Завод каркасно-панельного домостроения

Самые обсуждаемые
Новости политики/экономики

Госслужба в России давно требует коренных изменений – Екатерина Колсанова

Госслужба в России давно требует коренных изменений – Екатерина Колсанова

(16.01.2013 10:06) Государственная гражданская служба сегодня – место, где и в 30 лет можно стать начальником какого-нибудь управления, не пройдя при этом ни одной аттестации

С этого года федеральные чиновники будут вынуждены раз в несколько лет менять место работы, покидая привычное кресло и перемещаясь в другой регион. Такой ход предусмотрен законом, которым вводится ротация кадров на государственной гражданской службе. Вся эта перетасовка обязательна для руководителей территориальных управлений федеральных контролирующих и надзорных органов. Главная цель – противодействие коррупции и повышение эффективности службы в целом. Об этом и не только корреспондент "Сибинфо" поговорил с экспертом по коррупции в Совете Федерации Екатериной Колсановой.


– Екатерина Борисовна, на Ваш взгляд, не переоценена ли затея с ротацией? А то какими-то странными методами пытаются лечить всю систему госслужбы.

– Таким образом, скорее пытаются лечить следствие. У нас давно нужно вносить коренные изменения в Федеральный закон о государственной службе. И начинать можно именно с гражданской службы. В ней вообще отсутствует порядок нахождения в той или иной должности. Бывают такие уникальные случаи, как мне говорили пару лет назад, когда в администрации президента человек в 24 года был назначен на должность начальника отдела. Это вообще ни в какие ворота не лезет. Есть указ президента о квалификационных требованиях и для того, чтобы замещать такую должность, нужно минимум четыре года проработать на госслужбе. Другими словами, сегодня почти полностью отсутствует порядок прохождения и роста на гражданской службе, а также существует нарушение действующего указа президента.

– За этим, как представляется, должен кто-то следить. Кто и как это может проверить?

– Ответ очень прост. Тем же законом о государственной службе предусмотрен некий орган, который осуществляет надзор за кадровой службой. Этот независимый орган существует на бумаге с 2004 года. Недавно начался уже 2013 год. То есть в июле будет уже девять лет с тех пор как приняли закон, а органа все нет.

– Для этого, если я не ошибаюсь, предусмотрен еще альтернативный механизм – аттестация.

– Аттестация должна быть, она и есть, по сути. Но в нее не очень верится, потому что та аттестация, которая предусмотрена, позволяет отделаться, что называется, внутренними силами и многие должности вообще остаются без аттестации. Кстати, первые лица – руководители, будучи на госслужбе – они не проходят даже эту слабую аттестацию.

– Есть мнение, что такими перетасовками будут не только, как вы сказали, лечить следствие, но и создавать новые условия для роста коррупции.

– Я вижу только разрастание проблемы. Ну вот, например, пришел новый начальник. Он там все развалил, а мы и здесь должны обеспечить ему такое же денежное содержание. Лечить следствие невозможно. Надо выстраивать систему так, чтобы не кадры решали все, на самом деле кадры никогда не решали, а расстановка кадров решала все. А значит как минимум должен устанавливаться жесткий контроль хотя бы за исполнением указа президента. А именно чтобы брали на должность людей, квалификационные требования которых соответствуют двум показателям: стаж и специфика. То есть чтобы, к примеру, в международном отделе не филолог сидел, а международник. А у нас в государственных органах пока что пишутся такие должностные регламенты, которые иногда позволяют, к примеру, сократить юриста, необходимость которого явно видна в правовом управлении, а на его место взять человека с улицы без всякого образования.

— Если же говорить о начальниках и руководителях, а не об обычных сотрудниках, то тут специфика все-таки будет сохраняться. Просто в другой регион переезжать придется, где дадут квартиру или деньги на съем жилья возместят. Можно и отказаться, тогда предложат иную работу вплоть до работы в ином госоргане. Правда, если второй раз отказаться, то уволят.

— Здесь есть важный момент. Может, человек по состоянию здоровья не может переехать, тем более что, как правило, это люди, которым не по 30 лет. В иной госорган отправят? Знаете, в свое время в законе о госслужбе была статья, предусматривающая, что если чиновника сокращают, то его обязаны трудоустроить в других государственных органах. Любого чиновника, даже самого обычного и маленького. Статья была, но вот сами органы попросту не могли друг с другом договориться, и в результате статья оказалась мертворожденной, ее убрали.

Что касается увольнения в связи с отказом. Получается, что вполне работоспособный человек может оказаться на улице. Кому этого хочется? Придется переезжать. И тогда с каким настроением, сами подумайте, он придет на свою новую работу. Более того, человек, скорее всего, подумает, что за эти несколько лет ему будет проще всю делянку поиметь и связями обрасти. И все от отчаяния, оттого, что терять ему уже нечего. Ведь мало того, что он наемник, теперь получается, что он еще и временщик без всяких гарантий.

– Таким образом, высококвалифицированные кадры потенциально могут оказаться не нужны или превратиться в коррупционеров?

– А все только потому, что за плохими не следили. Надо было изначально думать о том, кого назначаете, а для того чтобы об этом думать, человек должен постепенно идти по служебной лестнице, а не сразу забираться на самый верх. Хорошо, ладно, он дал взятку и забрался, но тогда должен быть тот, кто его проконтролирует. Идем по кругу, вот ведь в чем дело.

Сегодня у нас при назначении на должность не смотрят даже, где человек до этого работал. Даже когда президент назначает кадры. В лучшем случае докладывают о предпоследнем месте работы. А как он первое место занял? То есть человек дал первую взятку, получил работу и потом уже пошел вперед по трупам, а после с него уже все списалось, и он уже в 30 лет начальник управления. Смотреть за госслужбой необходимо, каждый госорган должен быть под контролем, и не только тот человек, который его, извините, последним имел, но и те, кто его имел и первым, и вторым, и третьим.

– То есть надо закладывать жесткий механизм прохождения государственной гражданской службы?

– И этот механизм должен быть подобен хотя бы военной службе. У них есть звания, не дают должность, но есть звания. Ты можешь быть, условно говоря, последним, но все равно полковник, а начальник у тебя может быть майором. Хотя многие скажут, что есть альтернатива в виде классных чинов. Но проблема в том, что на них, как правило, никто не смотрит. Например, был принят указ о проведении переаттестации и перетряске всех этих чинов. Есть люди, которые больше 10 лет в одном и том же чине находятся, как такое может быть, когда аттестация заложена раз в три года. Но загвоздка в том, что сама по себе аттестация не мыслится как обязанность работодателя или представителя нанимателя, как его называют в госслужбе. Она просто предусмотрена.

То есть у нас вполне можно безнаказанно не проводить аттестацию раз в три года. От этого теряют многие служащие, которые по результатам аттестации могут быть поставлены в резерв на более высокую должность. А зачем? Ведь если повышать человека в должностях по госслужбе раз в год, то он вообще освобождается от аттестации. Потому что не подлежит аттестации человек, который меньше года пробыл в должности. Вот вам и лучший путь к карьерному росту, когда каждый год без одного дня можно спокойно двигаться вперед. И ни аттестации нет, и ничего не тревожит. Глядишь, таким образом и министром к 30 годам можно стать.


Денис Хадов


Теги: коррупция доходы чиновников

 

Близкие материалы по тегам:

Связаться с редактором: 437199832
597706797



Тоса
Система Orphus
Поделиться информацией: