(09.08.2013 17:20) Политтехнологических изысков и ноу-хау перед 8 сентября сибирскому избирателю ждать не приходится?
Единый день голосования 8 сентября стремительно приближается. До момента, когда многие регионы и города будут определяться с тем, кто придет в исполнительную и законодательную ветви власти, остается уже меньше месяца. Регистрация партий и кандидатов на получение чиновничьих кресел и депутатских мандатов завершилась, и наступает фаза агитации.
Раздача политических "пряников" и "авансов" от кандидатов разных мастей, естественно, не обойдет и сибирские регионы, где состоятся парламентские и губернаторские выборы. Однако в последнее время можно констатировать, что работа с избирателями становится все тривиальнее; технологии, направленные на привлечение электората, повторяются из года в год; и в итоге каждый избирательный цикл не столь повышает политическую активность граждан, сколь вызывает отторжение своей предсказуемостью.
Тем не менее, сентябрьские выборы в известной мере будут уникальными в силу того, что в политический процесс вклиниваются новые политические силы – число партий, выставляющих своих кандидатов в регионах, составляет около двух десятков.
Это, в свою очередь, поднимает вопрос о том, способны ли политические силы освежить практику работы со своим электоратом и разнообразить "заржавевший" инструментарий подходов к гражданам.
Ничего нового!
Свое однозначное "нет" по данному поводу выразил алтайский политолог и политтехнолог Михаил Литвинов, подчеркнувший: "Нового ничего не будет. Это однозначно. Все, что касается избирательных технологий, за последние две тысячи лет ничего практически не придумали".
Эксперт отметил, что основные механизмы работы с населением имеют свои корни еще в эпохе Древнего Рима, и это "известные и элементарные вещи", видимо, зарекомендовавшие себя и проверенные временем. Кстати, по словам Михаила Литвина, в блеклости и тривиальности избирательных кампаний последних лет дело не в технологиях, а в системе работы с избирателями в самом широком смысле.
А вот с этим, видимо, у нас действительно все совсем нехорошо – просто об электорате вообще принято вспоминать за месяц до того, как он отправится на избирательные участки. Такая "сезонность" обращения к массам, вероятно, и обуславливает то, что подвижек в диалоге претендентов на власть с населением не происходит.
Да и к тому же, зачем лишний раз креативить и лезть из кожи вон, если старые методы все также на плаву, работают, а пипл, что называется, хавает.
Тоска по 90-м…
В контексте разговора о политических выдумках, а точнее их практически полного отсутствия иркутский политолог Алексей Петров рассказал "Сибинфо" весьма показательную казусную историю: "Вчера у нас долго плакали над газетой "Гражданской платформы" под заголовком "Алла Пугачева очень болеет за сельских женщин". Газета распространяется в Иркутске – большом и культурном городе, поэтому не совсем понятно, для кого распространяются эти материалы".
Наверное, тот факт, что подобным образом в Сибирском регионе пиарится партия, которая позиционирует себя как новая, говорит о многом…
В этом контексте собеседник упомянул, что на фоне нынешних избирательных кампаний происходившее перед большими выборами в 90-е годы по своей наполненности было на порядок выше.
"Таких кампаний, как это было в 90-е годы, например, широко известное "Голосуй или проиграешь", нет. Мотивации ходить на выборы у людей сейчас почти нет. Потому что они понимают, что по большому счету их жизнь все меньше зависит от государства, каждый выживает сам по себе, доверие к власти и партиям падает. Для того чтобы общество встряхнуть, нужно сделать что-то заметное", – отметил Алексей Петров.
Эксперт не исключил, что скука, которая сопровождает избирательные циклы последних лет, в принципе может быть преодолена, если новые силы действительно захотят предъявить избирателям что-то новаторское. Однако вопрос о том, возможно ли это при нынешней политической системе, остается открытым.
Это кампания будет самой короткой
В целом приходится констатировать, что времени хоть как-то раскрыться и заинтересовать избирателей у политических игроков до 8 сентября все меньше и меньше. Справедливости ради стоит отметить, что вялость предвыборного этапа на сей раз связана и с самой датой проведения единого голосования.
"Вопрос в том, что сейчас впервые такая большая кампания идет в летний период, когда города стоят полупустыми, когда в пятницу во второй половине дня все уезжают до понедельника. Люди заняты отпусками, грядками и не думают о том, что будет в сентябре", – отмечает Алексей Петров и, исходя из этого, выносит свой вердикт сентябрьским выборам: "Эта кампания будет самой короткой с точки зрения своей протяженности".
Александр Шелягин
Фото: woman.ru
Близкие материалы по тегам: