Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 23.05.2011 N 1590

"Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ города"

В целях повышения эффективности реализации городских долгосрочных целевых программ, во исполнение пункта 2 раздела 9 Концепции долгосрочного социально-экономического развития города Барнаула до 2020 года, утверждённой решением Барнаульской городской Думы от 10.06.2010 N 305, постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ города (далее - Положение) (приложение).
2. Органам администрации города, иным органам местного самоуправления при разработке и реализации долгосрочных целевых программ города руководствоваться Положением.
3. Заказчикам долгосрочных целевых программ, действующим по состоянию на 01.06.2011, привести данные целевые программы в соответствие с требованиями Положения.
4. Постановление администрации города от 14.04.2009 N 1864 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ города" считать утратившим силу.
5. Пресс-центру (Губин М.К.) опубликовать постановление в газете "Вечерний Барнаул" и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
6. Контроль за исполнении постановления возложить на заместителя главы администрации Химочку В.С.

Глава администрации города
И.Г. Савинцев

Приложение
к постановлению Администрации
города Барнаула
от 23 мая 2011 г. N 1590

Положение о порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ города

I. Общие положения

1. Долгосрочная целевая программа города (далее - программа) - комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых в порядке, определяемом Положением о порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ города (далее - Положение).
Программа призвана обеспечивать эффективное решение задач в области муниципального, управления, социально-экономического, экологического, культурного развития городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город Барнаул).
2. Цели программы
1) получение эффекта от достижения целей, поставленных в программе, повышение эффективности расходов бюджета города;
2) описание ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких функций органов местного самоуправления города Барнаула.
3. Программы разрабатываются для решения следующих задач:
1) повышения эффективности развития отраслей экономики города;
2) развития социальной сферы;
3) социальной поддержки населения;
4) обеспечения занятости населения;
5) обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
6) развития местного самоуправления и муниципальной службы;
7) охраны общественной безопасности и обеспечения правопорядка;
8) других задач, являющихся приоритетными для социально-экономического развития города Барнаула.
4. В процессе разработки и реализации программы выделяются следующие этапы:
1) оценка ситуации и выделение проблем для программной разработки;
2) принятие решения о разработке программы;
3) разработка программы;
4) оценка и экспертиза разработанной программы;
5) утверждение программы;
6) реализация и финансирование программы;
7) контроль за ходом реализации программы.
5. Инициатором разработки программы могут выступать должностные лица местного самоуправления, органы администрации города, иные органы местного самоуправления, а также любые юридические и физические лица.
6. Заказчиком разработки программы могут выступать администрация города, органы администрации города, иные органы местного самоуправления, которые инициируют разработку программы, координируют управление реализацией программы, отвечают за ее выполнение.
Программа разрабатывается на срок не менее 3-х лет.
Основные функции заказчика:
1) утверждение исходного задания на разработку проекта программы;
2) согласование (в письменной форме) с основными заинтересованными участниками (исполнителями) программы перечня мероприятий, возможных сроков их выполнения, динамики целевых индикаторов, объема и источников финансирования программы;
3) определение механизма реализации программы;
4) осуществление текущего контроля за ходом разработки и реализации программы, целевым использованием бюджетных средств;
5) подписание с организациями соглашений (договоров) о намерениях, предусматривающих финансирование программы за счет внебюджетных источников;
6) заключение с организациями соглашений (договоров) о закупке товаров, выполнении работ и/или оказании услуг, необходимых для реализации программы.
Заказчик несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него функций в соответствии с действующим законодательством.
Заказчик может разрабатывать проект программы самостоятельно либо осуществляет отбор разработчика в соответствии с действующим законодательством и выдает ему задание на разработку проекта программы.
Проект программы разрабатывается в соответствии с действующим законодательством и требованиями Положения.
7. Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление программы на подпрограммы осуществляется, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их реализации.
Требования к содержанию и оформлению подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию и оформлению программ.
8. Программа должна включать в себя мероприятия, направленные на выполнение задач и достижение цели программы. Мероприятия должны быть расписаны по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
План мероприятий программы должен содержать сводные данные подпрограмм, включённых в программу.
В рамках программы могут осуществляться один или несколько инвестиционных проектов.
Программой могут быть предусмотрены мероприятия:
1) некапитального характера, выполнение которых не носит характер регулярно повторяющихся действий;
2) капитального характера (строительство, реконструкция и модернизация объектов основных средств и приобретение нематериальных активов).
Все объекты капитального строительства, включённые в программы, в обязательном порядке подлежат отражению в адресной инвестиционной программе.
9. В первоочередном порядке должна осуществляться разработка мероприятий программ, принятие которых обусловлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края, а также реализацией федеральных и краевых целевых программ, действие которых распространяется на город Барнаул.
10. К компетенции администрации города относится:
1) отбор проблем и принятие решения о разработке программ;
2) определение заказчиков и разработчиков программ;
3) утверждение программ;
4) реализация программ;
5) контроль за реализацией программ.
11. Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации программ осуществляет комитет по экономике и инвестициям.

II. Оценка ситуации и выделение проблем для программной разработки

Критерии, на основе которых производится отбор проблем для их программной разработки:
1) значимость проблемы для города Барнаула в целом и ее соответствие долгосрочным приоритетам социально-экономического развития города;
2) невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость муниципальной поддержки для ее решения;
3) возможность решения проблемы программным методом, ожидаемая эффективность и сроки решения проблемы;
4) принципиальная новизна и высокая эффективность организационных и иных мероприятий;
5) необходимость координации действий органов и организаций, предполагаемых для участия в программных мероприятиях, со стороны органов местного самоуправления;
6) возможность привлечения для финансирования программы средств федерального и краевого бюджетов, а также внебюджетных источников.

III. Принятие решения о разработке программы

1. Предложения о разработке программы с обоснованиями направляются инициатором в комиссию по отбору и экспертизе муниципальных целевых программ, утвержденную постановлением главы города от 04.12.2006 N 3424 "О комиссии по отбору и экспертизе муниципальных целевых программ" (далее - комиссия), в соответствии с типовой формой (приложение 1 к Положению).
2. Комиссия на основе предоставленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей программы и сроках ее разработки, заказчике и разработчиках программы.
В случае принятия решения о нецелесообразности разработки программы комиссия направляет мотивированное заключение инициатору программы с указанием причин отказа.
3. При отборе программ приоритет отдаётся программам, направленным на участие города в федеральных, краевых и ведомственных целевых программах, реализацию концепции (стратегии) долгосрочного социально-экономического развития города, программы комплексного социально-экономического развития города, а также программам, разрабатываемым в целях выполнения требований федерального законодательства, законодательства Алтайского края.

IV. Разработка программы

1. Форма программы приведена в приложении 2 к Положению. Структура программы состоит из следующих разделов:
1.1. Паспорт программы;
1.2. Анализ ситуации.
В разделе излагается состояние дел в соответствующей сфере, выявляются ключевые проблемы и обосновывается целесообразность и необходимость их решения программными методами.
Табличная часть данного раздела содержит круг обязательных вопросов, необходимых для чёткого определения границ решаемых проблем. Ниже табличной части разработчик программы даёт описание проблем в текстовой форме;
1.3. Основная цель и задачи программы.
Цель и задачи программы должны быть четко сформулированы исходя из выявленных ключевых проблем и измеримы важнейшими индикаторами и показателями эффективности реализации программы.
Разработчик программы экспертным путём оценивает вклад каждой задачи в достижение целей программы. Чем больше влияние задачи на достижение цели программы, тем больший вклад соответствует задаче. Оценка вклада задачи выражается в процентах. Сумма оценок вкладов задач по программе равна 100%.
Каждой задаче соответствует один или несколько индикаторов, один из которых является ключевым индикатором, итоговое значение которого на момент окончания действия программы указывает, что задача решена. Итоговое значение ключевого индикатора задачи рассчитывается нарастающим итогом за весь период реализации программы;
1.4. Динамика целевых индикаторов оценки эффективности реализации программы.
Целевые индикаторы - количественно измеряемые показатели решения поставленных задач, позволяющие оценить ход реализации программы по этапам.
В данном разделе также отражается динамика ключевых индикаторов задач программы;
1.5. Перечень программных мероприятий.
Данный раздел программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием направления расходов и источников финансирования), программных исполнителях и сроках.
В план мероприятий включаются мероприятия и объекты социально-экономического развития города, направленные на решение задач, достижение целей Программы.
Направление расходов для реализации каждого мероприятия за счет бюджета города необходимо согласовывать с комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике.
Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, обеспечивать решение задач программы и предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации;
1.6. Сводные финансовые затраты по направлениям программы.
При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы из бюджета города, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом;
1.7. Методика расчёта значений индикаторов программы;
1.8. Описание системы управления реализацией программы.
В разделе должна быть описана система распределения полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.
2. В случае, если разработку программы осуществляет несколько заказчиков, для координации их деятельности назначается заказчик-координатор, который несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию программы.
Заказчики представляют заказчику-координатору все запрашиваемые им необходимые для работы документы.

V. Оценка и экспертиза проекта программы

1. Комиссия в течение одного месяца со дня получения проекта программы оценивает представленный заказчиком проект программы, делает заключение по итогам проведения экспертизы проекта программы и предварительной бюджетной заявки.
Критерии оценки для проведения экспертизы программы:
1) наличие плана реализации программы (реалистичность и достаточная разработанность стратегии достижения целей, оценка внутренних и внешних обстоятельств, рисков для достижения поставленных целей, возможные сценарии изменений с учетом рисков, оценка внутренних и внешних условий, необходимых для успеха проекта);
2) социальная эффективность (указание социальных эффектов, достигаемых в ходе выполнения программы, их влияние на развитие других сфер жизни города в долгосрочной перспективе);
3) экономическая эффективность (оценка эффективности программы с точки зрения затрат и уровня технологий, требуемых для достижения целей);
4) финансовая эффективность (наличие стартовых условий для начала деятельности, объемы финансовых результатов в ходе реализации, эффективность финансовой политики, наличие дополнительных финансовых ресурсов, кроме средств городского бюджета);
5) бюджетная эффективность (соизмеримость затрат городского бюджета, требуемых для выполнения целей программы, с величиной поступлений или экономией бюджетных средств, наличие инструментов для оценки бюджетной эффективности программы);
6) результативность программы (значительность перемен для тех, на кого она рассчитана, наличие плана оценки достигнутого эффекта и параметров для его измерения и описания, планирование дальнейшей стратегии с учетом результатов проведенной оценки, возможности привлечения дополнительных средств);
7) использование опыта других организаций и взаимодействие с ними (установление связей с действующими программами, возможность кооперации с другими программами для достижения стратегических целей развития города).
2. Заключение комиссии направляется заказчику программы.
3. В случае, если заключение комиссии содержит замечания и предложения по проекту программы, заказчик в течение одного месяца со дня получения заключения организует доработку проекта программы.
4. Доработанный проект программы направляется повторно в комиссию для оценки и получения положительного заключения.
5. При получении положительного заключения комиссии заказчик вносит проект программы на рассмотрение коллегии администрации города.
6. Разработанный проект программы заказчик в срок, не позднее 1 августа года, предшествующего очередному финансовому году, направляет на согласование и экспертную оценку в комитет по экономике и инвестициям и в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике.
Экспертная оценка проводится в течение 15 рабочих дней с момента поступления проекта программы в соответствующие органы.

VI. Утверждение программы

1. Программа, предлагаемая к финансированию, начиная с очередного финансового года, подлежит утверждению не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете в Барнаульскую городскую Думу.
2. Внесение программы на рассмотрение коллегии администрации города осуществляется в порядке, установленном Регламентом администрации города Барнаула.
3. Программа утверждается постановлением администрации города.
4. Комитет по экономике и инвестициям ведёт перечень действующих программ.

VII. Реализация и финансирование программы

1. Источниками финансирования программы могут быть средства федерального, краевого и городского бюджетов, а также привлекаемые средства внебюджетных источников.
2. Перечень программ, финансирование которых предусматривается в очередном финансовом году, представляется на рассмотрение коллегии администрации города в составе материалов к проекту бюджета города.
3. При подготовке проекта бюджета города определяется объем финансирования программ в очередном финансовом году на основе бюджетных заявок, представленных заказчиком, с соответствующим обоснованием (приложения 3, 4).
4. Объем бюджетных ассигнований на реализацию программ (подпрограмм) на очередной финансовый год утверждается решением Барнаульской городской Думы о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета.
5. Заказчик программы ведет учет и осуществляет хранение документов, касающихся реализации программы (заключения, соглашения, договоры, контракты, акты сверки выполненных работ, бюджетные заявки, результаты анализа хода выполнения мероприятий и т.д.).

VIII. Контроль за ходом реализации программы

1. Заказчик программы осуществляет текущий контроль за выполнением программных мероприятий и ежеквартально в сроки, установленные Регламентом работы в Автоматизированной информационной системе "Социально-экономическое развитие города Барнаула" (далее - АИС), вносит данные в модуль "Муниципальные целевые программы" АИС и направляет отчёт о реализации программы на согласование.
2. Контроль за ходом реализации программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием заказчика, комитетов по экономике и инвестициям, по финансам, налоговой и кредитной политике.
3. По истечении срока выполнения программы заказчик в течение одного месяца готовит и направляет в комитет по экономике и инвестициям сводный отчет о выполнении программы. К отчету прилагаются:
1) пояснительная записка, отражающая состояние проблем, на решение которых была направлена программа;
2) описание степени достижения поставленных целей и задач;
3) анализ эффективности программы.
Оценка эффективности реализации долгосрочных целевых программ проводится в соответствии с Порядком оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ города Барнаула, утверждаемым постановлением администрации города.
4. Комитет по экономике и инвестициям с учетом полученной информации проводит анализ и оценку социальных и экономических последствий выполнения программ, а также готовит сводный отчет о ходе реализации программ и представляет его главе администрации города Барнаула.
5. Годовой отчет о реализации программ в отчетном финансовом году представляется комитетом по экономике и инвестициям на рассмотрение коллегии администрации города при подведении итогов социально-экономического развития города Барнаула.

Первый заместитель главы администрации, руководитель аппарата
П.Д. Фризен

Приложение 1
к Положению о порядке разработки
и реализации долгосрочных целевых
программ города

Типовая форма предложения о разработке долгосрочной целевой программы города

1. Наименование предлагаемой долгосрочной целевой программы.
2. Анализ причин возникновения проблем, предлагаемых к решению

2.1. Краткое описание проблемной ситуации (в целом)
 
2.2. Перечень лиц, групп лиц, участвующих в ситуации, их численность и интересы, какие действия (либо в чём бездействие) данных лиц, приводящие к проблемной ситуации
 
2.3. Наименование процессов, в ходе которых возникла данная ситуация, этапы указанных процессов
 
Наименование показателей, реально отражающих наличие проблемной ситуации
Ед. изм.
Значение показателя
n-4
n-3
n-2
n-1
n
       
       
2.4. Анализ существующих тенденций, причин возникновения проблемной ситуации и возможных сценариев её развития, если не предпринимать мер, с указанием оценки вероятности
 
2.5. Перечень решаемых программой проблем
 
2.6. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
 

3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом:

3.1. Описание межфункционального и межведомственного характера проблем, решаемых программой
 
3.2. Основные ограничения (управленческие, законодательные и иные), не позволяющие достичь цели программы в условиях текущей деятельности
 
3.3. Оценка обеспеченности органов местного самоуправления полномочиями по вопросам, решаемым при реализации программы согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих, принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
 

4. Возможные способы решения проблемы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять для решения проблемы, возможные сроки их реализации.
5. Потребность в финансовых ресурсах, возможные источники и средства их обеспечения.

 
n+1
n+2
n+3
n+4
n+5
n+6
n+7
n+8
n+9
n+10
БГ
          
КБ
          
ФБ
          
ВБ
          

Сокращения:
БГ - бюджет города
КБ - краевой бюджет
ФБ - федеральный бюджет
ВБ - внебюджетные источники
6. Заключения комитетов по экономике и инвестициям и по финансам, налоговой и кредитной политике о необходимости и целесообразности решения поставленных проблем программными методами.
7. Предварительная оценка социально-экономического эффекта и последствий от реализации программы.
8. Перечень разработчика и предполагаемых исполнителей программы.
n - год утверждения программы

Приложение 2
к Положению о порядке разработки
и реализации долгосрочных целевых
программ города

Шаблон долгосрочной целевой программы

1. Паспорт долгосрочной целевой программы города

Наименование программы
 
Основание для разработки программы
 
Заказчик программы
 
Разработчик программы
 
Цель и задачи программы
 
Сроки реализации программы
 
Объемы и источники финансирования программы (по годам или кварталам)
 
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации программы (важнейшие целевые индикаторы и показатели)
 
Контроль за ходом выполнения программы
 

2. Анализ ситуации

Краткое описание проблемной ситуации (в целом)
 
Перечень лиц, групп лиц, участвующих в ситуации, их численность и интересы, какие действия (либо в чём бездействие) данных лиц приводят к проблемной ситуации
 
Наименование процессов, в ходе которых возникла данная ситуация, этапы указанных процессов
 
Наименование показателей, реально отражающих наличие проблемной ситуации
Ед. изм.
Значение показателя
п-4
п-3
п-2
п-1
п
       
       
Анализ существующих тенденций, причин возникновения проблемной ситуации и возможных сценариев её развития, если не предпринимать мер, с указанием оценки вероятности
 
Перечень решаемых программой проблем
 
Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
 

n - год утверждения программы

Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом:

Описание межфункционального и межведомственного характера проблем, решаемых программой
 
Основные ограничения (управленческие, законодательные и иные), не позволяющие достичь цели программы в условиях текущей деятельности
 
Оценка обеспеченности органов МСУ полномочиями по вопросам, решаемым при реализации программы согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
 

3. Основная цель и задачи программы

Задачи Программы, направленные на достижение её целей:

N
п/п
Наименование задач, направленных на достижение цели
Оценка вклада задачи в достижение цели, %
   
 
Итого:
100

Ключевые индикаторы, характеризующие решение задач программы

N п/п
Наименование задач, направленных на достижение цели
Наименование ключевого индикатора
Ед. изм.
Итоговое значение ключевого индикатора на момент завершения программы
     

4. Динамика целевых индикаторов оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы города

N п/п
Наименование задачи
Целевые индикаторы (включая ключевые индикаторы)
Единицы измерения
Значение целевых индикаторов по годам
Ожидаемый эффект от реализации задачи
n-1
n
n+1
n + 2,...
         

п - год утверждения программы

5. Перечень программных мероприятий

N п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ожидаемый результат от реализации мероприятий (количественные показатели)
Социально-экономические показатели эффективности реализации программных мероприятий
Ответственные исполнители
Объем финансирования (из средств городского бюджета/краевого бюджета/федерального бюджета/внебюджетных источников)
всего
п-1
п
п+1
п+2,...
1.
Задача 1
         
 
Мероприятие 1.1.
         
 
Мероприятие 1.2.
         
2.
Задача 2
         
 
Мероприятие 2.1.
         

6. Сводные финансовые затраты по направлениям долгосрочной целевой программы города

Источники и направления расходов
Финансовые затраты в ценах п года (тыс. рублей)
Примечание
Всего
В том числе по годам
 
п- 1
п
п+ 1
п + 2, ...
Всего финансовых затрат
      
в том числе:
      
из городского бюджета
      
из краевого бюджета
      
из федерального бюджета
      
из внебюджетных источников (указать каких)
      
Капитальные вложения
      
в том числе:
      
из городского бюджета
      
из краевого бюджета
      
из федерального бюджета
      
из внебюджетных источников (указать каких)
      
Прочие расходы
     
в том числе:
      
из городского бюджета
      
из краевого бюджета
      
из федерального бюджета
      
из внебюджетных источников (указать каких)
      

7. Методика расчёта значений индикаторов программы

N п/п
Наименование индикатора (ключевого индикатора)
Формула для расчёта значений индикаторов
Описание методики расчёта значения индикатора, наименование форм государственной статистики, в которых содержится значение индикатора
    

8. Система управления реализацией программы

В данном разделе необходимо указать текстовое описание системы управления программой.

Приложение 3
к Положению о порядке разработки
и реализации долгосрочных целевых
программ города

Бюджетная заявка на финансирование долгосрочной целевой программы города

"___________________________________________________________________ ____________"
из бюджета города на _____________ год

Заказчик _________________________________________________________________________ ____

Направления расходов
Объем финансирования в действующих ценах текущего года (тыс. рублей)
Объем финансирования из городского бюджета, всего
 
в том числе:
 
капитальные вложения
 
прочие расходы, всего
 

________________ ________________________
       (подпись)        Ф.И.О.
"___" __________________ г.


Приложение 4
к Положению о порядке разработки
и реализации долгосрочных целевых
программ города

Обоснование бюджетной заявки по долгосрочной целевой программе города

"_________________" на___год

N п/п
Наименование мероприятия
Единица измерения
Количество
Стоимость единицы (в действующих ценах текущего года)
Сумма
Примечание
       
 
Итого:
     

________________ ________________________
       (подпись)        Ф.И.О.
"___" __________________ г.