Официально

Распоряжение Алтайского края от 09.09.2011 N 376-р

Об утверждении Сценарных условий социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года

В целях определения параметров социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочный период:
1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года (далее - "Сценарные условия").
2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке планово-прогнозных документов, долгосрочных и ведомственных целевых программ руководствоваться Сценарными условиями.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу руководствоваться Сценарными условиями.

Губернатор Алтайского края
А.Б. Карлин

Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года (утв. распоряжением Администрации Алтайского края от 9 сентября 2011 г. N 376-р)

Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года (далее - "Сценарные условия") разработаны на основе сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2010 году и в январе-июне 2011 года.
Сценарные условия учитывают цели и приоритеты, соответствующие программе социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.04.2010 N 25-ЗС, а также определяют прогнозные параметры развития Алтайского края на ближайшие три года (приложение).

Основные тенденции социально-экономического развития Алтайского края в январе-июне и оценка параметров 2011 года

В первом полугодии 2011 года продолжаются восстановительные процессы в экономике, наблюдавшиеся в 2010 году. Промышленное производство, инвестиции, оборот розничной торговли уже вышли на докризисные показатели. Объемы производства в строительном секторе за счет более длительного периода спада восстановятся только к концу прогнозного периода.
В промышленности с начала текущего года индекс производства составил 109,2%. В стоимостном выражении отгружено продукции на 105,3 млрд. рублей. Высокие темпы роста наблюдаются в отдельных видах обрабатывающих производств: производстве готовых металлических изделий, текстильном производстве, деревообработке. Так, существенно превышен прошлогодний уровень производства котлов водогрейных центрального отопления и котлов паровых (в 1,7 и 2,6 раза соответственно). В 1,5 раза увеличился объем выпуска трикотажных изделий. В обработке древесины и производстве изделий из дерева индекс производства составил 142,8%. По итогам июня положительная динамика сложилась в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (индекс производства - 107,5%), что позволило обеспечить рост по итогам полугодия (100,7%) против спада в январе-мае текущего года (99,6%). В целом в обрабатывающем секторе промышленности объемы производства увеличились на 14%.
Объем отгруженной продукции добывающих производств в 1,7 раза превысил показатель января-июня предыдущего года. При этом индекс производства сложился на уровне 110,8% (за I полугодие 2010 года - 69,9%).
Индекс промышленного производства в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 88,2%. Вызвано это снижением производства в крае электроэнергии (на 13,1%) в связи с постепенным восстановлением выработки электроэнергии на Саяно-Шушенской ГЭС и соответствующей корректировкой диспетчерских графиков энергосистемы Сибири.
В целом по 2011 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 106%, в том числе в обрабатывающих производствах - 108,4%. Наибольший рост ожидается в производстве готовых металлических изделий, обработке древесины, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов.
Экономическая ситуация в сельском хозяйстве края в 1 полугодии 2011 года характеризовалась ростом основных показателей. Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной всеми сельхозтоваропроизводителями, составил 31,2 млрд. рублей, индекс производства - 101,9%. Посевные площади зерновых и зернобобовых культур, сахарной свеклы и подсолнечника в текущем году увеличены в целом на 367 тыс. га и составляют 5,5 млн. га. Наблюдается увеличение объемов производства основных видов животноводческой продукции.
С учетом относительно благоприятных погодных условий для растениеводческой сферы, а также продолжения тенденции роста в животноводстве в целом по году индекс производства оценивается на уровне 102,1%, а объем валовой продукции может составить около 84,9 млрд. рублей.
Несмотря на высокие темпы инвестиционной активности в целом по 2010 году (118%), в текущем году они продолжают нарастать. За первое полугодие по всем организациям прирост составил 28,8%. На развитие экономики и социальной сферы края направлено инвестиций на сумму 22 млрд. рублей. В целом по году ожидается рост на уровне 110%, а объем инвестиционных вложений оценивается в пределах 69 млрд. рублей. Ожидаемый ввод жилья в 2011 году может составить 700 тыс. кв. м. С начала 2011 года происходит постепенное улучшение показателей уровня жизни населения. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 1 полугодии реальные располагаемые денежные доходы жителей края возросли на 5%, их прирост в целом по году составит не менее 5,5%.
Реальная заработная плата за январь-май составила 102,1%. В номинальном выражении средняя заработная плата возросла на 11,7% относительно аналогичного периода 2010 года. Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечаются в следующих сферах: добыче полезных ископаемых (135,8%), сельском хозяйстве (более 138,4%), строительстве (126,8%). С учетом сохранения тенденции роста заработной платы в экономике и предусмотренной в текущем году индексации оплаты труда работников бюджетных учреждений в целом по 2011 году ожидается прирост заработной платы на 14,2%, в реальном выражении - на 4,9%.
Рост уровня жизни населения способствует активному восстановлению потребительских расходов домашних хозяйств: расходы на покупку товаров за 1 полугодие увеличились на 21%, на оплату услуг - на 9%. Сохранение тенденции роста платежеспособного спроса населения обеспечит увеличение оборота розничной торговли в 2011 году в сопоставимых ценах на 12% (1 полугодие - 10,7%), платных услуг - на 2,8% (1 полугодие - 0,3%).
В 2011 году наблюдается более благоприятная в сравнении с предыдущим годом ситуация на регистрируемом рынке труда. С начала года в связи с ростом производства увеличился спрос на труд: заявленная потребность работодателей в работниках возросла на 6,5% относительно аналогичного периода 2010 года; емкость краевого банка вакансий увеличилась в 1,7 раза; коэффициент напряженности на рынке труда снизился в 2,4 раза. За I полугодие трудоустроено по направлению службы занятости населения 34,8 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных граждан к аналогичному периоду предыдущего года снизилась на 29,4%. По предварительной оценке, уровень официально зарегистрированных безработных к концу 2011 года не превысит 3%.
Стабилизация макроэкономической ситуации в крае происходит на фоне умеренных инфляционных процессов: индекс потребительских цен за 1 полугодие составил 104,3%, что на 0,7 процентного пункта ниже, чем в среднем по Российской Федерации, и на 0,4 процентного пункта ниже, чем по Сибирскому федеральному округу. В целом на 2011 год уровень инфляции в Алтайском крае при стабильной ситуации на рынке продовольственных товаров ожидается в пределах 7,9%.
Ожидаемый рост основных показателей базовых отраслей экономики края в текущем году по отношению к предыдущему году и повышение потребительского спроса со стороны населения позволяют оценивать увеличение объема валового регионального продукта по итогам 2011 года примерно на 5,1% к уровню 2010 года. Его объем может составить более 370 млрд. рублей.

Характеристика базового варианта прогноза социально-экономического развития Алтайского края в одах

Сценарные условия разрабатываются на многовариантной основе в зависимости от внешних и внутренних факторов развития. В текущем году Министерством экономического развития Российской Федерации для разработки прогноза предложен один вариант (базовый). Он связан с происходящими заметными изменениями в характере экономического роста, в значениях и роли факторов, определяющих развитие экономики. Предложенный вариант прогноза основан на минимизации влияния внешних факторов развития, связанных с умеренной динамикой цен за баррель нефти в течение прогнозного периода, и усилении внутренних факторов развития.
Базовый вариант развития экономики предполагает реализацию активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизацию производства, а также на повышение эффективности расходов бюджета. При общей социальной направленности расходов бюджета планируется рост расходов на программы жилищного строительства, здравоохранения и образования. Базовый вариант предусматривает также рост объемов выдачи банковских кредитов и сохранение сдержанной политики регулирования тарифов.
Прогнозные параметры, которые предлагается учитывать при разработке параметров краевого бюджета на оды, рассчитаны по одному базовому варианту.
Параметры социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и внутренних условий (факторов). К внешним условиям (факторам), оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, относятся параметры инфляции, уровень роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, таможенное законодательство. В качестве внутренних условий (факторов) учитывается демографическая ситуация, скорость реализации крупных инвестиционных проектов, включая проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья", создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", игорной зоны, а также осуществление мероприятий по оптимизации бюджетной сферы Алтайского края.

Внешние условия (факторы), формирующие сценарии социально-экономического развития Алтайского края

Наиболее значимым внешним фактором прогноза социально-экономического развития края, который сказывается на всех без исключения его параметрах, является инфляция. Неблагоприятная ситуация на российском рынке сельхозпродукции вследствие засухи и неурожая 2010 года в центральной части России отразилась на сохранении высокого роста потребительских цен в начале 2011 года. Однако, достигнув к концу января уровня 102,3% за месяц (продовольственные товары - 102,5%), рост цен существенно замедлился (в июне - 100%, в том числе на продовольственные товары - 99,4%).
За январь-июнь 2011 года рост потребительских цен составил 104,3%, в том числе на продовольственные товары - 103%, на непродовольственные -103,1%, на платные услуги - 108,5%.
Основным фактором замедления инфляции становится снижение роста цен на продовольственные товары после их существенного роста с 4 квартала 2010 по февраль 2011 года. На ослабление роста цен на продовольствие и потребительскую инфляцию повлияло:
увеличение предложения продуктов за счет роста продовольственного импорта, в том числе в результате принятых мер по его стимулированию (отмена ввозных пошлин на картофель, ряд овощей и другие продукты);
начавшееся снижение мировых цен на сахар, масло, зерно и замедление роста цен на мясо, молочные и другие товары на мировых рынках, что отразилось на замедлении роста внутренних цен на сельхозпродукцию - в марте рост цен замедлился до 0,6% после 6,2% за январь-февраль.
Ожидается, что за год инфляция составит 7,9%. В одах ее уровень будет зависеть от динамики потребительских расходов населения, ситуации на мировых сельскохозяйственных рынках, динамики цен и тарифов субъектов естественных монополий. В 2012 году инфляция прогнозируется в пределах 6%, в 2012 и 2013 годах - 5,5% и 4,5% соответственно, что находится в целевом диапазоне параметров инфляции в целом по России.
Определенные риски для инфляции и экономического роста в одах могут быть связаны с ростом цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и, прежде всего, на электроэнергию. Такая ситуация обусловлена либерализацией рынка электроэнергии и мощности, введением долгосрочного рынка мощности, а также включением энергетическими компаниями инвестиционной составляющей в регулируемые тарифы.
В связи с этим приоритетной задачей тарифной политики в одах станет ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей.

Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий в одах в среднем по Алтайскому краю (в среднем за год к предыдущему году, %)

Показатель
2011 г. оценка
Прогноз
2012 г.
2013 г.
2014 г.
1
2
3
4
5
Электрическая энергия
Доля потребления по нерегулируемым ценам
66
66
66
66
Рост конечных цен в среднем для всех категорий потребителей
113-115
111-113
110-112
109-110
Рост регулируемых тарифов в среднем для населения
110
110
110
110
Тепловая энергия
Тепловая энергия (регулируемые цены)
116,5
115,4
110-111
109-110
Природный газ
Регулируемые оптовые цены, в среднем для всех
115,3
115
115
115
Регулируемые тарифы для населения
113,5
115
115
115
Регулируемые тарифы для прочих потребителей
115
115
115
115
Железнодорожные перевозки
Железнодорожные перевозки грузов
108
107,4
106,4
105-105,5
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе
110
110
110
110

Электрическая энергия в полном объеме, за исключением поставляемой населению (34% от общего объема потребления), в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" с 1 января 2011 года поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам, которые складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.
Подлежат государственному регулированию в составе цены (тарифа) на электрическую энергию:
тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций;
сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
оплата услуг инфраструктурных организаций оптового рынка.
При определении параметров роста тарифов на электроэнергию учтен рост необходимой валовой выручки филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Алтайэнерго", рассчитанной на долгосрочный период регулирования оды с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB). Также учтен переход на государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года в форме установления долгосрочных тарифов.
Необходимая валовая выручка филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Алтайэнерго" включает его затраты на услуги ОАО "ФСК ЕЭС", тарифы на которые установлены ФСТ России с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB). Рост затрат филиала на услуги ОАО "ФСК ЕЭС" по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети с учетом тарифов, установленных ФСТ России, составит на 2012 и 2013 годы 124,3%, на 2014 год - 101,8%.
При переходе территориальных сетевых компаний к регулированию долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе по методу доходности инвестированного капитала, в инвестиционные программы будут включаться средства на реализацию мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и снижению издержек. При этом организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг.
В случае принятия на федеральном уровне решения об обязательном применении социальной нормы рост регулируемых тарифов для населения может быть выше 10% в отношении объемов электроэнергии, потребляемой сверх социальной нормы, и будет отражать их экономически обоснованный уровень.
Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и необходимого объема инвестиций. Также учитывалась необходимость постепенного выравнивания образовавшихся диспропорций между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры топливного баланса. Исходя из вышеуказанных факторов рост регулируемых оптовых цен на газ на предполагается в размере 115% в год для всех категорий потребителей.
Розничные цены на газ природный, реализуемый населению края, рассчитаны исходя из прогнозных параметров роста оптовых цен, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги, утверждаемых Федеральной службой по тарифам.
Предполагается, что при переходе к использованию метода доходности инвестированного капитала при расчете тарифов на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, намеченном на оды, удастся избежать ускоренного роста тарифов. Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2011 году в среднем по Алтайскому краю составит 116,5%, в 2012 году - 115,4%, к 2014 году снизится до 109-110%.
Прогнозируемый рост тарифов на тепловую энергию учитывает рост затрат на топливо, электрическую энергию, рост затрат на оплату труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, другие обоснованные затраты, не учтенные при установлении тарифов на тепловую энергию в предыдущие периоды регулирования. Затраты на оплату труда и прочие операционные затраты планируются в соответствии с прогнозом инфляции.
Ограничение роста цен (тарифов) на тепловую энергию будет стимулировать теплоснабжающие организации сдерживать рост издержек и позволит также ограничить рост размера платы граждан за коммунальные услуги.
Индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в прогнозный период составит в среднем: в 2012 году - 7,4%, в 2013 и 2014 годах - 6,4 и 5,5% соответственно. Предельный среднегодовой прирост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе не превысит 10% в год.
Среди налоговых нововведений в сценарных условиях учтены принятые с 1 января 2011 года налоговые ставки, а также изменения порядка начисления, взимания и освобождения от обложения по основным статьям налогообложения: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых и налога на доходы физических лиц. Также учтено изменение ставки и порогов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам. С 2012 года предполагается понижение ставок страховых взносов во внебюджетные фонды - с 34 до 30%, а для малого бизнеса - до 20%.
Политика Правительства Российской Федерации по увеличению заработной платы в бюджетных отраслях предусматривает осуществление ее ежегодной индексации в соответствии с уровнем инфляции. В текущем году фонд оплаты труда работников бюджетных учреждений проиндексирован на 6,5% с 1 июня. Исходя из финансовых ресурсов государства возможно проведение дополнительной индексации осенью текущего года.
В прогнозный период продолжится увеличение размера материнского капитала. К 2014 году его величина составит 430 тыс. рублей. Планируется ежегодная индексация размера пособий семьям с детьми: в 2012 году - на 6%, в последующие два года - на 5,5 и 5% соответственно.
В 2011 году изменился порядок индексации социальных пенсий. Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже 1,03 раза.
В среднесрочной перспективе предусматриваются достаточно высокие темпы роста среднего размера трудовой пенсии. В целом за оды средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,43 раза. При этом прожиточный минимум пенсионера за этот период возрастет в 1,47 раза. Опережающий рост прожиточного минимума пенсионера связан с планируемым введением с 2013 года новой потребительской корзины, что приведет к значительному увеличению прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения.
С 2013 года предполагается переход на нормативно-статистический метод расчета величины прожиточного минимума, в соответствии с которым продукты питания будут включаться в потребительскую корзину по нормам в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги - по их доле в общих потребительских расходах. Использование новой методики расчета может привести к увеличению величины прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения в среднем на 4%, что в свою очередь может отразиться на изменении численности малоимущего населения.

Внутренние условия (факторы) для формирования вариантов социально-экономического развития

В одах социально-экономическое развитие Алтайского края будет формироваться под влиянием:
повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса;
наращивания темпов модернизации основных секторов экономики; активизации инновационной деятельности в регионе;
повышения эффективности расходов регионального и местных бюджетов.
Основным фактором роста социально-экономических показателей края выступят уже запущенные масштабные инвестиционные проекты, активная реализация мероприятий целевых программ, краевой программы по улучшению инвестиционного климата в регионе и программ модернизации здравоохранения и образования.
Рост валового регионального продукта в 2012 году по сравнению с оценкой 2011 года может составить 105,5%, его номинальный объем прогнозируется в размере 413 млрд. рублей. В одах темп роста ВРП в сопоставимых ценах может ускориться до 107% и 108% соответственно. В целом за прогнозный период прирост ВРП составит 21,9%.
Основной вклад в прирост ВРП внесут виды деятельности, относящиеся к производству товаров: промышленность (обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых), строительство, торговля, транспорт и связь. Не менее весомый вклад в прирост ВРП внесут отдельные виды деятельности, относящиеся к услугам, чему будет способствовать создание в крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны, а также рост потребительского спроса на услуги со стороны населения.
В достижении параметров роста валового регионального продукта в одах решающим фактором будет рост потребительского спроса со стороны домашних хозяйств. Причем доля сектора домашних хозяйств и в целом расходов на конечное потребление в общем объеме ВРП будет увеличиваться в течение всего указанного периода. К концу прогнозного периода валовой региональный продукт будет формироваться в большей мере под воздействием инвестиционного спроса. Доля накопления основного капитала в общем объеме ВРП увеличится с 18,8% в 2011 году до 24,1% в 2014 году.

Инвестиционная политика

Прогноз инвестиций в одах основан на реализации мероприятий, предусмотренных программой социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года, первоочередных инвестиционных проектов, вошедших в состав Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, а также мероприятий принятой краевой программы "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае" на оды. Приток бюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу региона обеспечит реализация 34 долгосрочных и 37 ведомственных целевых программ, участие в 20 государственных программах, а также реализация краевой адресной инвестиционной программы, включая Программу "75x75".
В 2012 году и до конца прогнозного периода продолжится тенденция увеличения доли собственных средств в общем объеме инвестиционных вложений, и к 2014 г. она может составить 55%. Способствовать этому будет дальнейшая стабилизация и развитие деятельности предприятий реального сектора экономики, в том числе субъектов малого предпринимательства.
Среди привлеченных средств прогнозируется снижение доли бюджетных средств (в 2012 г. - 37%, в 2014 г. - 30%). При этом около 70% бюджетных инвестиций будет приходиться на средства федерального бюджета.
В частности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" продолжится софинансирование расходных обязательств края, связанных с реализацией мероприятий по улучшению жилищных условий сельских жителей, в том числе молодых семей и молодых специалистов, а также мероприятий по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности.
Кроме того, средства федерального бюджета будут направлены на развитие транспортной системы, строительство футбольных полей, площадок с искусственным покрытием и спортивных центров, на реализацию мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда.
За счет средств краевого бюджета в текущем году будет завершено строительство мостового перехода через р. Катунь у с. Ая и участка автомобильной дороги "Алтайское - Ая - Нижнекаянча - "Бирюзовая Катунь".
В рамках Программы "75x75" планируется провести реконструкцию и капитальный ремонт 17 средних общеобразовательных школ и детских садов, 19 городских и центральных районных больниц, 6 сельских домов культуры. Будут проведены работы по расширению площадей, устройству кровли, усилению фундамента, замене полов, окон и дверей, перепланировке помещений, внутренней отделке, устройству вентиляции, пожарной сигнализации и др.
К 75-летию образования Алтайского края будут построены: 8 школ на 2580 учащихся, 4 детских сада на 755 мест, 6 лечебных учреждений (поликлиники на 1958 посещений в смену, лечебные отделения на 464 койки), Дом культуры на 822 места, 4 спортивно-оздоровительных комплекса, два спортивных центра с плавательными бассейнами, сети водоснабжения протяженностью 22,42 км, водозаборные и водопроводные сооружения, мост через реку Алей (г. Рубцовск); завершится строительство объектов инфраструктуры комплексной компактной застройки сельского поселения в Мамонтовском районе.
Ускоренными темпами в прогнозном периоде предполагается рост количества выдаваемых банковских кредитов, вследствие чего доля банковского кредитования в общем объеме инвестиций (без субъектов малого предпринимательства) в 2014 году может составить более 13% (факт 2010 г. - 9,3%).
Наиболее крупными секторами распределения инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в общем объеме инвестиций будут сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом. Значительные инвестиционные вложения планируется направить в туристическую сферу региона.
Росту инвестиций в сельское хозяйство будет способствовать реализация мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на оды, программ "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае" на оды и "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды, ведомственных целевых программ, а также проекта "Комплексное развитие Алтайского Приобья".
Проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья" имеет стратегическое значение для Алтайского края и Российской Федерации в решении вопроса стабилизации внутреннего агропродовольственного рынка и продовольственной безопасности страны. В ходе реализации проекта решаются системные задачи по переводу агропромышленного комплекса края и сопряженных секторов экономики на инновационную модель развития.
В единый мегапроект под общим названием "Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири", вошедший в перечень первоочередных проектов Сибирского федерального округа (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 5 июля 2010 года), включены 12 наиболее крупных инвестиционных проектов региона.
Семь проектов в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции и строительства транспортно-логистического терминала реализуются в рамках создаваемого агропромышленного кластера. Это проекты, реализуемые ООО "Алтаймясопром" (стоимость - 6,2 млрд. рублей), ЗАО "Алтайский Бекон" (стоимость - 4,7 млрд. рублей), ЗАО "Алтайский бройлер" (стоимость - 6,9 млрд. рублей), ООО "Западное" (стоимость - 5,4 млрд. рублей), ОАО "Пава" (стоимость - 10,5 млрд. рублей), ООО "Агро-СибРаздолье" (стоимость - 2,1 млрд. рублей), ООО "НПО "Алтайский лен" (стоимость - 0,5 млрд. рублей) и ООО "МОпСТ (стоимость - 1,5 млрд. рублей).
Два проекта по производству глюкозы, аскорбиновой кислоты и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья (ООО "НПФ "Алтайский букет" стоимостью 1,2 млрд. рублей, ООО НПК "Карбоник" стоимостью 6,4 млрд. рублей) предусмотрены в рамках биофармацевтического кластера.
В рамках туристско-рекреационного кластера реализуется проект создания и развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" (стоимость - 30,0 млрд. рублей); топливно-энергетического кластера - проект по строительству Алтайской конденсационной электрической станции мощностью 660 МВт и Мунайского угольного разреза производительностью 4 млн. тонн угля в год (стоимость - 55,2 млрд. рублей).
Ввод в эксплуатацию производственных мощностей в рамках указанных проектов предусмотрен в период с 2011 по 2015 годы.
В настоящее время 10 первоочередных проектов из 12 предложенных осуществляются на принципах и механизмах государственно-частного партнерства с привлечением кредитных ресурсов Сбербанка России, Россельхозбанка и Внешэкономбанка с применением механизма субсидирования процентной ставки за счет средств федерального и краевого бюджетов. Проекты по глубокой переработке пшеницы на реконструированном мелькомбинате (ОАО "Пава") и строительство Алтайской конденсационной электрической станции (ООО "Алтайская КЭС") претендуют на получение бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда России и краевого бюджета для софинансирования строительства объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.
В результате реализации обозначенных мероприятий, а также активизации инвестиционной деятельности со стороны субъектов малого предпринимательства, которые продемонстрировали высокие темпы роста в 2010 году (более 130%), в одах прирост инвестиций в основной капитал по краю прогнозируется на уровне 48%. При этом общий объем инвестиций к 2014 г. может составить более 129 млрд. рублей.
Привлечение инвестиций на строительство и приобретение жилья в прогнозируемый период будет поддерживаться спросом со стороны населения. С учетом собственных средств населения, средств бюджетов всех уровней, а также за счет привлечения внебюджетных источников в целях стимулирования строительства и реализации жилищных программ, которые аккумулированы в долгосрочной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае" на оды, к 2014 году планируемый ввод жилья составит 1 млн. кв. м.
В предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края: лизинг техники и оборудования; субсидирование части банковской процентной ставки, в том числе по инновационным проектам; субсидирование налога на имущество и налога на прибыль. В качестве специального оператора по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в регионе будет выступать созданное в текущем году краевое автономное учреждение "Алтайский Центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций". В регионе будет продолжена работа по привлечению финансовых ресурсов федерального бюджета через государственные программы, федеральную адресную инвестиционную программу, Инвестиционный фонд Российской Федерации, институты особых экономических зон, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.
Кроме того, в крае создается региональный инвестиционный фонд, средства которого предполагается направлять на софинансирование строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры - инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства.

Туризм

В последние годы туристическая сфера стала одним из приоритетных направлений развития региона, что находит отражение в действующих документах стратегического планирования. В среднесрочный период на территории Алтайского края предполагается сформировать туристско-рекреационный комплекс международного значения, ориентированный на максимальное использование природно-ресурсного и историко-культурного потенциала региона.
Основными задачами, которые предстоит решить в рамках достижения поставленной цели, являются:
создание системы туристских кластеров для обеспечения развития объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, привлечение инвестиций в туристскую индустрию;
улучшение качества туристских и сопутствующих услуг;
формирование имиджа Алтайского края как центра всесезонного туризма.
"Локомотивами" развития туристского комплекса края в среднесрочной перспективе станет функционирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", формирование игорной зоны "Сибирская монета", автотуристского кластера "Золотые ворота" в г. Бийске и крупного туристско-рекреационного кластера "Белокуриха" на территории одноименного города-курорта и Смоленского района.
В результате реализации проекта по созданию особой экономической зоны "Бирюзовая Катунь" на территории Алтайского края будет создан первый в России крупный единый комплекс природного и экстремального туризма в горах, с четким разделением на молодежно-экстремальную зону и зону с эксклюзивными и комфортабельными гостиницами. Общая стоимость проекта оценивается в 30 млрд. рублей с периодом реализации оды.
В ходе создания зоны предполагается строительство гостиничных комплексов на 3,5 тыс. мест единовременного размещения, горнолыжных комплексов, центра экстремальных водных видов спорта, деревни "Русское подворье", охотничьего хозяйства, спортивно-оздоровительных центров и т.д. Планируемый поток туристов в особую экономическую зону может превысить 1,1 млн. человек ежегодно.
Данный проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства и предполагает строительство объектов инфраструктуры за счет государства, а объектов туристско-рекреационного назначения - за счет частных инвесторов (резидентов особой экономической зоны).
Стоимость создания внутренней инфраструктуры ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" за счет средств бюджетов всех уровней составит более 8 млрд. рублей, часть из которых уже освоена (2,1 млрд. рублей), другая часть может быть освоена в одах.
Сегодня на территории ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" зарегистрировано 14 компаний-резидентов, совокупный объем инвестиций которых в соответствии с представленными бизнес-планами составит около 9 млрд. рублей. До 2014 года возможна реализация еще 4 проектов потенциальных резидентов с общим объемом заявленных инвестиций около 250 млн. рублей.
Строительство инфраструктурных и игорно-развлекательных объектов игорной зоны "Сибирская монета" ведется за счет средств частных инвесторов.
Согласно разработанному проекту планировки на территории игорной зоны площадью 2,3 тыс. га будут построены следующие основные объекты:
45 казино разного стилевого оформления, ориентированных на разные целевые группы;
57 гостиничных комплексов на 3000 мест размещения, в том числе гостиничные комплексы 3-5*, семейные мини-отели, гостиницы - виллы 5*, конференц-отели и т.д.;
конноспортивный манеж с гостиницей, центр парапланеризма и планеризма, теннисные корты, городок для автогонок;
горнолыжный комплекс, скалодром, сноуборд-парк;
центральный киноконцертный комплекс, открытые танцевальные площадки, летние кинотеатры, аквапарк круглогодичного действия;
культурно-развлекательные, торговые, спортивные центры;
вертолетная площадка.
В 2010 году на конкурсной основе компании ООО "АЛТИ" в аренду предоставлены два земельных участка под строительство двух гостиничных комплексов с казино на 100 мест каждый, а также двух гостиниц бизнес-класса уровня "5 звезд". Совокупный объем инвестиций составит свыше 420 млн. рублей. Предполагается, что первое игорно-развлекательное заведение на территории игорной зоны начнет функционировать в конце 2011 года (срок окончания строительства всех объектов данного комплекса - 2013 год).
На строительство внешней инфраструктуры ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета" будет направлено более 4,7 млрд. рублей.
Пилотными в плане применения кластерного подхода к развитию сферы туризма станут проекты "Золотые ворота" (г. Бийск) и "Белокуриха" (г. Белокуриха, Смоленский район).
В соответствии с долгосрочной целевой программой "Развитие туризма в Алтайском крае" на оды, начиная с 2013 года в Алтайском крае планируется создание еще 9 туристско-рекреационных кластеров:
"Алтайское", Алтайский район;
"Горная Колывань", Змеиногорский, Краснощековский, Курьинский районы;
"Завьялово-Гуселетово", Завьяловский, Романовский районы;
"Егорьевка", Егорьевский район;
"Сибирь изначальная", Смоленский район;
"Солонешенский", Солонешенский район;
"Чарышский", Чарышский район;
автотуристского кластера "Красногорье", Красногорский район;
туристско-рекреационного (санаторно-оздоровительного) кластера "Яровое", г. Яровое.
Предполагается, что каждый кластер будет выполнять свои особые функции в региональной туристско-рекреационной системе, отличаться своими видами туризма и рекреации.
Успешные технологии развития туристической сферы, применяемые в пилотных туристско-рекреационных кластерах, формирование которых проходит в рамках проекта федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации", предполагается внедрить во все региональные кластеры, тем самым обеспечивая оптимизацию возврата как государственных, так и частных инвестиций.
В ходе реализации проекта "Белокуриха" будут созданы коллективные средства размещения и другие туристские объекты (в том числе объекты инженерной и транспортной инфраструктуры), построены и реконструированы линии электропередач для туристских комплексов, произведено берегоукрепление и обустройство прибрежных зон туристских территорий, осуществлено строительство объектов водоснабжения для туристских комплексов, построены необходимые очистные сооружения.
Создание автотуристского кластера "Золотые ворота" в г. Бийске изменит направления туристских потоков в пределах предгорного и горного Алтая и окажет позитивное влияние на развитие туристской индустрии в Алтайском крае.
Туристический район "Змеиногорск - Горная Колывань - Горный Чарыш" будет специализироваться на экологическом, культурно-познавательном, оздоровительном туризме, экстрим-туризме и пантолечении. Данная функциональная зона может принимать ежегодно до 100-150 тыс. туристов.
Развитие кластеров на Кулундинской равнине (Завьяловский район, г. Яровое) будет направлено на семейный оздоровительный туризм на основе местных бальнеологических ресурсов. В перспективе туристический поток может составить до 100 тыс. туристов в год.
Уже в среднесрочной перспективе туризм станет высокоэффективным и конкурентоспособным сектором экономики края. В результате к концу прогнозного периода поток отдыхающих в крае туристов может возрасти с 0,97 до 1,2 млн. человек, число занятых непосредственно в туристическом секторе - с 15,3 до 20 тыс. человек, налоговые платежи в региональный бюджет увеличатся до 1 млрд. рублей в год, доля отрасли туризма в ВРП составит примерно 2,5-3%.

Инновационная политика

Важнейшим направлением инновационной политики в среднесрочной перспективе станет формирование основ финансовой и технологической поддержки кластерного взаимодействия предприятий и полюсов инновационного развития в сфере биофармацевтики, нанотехнологий, энергосбережения и агропромышленноести в сотрудничестве с учреждениями научно-образовательного комплекса и ведущими институтами развития страны.
НП "Алтайский биофармацевтический кластер" (г. Бийск) сконцентрирует усилия на реализации инвестиционных проектов по четырем направлениям производства: лекарственные средства, биологически активные добавки к пище и продукты функционального питания, профилактические средства, а также медицинская техника.
Ассоциация "Межрегиональный центр наноиндустрии" (г. Бийск) в рамках научно-исследовательского проекта "Анализ состояния наноиндустрии Алтайского края и оценка потенциала его развития на период до 2015 года" планирует создать нанотехнологический центр при участии ГК "Роснано".
"Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий" (г. Барнаул) будет способствовать кооперации предприятий региона в области научно-технических разработок, производства энергетического и электротехнического оборудования с выполнением полного спектра ремонтных и восстановительных работ.
Предприятия НП "Алтайский кластер аграрного машиностроения" (г. Рубцовск) продолжат реконструкцию производственных мощностей и разработку сельскохозяйственной техники в рамках программы "Система машин в земледелии Алтайского края".
Особая роль отводится наукограду Российской Федерации г. Бийску, задача которого - реализация приоритетных проектов в сфере науки, технологий и техники путем создания объектов обеспечивающей инфраструктуры, в частности, технопарка.
Инструментами государственной поддержки обозначенных инициатив являются:
на региональном уровне - конкурсы и премии, гранты малым инновационным компаниям; субсидирование расходов на разработку новых продуктов, патентование, приобретение оборудования и технологий, маркетинговые исследования, участие в выставочных мероприятиях и "деловых миссиях"; создание центров коллективного пользования оборудованием и оснащение лабораторий Бийского бизнес-инкубатора;
на федеральном уровне - участие в конкурсах: в рамках программ "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России", "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", "Развитие научного потенциала высшей школы"; постановлений Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" и от 09.04.2010 N 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" и др.
Созданные для активизации и развития инновационной деятельности условия позволят в среднесрочной перспективе обеспечить существенное повышение уровня инновационной активности предприятий региона.

Промышленность

Темпы прироста промышленного производства в одах прогнозируются на уровне 4,4-5,3%. В целом за три года индекс промышленного производства может составить 115,4%. Объем отгруженных товаров собственного производства к 2014 году возрастет до 314 млрд. рублей.
Высокие темпы роста в одах прогнозируются в добывающем секторе (в среднем - 110%) за счет освоения Таловского, Корбалихинского месторождений полиметаллических руд, разработки золоторудных месторождений в Курьинском и Краснощековском районах, а также увеличения добычи нерудных строительных материалов. За три года добыча полезных ископаемых может увеличиться на 32%, а объем отгруженных товаров в стоимостном выражении достигнет 9,8 млрд. рублей.
В обрабатывающих производствах среднегодовой индекс физического объема в прогнозный период составит 105,5%, в целом за - 117,3%.
В ведущей отрасли обрабатывающего сектора - производстве пищевых продуктов, доля которой по итогам 2010 года составила 36%, темп роста в сопоставимых ценах за период составит 112,7%.
Значительный рост ожидается в масложировой промышленности (к концу прогнозного периода - в 1,5 раза) в результате выхода на проектную мощность завода по производству рафинированного подсолнечного масла ООО "АгроСиб-Раздолье". Модернизация производства, внедрение новых технологий и оборудования, расширение ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества предприятиями молочной отрасли края (ЗАО "Барнаульский молочный комбинат", ООО "Алтайская буренка", ОАО "Славгородский молочный комбинат") обеспечит в прогнозном периоде рост объемов производства цельномолочной продукции на уровне 110%. Кроме того, с целью прироста объемов закупа молока и улучшения его качества предприятия молочной промышленности продолжат работу по строительству и модернизации стационарных приемных пунктов молока, предназначенных для первичной обработки молока и его охлаждения.
Развитию мясной отрасли края будет способствовать деятельность организаций по обновлению оборудования, освоению новых современных технологий производства пищевых продуктов, а также реализация проектов по строительству крупных свинокомплексов с законченным циклом производства мясной продукции.
Реализация инвестиционного проекта по организации производства продукции глубокой переработки зерна пшеницы ОАО "Пава" в период одов позволит увеличить объемы производства зерноперерабатывающей отрасли, более полно использовать все компоненты зерна и получать не только традиционные продукты мукомольно-крупяной промышленности, но и крахмал, из которого вырабатывают глюкозные и фруктозные сиропы, глютен.
Нарастить в 1,6 раза объемы производства сахарного песка в Алтайском крае позволит увеличение производственной мощности ОАО "Черемновский сахарный завод" (с 2,8 до 4,5 тысяч тонн в сутки), а также газификация и автоматизация производственного процесса, строительство линий по сушке паром и грануляции свекловичного жома, установка прессов глубокого прессования для снижения энергозатрат на ООО "Бийский сахарный завод".
С целью увеличения производства консервированных продуктов в прогнозном периоде до 2014 года предприятиями плодоовощеконсервной промышленности края предполагается произвести реконструкцию существующего овощехранилища (КФ "Флора"), внедрить глубокую переработку растительного сырья на основе жимолости, облепихи и черноплодной рябины (ЗАО "Агровит-сад" Калманского района). ООО НПФ "Алтайский букет" продолжит реализацию проекта по производству функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья
К концу 2014 года объемы производства в деревообработке и производстве готовых металлических изделий достигнут уровня, в 2 раза превышающего докризисный. Вместе с тем лишь к концу прогнозного периода докризисного уровня достигнет производство в машиностроительной отрасли, промышленности строительных материалов.
К концу прогнозного периода произойдут структурные изменения в объеме производства обрабатывающего сектора за счет увеличения доли продукции стройиндустрии, химического производства, производства готовых металлических изделий и соответствующего сокращения доли производства кокса и пищевых продуктов.
Медленнее остальных будут расти объемы производства в электроэнергетике (100,5-101%) за счет невысоких темпов роста внешнего спроса и внутренних ограничений. В среднесрочном периоде продолжится работа по внедрению энергосберегающих технологий, газификации края, созданию собственной угледобывающей отрасли.
Государственная поддержка организациям промышленного комплекса будет оказываться в рамках мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на оды. Кроме того, в крае будут продолжать действовать такие механизмы господдержки, как:
содействие повышению доступности финансовых ресурсов путем предоставления государственных гарантий Алтайского края;
содействие предприятиям оборонно-промышленного комплекса в получении ими государственного заказа;
реализация комплексных инвестиционных планов моногородов;
содействие продвижению продукции в другие регионы Российской Федерации и на внешние рынки через участие в выставках-ярмарках и др.

Сельское хозяйство

Индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2014 году по отношению к оценке 2011 года прогнозируется в пределах 112%.
Существенное влияние на развитие сельхозпроизводства в крае оказывают меры государственной поддержки. Ее приоритетами являются интенсивное развитие животноводства, приобретение средств химизации, обеспечение общих условий развития отрасли, технической и технологической модернизации АПК, развитие малых форм хозяйствования на селе.
В текущем и прогнозном периоде предполагается ускорение темпов роста производства животноводческой продукции. Наращивание объемов производства молока планируется за счет роста продуктивности дойного стада до 4000 кг. Значительный прирост производства свинины в крае ожидается в одах в связи с завершением и выходом на полную мощность двух крупных инвестиционных проектов - ООО "Алтаймясопром" и ЗАО "Алтайский бекон" (годовой объем производства каждого - 32 тыс. тонн свинины).
С 2011 года реализуется краевая программа "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае" на оды, что также будет способствовать наращиванию объемов производства продукции животноводства, в т. ч. за счет диверсификации производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах края, создания малых и семейных ферм.
В результате прогнозируемый прирост производства скота и птицы на убой (в живом весе) составит 17,3%, молока - 6,1%. В целом темп роста животноводческой продукции в сопоставимых ценах прогнозируется на уровне 111,6%.
Обеспечение высокой культуры земледелия, увеличение объемов внесения минеральных и органических удобрений, проведение мероприятий по восстановлению материально-технической базы сельскохозяйственных организаций, внедрение новых технологий позволят повысить урожайность сельскохозяйственных культур. Среднегодовой валовой сбор зерновых культур в прогнозируемом периоде составит 4860 тыс. тонн. Предполагается увеличение посевных площадей, занимаемых техническими культурами. С учетом благоприятных погодных условий темп роста объемов производства в растениеводстве за три года составит 112,2%.
В среднесрочной перспективе в рамках действующих программ и новых направлений государственной поддержки, предусмотренных разработанной долгосрочной программой "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды, предполагается увеличение объемов финансовых вложений, направленных на развитие производственной и социальной инфраструктуры села. Особое внимание будет уделено комплексному развитию сельских территорий, формированию нового уклада жизни в сельской местности.

Потребительский рынок

В прогнозный период предполагается рост потребительской активности населения, вследствие чего оборот розничной торговли к 2014 году может возрасти в 1,4 раза и составить 357,4 млрд. рублей.
В разрезе видов торговли сохранится тенденция динамичного развития стационарной торговли и замедление продажи товаров на розничных рынках и ярмарках. Дальнейшее развитие получат крупноформатные торговые объекты, оснащенные новейшим оборудованием и предлагающие широкий ассортимент товаров. Предполагается вхождение в край крупных сетевых структур международного уровня ("МЕТРО Кэш энд Керри"), способствующих развитию конкуренции на потребительском рынке и повышению качества услуг.
Значительно усилил конкуренцию на рынке общественного питания и сделал его более разнообразным приход в край сетевых компаний из других регионов. В среднесрочной перспективе в данной сфере планируется развитие объектов, предоставляющих услуги средней ценовой категории (кафе, закусочные, столовые, трактиры, блинные и т.д.); расширение общедоступной сети предприятий быстрого питания; развитие услуг общественного питания, предоставляемых в туристическо-гостиничных комплексах. По прогнозным расчетам, оборот общественного питания в 2014 году может превысить уровень 2011 года на 27,4% и составить 10,5 млрд. рублей.
В прогнозируемый период объемы оказываемых населению края платных услуг могут возрасти на 20,8% и составить 82,9 млрд. рублей. Наиболее динамично будут развиваться услуги туризма и сопутствующие им услуги транспорта и связи. Это обусловлено активной реализацией проекта по созданию в крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны, началом реализации других проектов в сфере туризма.

Демографические тенденции и рынок труда

В среднесрочный период демографическая ситуация в регионе будет постепенно стабилизироваться. Абсолютное сокращение среднегодовой численности постоянного населения в 2011 году оценивается на уровне 8,2 тыс. человек, а к 2014 году составит 0,4 тыс. человек, что будет обусловлено ростом рождаемости, сокращением смертности, преодолением миграционной убыли населения. Ожидаемая продолжительность жизни может возрасти к концу прогнозного периода до 71 года (69,2 года - уровень 2010 г.).
Способствовать стабилизации численности населения будет реализация программы демографического развития, приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, ряда федеральных и региональных целевых программ, в т.ч. региональной программы модернизации здравоохранения.
Вместе с тем предстоящие годы будут характеризоваться влиянием ряда неблагоприятных демографических факторов, обусловленных изменением структуры населения. Численность населения в трудоспособном возрасте будет ежегодно сокращаться. Трудоспособного возраста достигают поколения, родившиеся в 1990-е годы (когда отмечался спад рождаемости). В то же время выходят на пенсию поколения, родившиеся после войны (пик рождаемости). Увеличение населения старших возрастов приведет к росту демографической нагрузки. Вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте в прогнозном периоде намечается сокращение численности трудовых ресурсов на 31,3 тыс. человек.
Обратная тенденция на рынке труда будет происходить в сфере занятости населения. В связи с положительными тенденциями в экономике и ростом выпуска товаров и оказания услуг численность занятых в экономике края будет постепенно восстанавливаться и к 2014 году может составить 1,1 млн. человек. Основное увеличение численности занятых предполагается в обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, строительстве, сельском хозяйстве.
В результате реализации мер поддержки рынка труда, ускоренного роста экономики регистрируемая безработица за три года снизится более чем на 2 тыс. человек, а ее уровень (по отношению к численности экономически активного населения) составит 2,9%.

Уровень жизни населения

В прогнозный период ожидается достаточно высокий рост показателей уровня жизни населения за счет всех составляющих: заработной платы, социальных трансфертов, доходов от имущества, но прежде всего, доходов от предпринимательской деятельности. В целом за оды денежные доходы в расчете на душу населения в номинальном выражении могут увеличиться в 1,4 раза, реальные располагаемые - на 20,9%.
Рост заработной платы будет обусловлен усилением темпов экономического развития, а также осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы федерального и регионального уровней. Прирост реальной заработной платы за прогнозный период составит 15,5%. Фонд заработной платы в целом за 3 года увеличится на 37,5%.
Создание условий для роста доходов населения, в первую очередь на основе развития занятости населения и повышения заработной платы, а также меры по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и социальной поддержке семей с детьми позволят снизить долю населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 22% в 2011 году до 18,5% в 2014 году.

Приложение
к Сценарным условиям социально-экономического
развития Алтайского края на 2012 год
и на период до 2014 года

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Алтайского края на оды

Наименование показателя
Единица измерения
2010 год (факт)
2011 год (оценка)
2012 год
2013 год
2014 год
прогноз
1
2
3
4
5
6
7
Численность населения (среднегодовая)
тыс. чел.
2421,9
2414
2408
2405
2405
Инфляция: на конец года
%
108,2
107,9
106,0
105,5
104,5
в среднем за год
%
106,4
108,9
106,8
105,6
105,0
Валовой региональный продукт
млрд. руб.
317,0
371,4
413,0
468,0
536,3
темп роста
%
108,0
105,1
105,5
107,0
108,0
Объем отгруженной промышленной продукции
млрд. руб.
189,4
231,3
253,5
281,7
313,6
Индекс промышленного производства
%
120,9
106,0
104,4
105,0
105,3
в том числе по видам деятельности:
      
добыча полезных ископаемых
млрд. руб.
4,2
5,8
6,6
7,6
9,0
индекс производства
%
75,8
114,3
108,0
109,0
112,0
обрабатывающие производства
млрд. руб.
154,4
192,1
210,4
233,3
259,5
индекс производства
%
125,8
108,4
105,0
105,6
105,8
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
млрд. руб.
30,8
33,3
36,5
40,8
45,1
индекс производства
%
108,4
93,0
100,5
100,8
101,0
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств
млрд. руб.
77,1
84,9
92,1
98,7
107,0
индекс производства
%
95,5
102,1
103,5
103,7
104,2
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
млрд. руб.
55,8
70,0
85,0
105,0
129,3
индекс физического объема
%
118,0
114,0
112,5
114,5
115,0
Оборот розничной торговли
млрд. руб.
180,4
220,2
261,4
307,5
357,4
темп роста в сопоставимых ценах
%
106,6
112,0
112,2
111,5
111,0
Оборот общественного питания
млрд. руб.
5,0
6,2
7,5
8,9
10,5
темп роста в сопоставимых ценах
%
105,8
108,0
108,2
108,4
108,6
Объем платных услуг
млрд. руб.
50,0
55,4
63,2
72,4
82,9
темп роста в сопоставимых ценах
%
101,5
102,8
105,8
106,5
107,2
Внешнеторговый оборот, всего
млн. долл. США
947,3
871,7
937,4
1056,3
1130,0
в том числе:
      
экспорт
 
512,7
522,6
577,5
688,3
730,0
импорт
 
434,6
349,1
359,9
368,0
400,0
Прибыль по всем видам деятельности
млрд. руб.
47,6
60,3
66,3
72,3
78,1
Денежные доходы населения
млрд. руб.
316,4
365,6
413,9
465,5
523,4
Реальные располагаемые денежные доходы
%
103,5
106,2
106,0
106,5
107,1
Прожиточный минимум
руб.
5529,5
6182,0
6707,0
7559,0
8141,0
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения
%
24,3
22,2
20,5
19,3
18,5
Фонд заработной платы, всего
млрд. руб.
99,9
113,1
126,1
140,2
155,5
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата
руб.
12051
13760
15320
17010
18840
Реальная заработная плата
%
104,1
104,9
104,2
105,1
105,5
Численность работников
тыс. чел.
691,1
685,0
686,0
687,0
688,0
Численность занятого в экономике населения (среднегодовая)
тыс. чел.
1079,4
1090,2
1095,6
1098,9
1100,0
Уровень безработицы: общей
%
8,8
8,7
8,7
8,7
8,6
официально зарегистрированной
%
3,2
3,0
3,0
2,9
2,9