Интервью

Людмила Берлина: "Иркутская область выгодно отличается от сибирских соседей бюджетным "запасом прочности" "
Людмила Берлина Иркутская область выгодно отличается от сибирских соседей бюджетным

4 декабря 2013 13:13

Осень 2013 года ознаменовалась в Иркутской области тем, что был избран и приступил к своей работе новый созыв регионального парламента. На ряд насущных вопросов о жизни Приангарья порталу "Сибинфо" ответила председатель областного заксобрания Людмила Берлина.

– Людмила Михайловна, выборы 8 сентября несколько изменили расклад политических сил в заксобрании Иркутской области, появилась новая фракция. Можно ли говорить, что эти изменения уже сказались на работе депутатского корпуса?
 
– Одной из важных особенностей областного парламента второго созыва является то, что выборы депутатов проходили по новой схеме. Благодаря введению понятия "региональная группа" сегодня каждая территория Иркутской области увеличила свое представительство в законодательном собрании: от каждого избирательного округа избрано по два депутата.
 
Это означает, что муниципальные образования получили больше возможностей для продвижения своих интересов на региональном уровне. В целом депутатский корпус сегодня – это профессиональные компетентные люди, которые представляют практически все сферы экономики.
 
Многие депутаты имеют опыт законотворчества. Состав законодательного собрания обновился более чем на половину, что позволяет рассчитывать на новые свежие идеи и законодательные инициативы.
 
Все фракции политических партий, сформированные в законодательном собрании Иркутской области, в том числе новая фракция "Гражданская платформа", включились в активную работу. При этом есть уверенность, что в основе принимаемых депутатами решений будут лежать интересы жителей Иркутской области и стратегия социально-экономического развития территории. Это в конечном счете послужит стимулом для конструктивной позиции всех политических сил, представленных в областном парламенте.
 
Патриотизм – это и консолидация, и рациональная критичность, принципиальность и аргументы, это – то, что в совокупности дает результат и развитие.
 
– Как Вам кажется, в чем причина очевидных конфликтов между исполнительной и законодательной ветвями власти в Братске и Ангарске, которые наблюдаются в настоящий момент в этих муниципальных образованиях?
 
– Любое сложное политическое явление, в том числе политические конфликты, имеет в своей основе множество разноплановых факторов, однозначная оценка которых не всегда возможна... К сожалению, зачастую решающую роль здесь играют личные мотивы и нежелание участников конфликта находить компромиссы, которые рассматриваются ими как "личные проигрыши".
 
Что касается конфликтных ситуаций в отдельных муниципальных образованиях Иркутской области, могу сказать определенно: при этом страдают все жители территорий.
 
И чем скорее при активном и неравнодушном участии общественности муниципальных образований конфликты будут прекращены, а органы местного самоуправления заработают слаженно и конструктивно – тем больше актуальных проблем, волнующих жителей, можно будет решить.
 
Стабильная общественно-политическая ситуация – основа экономического развития, этот принцип напрямую касается и наших муниципалитетов.
 
– Людмила Михайловна, не секрет, что законодательные инициативы из региональных парламентов не так часто, как хотелось бы,  становятся законопроектами, рассматриваемыми в Государственной думе. Как Вы считаете, почему так происходит и как исправить такую ситуацию?
 
– Действительно, законодательных инициатив, исходящих из регионов, которые становятся федеральными законами, немного. Однако хочу отметить, что сейчас есть рациональный механизм, который позволяет при правильной организации работы обеспечить продвижение региональных инициатив. Это Совет законодателей, сформированный при Федеральном собрании Российской Федерации, сопредседателями которого являются спикер Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко и председатель Государственной думы Сергей Евгеньевич Нарышкин.
 
Членами Совета законодателей являются все председатели законодательных органов субъектов Российской Федерации. Деятельность Совета законодателей – тема отдельного разговора, но применительно к обсуждаемому вопросу хочу подчеркнуть: Совет стал хорошей экспертной площадкой инициатив субъектов Федерации, которой регионы могут активно пользоваться.
 
Что касается нерезультативных законодательных инициатив регионов, то этому есть целый ряд возможных причин. В их числе – объективные трудности, связанные со сбором и актуализацией авторами законодательных инициатив информации о возможных расходных обязательствах, вытекающих из законопроекта, в разрезе всей территории Российской Федерации.
 
Порой могут возникать сложности с оценкой регулирования правоотношений. Важнейшим моментом является необходимость учитывать общие, "сквозные" интересы всех регионов по проблеме. В целом актуальна и тема повышения профессионализма законодательных органов регионов как субъектов, обладающих правом законодательной инициативы.
 
Хотела бы отметить еще один аспект: сегодня существует немало механизмов решения волнующих регионы проблем и без использования права законодательной инициативы. Яркий пример – результаты работы Координационного совета по местному самоуправлению межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", на заседаниях которого вырабатываются рекомендации, которые направляются затем в федеральные органы власти и учитываются в последующем, например, различными министерствами правительства России.
 
Так, например, Министерство экономического развития России рассмотрело обращение по вопросам изменения порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которое было направлено Координационным советом, соответствующие изменения в порядок создания и работы комиссии были внесены, нас услышали на федеральном уровне.
 
В таком же ключе нами ведется планомерная работа по внесению изменений в Лесной кодекс. При наличии большого количества нерешенных проблем в Иркутской области считаю совершенно рациональным решение депутатов выходить с законодательными инициативами только на основе проработанных позиций, которые позволят иметь практический результат от законодательных инициатив жителям региона.
 
– Разрабатываются ли в настоящее время в законодательном собрании Иркутской области законы, которые будут внесены на повестку федерального парламента, и если да, то с какими вопросами они связаны?
 
– Мы готовим и будем рассматривать законодательную инициативу, которая касается вопроса увеличения количества мировых судей Иркутской области, наша инициатива поддержана Верховным судом Российской Федерации, мы получили соответствующее постановление Пленума Верховного суда РФ.
 
Законодательная инициатива направлена на повышение оперативности рассмотрения гражданских и уголовных дел, повышение доступности судебной защиты. От этого, безусловно, выиграют жители Иркутской области.
 
– Сейчас депутаты работают над законом о бюджете на 2014 год. Какие вопросы в главном финансовом документе Иркутской области вызывают наибольшие споры в парламенте?
 
– Мы готовим к третьему чтению проект закона об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Хочу подчеркнуть: в процессе обсуждения бюджета депутаты проявляют интерес и участвуют в дискуссиях по самым разным вопросам формирования бюджета.
 
При этом налажено самое тесное взаимодействие с правительством Иркутской области, благодаря которому есть возможность согласовывать позиции и получать дополнительную информацию по всем интересующим депутатов вопросам.
 
К сожалению, в связи с негативными событиями в мировой экономике сокращаются доходы наших крупнейших налогоплательщиков. Страдает налог на прибыль, а это один из краеугольных камней регионального бюджета. Тем не менее могу констатировать: благодаря грамотной финансовой политике региональных властей, в Иркутской области накоплен "запас прочности".
 
Этим мы выгодно отличаемся от многих наших соседей по Сибирскому федеральному округу. Это дает уверенность. Однако, какими бы резервами область ни располагала, мы обязаны на порядок повысить эффективность расходования бюджетных денег, жестко бороться с попытками нецелевых трат. Стратегия, которая обеспечила бы экономическую безопасность региона, одна: это развитие производства, внутреннего рынка, помощь региональным товаропроизводителям, работа по повышению производительности труда, в том числе – в бюджетной сфере.
 
Каждый вложенный рубль должен давать отдачу – тратить финансы бездумно, "на ветер" мы просто не имеем права. Одним из инструментов повышения эффективности является программный метод формирования и исполнения бюджета, который внедряется в регионе. Мы здесь "пионеры". Критерий истины – правоприменительная практика. Если возникнут "узкие" места – вместе с правительством области будем их преодолевать. Важно не стоять на месте в поиске решений.
 

Александр Шелягин

 

Поделиться информацией: