Интервью

Сергей Зубов: "Летчики – это суеверный народ с большим чувством юмора"
Сергей Зубов Летчики – это суеверный народ с большим чувством юмора

19 февраля 2010 13:06

 

Он грезил небом еще с детства, и, когда конструировал макеты самолетов в модельном кружке, уже твердо знал: когда-нибудь он сядет за штурвал настоящего. Сегодня Сергей Зубов - один из опытнейших летчиков-спасателей отдела авиации Сибирского регионального центра МЧС. Более 20 лет он остается верен марке вертолета Ми-8. Именно с него он начинал свою летную карьеру. Говорит, что это одна из самых надежных машин.
 
Сергей Зубов принимает участие, как правило, в самых сложных ЧС, которые происходят на территории Сибири. Оно и понятно: такую ответственность поручают только лучшим пилотам, среди которых и подполковник Сергей Зубов, старший инспектор-летчик – начальник службы безопасности полетов отдела авиации Сибирского регионального центра МЧС России. В прошлом году он был признан лучшим летчиком авиации МЧС России.
 
 
- Сергей, расскажите, когда вы твердо решили, что станете летчиком?
- У меня никогда не было выбора, кем быть в будущем, потому что я всегда, буквально с детства, мечтал стать летчиком, даже занимался в модельном кружке. Не знаю, откуда это взялось – у меня ведь никто из семьи даже близко не был связан с авиацией. Но почему-то у меня всегда было такое убеждение, что я буду летчиком.
 
- Как получилось, что Вы стали именно летчиком-спасателем?
- После училища (Сергей Зубов закончил Уфимское военное авиационное училище. –Прим. ред.) я отслужил в Министерстве обороны. В 1998 году было сокращение, я узнал, что есть спасательная эскадрилья в Красноярске, приехал к командиру, показал уровень своей подготовки, и меня взяли спасателем. Мне самому это было интересно, хотелось сначала просто поработать здесь спасателем, потом - понравилось. И вот уже 11 лет я в Красноярске, и ни о чем не жалею.
 
- Какие случаи в Вашей практике были наиболее яркими и запомнились больше всего?
- Интересные случаи были в Тыве, Кызыле – все на пожарах. Тогда мы забрасывали на место ЧП группы пожарных. И вот как-то раз на обратном пути мы слышим: на радиосвязь выходит группа. Они нам говорят: «Ребята, вы на вертолете, вытащите нас. Пожар обходит, продержимся еще полтора-два часа, не больше, нас уже накрывает». А мы даже не знаем, кто они, где они. В итоге, ориентируясь по местности, проходя ущелья, мы на них все-таки вышли. Я смотрю, а там действительно их огонь уже окружил, приближался к краям поляны. Когда наш вертолет садился, уже деревья на поляне начали вспыхивать одно за другим. Картина – прямо как в фильме «Экипаж»! Но группу вытащили, все живы, здоровы.
 
- У Вас никогда не возникала мысль все бросить и заняться чем-то более безопасным, ведь работа не из самых легких?
 - Бросить? Слава богу, пока нет (смеется.) Пока здоровье есть (по примете постучал по деревяшке), буду летать!
 
- В одном из интервью Вы отметили, что летчики, как правило, люди суеверные. А какие приметы есть у Вас?
- Летчики - это суеверный народ. Во всяком случае, мы не любим черную кошку перед полетом, не фотографируемся перед вылетом, стараемся не говорить слово «последний» полет, обязательно слово «крайний» полет. Но это, скорее, общие приметы. А на самом деле у каждого летчика есть еще свои, индивидуальные приметы. Но про них рассказывать не буду – это секрет.
 
- Что в Вашей работе самое сложное, ну кроме риска, естественно?
- Риск как раз не самое сложное в работе. Ведь каждый день, каждую минуту надо быть сконцентрированным в полете, нужно быть готовым к усложненной ситуации и выполнять свою работу. Всегда летчик должен быть готовым, если у него откажет авиационная техника или что-то случится. Иногда расслабляешься, конечно, в полете, но всегда нужно уметь правильно и грамотно действовать в усложненной обстановке и быть к ней готовым. О риске мы даже не думаем. Ну что вообще значит риск? Если летчик рискует, значит он действует неправильно, летчик не должен рисковать. Все должно быть обдуманно.
 
- Профессия летчика-спасателя – удел далеко не каждого. Какой характер должен быть, чтобы этим заниматься?
- Твердым! Человек обязательно должен быть выдержанным… и, желательно, с чувством юмора. Иногда это спасает.
 
Справка: Сергей Зубов родился в Калуге в 1969 году, закончил Уфимское военное авиационное училище, какое-то время служил в частях авиации Министерства обороны, а в 1998 году пришел в 136-й отдельный вертолетный отряд Восточно-Сибирского регионального центра по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, который в феврале 2000 г. был переформирован в 235-ю отдельную смешанную эскадрилью Сибирского регионального центра ГОЧС и ЛПСБ - войсковую часть 15543, а с 1 октября 2006 года - в Авиационную базу СРЦ. Начал Зубов служить в качестве командира экипажа, а в отдел авиации регионального центра в 2007 году перешел уже с должности заместителя командира части.
 
Сергей Зубов принимал участие в ликвидации последствий большинства чрезвычайных ситуаций, которые случались в Сибири. Так, с мая по июль 2002 г. тушил лесные пожары в горной местности в условиях плохой видимости на территории Республики Тыва.
29 сентября 2003 года - первым вылетел в район населенного пункта Кош-Агач Республики Алтай для оказания помощи населению, пострадавшему от землетрясения.
В апреле-мае 2001, 2003, 2004, 2006 гг. выполнял взрывные работы по ликвидации ледяных заторов на реках Томской, Кемеровской областей, Красноярского края, эвакуировал пострадавших из подтопленных районов, доставлял гуманитарные грузы.
С 2000 по 2009 год неоднократно выполнял полеты на поиск и эвакуацию пострадавших в труднодоступных горных районах на территории Сибирского региона.
С 17 по 28 августа 2009 г. подполковник Зубов руководил работой авиации регионального центра по доставке спасателей, оборудования к месту аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, полетами с внешней подвеской ВОП-3 по уничтожению разливов масла на реке Енисей. Это были 10 дней напряженной работы, на пределе сил.
 
Сергей имеет квалификацию «Летчик 1-го класса», его общий налет составляет 2500 часов. Только за 2009 год он налетал 105 часов.
Подполковник Зубов награжден многими наградами: «За безупречную службу» всех степеней, «Участнику чрезвычайных ситуаций», почетным знаком «Почетный пожарный Тувы» и т.д. В 2009 году его признали лучшим летчиком авиации МЧС России.

 

Фото из личного архива С. Зубова

Система Orphus
Поделиться информацией:
Обсуждение
Добавить комментарий

Имя:

E-Mail:

Город:

Комментарий:

Код: