Интервью

Елена Артемьева: "Сибиряки не спешат распоряжаться своей пенсией"
Елена Артемьева Сибиряки не спешат распоряжаться своей пенсией

5 июля 2012 09:36

Россияне с 1 июля 2012 года получили право подавать заявления на выплату своих пенсионных накоплений. Однако граждане не спешат распоряжаться своей будущей пенсией, часто даже не зная разницу между Пенсионным фондом России и Негосударственным пенсионным фондом (НПФ). О том, насколько сознательно будущие и действительные пенсионеры распоряжаются своими накоплениями, корреспондент "Сибинфо" спросила заместителя управляющего Отделением ПФР по Кемеровской области Елену Артемьеву.

– Елена Михайловна, как Вы можете охарактеризовать существующий уровень пенсионной грамотности у молодежи – у тех, кто только начинает работать?

– Конечно, молодежь меньше знает о пенсионной реформе, и вообще в пенсионных вопросах не так грамотна. Поэтому мы, например, в прошлом году организовывали разные проекты в Новокузнецке для студентов, которые только выходят в жизнь. В этом году мы тоже проводили обучение в университете и во всех кемеровских институтах.

Знаний у них, возможно, не так много, но желание знать точно есть. У тех, кто начинает работать, тоже недостаточно знаний. Но это объективно, поскольку у них есть мнение, что до пенсии еще далеко. А во-вторых, у них еще управлять-то нечем. Только работать начали.

– А у работающих граждан постарше уровень пенсионной грамотности выше?

– У поколений постарше – конечно. У них чем ближе к пенсии – тем больше интерес. И тем больше интерес, чем больше заработная плата. В этом случае работодатели делают больше отчислений в Пенсионный фонд, и естественны вопросы, куда они идут потом и каким образом будет назначаться пенсия.

Мы, конечно, стараемся всеми доступными методами проводить разъяснительную работу. Я не знаю, достаточно ли этого. Может быть, не совсем. Но, с другой стороны, наши усилия не напрасны.

– То есть граждане все же активнее распоряжаются своими пенсионными накоплениями?

– Я посмотрела динамику по заявлениям, которые нам дают застрахованные лица. Нужно учесть, что пенсионной реформе в этом году только десять лет, она не так давно и работает. Срок небольшой. А люди у нас могут принять решение, если уже есть какие-то положительные результаты. Еще тот кризис (2008 года) неудачный был. Поэтому сложно еще сказать. Самые прогрессивные, самые мыслящие, те, кто больше смотрит и видит, – только они пока подают заявления на перевод пенсионных накоплений в частный сектор экономики – в управляющие компании, либо в негосударственные пенсионные фонды.

Динамика, тем не менее, положительная. Вот, если в 2003 году у нас было подано всего 4,2 тысячи заявлений от граждан, то в прошлом году – 108,7 тысячи. Это в управляющие компании, но больше всего – в негосударственные пенсионные фонды. За шесть месяцев этого года 44 тысячи уже. При этом, конечно, и мы говорим, и информация везде проходит, что показатели у управляющих компаний и НПФ разные. И не всегда они даже покрывают уровень инфляции.

– Почему так происходит?

– Вся пенсионная реформа была задумана на растущем рынке – инфляция была высокая, но доходность еще выше. Но 2008 год нам показал, что результаты управляющих компании, с которыми работают и негосударственные пенсионные фонды (так как они сами не могут инвестировать накопления граждан), и Пенсионный фонд России, упали. Самый низкий предел был 55%.

Понятное дело, что в 2009 году они только восстанавливали свою доходность. За 2011 год результаты тоже не очень высокие. Только несколько частных управляющих компаний превысили уровень инфляции в 6,1% – они имели доходность 7,69%. А так до –17%. То есть компании еще не оправились от такого глубокого падения. Но у нас же деньги "длинные". Поэтому тем, кто только вступает в жизнь, мы так и объясняем, что все равно есть возможность увеличить свою доходность.

В этом году с 1 июля мы начали впервые выплачивать накопительную часть пенсии. Даже еще не начали выплачивать – только принимаем заявления на выплату. Так что люди потом сориентируются, когда увидят результат: как накопительная часть, которую они формировали, выплачивается. А значит, реально есть деньги. Тогда, наверное, и результат будет больше.

– Еще в прошлом году сообщалось, что россияне опасаются полагаться на негосударственные пенсионные фонды. Какова существующая ситуация в Кузбассе?

– В прошлом году, конечно, не все негосударственные пенсионные фонды красиво себя вели. И речь даже не о самих фондах, а о порядке их работы. Они работают с агентами. И вот эти агенты, не всегда порядочные, "подставляли" пенсионные фонды. Где-то базы брали, передавали друг другу. И получалось, например, что человек не подавал заявление, а ПФР прислал ему уведомление о том, что его средства переведены в какой-то Негосударственный пенсионный фонд. Потому что к нам поступило заявление от него и договор. Такие случаи были по стране.

К счастью, в Кузбассе ситуация не такая. У нас всего за прошлый год было подано 16 жалоб на НПФ. Причем не на те НПФ, которые с нами работали, заключали с нами соглашения об удостоверении подписей.

В принципе, негосударственные пенсионные фонды в Кузбассе заключают договоры со штатными работниками. Они работают с клиентской базой и еще потом осуществляют дозвон. То есть принес, например, штатный работник какое-то количество заявлений, и сотрудник в офисе по этим заявлениям осуществляет дозвоны – действительно ли эти граждане их подавали.

Это очень действенно. Часто бывают ситуации, когда человек берет в банке кредит, ему дают заявление, и он подписывает, даже если не совсем понял, что там. И еще бывали такие кадровые агентства. Когда человек приходит на работу, единственным условием является перевод его пенсионных накоплений в какой-нибудь корпоративный негосударственный пенсионный фонд.

У нас неурегулированных жалоб из тех 16 нет. Мы сообщаем НПФ, что есть жалоба, направляем копию и говорим – решайте вопрос. И либо они убеждают человека, что деньги-то не пропадут, и доводы свои приводят, что у них доходность высокая, либо человек переводит все свои пенсионные накопления из этого НПФ назад в Пенсионный фонд России. Так что у нас в Кузбассе ситуация не критична, конечно.

Марина Петренко

Система Orphus
Поделиться информацией:
Обсуждение
Добавить комментарий

Имя:

E-Mail:

Город:

Комментарий:

Код: