карту страны, то по рейтингу Воронежская область вышла в лидеры (средний балл ЕГЭ – 70,7), опередив не только столичные регионы и все регионы в европейской части (в Москве показатель 66,4), но и ту же Томскую область (63,4) (Томск – известный университетский город), и Новосибирскую область (63,2). Почему? Что, Воронеж – образовательная столица? Нет, причина в другом. Просто там вузов гораздо меньше, и они находятся в более выгодном положении, поскольку по населению Воронеж сравним с Томском, а вузов там меньше. А Томск, будучи городом небольшим, в три раза меньше, чем Новосибирск, вынужден набирать в свои вузы студентов со всех окраин, со всех земель. То есть  я к тому, что более низкий уровень рейтинга в Новосибирске и Томске в целом, чем в Воронеже и Башкортостане (76,3) показывает не то, что у нас учат хуже или требования ниже, а показывает социальный аспект проблемы. Кстати, рейтинг свыше 70 баллов показали только эти два региона.
 
Или берем собственно вузы. Скажем, наш НГУЭУ вошел в число 25 лучших среди гуманитарных вузов, заняв 19-ую позицию (68,3). Да, мы не лидеры. Впереди, разумеется, ГУ ВШЭ (82,8). Но если сравнивать с другими пулами вузов – техническими, классическими, тем более педагогическими (у них в целом самый низкий рейтинг у всех педвузов, их лидер профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге набрал 68,5), то мы опередили такие известные вузы, как ТГУ (66,5), ТУСУР (65,7), Южный Федеральный в Ростове (67,1), МГТУ им. Баумана (68,2), Томский политехнический (66,7). Вровень с нами НГТУ – такой же показатель 68,3.
 
Кстати, классические университеты показали не самые высокие результаты, их лидеры МГУ (81,6), СПбГУ (76,7), НГУ (73,3)  не являются лидерами в целом всего рейтинга. Здесь лидеры – Московский физтех (86,3), МГИМО (85,8), ГУ ВШЭ (82,8), Финансовый университет при Правительстве РФ (82,2). Так что показатели интересные. Но их надо сравнивать в динамике. Этот рейтинг фактически проведен впервые. Будет интересно, что он покажет в будущем году.    

- В конце учебного года СМИ стали публиковать информацию о том, что школьное образование может стать платным. Это известие переполошило всю страну и вызвало бурю эмоций. Как может повлиять на систему российского образования введение платного школьного образования?
 
- Введение платного школьного образования в первую очередь приведет к падению доверия к государству как гаранту и защитнику гражданских прав и общественных ценностей, к вымыванию интеллектуально способных учеников, имеющих низкий уровень доходов, к росту социальной дифференциации в обществе, а в перспективе - к увеличению «люмпенизированного» слоя населения. Конечно, есть и другая сторона этого вопроса. Безусловно, платное школьное образование повысит  собственную ответственность родителей, как единственно обеспечивающих возможность получения знаний свои детям. Однако минусов все же больше. 
 
- Юрий Васильевич, Ваш совет первокурсникам …
 
- Учиться, учиться  и еще раз учиться! Ведь только на первый взгляд кажется, что учиться в университете проще, чем в школе: никто не проверяет твой дневник, не вызывает родителей. Действительно, здесь никто не будет заставлять тебя учиться, ходить на лекции, готовиться к семинарам, писать курсовые. Все сам и только сам! Первая сессия сразу же покажет, что ты из себя представляешь. Как говорится, ничему нельзя научить, всему можно только научиться!
 
Информационный материал*

 

Система Orphus
Поделиться информацией:
Обсуждение
Добавить комментарий

Имя:

E-Mail:

Город:

Комментарий:

Код: