Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 21.10.2011 N 603

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29.03.2011 Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов, а также с целью совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления и уменьшения их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Алтайского края постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять целевые программы обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.

Губернатор Алтайского края
А.Б. Карлин

Долгосрочная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 21 октября 2011 г. N 603)

Паспорт долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года

Наименование программы
Долгосрочная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года (далее - "Программа")
Реквизиты нормативного правового акта о разработке программы
поручение Президента Российской Федерации от 29.03.2011 Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов;
постановление Администрации края от 07.04.2011 N 166 "Об утверждении концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года"
Государственный заказчик программы
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
Основные разработчики программы
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
Цель и задачи программы
Цель - совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения;
задачи:
совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края;
развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению твердых и жидких бытовых отходов;
развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению промышленных и токсичных отходов;
развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры населения в области обращения с отходами
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы
доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов; количество мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий;
доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами;
доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами;
доля ликвидированных несанкционированных свалок в общем количестве выявленных;
количество разработанных информационно-справочных, методических пособий;
доля населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования, воспитания и просвещения
Срок реализации программы
2012-2016 годы
Основные этапы реализации программы
I этап - 2012-2013 годы;
II этап - 2014-2016 годы
Исполнители основных мероприятий
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края;
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству;
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;
управление Алтайского края по промышленности и энергетике;
управление лесами Алтайского края;
управление Алтайского края по печати и информации;
управление Алтайского края по труду и занятости населения;
органы местного самоуправления (по согласованию);
предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие проекты в сфере обращения с отходами (по согласованию)
Объемы и источники финансирования программы по годам
общий объем финансирования за счет всех источников - 4212500 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 г. - 642000 тыс. рублей;
2013 г. - 1267550 тыс. рублей;
2014 г. - 812550 тыс. рублей;
2015 г. - 444700 тыс. рублей;
2016 г. - 1045700 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета -10800 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 г. - 6450 тыс. рублей;
2014 г. - 1450 тыс. рублей;
2015 г. - 1450 тыс. рублей;
2016 г. - 1450 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов -102000 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 г. - 29000 тыс. рублей;
2013 г. - 39250 тыс. рублей;
2014 г. - 11250 тыс. рублей;
2015 г. - 11250 тыс. рублей;
2016 г. - 11250 тыс. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 4099700 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 г. - 613000 тыс. рублей;
2013 г. - 1221850 тыс. рублей;
2014 г. - 799850 тыс. рублей;
2015 г. - 432000 тыс. рублей;
2016 г. - 1033000 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого и местных бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов до 45%;
увеличение количества мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий до 15;
увеличение доли муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами, до 100%;
увеличение доли муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами, до 100%;
увеличение доли ликвидированных несанкционированных свалок в общем количестве выявленных до 100%;
увеличение доли населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования, воспитания и просвещения, до 25%

1. Общие положения

Долгосрочная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года направлена на создание правовых, экономических и материально-технических условий для повышения предпринимательской и инвестиционной активности в сфере сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения отходов производства и потребления на территории Алтайского края.
Определения основных понятий, используемых в тексте Программы, соответствуют положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", закона Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае", Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст).
Нормативные правовые акты, на основе которых разрабатывалась Программа:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития";
поручение Президента Российской Федерации от 29.03.2011 Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов;
постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде";
постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р "Об одобрении экологической доктрины Российской Федерации";
Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы");
закон Алтайского края от 09.02.2011 N 19-ЗС "О стратегическом планировании социально-экономического развития Алтайского края";
закон Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 01.02.2007 N 3-ЗС "Об охране окружающей среды в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 06.03.2000 N 16-ЗС "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";
постановление Администрации края от 11.07.2011 N 367 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации";
постановление Администрации края от 15.06.2011 N 317 "О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики";
постановление Администрации края от 07.04.2011 N 166 "Об утверждении концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года";
постановление Администрации края от 06.08.2010 N 350 "Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов на территории Алтайского края";
постановление Администрации края от 10.06.2009 N 249 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на 2010-2012 годы";
постановление Администрации края от 28.04.2009 N 192 "О полномочиях органов исполнительной власти Алтайского края в области обращения с отходами производства и потребления";
постановление Администрации края от 28.12.2007 N 622 "О комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края".

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В настоящее время на всей территории Алтайского края сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части организации системы сбора и утилизации отходов. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю в 2010 году образовалось 3,05 млн. тонн отходов, из которых фактически использовано 977,79 тыс. тонн (32,1%), обезврежено 86,45 тыс. тонн (2,8%). Основной объем отходов приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых - 758,2 тыс. тонн, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 627,6 тыс. тонн.
За последние пять лет объем ежегодного образования отходов увеличился на 77%, а к уровню 2002 года вырос в 3 раза. С учетом несовершенства системы статистики и обилия несанкционированных свалок эти цифры могут быть увеличены в несколько раз. Из общего объема образовавшихся отходов в 2010 году 71% приходится на отходы V класса опасности и 23% - IV класса опасности, которые могут быть переработаны почти полностью.
Большой объем и высокие темпы накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом их утилизации. Всего на территории края имеется около 1500 мест размещения твердых бытовых отходов (далее - "ТБО"), из которых более 90% не отвечают требованиям санитарных правил: отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, спецтехника для утилизации (захоронения) ТБО. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов и свалок. Отсутствует контроль селективного сбора и приема отходов, изменения состава грунтовых вод в районе размещения полигонов.
Захоронению подлежат неопасные отходы и отходы IV класса опасности, что для Алтайского края составляет около 33% общего количества образующихся отходов. Более 3% отходов (около 400 тыс. тонн в год), представляющих собой токсичные отходы 1-3 классов опасности, утилизируются небезопасными методами: размещаются на несанкционированных свалках и сбрасываются в водоемы, сжигаются с выбросом высокотоксичных веществ. Ситуация усугубляется отсутствием на территории края полигонов для размещения промышленных токсичных отходов.
С учетом государственной политики по повышению энергоэффективности экономики и отказа от использования ламп накаливания усиливается проблема утилизации отработавших ртутьсодержащих энергосберегающих ламп. В связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" предъявляются жесткие требования как к юридическим лицам, занимающимся промышленным производством, эксплуатацией многоквартирных домов, так и к населению. На сегодняшний день в крае практически не развиты механизмы сбора ртутьсодержащих бытовых отходов. Основными причинами сложившейся ситуации являются: слабо развитая инфраструктура по сбору, транспортированию и утилизации ртутьсодержащих отходов, отсутствие в органах муниципальной власти финансовых ресурсов, а также нехватка специалистов, занимающихся вопросами охраны окружающей среды. Организации, перерабатывающие ртутьсодержащие отходы, относятся к опасным производственным объектам. К ним предъявляются жесткие требования при проектировании и эксплуатации. Все это не позволяет обеспечить утилизацию отходов в каждом муниципальном образовании отдельно и определяет необходимость создания межмуниципальных объектов.
Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. Планомерно проводимая работа по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных лиц к административной ответственности способствует улучшению положения дел в данной сфере, но не меняет ситуацию.
По-прежнему актуальным для региона является системное решение задач по утилизации агропромышленных отходов с учетом интенсивного строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" крупных животноводческих комплексов.
Остается нерешенным вопрос о ликвидации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. В течение последних пяти лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн таких токсичных отходов I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения. Ввиду отсутствия технологии переработки и обезвреживания данных отходов проблема может быть решена путем размещения их на специализированных полигонах в городах Томске и Омске.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в городах и селах края централизованно вывозится лишь от 30 до 40% ТБО. Вывоз отходов из микрорайонов индивидуальной застройки осуществляется домохозяйствами преимущественно самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как территорий населенных пунктов, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности. Всего в крае имеется 190 мусоровозов, из которых в сельской местности - 35.
Как показала практика, органы местного самоуправления оказались неспособными обеспечить полноценное исполнение возложенных на них полномочий по обращению с бытовыми и промышленными отходами. Объективными причинами сложившегося положения являются недостаток финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности привлечения инвестиций. Такие возможные решения, как создание полигона захоронения ТБО, мусоросжигательного завода или инфраструктуры по переработке вторичного сырья, требуют не только значительных объемов инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям.
Несмотря на наличие в крае механизмов финансового стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности, остается неиспользованным потенциал реализации инвестиционных проектов в сфере утилизации отходов. Сказывается неразвитость рынка данных услуг, сложность законодательного регулирования рассматриваемой отрасли и отсутствие подготовленных инвестиционных площадок.
По данным Алтайкрайстата, в 2010 году инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, составили 64052 тыс. рублей, или 62,1% к уровню 2009 года и 39,6% к уровню 2007 года. Из общего объема средств 59,4% направлено на охрану недр и рациональное использование минеральных ресурсов, 22,4% - на охрану атмосферного воздуха, 16,7% - на охрану и рациональное использование земель. За последние 3 года (2008-2010) на предприятия и полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных и иных отходов инвестиции не направлялись.
В то же время в крае имеются успешные примеры реализации инвестиционных проектов в сфере переработки отходов. В с. Ларичиха Тальменского района ООО "Алтай-Форест" реализован проект "Утилизация отходов от лесопиления и рубок ухода за лесом. Строительство завода по производству ДСП". Проект был поддержан за счет средств краевого бюджета посредством субсидирования части банковской процентной ставки по привлеченному кредиту и налога на имущество.
До настоящего времени предпринимаемые органами государственной власти Алтайского края и муниципальными образованиями меры не решают проблему кардинальным образом, в том числе по причине недостаточного объема инвестиций, направляемых на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций, предприятий по переработке отходов. Усложняет ситуацию межотраслевой и межмуниципальный характер решаемой задачи.
При сохранении сложившейся тенденции в сфере обращения с бытовыми и промышленными отходами можно прогнозировать следующее развитие ситуации:
увеличение загрязнения земель отходами производства и потребления, превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве, атмосферном воздухе, грунтовых водах и поверхностных водных объектах;
деградация экосистем, снижение видового разнообразия;
ухудшение санитарного благополучия населения, возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с отходами;
снижение привлекательности жилья, производственных площадей, земельных участков, находящихся в зоне влияния экологически неблагополучных территорий;
нанесение значительного экономического ущерба экономике края в связи с захоронением отходов, обладающих высоким ресурсным потенциалом.
Анализ ситуации в области обращения с отходами позволяет выявить следующие основные проблемы, затрудняющие реализацию государственной политики в данной сфере и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:
неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов;
малоэффективная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов;
недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами;
низкая грамотность и отсутствие заинтересованности населения и руководителей предприятий в решении вопросов обращения с отходами.
Модернизация и реформирование системы обращения с отходами требуют системного подхода и определяют необходимость использования программно-целевого метода решения указанных проблем, так как они:
носят комплексный характер: их решение, с одной стороны, определяется динамикой экономического развития, а с другой - влияет на нее;
являются приоритетными при формировании государственной и муниципальной экономической политики, поскольку их решение позволяет обеспечить улучшение качества жизни населения, повышение туристической и инвестиционной привлекательности Алтайского края;
имеют межотраслевой характер и не могут быть решены без участия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Алтайского края.
Сложность и многообразие проблем, требующих приоритетного решения, предполагают разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.

3. Цель и задачи Программы

Целью реализации Программы является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.
Достижение цели будет обеспечено в результате решения следующих задач:
совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края;
развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению твердых и жидких бытовых отходов;
развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению промышленных и токсичных отходов;
развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры населения в области обращения с отходами.

4. Система программных мероприятий

В целях совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, уменьшения негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на установление системного подхода к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечение средств частных инвесторов.
Первый блок мероприятий нацелен на совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края, создание условий и механизмов для повышения предпринимательской активности и эффективности деятельности в данной области, привлечения частных инвестиций. На первом этапе требуется разработка комплексной схемы обращения с отходами в Алтайском крае, в том числе схемы межмуниципального размещения соответствующих объектов.
В рамках второго и третьего блоков по развитию инфраструктуры по обращению с отходами будет реализован ряд инвестиционных проектов, направленных на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих установок.
В рамках четвертого направления будут реализованы мероприятия по развитию системы экологического образования и формирования экологической культуры населения. В первую очередь предусматривается комплекс мер по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере обеспечения экологической безопасности и обращения с опасными отходами, развитию общественных инициатив в данном направлении.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении 1.

5. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств:
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
местных бюджетов - в соответствии с решениями районных и городских Советов депутатов о бюджетах муниципальных образований на соответствующий финансовый год и на плановый период;
внебюджетных источников.
В случае принятия федеральной целевой программы "Экологическая безопасность России" (на 2012-2020 гг.) планируется привлечение средств федерального бюджета на условиях софинансирования.
В муниципальных образованиях возможно привлечение средств, поступающих в муниципальный бюджет в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду и использование природных ресурсов. В 2010 г. в бюджеты всех уровней поступило 102,3 млн. руб., в том числе в муниципальные бюджеты - 40,9 млн. руб., что составило 116,9 % к уровню 2009 года.
С целью стимулирования предпринимателей к разработке и реализации инвестиционных проектов в области обращения с отходами предполагается использовать различные формы и инструменты государственной поддержки, уже реализуемые в крае, в том числе предусмотренные законом Алтайского края от 06.05.1999 N 17-ЗС "О поддержке лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края", постановлениями Администрации края от 15.09.2007 N 437 "О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае", от 04.05.2009 N 201 "О субсидировании части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства", от 20.09.2010 N 417 "Об утверждении положения об условиях предоставления организациям Алтайского края государственной поддержки при осуществлении ими инновационной деятельности", от 20.04.2011 N 207 "О субсидировании части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) техники и оборудования", от 11.07.2011 N 362 "О предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства целевых грантов (на создание собственного бизнеса)", от 15.06.2011 N 317 "О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики".
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению при принятии законов о краевом и местных бюджетах на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Сводные финансовые затраты на реализацию Программы с распределением по годам и источникам финансирования приведены в приложении 2.

6. Оценка эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий для повышения предпринимательской и инвестиционной активности в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края.
К 2016 году ожидается:
увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов до 45%;
увеличение количества мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий, до 15;
увеличение доли муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестров инвестиционных проектов и производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами, до 100%;
увеличение доли ликвидированных несанкционированных свалок в общем количестве выявленных до 100%;
увеличение доли населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования, воспитания и просвещения, до 25%.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе критериев, установленных согласно постановлению Администрации края от 10.06.2009 N 247 "Об утверждении методики оценки эффективности реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ".
Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов рассчитывается на основании данных форм статистической отчетности, предоставляемых Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.
На основании данных муниципальных образований будет рассчитана:
доля муниципальных образований, предоставивших информацию для формирования реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами;
доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами.
Доля ликвидированных несанкционированных свалок в общем числе выявленных рассчитывается на основании данных государственного экологического надзора за деятельностью в области обращения с отходами по материалам, представляемым Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
Доля населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования и просвещения, рассчитывается по формуле:

%, где:


Дэв - доля населения края, вовлеченного в процесс экологического образования и просвещения;
Чэв - численность населения края, участвующего в мероприятиях по экологическому воспитанию и образованию;
Чак - численность населения Алтайского края (по данным Росстата на 01.01.2011 - 2417 тыс. чел.).
В результате осуществления мероприятий Программы ожидается рост качественных показателей в части обеспечения выполнения требований природоохранного законодательства, улучшения экологической обстановки и количественных показателей в области обезвреживания, утилизации отходов и ресурсосбережения.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы приведена в приложении 3.

7. Система управления реализацией Программы

Государственным заказчиком - координатором реализации Программы является управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
Основные исполнители программы:
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края;
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству;
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;
управление Алтайского края по промышленности и энергетике;
управление лесами Алтайского края;
управление Алтайского края по печати и информации;
управление Алтайского края по труду и занятости населения;
органы местного самоуправления (по согласованию);
предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие проекты в сфере обращения с отходами (по согласованию).
Полномочия органов исполнительной власти Алтайского края - исполнителей Программы - закреплены постановлением Администрации края от 28.04.2009 N 192 "О полномочиях органов исполнительной власти Алтайского края в области обращения с отходами производства и потребления".
Исполнители обеспечивают:
выполнение мероприятий Программы;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы;
подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации Программы в отчетном году;
методическое обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на решение задач в сфере обращения с отходами.
В связи с межведомственным характером решаемых задач планируется создание координационного совета при Губернаторе Алтайского края по развитию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края.
Государственный заказчик - координатор реализации Программы ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, совместно с исполнителями программы формирует отчет и информацию о реализации настоящей Программы в установленном порядке. Исполнители основных мероприятий Программы представляют отчет о реализации мероприятий ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Программные мероприятия реализуются в порядке и на условиях, утверждаемых нормативными правовыми актами Администрации края. Для последовательной реализации программных мероприятий ежегодно утверждается план работ по выполнению Программы с ежеквартальным рассмотрением итогов и оценкой реализации Программы.

Приложение 1
к долгосрочной целевой программе
"Развитие системы обращения с отходами производства
и потребления на территории Алтайского края"
на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года

Перечень мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года

Цель, задача, мероприятие
Сумма затрат, тыс. рублей
Источники финансирования
Исполнитель
Ожидаемый результат от реализации мероприятия
I этап
II этап
всего
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
Цель - совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения
642000
1267550
812550
444700
1045700
4212500
итого по программе
 
создание условий и механизмов для повышения предпринимательской активности, привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами, увеличение количества отходов, вовлекаемых во вторичный оборот
 
6450
1450
1450
1450
10800
краевой бюджет
29000
39250
11250
11250
11250
102000
местный бюджет
613 000
1221850
799850
432000
1033000
4099700
внебюджетные источники
Задача 1. Совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края
 
5000
     
5000
всего, в том числе
 
создание условий и механизмов для эффективной деятельности в области обращения с отходами, повышение предпринимательской активности
 
5000
     
5000
краевой бюджет
Мероприятие 1.1. Разработка комплексной схемы обращения с отходами в Алтайском крае, в том числе схемы межмуниципального размещения объектов обращения с отходами
 
5000
     
5000
краевой бюджет
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
схема очистки территории края от отходов производства и потребления
Мероприятие 1.2. Разработка и реализация комплекса мер по повышению эффективности обращения с отходами в органах исполнительной власти края и подведомственных учреждениях и организациях
             
органы исполнительной власти края
создание условий для уменьшения количества образования отходов, организации раздельного сбора отходов, обеспечения экологической безопасности сотрудников
Мероприятие 1.3. Разработка методических рекомендаций для органов местного самоуправления по реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления
             
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; КАУ "Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций" (по согласованию)
создание условий для повышения предпринимательской активности и инвестиционной привлекательности муниципальных образований Алтайского края
Мероприятие 1.4. Разработка рекомендаций для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам оказания финансовой поддержки для реализации проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления
             
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры
создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления
Мероприятие 1.5. Формирование реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами производства и потребления
             
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; органы местного самоуправления (по согласованию)
создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления
Мероприятие 1.6. Формирование реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления
             
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; органы местного самоуправления (по согласованию)
создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления
Мероприятие 1.7. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых инвестиционных проектов строительства мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий в части их влияния на создание, сохранение рабочих мест и занятость населения Алтайского края
             
управление Алтайского края по труду и занятости населения
создание новых рабочих мест, сохранение и модернизация действующих рабочих мест, повышение уровня занятости населения края, повышение экологической безопасности
Задача 2. Развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению твердых и жидких бытовых отходов
92000
340850
310850
233000
184000
1160700
всего, в том числе
 
уменьшение количества несанкционированных мест размещения отходов, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения
29000
39000
11000
11000
11000
101000
местный бюджет
63000
301850
299850
222000
173000
1059700
внебюджетные источники
Мероприятие 2.1. Строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов в г. Алейске
 
20850
20850
   
41700
всего, в том числе
администрация г. Алейска (по согласованию)
уменьшение количества несанкционированных мест размещения отходов, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения
 
20850
20850
   
41700
внебюджетные источники
Мероприятие 2.2. Строительство полигона твердых бытовых отходов в г. Заринске
24000
31000
     
55000
всего, в том числе
администрация г. Заринска (по согласованию)
уменьшение количества несанкционированных мест размещения отходов, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения
24000
31000
     
55000
местный бюджет
Мероприятие 2.3. Расширение цеха по сбору и переработке бытовых отходов и создание пунктов их приема в Тальменском районе
500
       
500
всего, в том числе
администрация Тальменского района (по согласованию);
ИП Безбородов Д.Б. (по согласованию)
уменьшение доли захораниваемых отходов, вовлечение отходов во вторичный оборот
500
       
500
внебюджетные источники
Мероприятие 2.4. Развитие производства по переработке полимерных отходов в г. Бийске
3000
       
3000
всего, в том числе
администрация г. Бийска (по согласованию);
ООО "Бийсквторресурсы" (по согласованию)
уменьшение доли захораниваемых отходов, вовлечение отходов во вторичный оборот
3000
       
3000
внебюджетные источники
Мероприятие 2.5. Строительство полигона ТБО и мусороперерабатывающего завода в Первомайском районе
40000
180000
20000
10000
20000
270000
всего, в том числе
администрация Первомайского района (по согласованию);
ООО "Аврора" (по согласованию)
уменьшение количества несанкционированных мест размещения отходов, уменьшение доли захораниваемых отходов, вовлечение отходов во вторичный оборот
40000
180000
20000
10000
20000
270000
внебюджетные источники
Мероприятие 2.6. Строительство модельной системы утилизации жидких стоков г. Заринска с получением дополнительной товарной продукции
10000
80000
210000
180000
120000
600000
всего, в том числе
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; управление Алтайского края по промышленности и энергетике; Международный Фонд Биоэнергетики и конструктивной экологии (по согласованию);
ООО "Алтайкоксохимстрой" (по согласованию)
уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения, производство газа с выработкой тепловой и электрической энергии
10000
80000
210000
180000
120000
600000
внебюджетные источники
Мероприятие 2.7. Строительство модельных комплексов автономного энергообеспечения в строящихся микрорайонах г. Барнаула за счет переработки твердых бытовых отходов
5000
8000
28000
6000
2000
49000
всего, в том числе
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; управление Алтайского края по промышленности и энергетике; Международный Фонд Биоэнергетики и конструктивной экологии (по согласованию);
ООО "Алтайкоксохимстрой" (по согласованию)
уменьшение доли захораниваемых отходов, производство газа с выработкой тепловой и электрической энергии
5000
8000
28000
6000
2000
49000
внебюджетные источники
Мероприятие 2.8. Обустройство существующих санкционированных объектов накопления и размещения твердых бытовых отходов
3500
6000
12000
12000
12000
45500
всего, в том числе
органы местного самоуправления (по согласованию); управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству
предотвращение загрязнения окружающей среды, обеспечение соблюдения норм действующего законодательства
2000
3000
6000
6000
6000
23000
местный бюджет
1500
3000
6000
6000
6000
22500
внебюджетные источники
Мероприятие 2.9. Приобретение транспортных средств для сбора, вывоза твердых бытовых отходов
3000
13000
18000
23000
28000
85000
всего, в том числе
органы местного самоуправления (по согласованию); управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству
обеспечение условий для сбора и вывоза твердых бытовых отходов
 
3000
3000
3000
3000
12000
местный бюджет
3000
10000
15000
20000
25000
73000
внебюджетные источники
Мероприятие 2.10. Выявление и ликвидация несанкционированных мест размещения отходов
3000
2000
2000
2000
2000
11000
всего, в том числе
органы местного самоуправления (по согласованию); управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
предотвращение чрезвычайных ситуаций, уменьшение экологического ущерба
3000
2000
2000
2000
2000
11000
местный бюджет
Задача 3. Развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению промышленных и токсичных отходов
550000
920000
500000
210000
860000
3040000
всего, в том числе
 
уменьшение количества несанкционированных мест размещения отходов, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения
550 000
920 000
500 000
210 000
860 000
3040000
внебюджетные источники
Мероприятие 3.1. Строительство завода по производству древесно-стружечных плит в г. Рубцовске
500000
700000
     
1200000
всего, в том числе
ООО "Лесная холдинговая компания "Алтайлес" (по согласованию); управление лесами Алтайского края
переработка древесных отходов, производство товарной продукции
500000
700000
     
1200000
внебюджетные источники
Мероприятие 3.2. Строительство завода по производству древесно-стружечных плит в г. Барнауле
       
700000
700000
всего, в том числе
ООО "Лесная холдинговая компания "Алтайлес" (по согласованию); управление лесами Алтайского края
переработка древесных отходов, производство товарной продукции
       
700000
700000
внебюджетные источники
Мероприятие 3.3. Строительство установок по переработке отходов производства ООО "Новоеловская птицефабрика" в Первомайском районе с получением дополнительной товарной продукции
 
40000
100000
60000
40000
240000
всего, в том числе
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; Международный Фонд Биоэнергетики и конструктивной экологии (по согласованию);
ООО "Новоеловская птицефабрика" (по согласованию)
уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения, производство газа с выработкой тепловой и электрической энергии
 
40000
100000
60000
40000
240000
внебюджетные источники
Мероприятие 3.4. Строительство биотехнологического производства для переработки отходов зерноперерабатывающих комплексов ООО "Повалихинский комбинат зернопереработки "Алтайские закрома" в Первомайском районе
50000
180000
400000
150000
120000
900000
всего, в том числе
Международный Фонд Биоэнергетики и конструктивной экологии (по согласованию);
ООО "Повалихинский комбинат зернопереработки "Алтайские закрома" (по согласованию)
уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения, вовлечение отходов во вторичный оборот
50000
180000
400000
150000
120000
900000
внебюджетные источники
Задача 4. Развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры населения в области обращения с отходами
 
1700
1700
1700
1700
6800
всего, в том числе
 
вовлечение населения в процесс безопасного обращения с отходами производства и потребления
 
1450
1450
1450
1450
5800
краевой бюджет
 
250
250
250
250
1000
местный бюджет
Мероприятие 4.1. Проведение семинаров, круглых столов и конференций по вопросам обращения с отходами на территории Алтайского края
 
100
100
100
100
400
всего, в том числе
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству
выстраивание системы межведомственного взаимодействия, привлечение общественности к решению вопросов обращения с отходами
 
100
100
100
100
400
краевой бюджет
Мероприятие 4.2. Разработка и реализация экологической социальной рекламы
 
200
200
200
200
800
всего, в том числе
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
повышение экологической культуры населения
 
200
200
200
200
800
краевой бюджет
Мероприятие 4.3. Участие в выставках, форумах, презентациях по вопросам обращения с отходами
 
100
100
100
100
400
всего, в том числе
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству
повышение инвестиционного потенциала края в сфере обращения с отходами
 
100
100
100
100
400
краевой бюджет
Мероприятие 4.4. Издание информационно-справочных, методических пособий, презентационных материалов
 
300
300
300
300
1200
всего, в том числе
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
повышение информированности органов власти, местного самоуправления и населения в сфере обращения с отходами; тиражирование положительного опыта реализации инвестиционных проектов
 
300
300
300
300
1200
краевой бюджет
Мероприятие 4.5. Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников соответствующих краевых и муниципальных учреждений по вопросам обеспечения экологической безопасности в области обращения с отходами
 
500
500
500
500
2000
всего, в том числе
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию)
повышение эффективности государственного и муниципального управления
 
250
250
250
250
1000
краевой бюджет
 
250
250
250
250
1000
местный бюджет
Мероприятие 4.6. Подготовка базовой информации о ходе реализации мероприятий Программы
             
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
информирование населения по вопросам обращения с отходами, тиражирование положительного опыта реализации инвестиционных проектов
Мероприятие 4.7. Размещение в СМИ информации о ходе реализации мероприятий Программы
             
управление Алтайского края по печати и информации
информирование населения по вопросам обращения с отходами, тиражирование положительного опыта реализации инвестиционных проектов
Мероприятие 4.8. Организация обучения работников предприятий в рамках модернизации и реформирования системы обращения с отходами
 
500
500
500
500
2000
всего, в том числе
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; управление Алтайского края по труду и занятости населения; КАОУ "Учебный центр УТЗН Алтайского края"
повышение уровня знаний работников предприятий по вопросам охраны окружающей среды
 
500
500
500
500
2000
краевой бюджет

Приложение 2
к долгосрочной целевой программе
"Развитие системы обращения с отходами производства и
потребления на территории Алтайского края"
на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года

Сводные финансовые затраты по направлениям долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года

Источники и направления расходов
Сумма затрат, тыс. рублей
Примечание
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
всего
1
2
3
4
5
6
7
8
Всего финансовых затрат
642000
1267550
812550
444700
1045700
4212500
 
в том числе
             
из краевого бюджета
0
6450
1450
1450
1450
10800
 
из местного бюджета
29000
39250
11250
11250
11250
102000
 
из внебюджетных источников
613000
1221850
799850
432000
1033000
4099700
 
Капитальные вложения
559000
1191250
666092
362859
982153
3761354
 
в том числе
             
из местного бюджета
24000
34000
3000
3000
3000
67000
 
из внебюджетных источников
535000
1157250
663092
359859
979153
3694354
 
НИОКР*
65000
15400
32553
16506
11952
141411
 
в том числе
             
из внебюджетных источников
65000
15400
32553
16506
11952
141411
 
Прочие расходы
18000
60900
113905
65335
51595
309735
 
в том числе
             
из краевого бюджета
0
6450
1450
1450
1450
10800
 
из местного бюджета
5000
5250
8250
8250
8250
35000
 
из внебюджетных источников
13000
49200
104205
55635
41895
263935
 

* Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Приложение 3
к долгосрочной целевой программе
"Развитие системы обращения с отходами производства
и потребления на территории Алтайского края"
на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года

Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года

Целевой индикатор
Единица измерения
Значение индикатора по годам
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов
%
32,1
32,2
37
43
45
Количество мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий
шт.
3
6
10
12
15
Доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами
%
40
45
70
90
100
Доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами
%
40
45
70
90
100
Доля ликвидированных несанкционированных свалок в общем количестве выявленных
%
50
60
80
90
100
Количество разработанных информационно-справочных, методических пособий
ед.
1
2
2
2
2
Доля населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования, воспитания и просвещения
%
7,6
12
15
20
25