Интервью

Виктор Игнатенко: "Выборы могут быть неудобны для чиновников, но они заставляют держать себя в форме"
Виктор Игнатенко Выборы могут быть неудобны для чиновников, но они заставляют держать себя в форме

26 июня 2014 10:33

Власти Иркутской области приняли решение об обязательной процедуре выборов глав всех городов региона, воспользовавшись предоставленной федеральным центром альтернативой – выбирать мэров или назначать. Портал "Сибинфо" пообщался с первым вице-премьером правительства Иркутской области Виктором Игнатенко, который рассказал, почему прямые выборы лучше назначений, как совершенствуется в регионе система госзакупок, каким образом в Приангарье будет функционировать Уставный суд, какой результат должна принести административная реформа и что в целом изменилось в работе областной власти.

– Виктор Васильевич, в настоящее время Вы являетесь первым заместителем председателя правительства Иркутской области. Как известно, Вы уже работали в составе органов региональной власти. Что изменилось в структуре областной власти, насколько эффективной видится существующая настройка правительства?
 
– Да, я работал около двух лет в предыдущем составе правительства. Поэтому есть с чем сравнивать. Во-первых, более четко разграничены полномочия руководителей, конкретно определена компетенция каждого руководителя, объем ответственности.
 
Я, например, отвечаю за государственно-правовой блок. Здесь, когда я пришел работать в прошлом году, конечно, было очень много проблем. В частности, не функционировала комиссия по законопроектной деятельности. Хотя еще раньше она, кстати, работала. Поэтому были поставлены задачи улучшить работу государственно-правового блока. Теперь самые сложные и важные законопроекты еще до представления в законодательное собрание проходят так называемые нулевые чтения. Это новая и необходимая практика.
 
Затем у нас создано министерство юстиции, назначен министр. В этом году мы полностью сформируем эту структуру. К осени будет окончательно укомплектован штат. Проблема в том, что у субъекта Федерации в правовой области есть около 100 функций. А у нас реализовывалось около 60 функций. С этой целью и было сформировано министерство – чтобы улучшить правовую работу. Кроме того, региональный Минюст будет играть роль определенного правового фильтра, чтобы профилактировать нарушения прав и свобод граждан.
 
Помимо этого, Минюст будет заниматься правовым обеспечением деятельности губернатора и правительства, организацией законопроектной и экспертно-правовой деятельности, будет вести регистр муниципальных нормативных актов, проводить правовую экспертизу, будет координировать деятельность юридических служб министерств и ведомств.
 
Относительно последнего стоит сказать, что такой работой до последнего времени никто не занимался и здесь, конечно, работу нужно выводить на новый уровень. Кроме того, на министерство будет возложена функция реализации антикоррупционной политики. Как раз в этом году в Иркутской области принята антикоррупционная государственная программа, рассчитанная на несколько лет. Разговоры о ней шли в течение последних лет пяти, и в этом году она наконец принята.
 
– То есть сейчас в регионе формируется целостная антикоррупционная политика?
 
– Да. Принятая программа четко оговаривает, какую деятельность в этом направлении должны вести ведомства, где должен осуществляться мониторинг, какая ведется информационная и правовоспитательная работа.
 
Вообще, этот год начался с послания губернатора законодательному собранию. Этот документ рассчитан на 365 дней и в принципе – на ближайшую перспективу. То есть задана такая модель работы, когда губернатор ставит главные программные задачи, и не только перед правительством и органами местного самоуправления. В ближайшее время у нас как раз будет совещание по вопросу выполнения послания. Там поставлены задачи по всем областям – государственно-правовому строительству, экономической сфере, социальной политике.
 
– Как Вы в целом оцениваете то, как функционирует команда губернатора?
 
– Команда сформирована, правительство работает, и все ключевые фигуры определены. Все загружены работой. И принцип такой – если человек справляется, то он должен продолжать работать.
 
– Касательно анонсированной административной реформы... Какие первостепенные задачи стоят перед правительством Иркутской области в данном вопросе?
 
– Главная задача, которая была озвучена губернатором, – это совершенствование структуры исполнительной власти в регионе, оптимизация сети государственных учреждений, сокращение числа государственных служащих. Сейчас работа в этом направлении идет. Мы все основные предложения по оптимизации системы исполнительной власти должны подготовить к 1 сентября.
 
В частности, у нас по Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с 1 октября происходит сокращение 880 государственных служащих. Ряд функций будут выполнять не государственные служащие, а работники государственных учреждений. Для бюджета их содержание будет просто дешевле.
 
По оптимизации сети госучреждений поставлена задача – в этом году должна быть подготовлена нормативно-правовая база для введения аккредитации областных государственных учреждений. Раньше этого не было. Сейчас разрабатывается пакет нормативных актов, будут установлены критерии оценки эффективности, результативности деятельности всех видов учреждений. И в итоге каждое учреждение должно будет пройти систему государственной аккредитации.
 
Будет выясняться, насколько выполняются показатели деятельности, заданные учредителем. Каково качество их локальных правовых актов, какова финансовая дисциплина и так далее. С учетом этого будет выноситься оценка деятельности каждого отдельного учреждения.
 
Если выяснится, что какие-то учреждения дублируют функции, они будут объединяться. Какие-то учреждения будут ликвидироваться.
 
– Реформа реформой, а качество государственных услуг не пострадает от объединения?
 
– Как раз ставится задача, чтобы уровень услуг только повышался. Такого, что кого-то сократили и теперь никто не выполняет определенные функции, – не будет. В данном случае предусмотрены все вопросы поэтапности, синхронности и целесообразности с тем, чтобы не было никаких проблем с завалами в работе.
 
– Вы также курируете вопросы, связанные с контрактной системой. Есть ли в Иркутской области какая-то специфика и, скажем так, набор своих проблем?
 
– У нас образовано в прошлом году министерство контрактной системы, которое раньше имело статус агентства. Идет выстраивание контрактной системы с тем, чтобы у нас грамотно планировались все государственные закупки, были обоснованные нормативы потребностей по деятельности госучреждений, была единая методологическая база осуществления закупок.
 
Все эти вещи должны быть учтены и, кроме того, следует отслеживать качество приобретаемого оборудования или товаров, обоснованность их цены во избежание лишних трат, отсутствие коррупционных составляющих и так далее.
 
Мы ставим задачу, чтобы все учреждения осуществляли закупки в рамках единой системы и на единых методологических правилах. Мы отрабатываем элемент централизации на приобретение определенных товаров – например, жизненно важных препаратов в больницах. Смотрим, чтобы лечебные и образовательные учреждения закупали качественные продукты.
 
Вообще смысл контрактной системы не только в том, чтобы осуществлять операции по закупкам, но и в том, чтобы сначала была выстроена грамотная система нормативов, потребностей и так далее. Кроме того, все должно быть прозрачно. Что касается закупок для органов власти, то тут тоже нужно установить нормативы – какие транспортные средства, мебель, техника в каких ценовых коридорах, для каких целей и функционала. Все должно быть четко.
 
– Виктор Васильевич, не так давно губернатор подписал закон об учреждении Уставного суда Иркутской области. Как будет функционировать данный орган и в чем его особенности?
 
– Да, в мае в Устав Иркутской области были внесены поправки губернатором. Они приняты. То есть юридическими нормами суд учрежден. Подготовлен проект закона об Уставном суде, который осенью, скорее всего, будет принят. И мы предполагаем, что с 2015 года Уставный суд начнет свою работу.
 
В его составе будет пять судей. Основной задачей суда является проверка нормативных правовых актов органов местного самоуправления, всех ведомственных документов, законов, уставов муниципальных образований на предмет их соответствия Уставу Иркутской области. Помимо этого, суд будет разрешать споры между органами государственной власти. Также суд осуществляет толкование Устава Иркутской области как основного закона субъекта Федерации.
 
Отмечу, что мы являемся 18-м субъектом, который учреждает такой суд. В данном случае мы пошли по пути максимальной открытости суда и максимальной его доступности для граждан. В Уставный суд сможет обратиться любой гражданин, любой орган местного самоуправления, глава муниципального образования, прокурор области, уполномоченные по правам человека и правам ребенка, региональные отделения общественных организаций, если они считают, что какой-либо документ не соответствует уставу региона.
 
Мы как бы выстраиваем до конца систему разделения властей, предусмотренную Конституцией. Она предполагает такое устройство власти не только на уровне федерации, но и на уровне субъектов, когда все ветви разделены, имеют свою компетенцию, обеспечивают баланс.
 
Уставный суд достраивает модель разделения властей, поскольку тот же Иркутский областной суд не занимается толкованием устава, не осуществляет конституционное судопроизводство, и таким образом основной закон региона остается незащищенным. Так что модель достраивается в подлинном конституционном смысле.
 
Ведь только в такой системе балансировки может эффективно работать государственная власть. В данном случае контролировать нужно и законодательную, и исполнительную власти на предмет того, как их действия и правовые акты соответствуют уставу.
 
Ну и, кроме того, учреждение такого суда будет способствовать ответственности должностных лиц. Если в определенное время чиновники или представительные органы не выполняют решения Уставного суда – они отстраняются от должности или расформировываются. То есть должна быть система сдержек и противовесов, ответственности за принятие и применение тех или иных актов.
 
– Виктор Васильевич, нельзя не вспомнить о том, что сейчас в ряде муниципальных образований Приангарья наблюдаются конфликты на местном уровне власти – в Братске, Ангарске. В настоящий момент принято решение о сохранении прямых выборов мэров и органов представительной власти в муниципальных образованиях. По-вашему, это скажется на стабилизации ситуации?
 
– Конфликты на местном уровне бывают всегда и во всех субъектах Федерации. Без этого жизнь невозможна. Конфликт – это форма выражения какого-то противоречия. Понятно, что на местах они бывают разными. И не всегда, скажем, главы муниципальных образований или депутаты представительных органов руководствуются интересами муниципалитета. Иногда, видимо, руководствуются другими интересами. Не у всех, к сожалению, высокий уровень правовой культуры.
 
Главное, чтобы такие конфликты разрешались в соответствии с законом и от них не страдали люди. Если органы местного самоуправления, избранное должностное лицо не исполняют должным образом обязанности, то в таком случае должны работать механизмы их ответственности и перед населением, и перед государством.
 
Если депутаты местной думы по полгода не работают, не принимают бюджет, возникают конфликты, то должны быть четкие механизмы преодоления нестабильности.
 
Теперь о том, почему губернатором было принято решение сохранения выборов. Дело в том, что форма организации муниципальной власти на основе выборов в Иркутской области себя за последние 20 лет оправдала. Это очень хорошо, когда граждане не отчуждены от формирования власти. Нормально, когда на выборах соперничают кандидаты. В регионе такой подход продемонстрировал свою эффективность.

К тому же выборы – это же еще и экзамен. Должностные лица обязаны проходить периодически этот экзамен, чтобы не забывать, для кого они работают. Наконец, согласно Конституции РФ, источником власти в России является народ. Поэтому необходимо обращаться к населению, чтобы оно принимало главные кадровые решения.
 
Выборы всегда заставляют держать себя в форме. Да, возможно, для руководителей и чиновников это не самая удобная форма – легче всех назначать. Но надо думать о самом главном, ради чего работает местное самоуправление. Ради кого оно работает. Губернатор на этой модели настоял. В итоге мы соответствующий законопроект подготовили, а законодательное собрание его приняло.
 
– Ближайшей осенью состоится много выборных кампаний в муниципальных образованиях Иркутской области. Как человек, немало проработавший главой региональной избирательной комиссии, какие кампании Вы выделяете в качестве наиболее сложных, и есть ли уверенность в том, что выборы пройдут в честной и конкурентной борьбе?
 
– Выборов действительно очень много. Очень много и участников. И поэтому главное, чтобы избирательные комиссии работали в соответствии с законом. У нас избирком опытный, профессиональный. Я думаю, что они будут держать высокую планку.
 
Если говорить отдельно про кампании, то традиционно в Иркутске выборы депутатов городской думы у нас более политизированные, более конкурентные. Думаю, что будет интересная кампания.
 
В Братске – другая ситуация. Наблюдается затяжной кризис, городская дума не работает. Она признана нелегитимной. Там пройдут и выборы думы, и выборы мэра, который после своего избрания будет возглавлять местную администрацию. Это тоже шанс для выхода из кризиса, в котором оказался Братск. И я думаю, что граждане у ящиков для голосования поспособствуют разрешению этой нелегкой ситуации.
 
Непростая ситуация по Ангарску и Ангарскому району. Но будем надеяться, что выборы здесь станут формой разрешения накопившихся проблем. Выборы – это нормальный демократический способ формирования местной власти. Я знаю, что областная комиссия уже полгода готовится к выборам. У нас есть все предпосылки для того, чтобы выборы прошли на достойном уровне.
 

 

Система Orphus
Поделиться информацией:
Обсуждение
Добавить комментарий

Имя:

E-Mail:

Город:

Комментарий:

Код: