Интервью

Виктор Игнатенко: "Особенные выборы 8 сентября по традиционной схеме "
Виктор Игнатенко Особенные выборы 8 сентября по традиционной схеме

29 августа 2013 13:13

Выборы законодательного собрания Иркутской области, которые станут главным политическим событием региона в 2013 году, состоятся менее чем через две недели. Пока партии и их выдвиженцы призывают электорат ставить галочки в определенной графе бюллетеня, портал "Сибинфо" узнал у председателя областного избиркома Виктора Игнатенко, как возглавляемая им структура оценивает ход этой политической кампании.

– Виктор Васильевич, можно ли говорить, что выборы 8 сентября являются своеобразной вехой в российской избирательной практике в силу апробации изменений, произошедших в федеральном и региональном законодательстве, участия большего числа политических партий?
 
– Безусловно. Главная особенность этих выборов – более простые условия для выдвижения кандидатов в депутаты законодательного собрания Иркутской области: самовыдвиженцам необходимо было собрать полпроцента подписей избирателей от числа зарегистрированных на избирательном округе (это примерно 350-500 подписей, раньше надо было более двух тысяч подписей). Если кандидата выдвигала политическая партия (в том числе по одномандатному избирательному округу), в его поддержку не надо было собирать подписи. Раньше такой привилегией пользовались только парламентские политические партии.
 
Более либеральными стали и условия создания политических партий, их теперь намного больше, и в выборах в законодательное собрание региона участвуют 17 партий.

Еще одна особенность этих выборов в том, что участковые избирательные комиссии (всего их 1884) впервые сформированы на пять лет.
 
Теперь они будут работать постоянно, а раньше формировались только на период выборов, на две недели, для организации подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования на избирательном участке (после дня голосования их деятельность прекращалась).
 
– Для того чтобы пройти в законодательное собрание Иркутской области, партия должна преодолеть семипроцентный барьер. Бытует мнение, что это очень высокая планка для новых политических партий. Насколько оно обоснованно?
 
– Семипроцентный барьер для получения мандатов в главном законотворческом органе региона – это норма закона, и избирательная комиссия Иркутской области будет руководствоваться ею при распределении мандатов по результатам голосования. Но сейчас есть новшество – законодательством установленная гарантия получения одного мандата для тех политических партий, которые не преодолеют семипроцентный барьер, но преодолеют пятипроцентный барьер.

– Подготовка к выборам в законодательное собрание Иркутской области со стороны регионального избиркома отличалась от опыта предыдущих кампаний?
 
– Избирательная комиссия Иркутской области работает по закону, у нас только "законоисполнительная" функция. С увеличением числа партий, конечно, возрос объем нашей работы по проверке списков перед их заверением. Но в целом мы работаем по знакомому алгоритму, обеспечиваем организацию выборов в законодательное собрание Иркутской области.
 
Отмечу, что главный законодательный орган региона в составе 45 депутатов избирается на пять лет. В том числе 22 депутата избираются по одномандатным избирательным округам, а 23 – по единому областному избирательному округу (списки кандидатов в этом случае выдвигают политические партии).
 
Поэтому каждый избиратель Иркутской области, который 8 сентября придет на выборы, получит два бюллетеня: один по единому областному округу, другой – по одномандатному избирательному округу.
 
Кроме того, на двадцати одной территории Иркутской области будут проходить и муниципальные выборы (в основном – депутатов местных представительных органов), на этих территориях избиратели получат по три бюллетеня, а в Куйтунском районе, где предстоит выбрать мэра, – четыре.
 
– Увеличение числа участников этой избирательной кампании сопряжено с какими-либо существенными юридическими сложностями?
 
– Нет. Возникали сложности только организационного характера. Необходимо было подготовить серьезный объем информации по каждому из кандидатов, в том числе направить запросы о проверке достоверности их имущественного положения. Кроме того, требовалось изготовить 44 тиража бюллетеней: для каждого из 22 избирательных округов печатались два вида бюллетеней – по одномандатному и по областному округам.
 
– Как региональная избирательная комиссия на данном этапе, за две недели до выборов, оценивает "чистоту" кампании и корректность соперничества между политическими партиями?
 
– По итогам деятельности рабочей группы по информационным спорам при облизбиркоме в двух материалах выявлены элементы "черного пиара", один материал является подложным. По всем выявленным фактам нарушений проведения предвыборной агитации облизбирком направляет представления в правоохранительные органы.
 
– Много ли жалоб поступает от избирательных объединений в облизбирком?
 
– К настоящему времени в избирательную комиссию Иркутской области поступило 26 жалоб. В прошлую избирательную кампанию (2008 год) за две недели до выборов жалоб было примерно столько же.
 
Как правило, избирательные объединения и кандидаты обжалуют действия своих политических оппонентов. Например, какая-то партия распространяет агитационный материал, не оплатив его изготовление из избирательного фонда, другая партия это выявляет и обращается с жалобой в облизбирком с просьбой разобраться и пресечь распространение этого материала.
 
По итогам деятельности рабочей группы в избирательной комиссии Иркутской области было направлено свыше 10 представлений в ГУ МВД России по Иркутской области об изъятии и пресечении распространения незаконно изготовленных агитационных печатных материалов, которые не были оплачены из средств избирательного фонда.
 
Александр Шелягин

 

Поделиться информацией: