Интервью

Илья Пономарев : "Технологическая конкуренция в строительстве отошла на второй план после конкуренции за административный ресурс"
Илья Пономарев Технологическая конкуренция в строительстве отошла на второй план после конкуренции за административный ресурс

8 апреля 2013 16:05

Саморегулирование в строительстве существует в России с 2009 года. Для больших успехов рано, для больших корректировок – самое время. В минувший четверг, 4 апреля, в столице Алтайского края прошел VII Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в строительстве, где обсуждались основные проблемы и успехи СРО. В рамках пресс-подхода на вопросы журналистов, в том числе и корреспондента портала "Сибинфо", ответил бывший заместитель министра регионального развития, а ныне руководитель аппарата совета Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Илья Пономарев.

– Илья Вадимович, в чем вы видите основные проблемы строительной отрасли?
– Отсутствие стратегий территориального развития на федеральном уровне, отсутствие стратегии прогноза размещения новых точек роста регионального продукта. Это создает центростремительные тенденции в целом в инвестициях, а это очень плохо. Чем больше территорий для проживания и для бизнеса мы сделаем пригодными в стране, тем лучше. Это уберет спекулятивные тренды, которые существуют в столицах, когда все туда съезжаются, ухудшая жизнь сами себе, повышая цену жизни. Но инфраструктурные ограничения пока не дают возможности комфортно жить в пригороде. Задача, может, не столько строительная, сколько социально-экономического прогнозирования. Мы ее видим. Когда мы говорим о предпринимательском климате, у нас конкуренция в сфере технологий, в чем по идее сильны строители, ушла на второй план после конкуренции за административный ресурс.

– А непосредственно проблемы СРО?
– Из-за избыточной либерализации отношений членство в СРО обязательное, в соответствии с законом. Организация становится членом объединения с момента регистрации в Ростехнадзоре и перестает ею быть только после отмены регистрации в том же Ростехнадзоре. НОСТРОЙ никого в члены не принимает и не выгоняет, потому что не имеет такого права. Наше воздействие на злодеев ограничено внушениями, хмурыми бровями, общим порицанием. Это, на мой взгляд, не совсем правильно. Может, и не лишать статуса, но исключать из своих рядов – разумная мера для тех, кто не хочет соблюдать общие правила и режим. Поэтому сейчас идет речь о том, чтобы увеличить работу по нормативно-правовому регулированию, вносить изменения в законодательство, и думаю, что мы ситуацию откорректируем.

Сейчас становление системы СРО произошло, теперь надо выходить на эффективную работу. Нужна прозрачность процедур, всех потраченных средств НОСТРОЙ.

– Совсем недавно вы были чиновником, теперь вы в НОСТРОЙ. Есть ли какое-то недопонимание тех и других, каким должно быть саморегулирование и в целом строительная отрасль?
– Думаю, особых противоречий нет. Во всяком случае, я не сталкивался. Но есть достаточно рискованный тренд избыточного заигрывания с бизнесом. Даже представители крупного и крупнейшего бизнеса понимают необходимость дисциплины, ограничений. Но это не всегда совпадает с мнением правительства, которое настаивает на максимальной либерализации. Я за все хорошее, но без фанатизма. Давая максимальную свободу всем на любом рынке, мы должны позаботиться и о продающих, и о покупающих. Если мы введем свободу регулирования в строительной отрасли, у меня нет уверенности, что мы обеспечим необходимое качество и безопасность. Мы, конечно, сделаем отличный предпринимательский климат – и опасную среду в стране. В НОСТРОЕ это понимание есть, и, думаю, объединение сможет создать негосударственную систему приоритетов, иерархий, которая позволит через финансовые, страховые механизмы выполнять те же регулятивные функции не в режиме палки и надзора, как это при государственной модели, а в режиме экономических мотиваций.

– Не слишком ли большие цели ставит государство перед СРО?
– Цели выполнимые. Вопрос в том, что СРО – это структурирование одной из отраслей бизнеса. Все строители знают, как делать свою работу качественно и правильно. Единственная задача – сделать внутренние правила, которые успешным приносили ли бы больший успех, а недобросовестным товарищам не позволяли бы долго существовать на рынке.

Проблема 94-го закона (ФЗ № 94 – закон о госзакупках. – Прим. ред.) в недобросовестной конкуренции, когда человек, не имеющий должного опыта и компетенции, вдруг выигрывают подряды, после чего тень падает на всю строительную отрасль. Если есть возможность отрегулировать это механизмом саморегулирования, то это хорошо.

– Контрактная система (ФКС) будет лучше 94-го закона?
– Ваш губернатор (Александр Карлин. – Прим. ред.) высказал отличную мысль: плох правовой нигилизм, когда люди к законам относятся как к чему-то виртуальному, плохо и то, что кому-то кажется, что все можно прописать в законе. Повторюсь, нужно создавать механизмы, которые сделают более эффективным добросовестное поведение. А его-то и должно создать профессиональное сообщество.

Беседовала Александра Черданцева

Поделиться информацией: