Официально

Решение Алтайского края от 03.06.2011 N 550

"Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле"


Руководствуясь статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 29 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, обобщив поступившие предложения, городская Дума решила:
1. Утвердить Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле (приложение).
2. Считать утратившими силу решения городской Думы от 19.06.1997 N 146 "О развитии территориального общественного самоуправления в городе Барнауле и ходе выполнения решения Барнаульской городской Думы от 16.11.95 года N 171", от 22.03.2000 N 498 "О внесении дополнений в типовой устав домового комитета, утвержденный решением городской Думы от 19.06.97 г. N 146", от 22.12.2006 N 480 "Об утверждении типового Устава уличного комитета в городе Барнауле", от 14.05.2009 N 106 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле", от 26.03.2010 N 287 "О внесении дополнения в решение городской Думы от 14.05.2009 N 106 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле".
3. Пресс-центру (Губин М.К.) опубликовать решение в газете "Вечерний Барнаул" и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
4. Контроль за исполнением решения возложить на комитет по законности и местному самоуправлению (Морозов А.В.).

Глава города
Л.Н. Зубович

Приложение
к решению Барнаульской
городской Думы
от 03.06.2011 г. N 550

Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле

I. Общие положения

1. Понятие территориального общественного самоуправления и его границы

1.1. Под территориальным общественным самоуправлением (далее - ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, село, поселок и иные территории проживания граждан) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения городского округа.
1.2. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются Барнаульской городской Думой (далее - городская Дума) по предложению населения, проживающего на данной территории.
1.3. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, не могут выходить за пределы территории городского округа.
В границах действующего ТОС, зарегистрированного в установленном порядке, не допускается создание еще одного ТОС.
1.4. ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС.

2. Правовая основа и основные принципы осуществления ТОС

2.1. Правовую основу осуществления ТОС составляют:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края;
4) муниципальные правовые акты города Барнаула;
5) уставы ТОС.
2.2. ТОС осуществляется на принципах:
1) законности;
2) защиты прав и законных интересов населения;
3) свободного волеизъявления граждан через собрания, конференции граждан;
4) выборности и подконтрольности гражданам органов ТОС;
5) широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;
6) гласности и учета общественного мнения.

3. Право граждан на осуществление ТОС

3.1. Любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеет право быть инициатором и участвовать в создании ТОС на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях, конференциях граждан, проводимых ТОС, избирать и быть избранным в органы ТОС, получать информацию о деятельности ТОС.
3.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе препятствовать участию граждан в осуществлении ТОС.
3.3. Право граждан на осуществление ТОС подлежит судебной защите в порядке, установленном федеральным законодательством.
3.4. Граждане, участвующие в ТОС, органы ТОС вправе оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах компетенции ТОС.

4. Система ТОС

4.1. Система ТОС состоит из взаимодополняющих друг друга органов различного уровня, обеспечивающих согласованное решение находящихся в ведении ТОС вопросов.
4.2. Система ТОС включает в себя:
1) собрания, конференции граждан;
2) органы ТОС - советы (комитеты) микрорайонов, населенных пунктов;
3) иные органы самоуправления населения по месту жительства, в том числе: советы (комитеты) улиц, кварталов, домов.
4.3. Структура, наименование и порядок избрания (формирования) органов, выборных лиц ТОС определяются уставом ТОС.

5. Порядок создания ТОС

5.1. Создание ТОС осуществляется по инициативе граждан, проживающих на определенной территории.
5.2. Инициативная группа граждан (не менее 10 человек) письменно обращается в городскую Думу с предложением установить границы территории ТОС и назначить дату проведения учредительного собрания (конференции).
5.3. Создание ТОС осуществляется на учредительном собрании (конференции) граждан, постоянно проживающих на территории, где предполагается осуществлять ТОС.
5.4. Организация и проведение учредительного собрания (конференции) осуществляются в порядке, установленном Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, и настоящим Положением.
5.5. Инициативная группа:
1) не менее, чем за неделю до собрания (конференции) извещает граждан о дате, месте и времени проведения собрания (конференции);
2) организует проведение собрания (конференции);
3) подготавливает проект повестки собрания (конференции) граждан;
4) подготавливает проект устава ТОС;
5) уполномочивает своего представителя для открытия и ведения собрания (конференции) до избрания его председательствующего;
6) обеспечивает возможность ознакомления с проектом устава ТОС жителей, проживающих на территории создаваемого ТОС.
5.6. Участники собрания (конференции) избирают председательствующего и секретаря собрания (конференции) и утверждают повестку дня.
5.7. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
5.8. Собрание (конференция) граждан принимает решение об организации и осуществлении на данной территории ТОС, определяет цели деятельности, утверждает устав ТОС, избирает коллегиальный исполнительный орган - совет (комитет) ТОС.
Решение собрания (конференции) принимается открытым голосованием простым большинством голосов.
5.9. Ход проведения собрания (конференции) отражается в протоколе, который ведется секретарем, подписывается председательствующим и секретарем собрания (конференции). Итоги учредительного собрания (конференции) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
5.10. Органы местного самоуправления могут направить для участия в собрании (конференции) граждан своих представителей с правом совещательного голоса.
5.11. Расходы по проведению учредительного собрания (конференции), изготовлению и рассылке документов, публикации итогов учредительного собрания (конференции), регистрации устава ТОС несут участники ТОС.
Инициативная группа вправе обратиться в органы местного самоуправления с просьбой о содействии в проведении учредительного собрания (конференции), предоставлении помещения для проведения учредительного собрания (конференции).
5.12. Норма представительства делегатов на собрание (конференцию) граждан при количестве проживающих на территории создаваемого или действующего ТОС составляет:
1) от 300 до 2000 человек - 1 делегат от 20 граждан;
2) от 2000 до 3000 человек - 1 делегат от 30 граждан;
3) от 3000 до 5000 человек - 1 делегат от 50 граждан;
4) свыше 5000 человек - 1 делегат от 100 граждан;
5) в случае создания ТОС на территории малоэтажной индивидуальной застройки норма представительства по выборам делегатов на собрание (конференцию) граждан составляет 1 делегат не менее чем от 10 и не более чем от 30 домовладений.
Инициатор проведения конференции вправе изменить норму представительства делегатов на собрание (конференцию) в зависимости от численности жителей и других особенностей.

6. Устав ТОС

В уставе ТОС устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления ТОС.

7. Учреждение ТОС

7.1. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС в администрации района по месту создания ТОС.
Для регистрации представляются:
1) протокол собрания (конференции);
2) заявление;
3) решение городской Думы об установлении границ территории ТОС;
4) устав ТОС;
5) список членов постоянно действующего органа ТОС - совета (комитета) (в алфавитном порядке с указанием полностью фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, должности в составе выборного органа).
7.2. Изменения в устав ТОС подлежат регистрации в установленном порядке. Для регистрации изменений, вносимых в устав ТОС, в администрацию района представляются:
1) заявление о регистрации изменений, вносимых в устав ТОС, подписанное председателем совета (комитета) ТОС или лицом, исполняющим его обязанности;
2) документы, подтверждающие принятие решения о внесении изменений в устав ТОС;
3) текст изменений, вносимых в устав ТОС, в двух экземплярах с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными подписью заявителя.
7.3. Регистрация устава ТОС, изменений в устав ТОС осуществляется в течение 30 дней со дня регистрации письменного заявления. Администрация района издает постановление о регистрации устава ТОС, изменений в устав ТОС. Один экземпляр постановления администрации района в течение 3 рабочих дней направляется представителю инициативной группы.
7.4. Администрация района отказывает в регистрации устава ТОС, изменений в устав ТОС по следующим основаниям:
1) противоречие устава ТОС, изменений в устав ТОС Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Алтайского края, муниципальным правовым актам;
2) нарушение порядка принятия устава ТОС, изменений в устав ТОС, установленного настоящим Положением;
3) непредставление документов, указанных в пунктах 7.1., 7.2. Положения.
7.5. Решение об отказе в регистрации устава ТОС, изменений в устав ТОС принимается администрацией района в течение 30 дней со дня регистрации письменного заявления в форме постановления.
7.6. Постановление администрации района об отказе в регистрации устава ТОС, изменений в устав ТОС направляется представителю инициативной группы в течение 3 рабочих дней с момента его принятия.
7.7. Отказ в регистрации устава ТОС, изменений в устав ТОС может быть обжалован в судебном порядке.
7.8. Отказ в регистрации устава ТОС, изменений в устав ТОС не препятствует повторному обращению с заявлением о регистрации после устранения обстоятельств, явившихся основаниями отказа.
7.9. Администрация района ведет реестр уставов ТОС. Реестр уставов ТОС является сводом сведений о прошедших регистрацию уставах ТОС и об изменениях, внесенных в уставы.
7.10. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

II. Организационные основы ТОС

8. Полномочия ТОС

8.1. Полномочия ТОС определяются:
1) Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края;
2) настоящим Положением;
3) уставом ТОС.
8.2. К исключительным полномочиям собрания (конференции) граждан, осуществляющих ТОС, относятся:
1) установление структуры органов ТОС;
2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений;
3) избрание органов ТОС;
4) определение основных направлений деятельности ТОС;
5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
8.3. Органы ТОС:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
8.4. ТОС вправе объединяться в союзы (ассоциации).

9. Структура ТОС

9.1. Высшим органом ТОС является собрание (конференция) граждан.
Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан в целях осуществления ТОС определяется уставом ТОС, в котором рекомендовано установить, что:
1) собрание (конференция) жителей должны быть проведены не позднее 30 дней с момента принятия решения о созыве собрания (конференции);
2) орган или лицо, созывающие собрание (конференцию) жителей, письменно в срок не позднее 10 дней до собрания (конференции) уведомляет главу администрации района;
3) собрание (конференция) граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением ТОС, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом ТОС.
9.2. Собрание (конференция) избирает подотчетные собранию (конференции) органы ТОС - совет (комитет) ТОС для организации и непосредственной реализации функций, принятых на себя ТОС.
По решению собрания (конференции) может избираться контрольно-ревизионная комиссия ТОС.
9.3. Избрание состава органов ТОС проводится открытым голосованием.
9.4. Полномочия, форма работы органов ТОС, порядок принятия ими решений устанавливаются ТОС самостоятельно в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отражаются в уставе ТОС.
9.5. Совет (комитет) ТОС (далее - совет (комитет) в соответствующем падеже) является коллегиальным исполнительным органом ТОС, обеспечивающим организационно-распорядительные функции по реализации собственных инициатив граждан, а также участие граждан в решении вопросов местного значения.
9.6. Совет (комитет) подотчетен собранию (конференции) граждан, формируется и действует в соответствии с уставом ТОС.
На заседаниях совета (комитета) могут присутствовать представители администрации района с правом совещательного голоса.
9.7. Члены совета (комитета) могут принимать участие в деятельности органов местного самоуправления города Барнаула по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории, с правом совещательного голоса.
9.8. Председатель совета (комитета) избирается непосредственно на собрании (конференции) граждан из состава совета (комитета) на срок полномочий совета (комитета).
9.9. Председатель совета (комитета) представляет интересы населения, проживающего на данной территории, обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан.
9.10. Председатель совета (комитета) имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его полномочия. Удостоверение выдается администрацией района.
9.11. Во исполнение возложенных на совет (комитет) задач председатель совета (комитета):
1) представляет ТОС в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности и гражданами;
2) организует деятельность совета (комитета);
3) организует подготовку и проведение собраний (конференций) граждан, осуществляет контроль за реализацией принятых на них решений;
4) ведет заседания совета (комитета);
5) информирует органы местного самоуправления о деятельности ТОС, о положении дел на подведомственной территории;
6) обеспечивает организацию выборов членов совета (комитета) взамен выбывших;
7) подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы совета (комитета), выдает доверенности;
8) может открывать и закрывать расчетные счета ТОС в банках и является распорядителем по этим счетам;
9) решает иные вопросы, порученные ему собранием (конференцией) граждан, органами местного самоуправления.
9.12. Председатель исполняет свои обязанности до избрания председателя совета (комитета) нового созыва.
9.13. Полномочия председателя совета (комитета) и членов совета (комитета) досрочно прекращаются в случаях:
1) подачи личного заявления о прекращении полномочий;
2) смерти;
3) решения собрания (конференции) граждан, в том числе в случае систематического нарушения советом (комитетом) действующего законодательства или устава ТОС, установленного решением суда.
9.14. Избрание новых членов, председателя совета (комитета) производится не позднее одного месяца со дня прекращения их полномочий.
9.15. В случае досрочного прекращения полномочий председателя совета (комитета) его полномочия до избрания нового председателя совета (комитета) исполняет один из членов совета (комитета) по решению совета (комитета).
9.16. Во время исполнения членом совета (комитета) обязанностей председателя на него распространяются права, обязанности и ответственность председателя совета (комитета).
9.17. Контрольно-ревизионная комиссия ТОС (далее - комиссия) как контрольный орган ТОС создается для контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности совета (комитета). Комиссия подотчетна только собранию (конференции) граждан.
9.18. Комиссия осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности совета (комитета) по итогам работы за год по поручению собрания (конференции) граждан или по собственной инициативе.
9.19. На комиссию могут быть возложены функции контроля по исполнению устава ТОС.
9.20. Для проверки финансовой деятельности совета (комитета) ТОС комиссия вправе привлечь аудиторские организации.
9.21. Деятельность комиссии, ее права и обязанности регламентируются уставом ТОС.
9.22. Члены комиссии не могут являться членами совета (комитета).
9.23. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности ТОС проводится не реже одного раза в год. Результаты проверок и отчетов комиссии доводятся до населения, проживающего на данной территории, и утверждаются на общем собрании (конференции) граждан.

III. Экономическая основа деятельности ТОС

10. Финансы ТОС

10.1. ТОС осуществляет свою деятельность за счет собственных, заемных средств, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, за счет других законных поступлений.
10.2. Собственные денежные средства расходуются ТОС в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов ТОС, целями и задачами, определенными в уставе ТОС.

11. Поощрение участников ТОС

Администрация города может поощрять активных участников ТОС путем премирования и поощрения победителей проектов общегородского значения среди некоммерческих организаций за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете города на соответствующий финансовый год.

12. Имущество ТОС

ТОС, являющееся юридическим лицом, вправе владеть, пользоваться, распоряжаться денежными средствами и имуществом, необходимыми для материально-технического обеспечения деятельности, предусмотренной уставом ТОС, в порядке, установленном действующим законодательством и уставом ТОС.

IV. Гарантии осуществления взаимоотношения ТОС с органами местного самоуправления, ответственность и прекращение деятельности ТОС

13. Гарантии осуществления ТОС

13.1. Органы ТОС вправе обращаться в органы местного самоуправления о предоставлении информации по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.
13.2. Органы ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
13.3. Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь органов ТОС, изучают их мнение по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.
13.4. Проекты муниципальных правовых актов, предложенные органами ТОС в пределах полномочий, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
13.5. Органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, причинившие ущерб органам ТОС, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
13.6. ТОС, в соответствии с его Уставом являющееся юридическим лицом, вправе обращаться в суд с заявлениями о признании недействительными нормативных правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих права граждан на осуществление ТОС.

14. Взаимодействие ТОС с органами местного самоуправления

14.1. Органы местного самоуправления содействуют становлению и развитию ТОС в соответствии с действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами.
14.2. Городская Дума:
1) устанавливает границы территории, на которой осуществляется ТОС;
2) назначает дату конференции по вопросу учреждения ТОС;
3) устанавливает порядок регистрации Уставов ТОС, порядок организации и осуществления ТОС.
14.3. Администрация города:
1) оказывает содействие населению в осуществлении права на ТОС;
2) разрабатывает муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ТОС;
3) предоставляет органам ТОС помещения для осуществления их деятельности.
14.4. Администрация района:
1) оказывает помощь инициативным группам граждан по учреждению ТОС, проведению собраний (конференций), опросов населения и принимает в них участие;
2) способствует выполнению решений собраний (конференций) граждан, принятых в пределах их полномочий;
3) ежегодно разрабатывает план мероприятий по взаимодействию с ТОС;
4) оказывает органам ТОС юридическую, организационную и методическую помощь;
5) осуществляет регистрацию уставов ТОС, изменений в уставы, ведет реестр уставов ТОС;
6) проводит анализ социально-экономического развития территории ТОС;
7) выступает с инициативой о проведении собрания (конференции) для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий совета (комитета) ТОС в случае систематического нарушения действующего законодательства или устава ТОС, установленного решением суда.

15. Ответственность органов ТОС перед гражданами

15.1. Ответственность органов ТОС перед гражданами наступает в случае нарушения этими органами действующего законодательства, настоящего Положения, устава ТОС либо утраты этими органами или их выборными лицами доверия со стороны граждан. Основания и виды ответственности органов ТОС и выборных лиц ТОС определяются действующим законодательством, уставом ТОС.
15.2. Органы ТОС несут ответственность по своим обязательствам в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

16. Прекращение деятельности ТОС

16.1. Деятельность ТОС, являющегося юридическим лицом, прекращается добровольно на основе решения общего собрания (конференции) граждан либо на основании решения суда в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
16.2. Деятельность ТОС, не являющегося юридическим лицом, прекращается на основании решения собрания (конференции).
16.3. Органы ТОС обязаны письменно проинформировать городскую Думу и администрацию района по месту регистрации устава ТОС о прекращении деятельности ТОС.