Официально

Закон Алтайского края от 10.10.2011 N 130-ЗС

О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае

Принят постановлением Алтайского краевого
Законодательного Собрания от 5 октября 2011 г. N 515

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами устанавливает правовые, социальные, материальные, организационные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (далее - выборного лица местного самоуправления) в Алтайском крае.

Статья 1. Цели установления гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления. Недопустимость злоупотребления правом при их осуществлении
1. Гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления устанавливаются в целях обеспечения условий для эффективного и беспрепятственного осуществления его полномочий.
2. Выборное лицо местного самоуправления не вправе пользоваться установленными гарантиями в ущерб авторитету другого выборного лица, выборного органа местного самоуправления, иных органов местного самоуправления.
3. Гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления не могут использоваться в целях, противоречащих интересам муниципальных образований Алтайского края и их жителей.
4. Гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления, установленные статьями 13-21 настоящего Закона, не могут использоваться для дезорганизации деятельности государственных органов Алтайского края, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, для воспрепятствования осуществлению полномочий должностных лиц указанных органов и организаций, а также для злоупотребления правом в иных формах.

Статья 2. Правовая основа гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления
1. Гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными законами, а также настоящим Законом. Отдельные вопросы, связанные с установлением гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления, могут регулироваться иными муниципальными правовыми актами, если это предусмотрено уставом муниципального образования.
2. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные социальные, материальные, организационные и иные гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления.

Статья 3. Финансирование реализации гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления
1. Финансирование реализации гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления осуществляется за счёт средств соответствующего местного бюджета.
2. При определении размеров указанного финансирования муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счёт средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключёнными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трёх последних отчётных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, не имеют права превышать установленные Администрацией Алтайского края нормативы формирования расходов на оплату труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и (или) содержание органов местного самоуправления.

Статья 4. Гарантии самостоятельного осуществления деятельности выборного лица местного самоуправления в пределах его полномочий
1. Выборному лицу местного самоуправления гарантируется самостоятельное осуществление своей деятельности в пределах полномочий, установленных уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края.
2. Неправомерное воздействие на выборное лицо местного самоуправления, членов его семьи и других родственников с целью воспрепятствовать исполнению его полномочий, оскорбление выборного лица местного самоуправления, клевета в отношении выборного лица местного самоуправления влекут за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.

Статья 5. Гарантии прав выборного лица местного самоуправления при привлечении к уголовной или административной ответственности
Гарантии прав выборного лица местного самоуправления при привлечении его к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении выборного лица местного самоуправления, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами.

Статья 6. Основные гарантии трудовых прав выборного лица местного самоуправления, осуществляющего полномочия на постоянной основе
1. Выборное лицо местного самоуправления, осуществляющее полномочия на постоянной основе, прекращает трудовые отношения на прежнем месте работы в соответствии с федеральными законами.
2. Перечень выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также порядок принятия решения о работе выборного лица местного самоуправления на постоянной основе определяются уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами.
3. Период осуществления выборным лицом местного самоуправления своих полномочий на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы (службы) по специальности, а также в стаж (общую продолжительность) государственной гражданской службы, муниципальной службы в соответствии с федеральными законами.

Статья 7. Гарантии по оплате труда выборного лица местного самоуправления, осуществляющего полномочия на постоянной основе
1. Денежное содержание выборного лица местного самоуправления состоит из ежемесячного денежного вознаграждения, ежемесячного денежного поощрения, а также дополнительных выплат.
2. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию выборного лица местного самоуправления устанавливается районный коэффициент.
3. Размеры и условия оплаты труда выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, определяются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с соблюдением требований действующего законодательства.

Статья 8. Гарантии предоставления отпуска выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе
1. Выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, состоящий из основного оплачиваемого отпуска и дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день.
2. Выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе в городском округе или муниципальном районе, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 45 календарных дней.
3. Выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе в городском или сельском поселении, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 40 календарных дней.
4. Выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью не более 5 календарных дней.
5. Порядок предоставления выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, ежегодного оплачиваемого отпуска, замены ежегодного оплачиваемого отпуска или его части денежной компенсацией и его продолжительность определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
6. Выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 9. Гарантии пенсионного обеспечения выборного лица местного самоуправления, осуществлявшего полномочия на постоянной основе
1. Лицу, осуществлявшему полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе, может быть установлена ежемесячная доплата к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством.
2. Условия предоставления права на ежемесячную доплату к пенсии лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
3. При наличии у лица, осуществлявшего полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе, права на получение пенсии за выслугу лет или доплаты к пенсии по иным основаниям, предусмотренным законодательством Алтайского края, ежемесячная доплата к пенсии, пенсия за выслугу лет или доплата к пенсии назначается по выбору лица.
4. Ежемесячная доплата к пенсии не выплачивается в период замещения государственной должности Российской Федерации, государственной должности Алтайского края, должности государственной гражданской службы Российской Федерации или Алтайского края или иного субъекта Российской Федерации, выборной муниципальной должности, должности муниципальной службы, а также в период получения лицом, осуществлявшим полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе, пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии или иного ежемесячного пожизненного денежного содержания, назначенных в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 10. Медицинское и государственное социальное страхование выборного лица местного самоуправления, осуществляющего полномочия на постоянной основе
Выборное лицо местного самоуправления, осуществляющее полномочия на постоянной основе, подлежит обязательному медицинскому и государственному социальному страхованию в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 11. Гарантии сохранения места работы (должности) выборному лицу местного самоуправления и возмещения расходов выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на непостоянной основе
1. Выборное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, временно освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на период осуществления его полномочий для участия в заседаниях (иных мероприятиях) выборного органа местного самоуправления и формируемых им органов на основании письменного оповещения о дате, времени и месте проведения заседания (иного мероприятия) соответствующего органа, а также иных полномочий, связанных со статусом выборного лица местного самоуправления, на основании личного письменного заявления, с сохранением места работы (должности).
2. Временное освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей выборного лица местного самоуправления по месту его работы на основании личного письменного заявления не может превышать двух рабочих дней в течение месяца.
3. Выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, возмещаются расходы, связанные с осуществлением его полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, за счёт средств, предусмотренных на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, в порядке и размере, установленных нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Статья 12. Гарантии, предоставляемые выборному лицу местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе, при прекращении его полномочий
1. Выборному лицу местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе не менее одного года, при прекращении его полномочий в случае отставки по собственному желанию в связи с болезнью, подтверждённой медицинским заключением, неизбрания на очередной срок, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 11-14 части 6 статьи 36 и пунктом 9 части 10 статьи 40 Федерального закона, в соответствии с уставом муниципального образования может быть предоставлено право на ежемесячную выплату в размере, не превышающем денежного содержания (с учётом индексации), ранее выплачиваемого ему по замещавшейся должности, со дня прекращения его полномочий по указанным основаниям до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения его полномочий.
2. В случае если лицо получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размера ежемесячной выплаты (с учётом индексации), предусмотренной частью 1 настоящей статьи, данному лицу в соответствии с уставом муниципального образования может производиться ежемесячная доплата до уровня указанной ежемесячной выплаты (с учётом индексации), но не более одного года со дня прекращения его полномочий.
3. Дополнительные социальные гарантии, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, применяются также в случаях, если указанное лицо в соответствии с федеральным законом получает пенсию. Размер дополнительных социальных гарантий на величину пенсии не уменьшается.
4. Указанные в частях 1-3 настоящей статьи выплаты осуществляются в порядке, предусмотренном правовыми актами представительного органа муниципального образования.
5. Под неизбранием выборного лица местного самоуправления на очередной срок в настоящем Законе понимается его неизбрание как в ходе выборов, в которых выборное лицо местного самоуправления принял участие, так и в результате его неучастия в данных выборах, а также невозможность участия в выборах в связи с внесением изменений в устав соответствующего муниципального образования либо в связи с преобразованием муниципального образования.

Статья 13. Гарантии участия выборного лица местного самоуправления в решении вопросов местного значения
1. Выборное лицо местного самоуправления осуществляет свои полномочия лично и не вправе делегировать их иному лицу.
2. Выборное лицо местного самоуправления оповещается о дате, времени и месте проведения заседаний выборного органа местного самоуправления, о выносимых на его рассмотрение вопросах, а также участвует в заседаниях выборного органа местного самоуправления в порядке, определённом уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами. В отношении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления вышеуказанное оповещение осуществляется заблаговременно, в письменной форме, с представлением для предварительного ознакомления материалов по выносимым на рассмотрение вопросам, в установленных муниципальными правовыми актами порядке и сроках.
3. Депутат, член выборного органа местного самоуправления принимает личное участие в заседаниях выборного органа местного самоуправления, через процедуру голосования участвует в принятии решений соответствующего выборного органа местного самоуправления.
4. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления при осуществлении его полномочий в соответствующем выборном органе местного самоуправления гарантируется право:
1) избирать и быть избранным, а также выдвигать кандидатуры в руководящие органы выборного органа местного самоуправления, комитеты, комиссии или иные органы, формируемые выборным органом местного самоуправления, и принимать участие в их работе;
2) высказывать мнение по персональному составу формируемых органов и по кандидатурам избираемых (назначаемых с согласия) должностных лиц;
3) ставить вопрос о доверии составу формируемых руководящих и иных органов выборного органа местного самоуправления, а также избираемым (назначаемым с согласия) выборным органом местного самоуправления должностным лицам;
4) вносить предложения о рассмотрении на заседании соответствующего выборного органа местного самоуправления вопросов, относящихся к его компетенции;
5) вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений выборного органа местного самоуправления. Предложения и поправки, внесённые депутатом, членом выборного органа местного самоуправления в установленном порядке подлежат обязательному рассмотрению выборным органом местного самоуправления, и по ним проводится голосование;
6) вносить проекты решений для рассмотрения на заседаниях выборного органа местного самоуправления. Проекты решений, внесённые депутатом, членом выборного органа местного самоуправления в установленном порядке, подлежат обязательному включению в повестку дня выборного органа местного самоуправления;
7) участвовать в обсуждениях (прениях), задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, выступать с обоснованием своих предложений и с объяснением мотивов голосования, давать справки;
8) выражать особое мнение в письменной форме в случае несогласия с решением указанного органа по проекту решения или иным вопросам, которое подлежит обязательному оглашению на заседании выборного органа местного самоуправления при рассмотрении соответствующего вопроса;
9) вносить предложения о заслушивании на заседании выборного органа местного самоуправления отчёта или информации должностных лиц, возглавляющих органы, подконтрольные и (или) подотчётные выборному органу местного самоуправления, а также руководителей муниципальных учреждений и предприятий;
10) оглашать обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;
11) вносить предложения о направлении депутатских запросов, о проведении депутатских проверок (расследований), депутатских слушаний;
12) знакомиться с протоколами заседаний выборного органа местного самоуправления, требовать включения в протокол заседания текста своего выступления, не оглашённого в связи с прекращением прений.
5. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления гарантируется реализация права на обращение с вопросом к главе муниципального образования, иному должностному лицу местного самоуправления на заседании выборного органа местного самоуправления в порядке, определённом муниципальным правовым актом.
6. Выборное лицо местного самоуправления уставом муниципального образования наделяется правом инициативы по внесению в соответствующий орган местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, которое гарантируется обязательной процедурой их рассмотрения соответствующим органом.
7. Выборное лицо местного самоуправления в целях осуществления его полномочий наделяется правом беспрепятственно посещать органы государственной власти Алтайского края, иные государственные органы Алтайского края, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, расположенные на территории соответствующего муниципального образования.
8. Выборное лицо местного самоуправления в целях осуществления его полномочий уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами наделяется правом:
1) запрашивать информацию от органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий;
2) направлять органам и должностным лицам местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий обращения для принятия решений и (или) совершения иных действий в соответствии с их компетенцией;
3) обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией с предложением о проведении проверки правомерности решений и (или) действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления, должностных лиц муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий;
4) инициировать вопрос о привлечении должностных лиц местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством;
5) присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования;
6) беспрепятственно посещать мероприятия, организуемые и проводимые органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и предприятиями соответствующего муниципального образования.
9. Выборное лицо местного самоуправления в целях осуществления его полномочий наделяется иными правами, установленными федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статья 14. Гарантии осуществления выборным лицом местного самоуправления приёма граждан, организации работы с обращениями граждан
1. Выборному лицу местного самоуправления в целях организации личного приёма граждан обеспечивается:
1) предоставление на безвозмездной основе помещений, находящихся в муниципальной собственности либо закреплённых за муниципальными учреждениями и предприятиями;
2) информирование населения о графике проведения приёма граждан;
3) привлечение специалистов органов местного самоуправления для получения квалифицированных консультаций по обращениям;
4) доступ к правовой и иной информации, необходимой для рассмотрения обращений граждан.
2. Порядок организации и обеспечения условий проведения выборным лицом местного самоуправления личного приёма граждан определяется муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.

Статья 15. Гарантии осуществления выборным лицом местного самоуправления права на обращение
1. Выборному лицу местного самоуправления в целях осуществления его полномочий гарантируется право на обращение:
1) к главе муниципального образования и иным должностным лицам местного самоуправления;
2) к органам местного самоуправления, муниципальным органам и их должностным лицам;
3) к руководителям государственных и муниципальных учреждений и предприятий;
4) к должностным лицам органов государственной власти Алтайского края, иных государственных органов Алтайского края;
5) к руководителям общественных объединений и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
6) к иным должностным лицам и органам, в чью компетенцию входит рассмотрение и принятие решений по вопросам местного значения или связанным с реализацией выборным лицом местного самоуправления его полномочий.
2. Должностные лица, к которым направлены обращения выборных лиц местного самоуправления, обязаны дать ответ на указанные обращения в течение 30 дней, а запрашиваемые документы представить в течение 15 дней со дня регистрации письменного обращения, если иное не установлено действующим законодательством.

Статья 16. Депутатский запрос
1. В соответствии с уставом муниципального образования и (или) иным правовым актом представительного органа муниципального образования депутат или группа депутатов вправе внести на рассмотрение представительного органа муниципального образования письменное предложение о направлении представительным органом муниципального образования депутатского запроса. Решением представительного органа муниципального образования в качестве депутатского запроса может быть признано обращение к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям общественных объединений, организаций всех форм собственности, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов, руководителей и иных должностных лиц.
2. Основаниями для направления депутатского запроса служат нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов Алтайского края, устава муниципального образования и иных муниципальных правовых актов, а также другие основания, признаваемые представительным органом муниципального образования достаточными для направления депутатского запроса.
3. Руководитель органа или должностное лицо, которому направлен депутатский запрос, обязаны дать на него устный или письменный ответ в соответствии с действующим законодательством. Ответ оглашается председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования, в ходе которого было принято решение о направлении депутатского запроса, а при необходимости более длительного времени на подготовку ответа - на очередном заседании. Письменный ответ должен быть подписан руководителем органа или иным должностным лицом, которому направлен депутатский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

Статья 17. Депутатское расследование
1. В соответствии с уставом муниципального образования и (или) иным правовым актом представительного органа муниципального образования представительный орган муниципального образования вправе назначить депутатское расследование. Предложение о проведении депутатского расследования могут вносить депутаты (депутат), постоянные комитеты (комиссии), депутатские объединения.
2. Поводом к назначению депутатского расследования могут служить нарушения депутатами и должностными лицами органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов Алтайского края, устава муниципального образования и иных муниципальных правовых актов, обвинение депутата в совершении правонарушения или поступка, порочащего депутата, создание представительному органу муниципального образования препятствий в осуществлении им своих полномочий, событие, имеющее большой общественный резонанс, а также другие основания, признаваемые представительным органом муниципального образования достаточными для назначения депутатского расследования.
3. Глава муниципального образования, иные должностные лица органов местного самоуправления и органов государственной власти Алтайского края, руководители общественных объединений и организаций, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, обязаны оказывать депутатской комиссии необходимое содействие в проведении расследования, по её требованию предоставлять сведения и документы, необходимые для объективного изучения возникшего вопроса.
4. Результатом депутатского расследования является мотивированное заключение, подлежащее рассмотрению на заседании представительного органа муниципального образования.

Статья 18. Безотлагательный приём выборного лица местного самоуправления
1. Выборное лицо местного самоуправления в связи с осуществлением его полномочий имеет право на безотлагательный приём главой муниципального образования, главой местной администрации, иными должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальными служащими соответствующего муниципального образования, руководителями органов государственной власти Алтайского края, а также руководителями государственных и муниципальных учреждений и предприятий, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, в установленном порядке.
2. При невозможности осуществить безотлагательный приём выборного лица местного самоуправления соответствующие должностные лица вправе с согласия выборного лица местного самоуправления отложить приём на срок до двух дней либо поручить осуществить приём другому должностному лицу.

Статья 19. Гарантии права выборного лица местного самоуправления на получение информации
1. Выборное лицо местного самоуправления обеспечивается копиями правовых актов, принятыми органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также другими информационными и справочными документами и материалами в порядке, определённом муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации представляют выборному лицу местного самоуправления по вопросам, связанным с осуществлением его полномочий, необходимые информацию и документы в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов выделяют помещения, оборудованные компьютерной техникой, имеющей доступ к справочным правовым системам, и предоставляют возможность работы в таких помещениях депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, в соответствии с графиком, утверждаемым главой местной администрации. Иные условия реализации гарантий осуществления выборным лицом местного самоуправления права на получение информации определяются муниципальными правовыми актами в соответствии с действующим законодательством.

Статья 20. Гарантии права выборного лица местного самоуправления на информирование о своей деятельности
Уставом муниципального образования и (или) иным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования выборному лицу местного самоуправления обеспечиваются право и условия информирования о своей деятельности посредством:
1) выступления с отчётом на собраниях, конференциях, сходах граждан;
2) предоставления возможности размещения информации о своей деятельности в средствах массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы (орган) местного самоуправления и (или) которые полностью или частично финансируются за счёт средств местного бюджета;
3) отчётного выступления на заседании выборного органа местного самоуправления;
4) предоставления возможности участия в мероприятиях, проводимых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и предприятиями.

Статья 21. Гарантии права на использование выборным лицом местного самоуправления средств связи для осуществления его полномочий
Выборное лицо местного самоуправления при осуществлении своих полномочий по согласованию с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями всех форм собственности вправе пользоваться телефонной и иными видами связи, которыми указанные органы и организации располагают.

Статья 22. Помощники депутата
1. Депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов для содействия в осуществлении своих полномочий вправе иметь помощников.
2. Количество помощников депутата, их права, обязанности и условия деятельности определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Статья 23. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Алтайского края
Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) закон Алтайского края от 10 сентября 1997 года N 48-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" (Сборник законодательства Алтайского края, 1997, N 17 (37));
2) закон Алтайского края от 6 октября 2000 года N 59-ЗС "О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае" (Сборник законодательства Алтайского края, 2000, N 54);
3) закон Алтайского края от 5 октября 2006 года N 101-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае" (Сборник законодательства Алтайского края, 2006, N 126, часть I);
4) статью 6 закона Алтайского края от 27 мая 2011 года N 66-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" (Сборник законодательства Алтайского края, 2011, N 181, часть I).

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор Алтайского края
А.Б. Карлин

г. Барнаул
10 октября 2011 года
N 130-ЗС