Интервью

Виталий Кашпур: "Это часто очень критически настроенные студенты, которые стремятся заглянуть за официальные фасады реальности"
Виталий Кашпур Это часто очень критически настроенные студенты, которые стремятся заглянуть за официальные фасады реальности

14 ноября 2012 17:42

Россия сегодня отмечает День социолога. Наука эта сравнительно молодая, но изучает она крайне важные и злободневные вопросы. К примеру, в конце XX века широкое распространение получило явление социологических опросов, которые сегодня являются неотъемлемой частью различных социологических исследований, частью информационного потока, самостоятельным информационным поводом и даже средством политической борьбы. О том, что такое социология сегодня и какие темы сейчас актуальны, ходят ли студенты на митинги, и многом другом "Сибинфо" рассказал заведующий кафедрой социологии Томского госуниверситета Виталий Кашпур.


- Поздравляем с профессиональным праздником! Что для вас День социолога?

— Спасибо за поздравления! Для меня этот праздник стал актуальным ровно пять лет назад, и с тех пор он имеет как профессиональный, так и биографический оттенок. Так получилось, что я защитил тогда кандидатскую диссертацию и коллеги меня впервые поздравили с Днем социолога. С тех пор стараюсь отмечать этот праздник.

— Сегодня в тренде техническое образование, ну и, конечно, экономическое с юридическим. Зачем люди идут учиться на социолога?

— Здесь есть различные мотивы. Часть студентов просто недобрала баллов, чтобы поступить на экономические специальности, а поскольку у нас по ЕГЭ общие дисциплины, они идут туда, где проходной балл ниже. Это, конечно, не основная часть студентов.

Большинство все же мотивированы, они действительно интересуются социологией, хотя поначалу и не имеют четкого представления о ней. Важно, что у них есть качество, присущее социологу, - любопытство. Это часто очень критически настроенные студенты, которые стремятся, выражаясь словами классика социологии Питера Бергера, заглянуть за официальные фасады реальности, понять, что же происходит на самом деле, а не слепо верить тому, что говорят по телевизору или с высокой трибуны.

— Какова сегодня главная проблема для социолога?

— Большой и нерешенный вопрос – чем же должна заниматься социология и кем должен быть социолог. Существуют две четко выраженные позиции. В первом случае социолог – это своего рода врач-диагност, который изучает общество, диагностирует проблемы, а решают их уже политики и общественные деятели. Это позиция чистой науки. Но есть и другая точка зрения: социолог не может оставаться в стороне и сам должен выступать в качестве политического и гражданского активиста. Единой точки зрения профессиональное сообщество до сих пор не имеет, и не только в России, но и во всем мире.

Сам я больше склоняюсь к первой позиции. Мне кажется, нужно разделять науку и политическую и гражданскую активность, поскольку, когда человек начинает заниматься активной борьбой с какими-либо общественными недугами, начинает размываться представления о том, что же такое социология – наука или социальная инженерия.

— Как в студенческой среде дело обстоит с отношением к протестной активности?

— Студентов интересуют более простые житейские темы. Например, какова идеальная семья, что движет студентом при выборе специальности. Тема протестной активности интересует, как правило, студентов старших курсов, у многих из них есть явный интерес к политике. Сейчас протестный тренд проходит, он не так актуален, что был год назад. Тогда были сомнения в честности выборов – в Томске около двух тысяч человек вышли на митинги. В этом процессе принимали участие и наши студенты.

— А какие темы сегодня наиболее актуальны и считаются самыми перспективными у сибирских социологов, в частности в ТГУ?

— Наш регион позиционирует себя как инновационная территория, является историческим центром образования и науки. В связи с этим центральными темами являются социология инноваций, социология образования, социология науки. Есть исследования, связанные с изучением предпринимательской среды, особенно малого и среднего бизнеса. Работаем также и над социологией молодежи – изучением социальной активности, гражданской активности.

У нас есть заказы, в том числе и из городской, и областной администраций. Изучаем то, что интересно не только нам, но и заказчикам. Одним из последних таких заказов было изучение проблематики гражданского и патриотического воспитания. Сравниваем те представления о патриотическом воспитании, которые заложены в органах власти, с теми, что действительно существуют у самой молодежи. Как они понимают, что такое "социальная активность", "патриотизм", и как они в этом участвуют.

— Хватает ли вам пространства кафедры социологии?

— Мы можем много чего хотеть, но есть политика Минобрнауки. Это тренд, который сформировался около четырех-пяти лет назад, связанный с сокращением бюджетного набора по гуманитарным специальностям и увеличения его по техническим. Реальность такова, что сегодня расширяться крайне сложно.

— Насколько такая ситуация вам представляется верной?

— У министерства свои соображения. Стране нужно создавать инновационную экономику, создавать модернизацию. При этом очень большой процент трудоустройства не по специальности наблюдается как раз среди выпускников технических специальностей. Эту ситуацию министерство и пытается переломить, правда, административной мерой. Мне это представляется не очень эффективным. Наверное, было бы более правильным создавать условия для развития промышленности и роста престижа и заработной платы в этой сфере. Тогда люди сами пойдут.

— Как вам рейтинг "эффективности-неэффективности" вузов?

— "Эффективность" – это прежде всего экономическое понятие, то есть ресурсы, капиталы и прочее. Критерии в этом рейтинге экономические. Но можно ли исходя из них делать выводы о качестве образования или принимать решения по слиянию и закрытию учебных заведений? Мне кажется, этот рейтинг должен быть дополнен двумя-тремя другими, где бы анализировались иные аспекты, и тогда уже можно делать какие-то выводы.


Павел Быковских

фото: tomsk-novosti.ru

Поделиться информацией: