Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 03.02.2011 N 47

"Об утверждении краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011-2013 годы"

В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 972 "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" постановляю:
1. Утвердить краевую целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011-2013 годы.
2. Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (Притупов В.Г.) предусматривать в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год финансирование мероприятий краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011-2013 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.
 
Губернатор Алтайского края
А.Б.Карлин
 
Краевая целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011-2013 годы (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 3 февраля 2011 г. N 47)
 
Паспорт краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011-2013 годы
 
Наименование программы
краевая целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011-2013 годы (далее - "программа")
Основание для разработки программы
постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 972 "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года"
Государственный заказчик программы
Администрация Алтайского края
Основные разработчики программы
краевое государственное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" (далее - "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае")
Цель программы
снижение рисков и смягчение последствий аварий и стихийных бедствий в Алтайском крае для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Основные задачи программы
разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация системы мер, направленных на выявление опасности и осуществление комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях;
разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер, направленных на подготовку населения и специалистов Алтайской территориальной подсистемы РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы страховой защиты населения и территорий края от чрезвычайных ситуаций - создание страхового фонда документации; совершенствование системы пожарной безопасности в Алтайском крае;
совершенствование системы химической и биологической безопасности в Алтайском крае
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации программы
снижение показателей травматизма и гибели людей при чрезвычайных ситуациях (при пожарах), процентов;
сокращение потерь в результате чрезвычайных ситуаций (пожаров), процентов
Срок реализации программы
2011-2013 годы
Исполнители основных мероприятий программы
УГОЧС и ПБ в Алтайском крае;
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности
Объемы и источники финансирования программы
общий объем, финансирования мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составит 28 859 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2011 году - 9 358 тыс. рублей;
в 2012 году - 9 624 тыс. рублей;
в 2013 году - 9 877 тыс. рублей.
Объем финансирования программы уточняется ежегодно при формировании краевого бюджета на соответствующий финансовый год
Ожидаемые результаты реализации программы
уменьшение на 3 процента количества случаев гибели людей при чрезвычайных ситуациях (при пожарах);
уменьшение на 3 процента количества случаев травматизма при чрезвычайных ситуациях (при пожарах);
сокращение на 3 процента потерь в результате чрезвычайных ситуаций (пожаров).
 
1. Общие положения
 
Объект, предмет регулирования и сфера действия программы Объектом программы является население Алтайского края. Предмет регулирования программы - защита населения Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сфера действия программы - территория Алтайского края.
Понятия и термины, используемые в программе
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс заблаговременно проводимых мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормативная правовая база (обоснование разработки программы)
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
 
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
 
На территории Алтайского края возможно возникновение различных видов чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера.
Основными рисками природного характера в Алтайском крае являются снежные заносы, наводнения, паводки, ураганные ветры, лесные пожары. Из вышеперечисленных чрезвычайных ситуаций наиболее крупные масштабы имеют опасные гидрологические явления и лесные пожары.
Опасные гидрологические явления. На территории региона насчитывается более девяти тысяч рек и более одиннадцати тысяч озер. Разветвленная гидрографическая сеть оказывает большое влияние на прохождение весеннего паводка, во время которого ежегодно многие населенные пункты края подвергаются наводнениям и подтоплениям. В Алтайском крае в зону возможного подтопления в результате паводков в весенне-летний период попадают 22 административные территории, 60 населенных пунктов, 10125 жилых домов (56 тыс. человек).
Лесные пожары. Более одной трети лесов Алтайского края относятся к лесам I и II классов природной пожарной опасности, то есть на занимаемой ими территории в течение всего пожароопасного сезона, а особенно в периоды пожарных максимумов, возможно возникновение и распространение верховых пожаров. За 2009 год ликвидировано 592 лесостепных пожара (в 2008 г. - 1037), площадь пожаров составила 1149 га (в 2008 г. - 2575 га), в том числе лесных - 752 га. При рассмотрении риска возникновения лесных пожаров общая площадь, охваченная природными пожарами, может составлять до 122 км кв., общее количество населения, попадающего в зону чрезвычайных ситуаций, может достигнуть 500 тыс. чел., пострадавших - до 300 человек, погибших - до 20 чел., материальный ущерб возможен в размере до 1 млрд. руб.
Основными опасностями в техногенной сфере для Алтайского края являются следующие:
Потенциальные опасности в промышленности
На территории Алтайского края расположено 169 потенциально опасных объектов, в том числе 59 пожароопасных, 76 взрывопожароопасных, 33 химически опасных объекта (в процессе производства на указанных объектах используется свыше 600 тонн аварийно химически опасных веществ, основными из которых являются хлор и аммиак) и 1 потенциально опасное крупное гидротехническое сооружение. Степень износа основных производственных фондов составляет в среднем 46%.
Потенциальные опасности в сфере ЖКХ
Вызывает озабоченность обеспечение безопасности при эксплуатации систем жизнеобеспечения населения (тепло-, энерго-, водоснабжение, канализация). Степень износа основных производственных фондов и систем защиты от аварийных ситуаций в указанной сфере составляет среднем 54%.
Потенциальные опасности на транспорте
Продолжает оставаться высокой аварийность на транспорте. При этом подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий приходится на автомобильный транспорт. По данным Алтайского краевого отделения транспортной инспекции, в крае зарегистрировано 439322 единицы легковых автомобилей, 81612 единиц грузовых автомобилей, 12059 автобусов, в среднем за год перевозится до 200 млн. пассажиров и до трех млн. тонн грузов.
За 2009 год в Алтайском крае произошло 2907 дорожно-транспортных происшествий, что на 57,3% ниже аналогичного показателя 2008 года (5073).
К возможным опасностям биолого-социального характера в Алтайском крае относится возникновение эпидемий, эпизоотии, эпифитотий.
Исходя из этого можно сделать вывод, что на территории Алтайского края сохраняется высокий уровень угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (таблица 1). Названные обстоятельства заставляют искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, совершенствовать методы их прогноза и предупреждения.
 
Таблица 1. Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Алтайского края в период с 2004 по 2009 год (2005 год - начало реализации краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на 2005-2010 годы")
 
Наименование анализируемых данных
2004
2005
2006
2007
2008
2009
1. Количество чрезвычайных ситуаций, единиц
32
65
55
47
45
3
1.1. техногенных
27
64
52
47
44
2
1.2. природных
5
0
1
0
0
1
1.3. биолого-социальных
0
1
2
0
1
0
2. Количество погибших, чел.
63
140
106
133
115
10
3. Количество пострадавших, чел.
220
17
103
150
48
117
4. Размер материального ущерба, млн. руб.
704,7
3,359
17,839
1,843
0,967
6,684
 
Несмотря на сложности социально-экономического развития, в последнее время вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в крае уделялось серьезное внимание. Например, в результате реализации краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на 2005-2010 годы" в указанный период уменьшилось количество пострадавших от чрезвычайных ситуаций, произошло снижение размера материального ущерба. Так, среднегодовой материальный ущерб за это время составил около 26138 тысяч рублей (по сравнению с 704007 тысячами рублей в 2004 году).
Главной задачей на современном этапе развития Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) является обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в пределах показателей приемлемого риска). Для ее решения в 2009 году создана группировка краевой государственной противопожарной службы в составе 77 пожарных частей, которые необходимо оснастить современной пожарно-спасательной техникой и оборудованием.
Важным направлением в реализации указанных мероприятий является принятие краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае" на 2011-2013 годы как последовательного продолжения краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на 2005-2010 годы". Достижение главной цели программы позволит осуществлять на территории края постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать комплекс мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 
III. Основная цель и задачи программы
 
Основной целью программы является обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах показателей приемлемого риска.
Основные задачи программы:
разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер, направленных на выявление опасности и обеспечение комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях;
разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов Алтайской ТП РСЧС к действиям в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы страховой защиты населения и территорий края от чрезвычайных ситуаций - создание страхового фонда документации;
совершенствование системы пожарной безопасности в Алтайском крае.
 
IV. Система программных мероприятий
 
Система мероприятий программы включает*:
издание материалов и рекомендаций научно-практических конференций по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
проведение ежегодных научно-практических конференций и разработка научно-практических рекомендаций по вопросам выявления опасности, комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и приемлемого уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
модернизацию автоматизированной системы централизованного оповещения населения Алтайского края в соответствии с установленными требованиями и нормами;
приобретение средств связи, оргтехники и лицензионного программного обеспечения для совершенствования системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации;
совершенствование системы радиационной, химической, биологической защиты населения и территории Алтайского края, обеспечение работы и оснащение химико-радиометрической лаборатории;
приобретение водолазного снаряжения и инвентаря (гидрокостюмы, ласты, сигнальные концы, грузы, шланги);
приобретение аварийно-спасательного оборудования и снаряжения;
приобретение пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;
приобретение средств связи;
организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористических актов, создание резервов материально-технических ресурсов на территории края;
оборудование кабинетов и учебных классов для проведения курсов гражданской обороны в городах Камне-на-Оби, Славгороде, Заринске;
создание страхового фонда документации;
приобретение пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;
приобретение и установка средств связи;
приобретение спецодежды и снаряжения (боевая одежда, подшлемники, пожарные каски, пожарные топоры, пожарные пояса, пожарные карабины);
повышение уровня пожарной безопасности в учреждениях здравоохранения;
обеспечение пожарной безопасности краевых государственных учреждений социального обслуживания и управлений социальной защиты населения.
*Перечень программных мероприятий представлен в приложении.
 
V. Ресурсное обеспечение программы
 
Таблица 2. Сводные финансовые затраты по направлениям реализации краевой целевой программы
 
Источники финансирования и направления расходов
Финансовые затраты в ценах 2009 года (тыс. рублей)
всего
в том числе по годам
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Всего финансовых затрат
28 859
9 358
9 624
9 877
в том числе из краевого бюджета
28 859
9 358
9 624
9 877
Прочие расходы
28 859
9 358
9 624
9 877
в том числе из краевого бюджета
28 859
9 358
9 624
9 877
 
VI. Оценка эффективности реализации программы
 
Расчётный срок окупаемости затрат на реализацию основных мероприятий программы составляет 3 года. Выполнение указанных мероприятий позволит, по предварительным оценкам:
уменьшить на 3 процента количество случаев гибели людей в чрезвычайных ситуациях (при пожарах);
уменьшить на 3 процента количество случаев травматизма в чрезвычайных ситуациях (при пожарах);
сократить на 3 процента потери от чрезвычайных ситуаций (пожаров).
 
Таблица 3. Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы
 
Целевой индикатор
Единица
измерения
Значение индикатора по годам
2009 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
1
2
3
4
5
6
Уменьшение количества случаев гибели людей при чрезвычайных ситуациях (пожарах)
в процентах по отношению к уровню 2009 г.
100% - 275 человек (265 при пожарах, 10 при чрезвычайных ситуациях)
1
2
3
Уменьшение количества случаев травматизма людей при чрезвычайных ситуациях (пожарах)
в процентах при отношению к уровню 2009 г.
100% - 338 человек (226 при пожарах, 112 при чрезвычайных ситуациях)
1
2
3
Снижение материального ущерба (потерь) от чрезвычайных ситуаций (пожаров)
в процентах по отношению к уровню 2009 г.
100% - 111,1 млн.руб. (104,5 млн.руб. ущерб от пожаров, 6,6 млн. руб. - от чрезвычайных ситуаций)
1
2
3
 
VII. Система управления реализацией программы
 
Государственным заказчиком программы является Администрация Алтайского края.
Исполнители программы:
УГОЧС и ПБ в Алтайском крае;
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
Главное управление по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Исполнители программы обеспечивают выполнение мероприятий программы, осуществляют размещение заказов на выполнение работ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", подготовку предложений по корректировке программы, формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий программы, представляют отчет о ходе их реализации.
Межведомственную координацию, текущее управление, мониторинг и оценку реализации программных мероприятий осуществляет основной разработчик программы - УГОЧС и ПБ в Алтайском крае.
УГОЧС и ПБ в Алтайском крае ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет сводный отчет о ходе выполнения программы в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края в установленном порядке.
Контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации краевых целевых программ, утвержденным постановлением Администрации края от 29.09.2006 N 404.
 
Приложение
к краевой целевой программе "Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Алтайском крае"
на 2011-2013 годы
 
Перечень программных мероприятий
 
N п\п
Наименование мероприятия
Сумма затрат (тыс. рублей)
Направление расходов и источники финансирования
Исполнитель
Ожидаемый результат от реализации мероприятия
всего
2011 год
2012 год
2013 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций
279
88
93
98
краевой бюджет
КГУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае"
повышение качества нормативно-правового и научно-методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций
1.1
Издание материалов и рекомендаций по итогам научно-практических конференций
279
88
93
98
краевой бюджет
УГОЧС и ПБ в Алтайском крае
выпуск 3 изданий по итогам научно-практических конференций
2
Разработка и реализация системы мер, направленных на выявление опасности и осуществление комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
32
10
11
11
краевой бюджет
УГОЧС и ПБ в Алтайском крае
повышение качества разработок и эффективности реализации системы мер, направленных на выявление опасности и осуществление комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
2.1
Проведение ежегодных научно-практических конференций и разработка научно-практических рекомендаций по вопросам выявления опасности, комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечения приемлемого уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
32
10
11
11
краевой бюджет
УГОЧС и ПБ в Алтайском крае
проведение 3 научно-практических конференций и разработка научно-практических рекомендаций
3
Развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях
1354
428
452
474
краевой бюджет
УГОЧС и ПБ в Алтайском крае
повышение оперативности получения информации и эффективности совместных действий всех подразделений постоянной готовности Алтайской ТП РСЧС
3.1
Модернизация автоматизированной системы централизованного оповещения населения Алтайского края в соответствии с установленными требованиями и нормами
1228
388
410
430
краевой бюджет
УГОЧС и ПБ в Алтайском крае
проведение модернизации оборудования (100% от запланированного)
3.2
Приобретение оргтехники и лицензионного программного обеспечения для совершенствования системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации
126
40
42
44
краевой бюджет
УГОЧС и ПБ в Алтайском крае
увеличение количества оргтехники и комплексов лицензионного программного обеспечения для оснащения структурных подразделений УГОЧС и ПБ в Алтайском крае
4
Разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения и