Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 01.03.2011 N 75

"Об утверждении Стратегии ограничения потребления табака в Алтайском крае на 2011-2015 годы"

 

Рассмотрев проект Стратегии ограничения потребления табака в Алтайском крае на 2011-2015 годы, представленный председателем комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по здравоохранению и науке А.Ф. Лазаревым, Алтайское краевое Законодательное Собрание постановляет:
1. Утвердить Стратегию ограничения потребления табака в Алтайском крае на 2011-2015 годы (прилагается).
2. Рекомендовать комитетам Алтайского краевого Законодательного Собрания, Общественной палате Алтайского края, общественным организациям провести разъяснительную работу с населением по реализации Стратегии ограничения потребления табака в Алтайском крае, уделив особое внимание учреждениям образования, здравоохранения, культуры.
3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по здравоохранению и науке.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Алтайская правда".
 

Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания
И.И. Лоор

 
Приложение
к постановлению Алтайского краевого
Законодательного Собрания
от 01.03.2011 г. N 75
 
Стратегия ограничения потребления табака в Алтайском крае на 2011-2015 годы
 
1. Введение
 
Стратегия ограничения потребления табака в Алтайском крае на 2011-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", в развитие основных положений Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1563-р, и включает в себя основные направления деятельности по снижению уровня распространенности табакокурения среди населения и ликвидации разрушительных последствий потребления табака для здоровья жителей Алтайского края.
Потребление табака является существенной угрозой для здоровья населения Российской Федерации и Алтайского края. По данным Всемирной организации здравоохранения, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно в нашей стране от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 350 до 500 тысяч граждан. Курят 39,1 процента (43,9 миллиона человек) взрослого населения Российской Федерации, 33,4 процента несовершеннолетних. Более 40 процентов россиянок курят во время беременности. Пассивному курению подвергается около 80 процентов населения. Потребление табака увеличивает риск развития болезней репродуктивной системы, тяжелых сердечно-сосудистых, бронхолегочных, онкологических, желудочно-кишечных, эндокринных заболеваний.
Для того чтобы остановить "табачную эпидемию", необходимо взаимодействие всех институтов гражданского общества, а также законодательной, исполнительной и судебной власти в вопросах разработки и реализации действенных мер по ограничению курения табака.
 
2. Цель, задачи и принципы Стратегии
 
2.1. Целью Стратегии является создание условий для защиты здоровья населения Алтайского края от губительных последствий потребления табака и пассивного курения путем реализации мер, направленных на ограничение потребления табака и уменьшение его воздействия на человека.
2.2. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
развитие нормативной правовой базы в области ограничения потребления табака;
разработка и внедрение эффективных методов лечения и профилактики табачной зависимости;
усиление антитабачной пропаганды;
ограничение доступности табачных изделий;
защита некурящих людей от табачного дыма;
проведение научных исследований по изучению последствий потребления табака и разработка мер по снижению наносимого им ущерба здоровью человека;
организация и обеспечение системы мониторинга распространенности и последствий употребления табака;
создание и использование эффективных механизмов реализации политики противодействия потреблению табака.
2.3. Основными принципами реализации Стратегии являются:
главенство права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья, признание права граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма;
приоритетность защиты здоровья граждан над интересами табачной промышленности;
системный подход в решении задач, связанных с ограничением потребления табака;
взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, граждан в осуществлении мер, направленных на снижение потребления табака и минимизацию ущерба, наносимого им здоровью граждан;
использование результатов научных исследований при разработке и реализации мер по борьбе с табаком;
информационная открытость и независимость оценки результатов реализации Стратегии.
 
3. Основные направления деятельности по реализации Стратегии
 
3.1. Развитие нормативной правовой базы в области ограничения потребления табака в Алтайском крае.
Деятельность в этом направлении заключается в разработке и принятии нормативных правовых актов Алтайского края, направленных на ограничение потребления табака на территории края.
3.2. Просвещение и информирование населения о вреде потребления табака.
Повышение осведомленности граждан о рисках для здоровья, вероятности инвалидности и преждевременной смерти от длительного потребления табака мотивирует их отказаться от табака. В связи с этим основными целями формирования открытой и доступной системы информирования населения о вреде табака являются:
повышение уровня знаний граждан о риске развития тяжелых хронических заболеваний у человека в результате потребления табака и пассивного курения;
разъяснение особенностей влияния табака на детский организм, причин необходимости организации повышенной защиты детей, подростков, молодежи и беременных женщин от потребления табака;
создание положительного примера некурящей семьи, разъяснение влияния потребления табака родителями на приобщение детей и подростков к потреблению табака;
разъяснение населению методов, используемых табачными компаниями для привлечения различных групп населения к потреблению табака и поддержанию их приверженности данной привычке;
разрушение имиджа табака как современного и модного атрибута жизни;
подготовка работников здравоохранения, образования, социальной сферы, средств массовой информации для осуществления разъяснительной работы среди населения о негативных последствиях потребления табака;
разработка и реализация медиапроектов, направленных на повышение мотивации к отказу от потребления табака среди различных групп населения и выбору здорового образа жизни;
привлечение институтов гражданского общества к информированию населения о вреде табакокурения и развитию мотивации к отказу от потребления табака и табачных изделий;
развитие инфраструктуры и потенциала организаций, отвечающих за санитарное просвещение, совершенствование методов их работы.
3.3. Защита граждан от воздействия табачного дыма.
К числу мер по защите от воздействия табачного дыма относится организация зон, свободных от табачного дыма, которая гарантирует обеспечение прав всех граждан на чистый воздух и мотивирует курящих людей бросить курить.
Обязательным является строгое соблюдение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области ограничения потребления табака, а именно в части полного запрета курения табака в определенных местах, помещениях, ряде территорий.
3.4. Организация медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости.
В данном направлении предполагается реализация комплекса мероприятий:
оказание медицинской помощи населению, направленной на профилактику потребления табака и лечение табачной зависимости, включение данного вида услуг в территориальную программу обязательного медицинского страхования;
открытие кабинетов лечения никотиновой зависимости в лечебно-профилактических учреждениях края;
создание бесплатной доступной консультативной телефонной линии по оказанию помощи, направленной на отказ от курения;
использование в медицинской практике эффективных методов и средств лечения табачной зависимости;
информирование населения об эффективных методах отказа от потребления табака и о медицинских организациях, оказывающих соответствующую помощь;
организация обучения медицинских работников современным методам оказания медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака.
 
4. Мониторинг и оценка эффективности реализации Стратегии
 
Для осуществления эффективной антитабачной политики, реализации мер, направленных на снижение потребления табака, а также обоснования необходимых ресурсов должна быть сформирована система мониторинга и оценки эффективности реализации Стратегии, которая предусматривает:
проведение научных медико-профилактических и социально-экономических исследований по изучению причин и последствий потребления табака и воздействия табачного дыма;
определение перечня показателей (индикаторов) распространенности и уровня потребления табака, установление критериев результативности мер, направленных на борьбу с табакокурением;
организацию деятельности по сбору и анализу данных о распространенности и последствиях потребления табака, о состоянии здоровья населения края;
отражение в медицинской документации записей об отношениях пациента к потреблению табака и соответствующих данных в формах статистического учета и отчетности.
 
5. Механизм и участники реализации Стратегии
 
Для достижения цели Стратегии формируется система управления, координации и контроля за ходом выполнения мероприятий по ограничению потребления табака в Алтайском крае, которая предполагает:
формирование плана основных мероприятий по реализации Стратегии и разработку в соответствии с ним планов профильных ведомств;
создание эффективной организационной модели для осуществления мер по ограничению потребления табака;
создание механизма мониторинга и оценки эффективности реализации Стратегии;
организацию и обеспечение деятельности координационного совета по борьбе против потребления табака при Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
Основными участниками реализации Стратегии являются органы государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, организации и учреждения, деятельность которых способствует сохранению здоровья населения и снижению распространенности потребления табака, эксперты, а также непосредственно граждане, проживающие в Алтайском крае.
Ответственными за координацию деятельности по реализации Стратегии является Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
В процессе реализации Стратегии соответствующие органы государственной власти представляют в координационный совет по борьбе против потребления табака сведения о фактически достигнутых значениях целевых ориентиров в отношении ограничения потребления табака. Данная информация доводится до сведения Губернатора Алтайского края, депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания, населения Алтайского края.
 
6. Ожидаемые результаты и индикаторы реализации Стратегии
 
Результатами реализации мероприятий Стратегии к началу 2016 года должны стать:
снижение распространенности потребления табака среди населения Алтайского края на 15 процентов (с 59 процентов в 2010 году до 44 процентов в 2015 году);
уменьшение доли женщин, продолжающих курить во время беременности с 38 процентов в 2010 году до 15 процентов в 2015 году;
увеличение доли пациентов, включенных в регистры неинфекционных заболеваний, получивших медицинскую помощь, совет по отказу от курения, с 68 процентов в 2010 году до 83 процентов в 2015 году;
снижение доли граждан, подвергающихся воздействию табачного дыма, на 50 процентов с достижением полной защиты от воздействия табачного дыма на территориях образовательных учреждений, медицинских, физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры и во всех закрытых помещениях;
повышение осведомленности населения о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака, и охват антитабачной пропагандой 90 процентов населения Алтайского края.
 
7. Заключение
 
Осуществление политики ограничения потребления табака в Алтайском крае полностью соответствует национальным интересам Российской Федерации и является необходимым условием повышения уровня здоровья населения, стабилизации демографической ситуации, успешного социально-экономического развития региона.