Интервью

Игорь Бобков: "Личное внимание президента к Сибири и Дальнему Востоку вселяет некоторые надежды"
Игорь Бобков Личное внимание президента к Сибири и Дальнему Востоку вселяет некоторые надежды

23 апреля 2012 15:32

Проект закона о создании Госкомпании по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока, который ставит целью усиленное развитие данных территорий, уже стал объектом обсуждения многих экономистов, политологов и прочих экспертов в самых разных сферах. Известно, что беспрецедентная по своим масштабам структура будет подчиняться напрямую президенту РФ и должна будет привлечь огромные финансовые ресурсы.

Одной из особенностей госкорпорации является то, что ей будет предоставлено право действовать без оглядки на федеральное законодательство в 16 регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Портал "СибИнфо", желая получить расширенные комментарии по данному вопросу от представителя власти в одном из регионов, попадающих в сферу интересов новой структуры, пообщался с лидером фракции ЛДПР в Народном хурале Бурятии Игорем Бобковым.

 

— Игорь Александрович, законопроект о создании госкомпании "Сибирь и Дальний Восток", в соответствии с которым предполагается частичный выход 16 регионов России, в том числе и Бурятии, из-под действия федерального законодательства и преследует цель развития указанных территорий, – это позитивная инициатива федерального центра?

— Во-первых, все-таки не совсем понятно, что такое "госкорпорация". Отчасти, по моему мнению, это не ново, поскольку стратегия развития Сибири и Дальнего Востока существовала и существует. Если же Сибири и Дальнему Востоку, пусть и в рамках некой госкорпорации, уделяется более значительное внимание с реальными инвестициями, то это, конечно же, очень неплохо. Предполагается более усиленными темпами развивать основную часть России – это хорошо. Я как житель Сибири только могу поддерживать данную инициативу, если она действительно будет адекватно отвечать на поставленные задачи.

— Понятно, что еще трудно говорить об этом, однако насколько эффективно, по-Вашему, данная структура будет работать?

— Главное то, что ей будет уделяться повышенное внимание с реальным выделением средств. Это, во всяком случае, позволяет надеяться на позитивные подвижки в развитии Сибири и Дальнего Востока. Мы в Сибири в силу определенных обстоятельств стали весьма скептичными гражданами. Но тем не менее если лично президент обращает пристальное внимание к данным проблемам, то это может только радовать, ведь именно за счет Сибири и Дальнего Востока держится вся страна.

— Нынешняя система распределения федеральных средств, внимание центра к социальным проблемам жителей основной части страны – насколько они адекватны?

— Конечно, я лично ее оцениваю как несправедливую непосредственно для населения, которое здесь проживает. Если посмотреть на взаимоотношения Москвы и Северного Кавказа, то возникает вопрос: чем мы в Сибири хуже? Я абсолютно уверен, что в системе распределения бюджетных средств должен работать подушевой подход с учетом специфики наших сложных климатических условий, удаленности от федерального центра. Это все должно присутствовать в обсуждении и практическом выделении субвенций.

Соответственно, должно быть уделено внимание чиновничьему аппарату – он не должен зашкаливать. Средства федерации идут на места, в дотационные и высокодотационные регионы, где огромное количество чиновников, которое абсолютно не нужно. Я совершенно не вижу в этом смысла. При таком подходе полностью нарушаются принципы социальной справедливости, когда некая прослойка в неблагополучных регионах имеет высокие возможности, а основная часть сибиряков себе этого совершенно не может позволить. Почему на сегодняшний день рядовому сибиряку гораздо проще слетать в Китай, чем в Москву или на Черноморское побережье? Это совершенно неправильно.

— Тогда с помощью каких конкретных инициатив этого можно достичь?

— Конкретно в руках президента РФ сосредоточено огромное количество полномочий – свыше 600. По сути дела, в своем распоряжении он имеет почти все – он может повышать довольствие военнослужащим, увеличивать пенсии и так далее. То есть возможность принятия целенаправленных мер, которые бы обеспечивали подушевой, равноправный подход к каждому члену российского общества. В таком случае население Сибири могло бы позволить себе достойный уровень жизни. Сейчас остро необходимо проявлять больше инициативы, делать конкретный уклон в адрес Сибири и Дальнего Востока. Пора уже переставать действовать в рамках Садового кольца. Стрелы, которые выпускают из Кремля, должны падать во всех точках России, а не падать в районе того же Кремля.

— В контексте вероятного создания госкорпорации "Сибирь и Дальний Восток" можно ли утверждать, что акценты федерального центра переставляются?

— Тут дело не в этом. Президент просто обязан как глава государства уделять внимание основной части страны. Без этого главное богатство, территории просто некому будет осваивать. А сейчас о чем говорить, если 70% предпринимателей хотят уехать за границу? Это крайне серьезный и опасный симптом.

— В этом контексте, при той ситуации, о которой вы говорите, насколько эффективно работает исполнительная власть в сибирских регионах?

— Как я могу оценивать адекватность глав сибирских регионов, если лично я никого не выбирал? Президент их назначает, прямых выборов не существует. Кто с кого должен спрашивать? В такой ситуации спрашивать может только президент со своих наместников, которых он ставил. Народ хочет видеть во главе своего региона сильного, волевого человека. Сейчас центр заставляет региональных глав развивать свои регионы, но не дает достаточного количества денег.

В данном случае нужно выделять необходимые средства и при этом жестко спрашивать их исполнение. В настоящий момент  у нас толком нет ни того, ни другого. Деньги выделяются, потом за неисполнением они идут обратно в бюджет Российской Федерации. На местах не хватает элементарной политической воли. Что у нас гоняются за этой пресловутой коррупцией? Надо просто выделять деньги и наладить жесткий спрос за их нереализацию на местах.

Александр Шелягин

 

Поделиться информацией: