Интервью

Юрий Абдуллаев : "Система ЕГЭ – пока самая прозрачная из всех остальных систем проверки знаний"
Юрий Абдуллаев Система ЕГЭ – пока самая прозрачная из всех остальных систем проверки знаний

1 июня 2012 14:07

Сдача Единого государственного экзамена в школах по всей стране в самом разгаре. Уже позади русский язык, информатика, биология и история. С чем Алтайский край подошел к новому экзаменационному сезону и куда ведет нас ЕГЭ, корреспондент "СибИнфо" спросил у заместителя начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Юрия Абдуллаева.


– Юрий Геннадьевич, каковы ваши прогнозы по результатам ЕГЭ в этом году? Какие предметы и почему могут быть сданы в этом году лучше, чем в прошлом?

– Алтайский край на протяжении последних двух лет занимает лидирующие позиции в СФО по результатам ЕГЭ. Он входит в тройку регионов по среднему баллу. Мы уступаем только Томской области и Красноярскому краю. Мы в пятерке лидеров по литературе, химии, физике, информатике.

Лучше, чем в предыдущие годы, мы сдаем историю. Нас радует и физика. Прежде всего потому, что второй год подряд этот предмет занимает вторую строку по выбору, уступает только обществознанию. В этом году физику будут сдавать более четырех тысяч человек. И это важно. И в этом году мы ожидаем успехов по физике.

В прошлом году прирост среднего балла был по всем предметам. Это позволяет нам надеяться и на рост качества подготовки выпускников в этом году. Кроме того, на сайте краевых методических объединений в течение года была организована горячая линия для учителей по вопросам методической подготовки сдачи ЕГЭ по всем предметам. Разработаны методические рекомендации по материалам сдачи ЕГЭ именно алтайскими школьниками.

– Как с русским и математикой?

– Эти два обязательных предмета требуют наибольших усилий. Здесь на полбалла, на один балл, но пока мы ниже среднероссийских показателей. Именно этим предметам мы и уделили особое внимание в прошедшем учебном году. Поэтому мы ожидаем улучшений по нашим ключевым позициям. Мы надеемся на то, что по русскому языку и математике наша системная работа даст результат.

– ЕГЭ существует в стране уже почти 10 лет. С какими принципиальными проблемами по его функционированию уже удалось разобраться?

– Действительно, ЕГЭ подходит к своему первому десятилетию. В Алтайском крае эксперимент начался с 2003 года.
За это время существенно улучшены контрольно-измерительные материалы. В этом году заданий, рассчитанных просто на попадание в клетку, гораздо меньше. КИМы позволяют ученику больше раскрыться, выбирать варианты, а не угадывать.

Утверждение, что в школах сегодня на ЕГЭ "натаскивают", считаю дилетантским.

Можно натаскать на то, чтобы правильно поставить галочку в клетке, но нельзя натаскать на прекрасное написание эссе. Если ты знаешь предмет, то ты сдашь ЕГЭ хорошо. А если не знаешь, то не сдашь его, как и при любом другом способе итоговой аттестации.

Что касается процедуры ЕГЭ, то она отработана. Когда в прошлом году наши ребята из региона поступили в более чем 130 вузов страны – это самый главный показатель того, чем ЕГЭ хорош. Экзамен позволяет большему числу детей обеспечить доступность высшего образования. С первого же года проведения экзамена количество сельских школьников, поступивших в вузы, существенно выросло. В этом отношении я согласен с новым министром образования Дмитрием Ливановым, который говорит, что стране необходима единая система оценки знаний.

– А недостатки?

– Они есть, были и будут у любой системы оценки. Но есть более объективные системы, а есть менее. Я считаю, что эта система сегодня более объективная. Другой вопрос, что ЕГЭ не может являться единственной формой итоговой аттестации.

Поэтому сегодня федеральный центр и мы активно работаем по поручению президента над проблемой дополнения ЕГЭ измерением результатов внеурочной деятельности. Тем более, что в новых стандартах ей уделено особое внимание.

Система ЕГЭ сегодня пока самая прозрачная из всех остальных систем. Именно поэтому она действует и в США, и в Европе, и у нас.

– Про госэкзамен говорят много и хорошего, и плохого. Замечаете, что плохого с каждым годом все-таки меньше?

– Безусловно. Меня радует, что формирование общей оценки об экзамене изменилось не только у учеников и их родителей, но и в педагогической среде. Ведь учителей это очень беспокоило первое время, поскольку это проверка и их работы.

Я хочу отметить, что у нас в управлении в этом году горячую линию по вопросам ЕГЭ даже сложно назвать горячей. Звонков не много. Думаю, одна из причин в том, что в этом году мы возобновили практику краевого репетиционного ЕГЭ. В апреле за счет средств краевого бюджета был проведен бесплатный пробный экзамен по математике.

– Алтайский педагог вошла в состав федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов. Чем такое представительство полезно Алтайскому краю?

– Наше профессиональное сообщество педагогов получает возможность напрямую влиять на разработку КИМов. Ведь, во-первых, у нас очень много школьников – мы один из самых школьных регионов страны – почти четверть миллиона учеников! Во-вторых, мы сельский регион, а разработчики контрольных материалов в основном городские. С другой стороны, мы сможем напрямую передать нашим педагогам те установки, технологии и проблемы, которые отмечают разработчики КИМов. А это серьезное профессиональное сообщество.

– В этом году общественные наблюдатели смогут присутствовать не только на самом экзамене, но и на рассмотрении апелляции. Как вы считаете, это позитивное изменение, и почему?

– Чем прозрачнее процедура, тем лучше. Я считаю, что сегодня главное – формирование позитивного и честного имиджа ЕГЭ.

В Алтайском крае работает около двух тысяч общественных наблюдателей. Еще одно новшество этого года: зарегистрироваться общественным наблюдателем можно не только до начала проведения экзаменационной кампании, но и во время.

Присутствие общественных наблюдателей воспитывает и самих организаторов экзамена, позволяет обществу более широко взглянуть на процедуру.

И ребята уже не так боятся ЕГЭ, как это было несколько назад.

Беседовала Александра Черданцева
 

Поделиться информацией: