Интервью

Владимир Зорин: "Такого народа и этноса, как сибиряк - нет"
Владимир Зорин Такого народа и этноса, как сибиряк - нет

2 октября 2012 17:06

Тезис о так называемом освободительном сибирском национализме, который обозначил в своей программе новосибирский художник Артем Лоскутов, выдвинувшийся в качестве кандидата на попадание в Координационный совет оппозиции, в очередной раз показал, что идея самобытности жителей нашего макрорегиона в том или ином виде продолжает существовать.

Так, сам Лоскутов подчеркнул: "Сибиряк" для нас – это в равной мере русский, бурят, якут, украинец, еврей, немец и любой человек, осевший в наших широтах. Сибирский народ — это фрактальный народ, он не только не подавляет вхожие в него малые идентичности, но всецело способствует их развитию".

Желая получить экспертное и профессиональное мнение о том, кем же все-таки являются сибиряки, портал "Сибинфо" обратился к заместителю директора Института этнологии и антропологии РАН Владимиру Зорину.

– Владимир Юрьевич, идеи сибирской автономии не новы. Насколько вообще можно говорить о том, что сибиряки являются отдельным народом?

– Как об отдельном народе о сибиряках говорить нельзя совершенно. Сибиряк так же, как, например, кавказец, москвич, уралец – это региональная идентичность, которая основана на месте проживания людей, на наличии каких-то общих условий хозяйствования и так далее. Но такого народа и этноса, как сибиряк, нет.

На Всероссийской переписи 2010 года ответы на вопросы о национальности, при которых жителями указывалось на место их проживания, были учтены. Но, так или иначе, ни сибиряк, ни кавказец, ни калининградец национальностью не является. Это просто одна из идентичностей, следующей ступенью которой является собственно общероссийская идентичность.

– Насколько актуален процесс, при котором указание на наличие подобной идентичности сопровождается определенными политическими и экономическими требованиями?

– Данный вопрос не относится к антропологии и сфере межнациональных отношений. Скорее, это проблема межрегиональных и межбюджетных отношений, которые обсуждаются в стране и выходят на уровень дискуссий.

В данном случае поднимается вопрос о распределении налогов и доходной базы. Такие вопросы решаются на чисто экономическом уровне.

– Как можно характеризовать поднятие проблем, связанных с региональной идентичностью, и имеет ли данное являение свойство к расширению или, наоборот, теряет свою актуальность?

– Можно сказать, что в определенные периоды эта тема получает различное звучание. Подобные вопросы могут относиться к проявлению регионального экономического сепаратизма.

– Кстати, действительно приходится наблюдать, что разговоры о самобытности населения того или иного региона зачастую характеризуются как проявление сепаратизма…

– Но ведь в конечном итоге подобное движение, которое носит маргинальный характер, приводит к идеям сепаратизма, автаркии и сецессии, что является нарушением Конституции. Другое дело, что вопрос межбюджетных отношений – это процесс постоянный и совсем не факт, что эти отношения не претерпят изменений.

На самом деле из 83 субъектов Российской Федерации около 70 являются дотационными. Это, конечно, долго продолжаться не может и, скорее всего, данная модель будет рассматриваться и пересматриваться на государственном уровне.

Но это вопрос экономического взаимодействия "регионы – центр". Обычно такие проблемы решаются в спокойном порядке в зависимости от состояния экономики, ситуации на международном рынке и так далее.

 

Александр Шелягин

Поделиться информацией: