Интервью

Сергей Алексеев: "Повышение эффективности вузов невозможно без роста зарплат"
Сергей Алексеев Повышение эффективности вузов невозможно без роста зарплат

27 ноября 2012 17:19

Правительство Российской Федерации вновь строит планы по внесению изменений в систему среднего и высшего образования. Введение обязательной школьной формы, борьба с плагиатом курсовых и дипломных работ в вузах. Наконец, большой резонанс вызвал список неэффективных высших учебных заведений. Сотни вузов в стране ждет реформирование и реорганизация, а некоторые филиалы – закрытие.

О новшествах в системе образования и их региональных последствиях портал "Сибинфо" побеседовал с министром образования Омской области Сергеем Алексеевым.

– Сергей Григорьевич, считаете ли Вы объективным недавно опубликованный рейтинг эффективности вузов? Какова дальнейшая судьба омских филиалов, попавших в список неэффективных?

– По поручению президента Российской Федерации Владимира Путина был разработан перечень показателей для анализа эффективности деятельности образовательного учреждения, на основании которого и выстраивался рейтинг эффективности вузов. Очень важно, чтобы уровень обучения в российской системе российского высшего образования был максимально высоким, потому без открытости и прозрачности процессов в высшей школе нам не обойтись. Вместе с тем не все критерии мониторинга совершенны, они не могут полностью оценить итоги деятельности университетов, поэтому должна быть проведена серьезная аналитическая и организационная работа, участвовать в которой должны и региональные органы управления в сфере образования, и сами вузы, и эксперты.

Что касается Омской области, то в результате проведенного мониторинга, в котором участвовало девять вузов и шесть филиалов, выяснилось, что все наши вузы не имеют признаков неэффективности. На заседании рабочей группы межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений принято решение филиал ГОУ ВПО "Российский государственный профессионально-педагогический университет" оставить в списке филиалов с признаками неэффективности. Филиалу ФГБОУ ВПО "Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского" рекомендовано провести оптимизацию и представить программу развития.

– Чем так важно для сферы образования Омской области создание электронного университета?

– В соответствии с Федеральным законом № 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" в Омской области создана ассоциация некоммерческих организаций "Омский региональный электронный университет". Учредителями являются шесть ведущих государственных вузов региона. Ассоциация открыта для вхождения учреждений всех уровней образования и научных организаций.

Основной целью создания данной ассоциации является формирование единого научно-образовательного пространства для развития доступного непрерывного, многоуровневого и дополнительного образования. Работа в рамках ассоциации позволит при подготовке специалистов и проведении научных исследований повысить эффективность использования научного, научно-педагогического потенциала, материально-технических, учебно-лабораторных, информационно-коммуникационных ресурсов и библиотечных фондов.

– Министр образования РФ Дмитрий Ливанов намерен искоренить в вузах плагиат и коррупцию. Какие меры для борьбы с данными явлениями Вы считаете первостепенными?

– Основными мерами по искоренению в вузах плагиата и коррупции являются повышение зарплаты преподавателей, а также современная инфраструктура учебных заведений. Преодолевать пороки высшей школы необходимо с помощью конкретных инструментов. Изменить качество и повысить эффективность работы высшей школы невозможно без значительного повышения заработной платы профессорско-преподавательского состава и научных работников высшей школы.

Оплата труда научно-педагогических работников учреждений высшего профессионального образования будет доведена до уровня, соответствующего 200% от средней заработной платы по экономике регионов к 2018 году.

Инфраструктура учебных заведений требует дальнейшей модернизации. Необходимо построить кампусы, сделать их привлекательным местом для перспективных преподавателей и лучших студентов.

– Поддерживаете ли Вы введение единой школьной формы на территории региона? Не станет ли это проблемой в сельских школах?

– Разговоры о целесообразности введения школьной формы не утихают уже насколько лет, а осенью этого года значительно активизировались. Я поддерживаю введение школьной формы в образовательных учреждениях Омской области. Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к образовательному учреждению и гордости за него. Школьная форма дает возможность осознать себя учеником и членом коллектива, а также несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков.

Во-вторых, оказывает дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, он в любом случае будет строгим и деловым, не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы.

Относительно же второй части вопроса... думаю, что введение школьной формы не должно стать еще одной головной болью для родителей, которые иногда нигде не могут найти для своего ребенка одежду, которая удовлетворяла бы требованиям учебного заведения. Совсем строгие ограничения, думаю, ни к чему, пусть будет разнообразие, ведь школьная одежда – это целый набор вещей, которые могут свободно комбинироваться. Во многих школах города Омска школьная форма введена уже не первый год по решению родительской общественности и администрации школы, в ряде учреждений выработаны строгие требования к одежде обучающихся.

– Сенатор от Томской области Виктор Кресс анонсировал свою инициативу, согласно которой учителя малокомплектных школ могли бы сами приезжать к ученикам, а не наоборот. Насколько приемлема такая форма работы для школ Омской области?

– В Омской области сеть малокомплектных сельских школ составляет около 40% от общего числа общеобразовательных учреждений. Несмотря на то, что с 2009 года число обучающихся в таких учреждениях стало меньше примерно на 6 тысяч человек, мы не собираемся отказываться от подобных школ.

Однако малокомплектная школа должна не просто функционировать, она должна развиваться. В рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2012 году на оснащение общеобразовательных учреждений, в том числе и малокомплектных школ, выделено более 1 миллиарда рублей из федерального и областного бюджетов. При этом активно обновляется парк школьных автобусов. Организация подвоза обучающихся позволяет решить задачи повышения доступности и качества школьного образования, создать равные условия для обучения и воспитания детей как в районных центрах, так и в отдаленных селах. А также способствует их успешной социализации. Но мы не исключаем возможность учителям приезжать к ученикам из малокомплектных школ, такой опыт уже имеется.

Перспективным направлением работы для школ нашего региона считаю обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Возможности дистанционного образования существенно расширяют доступ к образовательным ресурсам не только детям-инвалидам, часто болеющим школьникам, но и обучающимся малокомплектных сельских школ, независимо от места проживания ребенка.
Это позволяет решить также проблему нехватки специалистов в образовательных учреждениях, которые находятся в небольших деревнях и отдаленных поселках.

– Работа на должности главы Омского муниципального района подразумевала сотрудничество с конкретными школами, вузами, учителями. Помогает ли этот опыт на вашей нынешней должности?

– Опыт любой практической деятельности, тем более управленческой, всегда востребован. Окончив Омский государственный педагогический институт, я навсегда связал свою профессиональную жизнь с образованием. Работал учителем, заместителем директора школы, директором образовательного учреждения, начальником муниципального управления образованием и заместителем министра образования. Поэтому, конечно, этот опыт для меня первостепенен и особенно ценен, хотя и управление муниципальным образованием позволило по-новому и в некоторых моментах даже по-другому взглянуть на природу многих управленческих процессов.

Марина Петренко

Поделиться информацией: