Интервью

Светлана Пантюхина: "Шашлычно-водочный туризм двух Алтаев"
Светлана Пантюхина Шашлычно-водочный туризм двух Алтаев

20 января 2015 17:58

Барнаул, 20 января – Сибинфо. Александра Черданцева. Два Алтая прочно связывают свое развитие с туризмом. Власти обоих регионов с завидным упорством продвигают мегапроекты, которые, как ожидается, должны вывести оба региона на новый уровень привлекательности. Но игорная зона "Сибирская монета", особые экономические зоны "Бирюзовая Катунь" и "Алтайская долина" – это одна сторона медали. Еще одним локомотивом может стать сельский туризм. Почему, как развивается это направление в обоих регионах и что этому мешает, рассказала порталу "Сибинфо" Светлана Пантюхина. Она не только владелец гостевого дома, но и эксперт по обучению основам сельского туризма.

– Светлана, Вы работали в свое время в Москве, Англии, Африке, сегодня Вы занимаетесь сельским туризмом преимущественно в Республике Алтай, но и в Алтайском крае работаете много, реализуете проекты по развитию этого направления. Начнем с Республики Алтай. Как можете оценить регион с этой позиции?

– Да, вопросами сельского туризма я активно занимаюсь последние пять лет. С семьей живем на Телецком озере и просто не можем оставаться в стороне.

Республика Алтай более продвинута в плане сельского туризма и туризма вообще, чем Алтайский край, хотя некоторые районы края давно и неизменно любимы туристами как ближайших сибирских регионов, так и из Зауралья. Причина этого не только в том, что природные ресурсы дают больше простора для этого бизнеса, но и потому, что нашлись люди, готовые его развивать.

Когда в конце 90-х годов поток туристов возрос, базы перестали справляться с наплывом. Тогда начали открываться гостевые дома. Турочакский и Чемальский районы – исторически сложившиеся точки развития туризма. И именно в Чемальском районе поселилась в те годы семья, ставшая пионером в сельском туризме Республики Алтай. Следуя их примеру, в работу включались остальные.

Горному Алтаю повезло: в 2000 году нам пришло финансирование на развитие стратегий устойчивого развития региона – уже работавшие инициативы получили поддержку, а многие люди смогли пройти обучение основам предпринимательства и начать собственный бизнес.

Сегодня я могу привести отличные примеры, когда, казалось бы, совершенно бесперспективная деревня начинала жить благодаря развитию сельского туризма. Деревня Иня изначально была "проездным местом" – туристов там видели только в проезжающих автомобилях. Сегодня там есть очень популярные гостевые дома, куда приезжают люди не только из Сибири. А ведь во многих домах удобства на улице, но это не мешает местным жителям активно работать и принимать у себя гостей.

Активно возрождаются и развиваются народные ремесла: войлоковаляние, резьба по кости, дереву. Местные мастера делают красивые сувениры и могут продемонстрировать свое мастерство гостям.
В Артыбаше, по ощущениям, 95% селян размещают туристов или как-то иначе вовлечены в процесс. Село хорошо живет: у нас есть картинные галереи, художественная школа, прекрасный фольклорный коллектив, школьный экоклуб, многие жители ездят на хороших машинах, отдыхают в Таиланде, Турции. Но при этом никак люди не научатся смотреть дальше своей усадьбы: наводя у себя красоту и чистоту, они запросто могут прямо за оградой, на улице, где ходят туристы, устроить "задний двор". Но это вопрос уровня культуры, а над этим надо работать годами. Люди не умеют, а зачастую не хотят объединяться и целенаправленно развивать сельский туризм, выходя на более высокий уровень сервиса. Такая ситуация характерна сегодня, пожалуй, для всех сел и деревень. Поэтому, несмотря на спрос и тысячи гостевых домов в Республике Алтай, порядка здесь до сих пор нет – развитие происходит хаотично.

Главная проблема алтайского сельского туризма – его шашлычно-водочная направленность. Основная доля туристов едет сюда, я извиняюсь, водки попить. А основная доля жителей готова им для этого предоставить все условия, а вот развивать дополнительные услуги многие не хотят – для этого надо сойти с "накатанных" рельсов и делать что-то новое. Хотя построить дом и баню гораздо затратнее и сложнее, чем, например, организация проката велосипедов и другого спортивного инвентаря или проведение мастер-классов по ремеслам.

– Алтайский край, Вы сказали, менее развит?

– В целом да. В отличие от республики, в крае и нет такой задачи – туризм является приоритетным направлением развития лишь в некоторых регионах. И кроме того, в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года делается упор только на крупные туристические проекты, в то время как опыт многих стран показывает: сельский туризм может приносить очень серьезные доходы в бюджет, за счет него выживает население деревень и районов.

И в то же время в крае процессы более радужные: жители региона хотят работать в этом направлении, готовы учиться. У некоторых районов Алтайского края огромные перспективы развития сельского туризма при минимальных вложениях, при том, что сельский туризм позволяет обеспечить высокий уровень занятости и, при правильном подходе, гарантирует окупаемость.

Вы знаете, была в 2014 году на пятом Европейском конгрессе, как раз посвященном сельскому туризму. Там были участники из 40 стран, а из России была только я одна! Тема СТ звучит сегодня везде. В Алтайском крае тоже. Но как и что делать, чтобы это было системно, прибыльно, красиво и "вкусно", – народ не понимает, а власть будто и не хочет. Мы, бывает, привозим готовые программы для реализации, существуют грантовые конкурсы – то есть возможность получить деньги для реализации своих проектов по сельскому туризму, а люди просто отказываются от них – надо же думать, считать, работать...
На уровне власти же идет конкретный разнобой.

– Я так понимаю, не только на уровне соседних районов, но и на уровне двух Алтаев?

– Именно.

– А как сотрудничать Алтайскому краю и Республике Алтай, если они, наоборот, конкурируют?

– Властям такое сотрудничество невыгодно не по причинам коммерческой конкуренции. Мотивы тут политические.

Как правило, когда человек не с Алтая слышит слово "Алтай", перед глазами стоят горы, реки и озера все-таки республики. Хотя Алтайский край вкладывается серьезно в продвижение имиджа Алтая как туристического региона, например, активно участвует в международных выставках, создал хороший туристско-информационный центр, а слава идет вроде как Горному Алтаю. Но регионы разные, специфика туризма у них разная. И ведь в чем-то Алтайский край более продвинутый: туроператоры, железная дорога, более регулярные рейсы в аэропорту.

У регионов мало точек конкуренции, зато есть и могло бы быть еще больше точек взаимовыгодного сотрудничества. Алтайскому краю сложно наполнить программу отдыха на две недели, это обычно три-четыре дня. Из Москвы на пару дней сюда никто не поедет. Сотрудничая с РА, определив четко свою нишу, АК мог бы получить свои три-четыре дня с гораздо большего числа туристов, по факту приезжающих в республику, чем сегодня. Не сотрудничая, край получает только "своих" туристов, а "соседские" проезжают мимо, таким образом, край теряет свою выгоду. Но сразу поправлюсь: я сейчас говорю не о Белокурихе и "Бирюзовой Катуни", не о туристах, которые едут за лечением. Я говорю о более-менее независимых туристах, которые едут на Алтай попутешествовать. Вот они-то сегодня вообще игнорируют Алтайский край. Это надо исправлять. Здесь есть достойные районы. Люди, живущие в них, готовы работать и активно развивать сельский туризм. Туристы готовы осваивать новые пространства, не только Чуйский тракт. Друг без друга регионам сложно. Глупо делить единый Алтай.

– Насколько я понимаю, Вы далеко не в восторге от туристических мегапроектов?

– Раз они не закрываются, то все равно своих клиентов получают. Но я не вижу ажиотажа. Насчет игорной зоны "Сибирская монета" я вообще считаю, что это раковая опухоль на теле Алтая. Я против азартных игр и не считаю их полезными для человечества. И уж наш удивительный, "чистый" во всех смыслах Алтай вообще грешно засорять таким недобрым делом. Но это мое личное восприятие, я тут немного о другом хочу сказать. Те, кто поедет в игорную зону, не поедет в сельский домик – это принципиально разная целевая аудитория. Я уверена, что крупные проекты не конкуренты маленьким.

Эти мегапроекты не дают рабочих мест. Специалистов они привозят из городов, и спасибо, когда из алтайских городов. Никто из деревни горничными, крупье, инструкторами работать не будет. Просто потому, что их невыгодно обучать – гораздо проще привезти готовых специалистов.

А вот маленькие проекты дают занятость именно местному населению.

Система Orphus
Поделиться информацией:
Обсуждение
Добавить комментарий

Имя:

E-Mail:

Город:

Комментарий:

Код: