Список экспертов
Мазур Алексей, политолог

Невозможно замалчивать проблему, которая может "прорвать" в любой момент


 

Российский бюджет устроен таким образом, что большая часть налогов сосредоточивается в федеральном бюджете. Если бы все налоги, собранные в регионах, в регионах бы и оставались, то дотационных регионов было бы гораздо меньше. Но данное устройство бюджета соответствует логике "вертикали власти" - внизу выкручивайтесь, как хотите, а мы тут будем делать "национальные проекты", стройки века и с барского плеча давать регионам "дотации". Насколько мне известно, по линии "Единой России" был негласный запрет на поднятие темы несправедливости распределения налогов. Но ситуация стала настолько вопиющей, а давление "снизу" настолько серьёзным, что запрет начал нарушаться.
 
Кроме проблемы несправедливости в распределении средств между центром и регионами, есть ещё проблема эффективности. Посыл всей идеологии "вертикали власти" состоял в том, что внизу – вопиющая некомпетентность и корыстолюбие, и бороться с этим можно только жёстким контролем и регламентацией из центра. Однако время показало, что федеральные структуры ничуть не менее склонны к "порче". С другой стороны, становится очевидным вопиющее противоречие того, что требуется населению, и того, что рекомендует, продвигает и финансирует федеральный центр. Населению требуется инфраструктура шаговой доступности и социальная поддержка, а федеральный центр предпочитает финансировать "стройки века" федерального и регионального масштаба. Рискну предположить, что существенный вклад в такой перекос вносит тот факт, что на строительстве "больше откат".
 
Но невозможно замалчивать проблему, которая может "прорвать" в любой момент. Так как проблемы устойчивости "вертикали власти" нарастают, нарастает и беспокойство у представителей высшего эшелона власти. Отсюда попытки то "завинтить гайки", то, наоборот, "добавить люфта".
 
Нас ждут перемены ровно в той степени, в которой мы готовы их добиваться. Не будь нарастающего недовольства внизу, угрожающего проигрышем на выборах и другими неприятностями, федеральный центр бы только продолжал стягивать полномочия и финансы "на себя". Что же касается института сити-менеджмента, то его введение просто переносит тяжесть борьбы с выборов мэров на выборы депутатов, что может быть даже полезно.
 
Мне кажется, перемены будут, и довольно скоро. Они собственно, уже идут, но пока – "в глубине народного сознания". Самым характерным свидетельством предстоящих перемен является общее раздражение и разочарование решением Путина идти на третий срок. Люди думают, что всё предопределено, и им это не нравится.
 
 
Вообще, положение дел во взаимоотношениях центра и регионов очень далеко от оптимального. Федеральная бюрократия, начав стягивать на себя полномочия и финансы, зашла далеко за рамки разумного.
 
Есть две проблемы. Первая – те люди, которые принимают решения о том, как потратить народные деньги, имеют весьма смутное представление о нуждах этого самого народа. Они далеко от него физически, морально и материально.
 
Вторая проблема – федеральная бюрократия не способна обеспечить контроль за расходованием средств. А народ, даже в лице своих муниципальных и региональных избранников, лишён такой возможности. Раньше можно было ссылаться на отсутствие гражданского общества и на то, что федеральные чиновники лучше как менеджеры. Но сегодня федеральный аппарат разложился, возможно – окончательно, а на местах стали возникать зачатки гражданского общества. Не исключено, что во многих регионах, в Новосибирске например, расходование средств будет более эффективным "на местах", чем "из центра". Особенно, если центр окажет гражданскому обществу хотя бы информационную помощь.
 
Сейчас же ситуация с разрывом между Москвой и большинством остальных регионов, конечно, ненормальная, и она чревата центробежными явлениями. Кроме того, у нас большинство членов парламента, правительства – это жители Москвы, живущие в других реалиях, чем управляемый народ. Отчасти поэтому принимаемые государством решения зачастую просто неадекватны.
 
Но оптимального устройства на все времена и для всех регионов не существует. Чтоб Россия оптимально управлялась, нам надо поставить с головы на ноги систему отношений между властью и народом, нам надо полностью изменить принципы функционирования бюрократии, создать её заново. Тогда можно будет выстроить оптимальную систему управления. Распределение полномочий между центром и регионами – важная проблема, но она далеко не самая важная из проблем, стоящих перед Россией.
 
Мне кажется, Путин до конца будет стремиться сохранять контроль над всем и вся, а это несовместимо с федерализмом. Думаю, что в первую очередь о своих правах заявят не регионы, а местное самоуправление. Собственно, кое-где это уже происходит.

 


Участвовать в обсуждении