Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 25.03.2011 N 149

"Об утверждении краевой программы "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")" на 2011-2013 годы"

 

В целях создания экономических и технологических условий для устойчивого развития молочного и мясного животноводства в Алтайском крае постановляю:
1. Утвердить прилагаемую краевую программу "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")" на 2011-2013 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.

 

Губернатор Алтайского края
А.Б. Карлин

 

Краевая программа "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")" на 2011-2013 годы (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 25 марта 2011 г. N 149)

 

Паспорт краевой программы "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")" на 2011-2013 годы

 

Наименование программы
"Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")" на 2011-2013 годы (далее - "Программа")
Разработчики программы
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
Цель программы
создание экономических и технологических условий для устойчивого развития молочного и мясного животноводства в Алтайском крае
Задачи программы
создание условий для активизации процессов строительства, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов и ферм;
содействие увеличению объемов производства продукции животноводства;
диверсификация сельскохозяйственного производства, осуществляемого малыми формами хозяйствования, путем развития животноводства
Целевые индикаторы и показатели программы
объем производства молока;
объем производства скота и птицы на убой;
количество построенных, реконструированных и модернизированных животноводческих комплексов и ферм;
уровень товарности производимого в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах населения молока, скота и птицы на убой;
количество новых рабочих мест, созданных в сельской местности
Программные мероприятия
поддержка реализации проектов строительства, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов и ферм;
поддержка развития племенной базы животноводства;
поддержка технического перевооружения животноводства;
поддержка укрепления кормовой базы и улучшения качества кормов;
поддержка диверсификации сельскохозяйственного производства, осуществляемого малыми формами хозяйствования, путем развития животноводства;
переподготовка, повышение квалификации, стажировка специалистов по программам внедрения (изучения) современной технологии ведения животноводства
Сроки реализации программных мероприятий
2011-2013 годы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
строительство, реконструкция и модернизация не менее 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм на 289,2 тыс. скотомест;
увеличение объема производства молока на 48,6 тыс. тонн (или на 3,4%), скота и птицы на убой - на 29 тыс. тонн (или на 9,4%);
повышение уровня товарности производимого в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах населения молока до 30%, скота и птицы на убой до 60%;
создание в сельской местности 1260 новых рабочих мест.

 

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

В Алтайском крае животноводство является важнейшей подотраслью сельского хозяйства, обеспечивающей занятость более половины сельского населения. На его долю приходится около 50% всей производимой сельскохозяйственной продукции. Природно-климатические условия, наличие земельных ресурсов позволяют заниматься животноводством во всех районах края. В отрасли насчитывается 836 сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств и значительное число личных подсобных хозяйств населения.
Развитие животноводства имеет существенное значение не только для региональной экономики, но и для обеспечения продовольственной безопасности нашей страны. Алтайский край - один из крупнейших производителей животноводческой продукции не только в Сибирском федеральном округе, но и в Российской Федерации: здесь производится более 300 тыс. тонн скота и птицы на убой, 1420 тыс. тонн молока, 1050 млн. штук яиц. Так, среди регионов страны Алтайский край по валовому производству молока занимает 3-е место, мяса - 6-е место, яйца - 14-е место, а по производству молока на душу населения, сыров и животного масла регион является лидером.
Дальнейшее эффективное развитие животноводства, повышение конкурентоспособности отрасли - одна из задач Стратегии социально-экономического развития Алтайского края и краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья". Важнейшими условиями решения этой задачи на современном этапе становятся смена технологической платформы отрасли, внедрение инновационных методов и технологий содержания скота, повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных. Выполнение перечисленных условий позволит обеспечить дальнейший рост продуктивности скота и птицы, увеличить объёмы производства продукции, повысить рентабельность отрасли, создать комфортные условия для работы обслуживающему персоналу.
Последние пять лет государственная поддержка животноводства осуществляется посредством реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, экономически значимых региональных программ развития молочного и мясного скотоводства. Во многом благодаря выполнению программных мероприятий в крае уже сейчас действуют специализирующиеся на молочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве современные животноводческие комплексы, построенные и реконструированные в период с 2006 по 2010 годы. Применение в работе данных комплексов высокотехнологичного инновационного оборудования, передовых технологий организации труда позволило за 5 лет:
довести объём производства молока до 1420 тыс. тонн (+ 103,8 тыс. тонн к уровню 2005 года);
увеличить производство мяса на убой в живом весе до 306 тыс. тонн (+ 82 тыс. тонн к уровню 2005 года);
обеспечить современные условия труда обслуживающему персоналу, повысить заработную плату в 2,7 раза;
повысить качество продукции.
Как показывает практика, государственная поддержка технического перевооружения отраслей животноводства и кормопроизводства является высокоэффективной и целесообразной. Последние четыре года в рамках краевых и ведомственных целевых программ хозяйствами края приобретено 212 новых линейных доильных установок, 278 танков-охладителей молока, 395 кормоуборочных комбайнов, 236 мобильных кормоцехов (типа ИСРК), смонтировано 13 современных доильных залов.
Нужно отметить социально-экономическую значимость развития животноводства для малых форм хозяйствования. Увеличение производства молока и мяса в личных подсобных хозяйствах населения (в данной категории хозяйств содержится более 46% поголовья крупного рогатого скота, 79% поголовья свиней, 77% поголовья овец) позволяет повысить доступность данных видов продукции для граждан, обеспечить получение дополнительного дохода от их реализации, а также способствует росту уровня занятости в сельской местности.
Однако, несмотря на позитивные тенденции последних пяти лет, существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее интенсивное развитие животноводства в крае, главными из которых являются:
1. Изношенность основных производственных фондов, высокая фондоемкость отрасли при значительных сроках окупаемости капитальных вложений.
В крае более 70% помещений, используемых для содержания сельскохозяйственных животных и птицы, морально и физически устарели. Применяемая в большинстве сельскохозяйственных организаций технология содержания животных и птицы не соответствует современным зоогигиеническим требованиям по параметрам микроклимата и объёмно-планировочным решениям, не создаёт комфортных условий для работы обслуживающего персонала. Постоянный рост затрат не позволяет большинству сельхозпредприятий обновлять основные производственные фонды. Строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и ферм требует значительных капитальных вложений, окупаемость которых оценивается в пределах 10-15 лет. Существующие темпы технического переоснащения животноводческих ферм не позволяют решать задачи повышения эффективности и увеличения объемов производства продукции животноводства.
2. Инфраструктурные ограничения при строительстве и реконструкции животноводческих комплексов и ферм. Недостаточно развитая инженерная инфраструктура (электро- и газоснабжение, подъездные пути) является серьёзным сдерживающим фактором для реализации на территории края крупных инвестиционных проектов строительства современных комплексов и ферм. Создание объектов инфраструктуры требует значительных финансовых вложений со стороны инвесторов, что снижает инвестиционную привлекательность проектов.
3. Низкий уровень реализации генетического потенциала в товарном животноводстве. Состояние племенной базы животноводства и системы искусственного осеменения являются основополагающими факторами повышения продуктивности сельскохозяйственных животных. Однако в настоящее время в большинстве сельскохозяйственных организаций генетический потенциал животных используется на 33-60%. Поэтому существует необходимость замены части поголовья в товарных хозяйствах высокопродуктивным племенным скотом и птицей, а также дальнейшего обновления генофонда.
Потребность Алтайского края в племенной продукции для интенсивного развития животноводства оценивается в пределах 5,5 тыс. голов крупного рогатого скота в год. При этом, несмотря на положительную динамику развития племенного животноводства, на территории региона реализуется только 3,7 тыс. голов племенного молодняка.
4. Недостаточные темпы развития системы заготовки сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования. В настоящее время в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах населения производится 54% молока и 55% мяса. При этом товарность молока составляет 26%, мяса - 57%. Причиной низкой товарности сельхозпродукции является отсутствие системы закупа молока и мяса, обеспечивающей баланс интересов товаропроизводителей, организаций-закупщиков и перерабатывающих предприятий. Существующая практика закупа продукции животноводства индивидуальными предпринимателями привела к необоснованному занижению закупочных цен и снижению заинтересованности сельского населения в увеличении ее производства и реализации.
Создание крестьянскими хозяйствами и гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, их техническое оснащение современным транспортом и оборудованием для сбора, охлаждения, первичной переработки и определения качества мясомолочной продукции способствуют развитию животноводства в крае. Однако деятельности снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов препятствует недостаток собственных ресурсов для приобретения необходимой техники.
Дополнительным стимулом для развития производства сельскохозяйственной продукции, осуществляемого малыми формами хозяйствования, для создания новых рабочих мест в сельской местности может стать преобразование личных подсобных хозяйств населения в крестьянские (фермерские) хозяйства. Это расширит возможности участия данной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей в мероприятиях региональных программ развития сельского хозяйства, а также возможности привлечения кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов и использования наемных работников.
5. Недостаток квалифицированных специалистов. Недостаток квалифицированных специалистов высшего и среднего звена в отрасли является существенным ограничением для внедрения современных ресурсосберегающих технологий в производство. В настоящее время только 70% из 536 сельхозпредприятий края, занимающихся животноводством, имеют в своем штате главных зоотехников, из которых лишь половина с высшим образованием.
Для работы на современных животноводческих предприятиях индустриального типа необходимы специалисты, владеющие методами организации труда, инновационными технологиями управления стадом, приобретшие опыт в передовых отечественных и зарубежных организациях.
В целом наличие вышеизложенных сдерживающих факторов оказывает существенное негативное влияние на экономическую эффективность животноводства. В настоящее время решение указанных проблем возможно только с использованием комплексного подхода на основе программно-целевого метода.

 

2. Цель и задачи Программы

 

Целью Программы является создание экономических и технологических условий для устойчивого развития молочного и мясного животноводства в Алтайском крае.
Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:
1. Создание условий для активизации процессов строительства, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов и ферм.
Решение задачи предполагает обеспечение экономической основы для привлечения инвестиций в животноводство края и реализации проектов по строительству, реконструкции и модернизации не менее 100 инновационных молочных комплексов и ферм, а также 100 современных ферм в сфере мясного животноводства.
2. Содействие увеличению объемов производства продукции животноводства.
Решение задачи предполагает увеличение доли племенного скота в общем поголовье до 15%, рост объемов производства и приобретения племенного молодняка сельскохозяйственными товаропроизводителями края. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению средней продуктивности коров к 2013 году до 4000 кг молока в год и существенному увеличению производства основных видов продукции животноводства (молока - до 1470 тыс. тонн, скота и птицы на убой - до 335 тыс. тонн).
3. Диверсификация сельскохозяйственного производства, осуществляемого малыми формами хозяйствования, путем развития животноводства.
Решение задачи предполагает обеспечение условий для увеличения объемов производства и повышения товарности сельскохозяйственной продукции, производимой в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах: молока до 30%, мяса до 60%, а также создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения предпринимательской активности сельского населения.

 

3. Система программных мероприятий

 

Достижение цели и решение задач, поставленных Программой, будет осуществляться в рамках реализации мероприятий, приведенных в приложении 1. Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.

 

Основные программные мероприятия:

 

3.1. Расширение доступа к кредитным ресурсам
Мероприятие реализуется путем предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и организациями агропромышленного комплекса в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Субсидии предоставляются в размерах и в порядке, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края, по инвестиционным кредитам (займам), предоставляемым на срок до 10 лет сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственным потребительским кооперативам на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (российского и зарубежного производства), племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства.
3.2. Поддержка развития племенной базы животноводства
Поддержка племенной базы животноводства осуществляется путем субсидирования части затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных.
3.3. Поддержка строительства крупных животноводческих комплексов
Мероприятие реализуется путем предоставления государственной поддержки создания объектов инженерной инфраструктуры (электро- и газоснабжение, строительство подъездных путей), предусмотренных при реализации инвестиционных проектов строительства объектов животноводства с проектной стоимостью не менее 150 млн. рублей, включенных в перечень строек и объектов краевой адресной инвестиционной программы, планируемых к реализации с участием средств бюджета Алтайского края.
3.4. Поддержка технического перевооружения животноводства и кормопроизводства
Мероприятие реализуется путем субсидирования части затрат на приобретение:
доильного и холодильного оборудования;
комплексов машин и оборудования для животноводства;
кормоуборочной и кормоприготовительной сельскохозяйственной техники.
3.5. Поддержка мероприятий по укреплению кормовой базы и улучшению качества кормов
Мероприятие осуществляется путем субсидирования части затрат на приобретение премиксов, белково-витаминно-минеральных добавок.
3.6. Стимулирование предпринимательской активности в сельской местности
Предусматривается оказание государственной поддержки предприятиям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, в том числе зарегистрированным на базе личных подсобных хозяйств, путем субсидирования затрат на приобретение (строительство), реконструкцию, обустройство малых животноводческих ферм.
Также субъектам малого и среднего предпринимательства некоммерческой организацией "Алтайский гарантийный фонд" на безвозмездной основе в порядке, определенном законодательством Алтайского края, предоставляются поручительства в размере не более 50 процентов от суммы привлекаемого кредита, а сельскохозяйственным потребительским кооперативам и субъектам малого и среднего предпринимательства, внедряющим новые технологии и осуществляющим инновационную деятельность, - в размере не более 70 процентов от суммы привлекаемого кредита.
Кроме того, некоммерческой организацией "Алтайский фонд микрозаймов" субъектам малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственным потребительским кооперативам предоставляются краткосрочные займы сроком до 1 года в сумме до 1 млн. рублей.
3.7. Поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
Мероприятие осуществляется путем субсидирования части затрат на приобретение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами транспорта и оборудования для сбора, охлаждения, первичной переработки и определения качества мясомолочной продукции.
3.8. Переподготовка, повышение квалификации, стажировка специалистов по программам внедрения (изучения) современной технологии ведения животноводства
Переподготовка, повышение квалификации, стажировка специалистов в сфере животноводства проводится на основании договоров, заключаемых с государственными образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, высшего образования, имеющими государственную лицензию на осуществление переподготовки и повышение квалификации.
3.9. Оказание консультационных услуг по вопросам развития животноводства
Сельскохозяйственным товаропроизводителям - участникам Программы безвозмездно предоставляются информационно-консультационные услуги по вопросам развития животноводства краевым автономным учреждением "Алтайский краевой центр информационно-консультационного обслуживания и развития агропромышленного комплекса".

 

4. Оценка эффективности реализации Программы

 

Таблица

 

Важнейшие целевые индикаторы эффективности реализации Программы:

 

Целевой индикатор
Единица измерения
Значение индикатора
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Количество построенных, модернизированных и реконструированных животноводческих комплексов и ферм
единиц
64,0
106,0
30,0
Количество построенных, реконструированных и модернизированных скотомест
тыс. скотомест
23,9
60,0
205,3
Количество созданных рабочих мест
единиц
80,0
90,0
1090,0
Объем производства молока
тыс. тонн
1440,0
1450,0
1470,0
Объем производства скота и птицы на убой
тыс. тонн
308,0
310,0
335,0
Уровень товарности произведенного в крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ), личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) населения
       
молока
%
27,0
28,0
30,0
скота и птицы на убой
%
57,0
58,0
60,0

 

Экономическая эффективность реализации Программы заключается в обеспечении ускоренного развития предприятий, занимающихся молочным и мясным животноводством, за счёт строительства инновационных комплексов и ферм, их реконструкции и технологической модернизации, а также более полного использования кадрового потенциала. Это будет способствовать увеличению объемов производства высококачественной продукции, повышению рентабельности отрасли, а также созданию новых рабочих мест в сельской местности.
Реализация мероприятий по повышению доступности кредитных ресурсов обеспечит привлечение за три года более 10 млрд. рублей инвестиций, благодаря чему в крае будет построено, реконструировано и модернизировано не менее 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм. Планируемое количество животноводческих комплексов и ферм в разрезе районов представлено в приложении 2.
Субсидирование затрат на уплату налога на имущество, государственная поддержка создания объектов инженерной инфраструктуры сократит сроки окупаемости инвестиционных вложений и повысит инвестиционную привлекательность Алтайского края.
Реализация Программы позволит ежегодно улучшать условия содержания сельскохозяйственных животных, что обеспечит рост их продуктивности и сохранность поголовья. Введение новых объектов, улучшение генетического потенциала сельскохозяйственных животных, техническое перевооружение отрасли будут способствовать увеличению объемов производства молока за годы реализации Программы на 48,6 тыс. тонн, скота и птицы на убой на 29 тыс. тонн. Выполнение мероприятий Программы обеспечит повышение производительности труда на фермах в среднем на 12%, уровня рентабельности животноводства на 5 процентных пунктов, что даст возможность улучшить финансовое состояние предприятий, увеличить размер заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве.
Социальная эффективность Программы заключается в том, что за счет введения новых объектов, диверсификации сельскохозяйственного производства, осуществляемого малыми формами хозяйствования, в сельской местности будет дополнительно создано 1260 новых рабочих мест.

 

5. Система управления реализацией Программы

 

Контроль за осуществлением Программы возложен на Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, которое обеспечивает мониторинг реализации программных мероприятий, предоставление в установленном порядке необходимой информации о ходе выполнения Программы, об эффективности использования финансовых средств, в том числе внебюджетных.
Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в рамках реализации ведомственных целевых программ "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008-2012 годы, "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы, "Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы, "Создание и развитие многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" на 2009-2012 годы.
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края в установленные сроки направляет в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края отчёт о ходе выполнения Программы.

 

Приложение 1
к краевой программе "Строительство, реконструкция
и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов
и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")"
на 2011-2013 годы

 

Перечень программных мероприятий

 

Цели, задачи, мероприятия
Исполнитель
Индикаторы
Единица измерения
Значение индикатора
Сумма расходов краевого бюджета, млн. руб.
Всего расходов за три года, млн. руб.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Цель: Создание экономических и технологических условий для устойчивого развития молочного и мясного животноводства
 
объем производства молока
тыс. тонн
1440,0
1450,0
1470,0
       
объем производства мяса
тыс. тонн
308,0
310,
335,0
количество построенных, реконструированных и модернизированных скотомест
тыс. скотомест
23,9
60,0
205,3
количество созданных рабочих мест
единиц
80,0
90,0
1090,0
Задача 1. Создание условий для активизации процессов строительства, реконструкции и модернизации современных животноводческих комплексов и ферм
 
количество построенных, реконструированных и модернизированных скотомест
тыс. скотомест
23,9
60,0
205,3
       
количество созданных участниками Программы рабочих мест
единиц
80,0
90,0
1090,0
1.1. Проведение мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с целью выявления неэффективно используемых земельных участков, пригодных для кормопроизводства и животноводства
органы местного самоуправления (по согласованию)
количество муниципальных районов, осуществляющих мониторинг земель
единиц
60
60
60
       
1.2. Формирование информационной базы, содержащей сведения об инвестиционных предложениях в сфере животноводства
органы местного самоуправления (по согласованию); Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
доля муниципальных районов, предоставивших сведения для формирования информационной базы, в общем числе муниципальных районов
%
50
80
100
       
1.3. Выявление потенциальных участников Программы, формирование их реестра
органы местного самоуправления (по согласованию); Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
количество муниципальных районов, предоставивших сведения для формирования реестра
единиц
60
60
60
       
1.4. Предоставление участникам Программы земельных участков для развития кормопроизводства
органы местного самоуправления (по согласованию)
доля муниципальных районов, предоставивших земельные участки участникам Программы, в общем числе муниципальных районов
%
20
30
50
       
1.5. Создание информационной базы, содержащей сведения о типовых проектах строительства животноводческих комплексов и ферм; оказание содействия участникам Программы в разработке проектно-сметной документации
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; проектные организации (по согласованию)
                 
1.6. Оказание содействия участникам Программы в привлечении кредитных ресурсов
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; кредитные организации (по согласованию)
объем привлеченных участниками Программы кредитных ресурсов
млн. рублей
2000,0
3000,0
5000,0