Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 20.06.2011 N 331

"Об утверждении Порядка проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края"

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", законом Алтайского края от 03.12.2008 N 122-ЗС "О Регистре муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края" и в целях организации деятельности Администрации края по проведению правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края, постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ларина Б.В.

Губернатор Алтайского края
А.Б. Карлин

Порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 20 июня 2011 г. N 331)

I. Общие положения

1. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (далее - "муниципальный акт"), подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (далее - "Регистр"), заключается в правовой оценке формы муниципального акта, предмета правового регулирования, компетенции органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего муниципальный акт, содержащихся в муниципальном акте норм, а также соответствия порядка его принятия и обнародования (опубликования) требованиям Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края и уставу муниципального образования.
2. Антикоррупционная экспертиза муниципальных актов, подлежащих включению в Регистр, заключается в выявлении в них коррупциогенных факторов и их последующее устранение.
3. Повторная правовая и антикоррупционная экспертизы проводятся в следующих случаях:
принят федеральный закон или иной акт федерального законодательства по вопросу, регулируемому актом субъекта Российской Федерации;
принят закон Алтайского края или иной акт краевого законодательства по вопросу, регулируемому муниципальным актом;
внесены изменения в Устав муниципального образования, перераспределяющие полномочия органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления).
4. При поступлении в правовой департамент Администрации края муниципального акта о внесении изменений в ранее принятый муниципальный акт проводятся правовая и антикоррупционная экспертизы измененного муниципального акта.
5. Если муниципальным актом о внесении изменений в ранее принятый муниципальный акт устанавливаются также новые нормы или вносятся изменения в большое количество актов, возможно проведение правовой и антикоррупционной экспертиз в отношении муниципального акта о внесении изменений.
6. Правовая и антикоррупционная экспертизы проводятся в отношении следующих муниципальных актов, подлежащих включению в Регистр:
1) муниципальные акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) муниципальные акты представительного органа муниципального образования;
3) муниципальные акты главы муниципального образования, местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.
7. Результаты правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных актов отражаются в письме, содержащем сведения о результатах правовой и антикоррупционной экспертиз муниципального акта (далее - "экспертное заключение"). В случае, если в муниципальном акте выявлены положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования, экспертное заключение направляется в соответствующий орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления).

II. Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных актов

8. Правовая экспертиза проводится в отношении каждого муниципального акта, указанного в пункте 6 настоящего Порядка.
9. Цели, задачи и предмет правового регулирования муниципального акта должны быть проанализированы на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотрены с точки зрения соответствия полномочиям органов местного самоуправления, установленных федеральными законами и законами Алтайского края.
10. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере необходимо выявить место рассматриваемого муниципального акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего, требуется установить, во исполнение какого или в соответствии с каким федеральным законом или законом Алтайского края (иным федеральным актом или актом Алтайского края), положением устава муниципального образования принят муниципальный акт, соответствуют ли правовые основания его принятия основаниям, предусмотренным в федеральном и краевом законодательстве, уставе муниципального образования, муниципальных актах более высокой юридической силы, принятых в соответствующем муниципальном образовании. В целях изучения состояния правового регулирования анализируются как законы и подзаконные акты, так и затрагивающие соответствующие правоотношения решения Конституционного Суда Российской Федерации и иных органов судебной власти Российской Федерации, а также учитываются все изменения, внесенные ранее в федеральные, краевые и муниципальные акты.
11. При проведении правовой экспертизы муниципальных актов оценивается компетенция органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего соответствующий акт, в соответствии с основными полномочиями органов местного самоуправления, установленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также полномочиями, установленными специальными федеральными законами и законами Алтайского края (иными федеральными актами и актами Алтайского края), уставом муниципального образования.
12. При анализе конкретных правовых норм изучается смысл нормы, а также правовые последствия ее применения. При необходимости рассматривается несколько правовых актов, содержащих части нормы (например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах).
13. При анализе конкретных правовых норм могут возникать расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения (коллизия правовых актов). В данном случае следует руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
14. В ходе правовой экспертизы оценивается соблюдение правил юридической техники - наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии, а именно:
форма муниципального акта;
наименование органа (должностного лица), принявшего муниципальный акт;
название муниципального акта, в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать его содержанию;
дата и место принятия и (или) подписания муниципального акта;
номер муниципального акта;
полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный акт;
источник официального опубликования;
дата (срок) вступления в силу.
15. При оценке юридических терминов анализируется следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепризнанное значение;
обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном и краевом законодательстве.
16. Признаками несоответствия муниципальных актов Конституции Российской Федерации являются:
принятие органами местного самоуправления (должностными лицами местного самоуправления) муниципальных актов и норм по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;
включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации;
иные признаки.
17. Признаками несоответствия муниципального акта федеральному закону или закону Алтайского края (иному правовому акту), уставу муниципального образования являются:
отсутствие правовых оснований, которые необходимы для принятия муниципального акта;
принятие муниципального акта во исполнение отмененных или признанных утратившими силу федеральных законов или законов Алтайского края (иных правовых актов), их норм, а также норм устава муниципального образования;
неправильный выбор федеральных законов или законов Алтайского края (иных правовых актов), норм устава муниципального образования, применяемых при принятии муниципального акта;
принятие муниципального акта органом местного самоуправления (должностным лицом местного самоуправления), в компетенцию которого данное полномочие не входит, либо принятие муниципального акта с превышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу);
нарушение порядка принятия муниципального акта;
иные признаки.

III. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных актов

18. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных актов, подлежащих включению в Регистр, проводится при проведении их правовой экспертизы.
19. Антикоррупционная экспертиза муниципальных актов осуществляется в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - "Методика").
20. Эксперт устанавливает наличие или отсутствие всех предусмотренных Методикой коррупциогенных факторов.
21. В случае необходимости проведения анализа иных правовых актов, использованных при разработке проекта муниципального акта, а также материалов судебной или административной практики, эксперт вправе запросить у соответствующего органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления) дополнительные материалы или информацию.

IV. Подготовка экспертного заключения

22. По результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз составляется мотивированное экспертное заключение на бланке правового департамента Администрации края.
23. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:
реквизиты муниципального акта;
повод (поводы) рассмотрения муниципального акта;
цели, задачи и предмет регулирования муниципального акта;
оценка компетенции принявшего муниципальный акт органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления);
соответствие (несоответствие) содержания муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования;
соответствие формы и текста муниципального акта правилам юридической техники.
24. При описании норм муниципального акта, в котором выявлены положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования, указываются:
1) положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта, противоречащее федеральному законодательству, а также его содержание;
2) нарушенные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Алтайского края, иных федеральных актов и актов Алтайского края, устава муниципального образования (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел).
25. Если при проведении антикоррупционной экспертизы муниципального акта в его тексте не выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, в экспертном заключении делается отметка "коррупциогенных факторов не выявлено".
26. В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы были выявлены коррупциогенные факторы, то в экспертном заключении указываются положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта и соответствующие коррупциогенные факторы, а также предлагаются способы их устранения (исключение из текста муниципального акта, изложение его в другой редакции, внесение иных изменений в текст рассматриваемого акта, иной способ).
27. Экспертное заключение подписывается лицом, проводившим правовую и антикоррупционную экспертизу. Экспертное заключение подписывается руководителем правового департамента Администрации края либо лицом, его замещающим, в случае, если экспертное заключение составляется в соответствии с пунктами 24 и 26 настоящего Порядка и направляется в соответствующий орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления).
28. Экспертное заключение регистрируется в книге регистрации экспертных заключений с присвоением ему регистрационного номера и указанием даты подписания.