Список экспертов
  • Злочевский Аркадий

    президент Российского зернового союза
    В России
  • Пузырев Андрей

    заместитель начальника ГУ МЧС по Новосибирской области
    Новосибирская область
  • Безделов Александр

    директор Института регионального развития
    В России
  • Куцев Максим

    замдиректора по науке Южно-Сибирского ботанического сада АлтГУ
    Алтайский край
  • Гершгорин Владимир

    директор Новокузнецкого филиала-института КемГУ
    Кемеровская область
  • Алдаров Кузьма

    замминистра сельского хозяйства Иркутской области
    Иркутская область
  • Ревина Яна

    ассистент кафедры клинической психологии факультета психологии НГУ
    Новосибирская область
  • Рижинашвили Джордж

    заместитель председателя правления Русгидро
    В России
  • Бурутин Александр

    советник президента России
    Омская область
  • Зинов Владимир

    декан факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
    В России
Хлопонин Александр, губернатор Красноярского края

Главная цель наших предложений - акцентирование региональной специфики и адаптация федеральных решений к нашим условиям


Краевое Правительство сейчас разрабатывает следующий пакет мер, направленных на поддержку жилищного строительства и машиностроения. Эта работа ведется уже с учетом пакета федеральных мероприятий, обсуждаемых нами сегодня. В свою очередь мы предлагаем Правительству рассмотреть ряд предложений, которые также считаем очень важными.

Предлагаем учесть в перечне мероприятий продолжение финансирования крупных инвестиционных проектов, которые реализуются за счет средств Инвестиционного фонда и находятся в высокой степени готовности.
 
Приведу лишь один пример: консервация  проекта комплексного освоения Нижнего Приангарья потребует дополнительно 80-и млрд. рублей. Кроме того, отказ от аналогичных проектов приведет к снижению инвестиционного спроса. Это в свою очередь  обусловит сокращение заказов для предприятий и создаст угрозу массовых увольнений.
 
Предлагаем предусмотреть возможность предоставления целевых бюджетных кредитов бюджетам регионов для возврата налоговых переплат за 2008 год.
 
В связи со снижением цен на цветные металлы в Красноярском крае сформировалась переплата по налогу на прибыль в размере 10,2 млрд. рублей. Кроме этого существуют риски возврата из консолидированного бюджета еще 2-х млрд. рублей текущей переплаты. Очевидно, что без поддержки федерального бюджета на возвратных условиях регион самостоятельно такую проблему не решит.
Необходимо определить в качестве одного из главных условий господдержки системообразующих предприятий урегулирование взаимоотношений с контрагентами – в виде либо своевременных расчетов, либо  реструктуризации задолженностей.
 
В крае уже есть прецеденты организации системной работы таких предприятий по сокращению кредиторской задолженности путем ее дисконтирования, несвоевременных расчетов с поставщиками и подрядчиками. В первую очередь это касается компании «Русский алюминий».
 
Давайте, в конце концов, определимся что является основным признаком системообразующих предприятий. То, что их владельцы числятся в списках «Форбс»? Или то, что они образуют большое количество хозяйственных связей? Именно на защиту такого рода связей и должна быть ориентированы государственные преференции.
 
В разделе Программы «Повышение промышленного потенциала» предлагаем предусмотреть мероприятия по созданию государственной лизинговой компании промышленного машиностроения или расширить функции «Росагролизинга».
 
В условиях роста процентных ставок коммерческий лизинг фактически невостребован. Длительность производственного цикла и относительно невысокая рентабельность машиностроения не позволяют финансировать оборотные средства за счет банковского кредита.
 
В таких условиях актуальной и своевременной мерой стимулирования спроса на продукцию машиностроения является государственный лизинг, что подтверждено эффективной зарубежной практикой.
По нашему мнению следует внести изменения и в Налоговый кодекс - необходимо предоставить субъектам полномочия устанавливать основания, условия и порядок отсрочки уплаты налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональные бюджеты. Кроме того, регионы должны обладать полномочиями для предоставления инвестиционного налогового кредита по этому налогу.
 
В условиях дефицита финансовых ресурсов и повышения требований банков к заемщикам потенциальные инвесторы отказываются от реализации программ развития. В этой ситуации инвестиционный налоговый кредит может являться более дешевой альтернативой банковскому.
 
Необходимо ускорить реализацию решений, принятых в отношении лесного комплекса на совещании у первого вице-премьера Виктора Алексеевича Зубкова в декабре прошлого года.
Эти решения позволят предприятиям отрасли существенно поддержать недостающее оборотное финансирование.
 
Я имею ввиду предоставление беспроцентной отсрочки по уплате арендных платежей за пользование лесными участками в федеральный бюджет до конца 2009 года.
А также - изменение тарифного класса перевозки грузов лесобумажной продукции с высокой степенью переработки.
 
К примеру, затраты на транспорт древесноволокнистых плит составляют 87 долларов за 1 кубометр, в то время как затраты на транспорт пиломатериала - только 29 долларов за кубометр. Существующие тарифы не позволяют лесоперерабатывающим предприятиям переориентироваться по конкурентоспособным ценам на экспортные рынки, сохранить объемы производства и рабочие места после сокращения внутреннего спроса.
 
Предлагаем дать возможность региональным банкам участвовать в Программе поддержки малого бизнеса, реализуемой Внешэкономбанком.
 
В рамках этой программы в 2009 году на кредитование малого бизнеса будет выделено 30 млрд. рублей. Указанные средства через квоты будут распределены между коммерческими банками, прошедшими процедуру отбора. Одним из основных требований такого отбора является наличие соответствующего кредитного рейтинга.
 
Указанное требование практически исключает участие большинства региональных банков в этой Программе. Между тем, региональные банки лучше знают особенности местного бизнеса и смогут более эффективно распорядиться предоставленными ресурсами, нежели крупные федеральные банки.
 
Предлагаем внести изменения в федеральный закон № 184, определив порядок вступления в силу законов и нормативно-правовых актов с момента их опубликования на официальных сайтах органов государственной власти.
 
Требование закона об обязательной публикации документов в печатных изданиях обходится региональному бюджету почти в 100 млн. руб. ежегодно. В целом по стране эта сумма измеряется миллиардами рублей.
 
В то же время подавляющее большинство организаций и лиц, интересующихся такого рода сведениями, получают эту информацию в электронных справочно-правовых системах и на официальном портале края.
Предлагаем внести изменения в постановление Правительства, предусматривающее предоставление  субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг,  исходя из совокупного дохода граждан за предыдущие 6 месяцев.
 
В отношении людей, недавно потерявших работу или находящихся под угрозой увольнения, такой способ расчета явно несправедлив. Для этой категории расчет необходимо производить, исходя из дохода только за последний месяц.
 
В краевое законодательство такие изменения уже внесены. Но необходимо, чтобы это стало общефедеральной практикой, иначе такие расходы регионального бюджета не будут зачтены как обязательные.
Речь идет не об очень больших расходах. В то же время социальный эффект от такого решения очень высок, поскольку только в нашем крае касается 12-и тысяч человек.
 
И последнее. Мероприятия Правительства должны быть направлены на сохранение и даже увеличение финансирования инновационных вузов, реформирование системы образования, переход на предоставление бюджетных услуг через автономные учреждения.
 
Нам необходимо вводить новые образовательные стандарты, поддерживать техническую и содержательную модернизацию этой сферы.
 
Нельзя забывать, что инвестиции в образование - это, возможно, единственный вид инвестиций, которые не обесцениваются ни в каких кризисных ситуациях.

Участвовать в обсуждении