Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 28.11.2011 N 683

Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы

В целях формирования условий создания для инвалидов и других маломобильных групп населения безбарьерной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы.
2. Государственным заказчиком программы определить Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
3. Разработку программы поручить Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

Губернатор Алтайского края
А.Б. Карлин

Концепция долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 28 ноября 2011 г. N 683)

1. Характеристика сложившейся проблемной ситуации

Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (далее - "Конвенция"), которая определила принципы построения политики государства в отношении инвалидов. В рамках реализации положений Конвенции принята Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее - "Государственная программа"), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175.
В соответствии с требованиями Конвенции и Государственной программы органы исполнительной власти Алтайского края, местного самоуправления должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам и другим маломобильным группам населения наравне с другими гражданами равного доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению, формировать толерантное отношение граждан к проблемам инвалидов, эффективно решать проблемы их социальной адаптации и интеграции в общество.
Актуальность решения проблем лиц с ограниченными возможностями в крае обусловлена ее масштабностью. По состоянию на 1 января 2011 года из 2416982 человек, проживающих в Алтайском крае, имеют инвалидность 220865 граждан (9,1 % от общей численности населения края), из них 8802 - дети-инвалиды (около 4 % от общей численности инвалидов). Почти 20 тысяч человек, то есть около 10 % от общего числа инвалидов, имеют ограничения жизнедеятельности, являясь инвалидами по зрению, слуху или с поражением опорно-двигательного аппарата.
В настоящее время наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы учреждений социального обслуживания и сформировавшейся потребностью эффективной реализации индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР) инвалидов. В первом полугодии 2011 года получили реабилитационные услуги по 20543 ИПР, выданным федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, 13240 инвалидов (64,4 %).
Существующая сеть реабилитационных учреждений (1 центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий, 4 краевых реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 46 отделений реабилитации при краевых государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания, 6 учреждений медицинской реабилитации) не удовлетворяет потребности инвалидов. Состояние материально-технической базы учреждений и их территориальная доступность (особенно в сельской местности) не соответствуют современным требованиям. Указанные учреждения недостаточно методически обеспечены, испытывают нехватку специалистов в области реабилитации (инструкторы по адаптивной физкультуре, социальные педагоги для взрослых инвалидов, реабилитологи).
Осуществление инвалидами трудовой и общественно полезной деятельности, получение образования, проведение досуга сопряжены с необходимостью передвижения, пользования транспортом, пешеходными дорожками и тротуарами, входами, лифтами, спусками в подземные переходы, использования специальных информационных технологий и т.д.
Анализ наличия возможностей беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам транспорта и связи (автовокзалы и пассажирские станции, железнодорожные вокзалы и аэропорты) показывает, что из 130 объектов доступны 60 (46%), здравоохранения - из 1941 объекта здравоохранения (больниц, амбулаторий, ФАПов, аптек и других объектов) доступны 1531 (79%). Из 2487 учреждений культуры инвалидам доступно 205 (9,3%), из 233 объектов социальной защиты - 106 (45,5%). Из 53 образовательных учреждений (всего их 2297) и 2050 (всего - 5603) объектов физкультуры и спорта, востребованных инвалидами, все требуют дооборудования.
Однако доступность среды для инвалидов - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта, но и приспособление под нужды инвалидов правил работы образовательных, медицинских, социальных, спортивно-культурных, информационных, юридических, транспортных, коммунальных, строительных и прочих служб.
Меры по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов направлены на их интеграцию в жизнь общества. В 2010 году в органы службы занятости населения обратилось 5527 инвалидов, трудоустроено 2434 человека, или 44,0% от числа обратившихся, в первом полугодии 2011 года численность обратившихся составила 2259 инвалидов, трудоустроено 866 человек, или 38,4%.
Вместе с тем при реализации мероприятий по содействию занятости граждан с ограниченными возможностями возникают сложности в трудоустройстве инвалидов, нуждающихся (согласно рекомендациям ИПР) в создании специально оборудованных рабочих мест. В этой ситуации первостепенное значение приобретает четкое правовое регулирование вопросов профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов, обеспечения выполнения работодателями федеральных законов.
В сложной ситуации находятся специализированные предприятия общественных объединений инвалидов. В условиях насыщенности рынка сбыта товарами народного потребления эти предприятия оказались неконкурентоспособными. Для сохранения имеющихся и создания дополнительных рабочих мест для инвалидов на этих предприятиях необходимо производить расширение и реконструкцию производства, что требует значительных материальных вложений.
Остаются важными проблемы получения инвалидами образования и повышения квалификации специалистов, осуществляющих работу с ними.
Необходимо совершенствование системы адаптации инвалидов к существующим условиям жизни через обеспечение доступа к информационным ресурсам. Инвалиды по слуху являются практически незащищенными в случае наступления форс-мажорных обстоятельств: службы экстренной помощи не оснащены необходимым оборудованием для принятия CMC-сообщений, что не позволяет людям с дефектами слуха и речи при возникновении экстренной ситуации обратиться в службу "Скорой помощи", полицию или сообщить о пожаре. Общественный транспорт не оснащен световым табло оповещения остановок для инвалидов по слуху. Недостаточно удовлетворяются их потребности в сурдосредствах. Ограничение сурдоперевода общественно значимых, информационных и других телевизионных программ не дает возможности инвалидам данной категории своевременно получить информацию о событиях, происходящих на территории края и страны.
Администрацией Алтайского края, органами исполнительной власти Алтайского края принимаются меры по решению одной из важнейших задач - поддержке и социальной защите инвалидов в современных социально-экономических условиях.
Реализуется закон Алтайского края от 06.07.2006 N 59-ЗС "Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов", направленный на решение проблем трудоустройства граждан с ограниченными физическими возможностями. Администрацией Алтайского края принято постановление от 22.07.2009 N 331 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений в специализированных жилых домах для проживания инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата". Разработаны и утверждены постановлением Администрации Алтайского края от 14.10.2009 N 431 нормативы градостроительного проектирования Алтайского края, в которых имеется раздел "Обеспечение доступности жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения".
Существует система грантовой поддержки наиболее важных социально значимых проектов, предоставляемых на конкурс общественными организациями (в том числе организациями инвалидов) и направленных на интеграцию граждан с ограниченными возможностями в социально-общественную деятельность и предоставление им социально значимых услуг.
Введен в эксплуатацию Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг, имеющий все условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов и оказывающий более 70 государственных и муниципальных услуг по 4 направлениям: социальная поддержка населения, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение гражданско-правового статуса, регулирование предпринимательской деятельности.
В крае действуют отделения общероссийских общественных организаций инвалидов - Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС), Всероссийского общества глухих (ВОГ).
В целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края, территориальных органов федеральных органов государственной власти, общественных организаций инвалидов по реализации федерального и краевого законодательства в сфере реабилитации и интеграции инвалидов, решения других жизненно важных вопросов действует краевой координационный Совет по делам инвалидов, утвержденный постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2006 N 177.
На заседаниях краевого координационного Совета по делам инвалидов рассматриваются актуальные вопросы жизнеобеспечения инвалидов: обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в городах и районах Алтайского края, обеспечение их техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, лекарственными средствами, медицинская, социальная и профессиональная реабилитация инвалидов, функционирование в крае пункта предоставления во временное пользование инвалидам технических средств реабилитации и службы социального такси и другие.
Вместе с тем принимаемые меры по формированию доступной среды для инвалидов недостаточны. Результаты социологических исследований на федеральном уровне показывают, что 60 процентам граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 процентам - при совершении покупок. Более половины респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха. Приведенные результаты исследований вполне характерны и для ситуации в Алтайском крае.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом, ориентировочные сроки и этапы решения проблемы

Меры, включающие в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы (далее - "программа") выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности окружающей среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, имеют комплексный, межотраслевой характер и должны распространяться:
на здания, дороги, транспорт, школы, жилые дома, медицинские, социальные, культурно-спортивные учреждения;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;
на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующую эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
Целесообразность решения проблем создания доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программным методом определяется несколькими факторами:
1. Масштабность и высокая социально-экономическая значимость проблемы.
В создании на территории края доступной среды жизнедеятельности заинтересованы не только инвалиды, но и другие маломобильные группы населения. Решение проблемы предполагает модернизацию или дооборудование большого количества объектов социальной, транспортной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
2. Комплексность и межведомственный характер проблемы.
С учетом обозначенных вопросов возникает необходимость продолжить проведение на территории Алтайского края комплекса мероприятий, объединенных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации, исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидности и инвалидов программно-целевыми методами как наиболее целесообразными в решении задач их комплексной реабилитации и адаптации.
Требуется решение различных задач правового, финансового, информационного, организационного характера. С учетом их содержания и перечня потребуется консолидация усилий и координация действий органов исполнительной власти Алтайского края, краевых и федеральных государственных учреждений, органов местного самоуправления, общественных организаций (в том числе организаций инвалидов), организаций различных форм собственности.
3. Сроки решения проблемы.
Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления объединенных по целям мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов.
Таким образом, использование программно-целевого метода даст возможность последовательно осуществлять меры по обеспечению доступной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Алтайском крае.
Решение задач программы будет осуществляться с 2012 по 2015 годы в 2 этапа:
первый этап 2012-2013 годы;
второй этап 2014-2015 годы.
На первом этапе предполагается реализовать мероприятия по определению приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; выполнить обследование и паспортизацию этих объектов, составить карты их доступности в разрезе муниципальных образований; приступить к переоборудованию объектов в рамках текущего финансирования; реализовать первоочередные мероприятия по развитию реабилитационных услуг; определить дополнительные объемы необходимых средств в пределах утвержденных бюджетных обязательств на проведение мероприятий по обеспечению доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения; провести анализ действующих нормативных правовых актов Алтайского края, внести в них соответствующие изменения, направленные на обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; разработать дополнительные методические рекомендации по социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями.
На втором этапе планируется проведение работ по обеспечению доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках уточненных бюджетных обязательств на реализацию мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов (в том числе с привлечением средств федерального бюджета), завершение разработки и актуализации карт доступности объектов и услуг для инвалидов.

3. Предложения по целям и задачам программы, обоснование их соответствия приоритетам социально-экономического развития Алтайского края

Одним из положений Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года является формирование системы поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обеспечение современных стандартов и уровня жизни предполагает создание доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В этой связи определены следующие цели программы:
формирование к 2016 году условий для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, образование, культура, транспорт, информация и связь, социальная защита, физическая культура и спорт, жилой фонд);
совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и информационным услугам.

4. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации программы по годам, оценка ожидаемой эффективности и результативности программы

Для оценки результатов реализации программы используются следующие целевые показатели и индикаторы эффективности ее реализации:
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов;
доля муниципальных образований, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве муниципальных образований;
доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;
доля общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава;
количество произведенных субтитров для субтитрирования телевизионных краевых программ;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения;
доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности указанной категории граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы, процент;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;
доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые/дети);
доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов.
К ожидаемым результатам реализации программы относятся:
увеличение количества приоритетных объектов социальной инфраструктуры, средств связи и информации, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в общем количестве приоритетных объектов (до 45%);
сохранение уровня трудоустройства инвалидов на постоянные и временные рабочие места, а также доли прошедших профессиональное обучение по направлению службы занятости в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости;
увеличение численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов (до 95%).
Осуществление запланированных мероприятий позволит также активизировать участие общественных организаций инвалидов в социальной, культурной жизни общества, повысить внимание общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья и формировать толерантное отношение общества к инвалидам. Работа в рамках реализации программы будет способствовать распространению в обществе идей независимой жизни инвалидов, повышению у самих инвалидов сознания своей социальной значимости, развитию их потенциальных способностей.

5. Предложения по объемам и источникам финансирования программы

Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов.
Расходы федерального бюджета запланированы в пределах средств, предусмотренных на реализацию соответствующих мер социальной поддержки Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. К указанным мерам социальной поддержки относятся: обеспечение инвалидов лекарственными средствами и мероприятия в области трудоустройства инвалидов. За 4 года (2012-2015 гг.) средства, которые планируется выделить на лекарственное обеспечение, составят 3132500,0 тыс. рублей, на обучение, переобучение и трудоустройство инвалидов - 11600,0 тыс. рублей.
В целом расходы федерального бюджета на указанные мероприятия составят 3144100,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2012 г. - 705600,0 тыс. руб.
2013 г. - 755700,0 тыс. руб.
2014 г. - 811000,0 тыс. руб.
2015 г. - 871800,0 тыс. руб.
Кроме того, региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации выделяются финансовые средства на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение.
Расходы краевого бюджета предполагаются в размере 347192,5 тыс. рублей. Из них 48599,5 тыс. рублей - на мероприятия в области формирования доступной среды в рамках текущего финансирования различных краевых ведомств и учреждений. Кроме того, в программу планируется включить ряд мероприятий, утвержденных действующими долгосрочными целевыми программами социальной направленности (укрепление материально-технической базы социальных учреждений, развитие сети пунктов проката технических средств реабилитации, субтитрирование краевых телеканалов, оказание материальной помощи инвалидам и т.д.), на реализацию которых запланировано направить из краевого бюджета 298593,0 тыс. рублей. На организацию работы социального такси предполагается привлечь финансовые средства местных бюджетов в размере 3868,0 тыс. рублей.
Таким образом, расходы краевого бюджета по годам составят:
2012 г. - 85587,5 тыс. руб.
2013 г. - 198990,5 тыс. руб.
2014 г. - 31182,0 тыс. руб.
2015 г. - 31432,5 тыс. руб.
При утверждении закона о краевом бюджете на очередной год и на плановый период расходы будут уточняться.
Необходимо отметить, что Государственная программа предусматривает с 2013 года выделение средств федерального бюджета на реализацию аналогичных программ субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования (50% на 50%). При этом одним из условий софинансирования является разработка региональных программ на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, которую должно разработать и утвердить к 31 августа 2012 года Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

6. Предполагаемый перечень проектов и основных направлений реализации мероприятий, достаточный для решения задач и достижения цели программы

Предполагаемый перечень программных мероприятий состоит из четырех разделов в соответствии с характером поставленных задач.
Раздел I. "Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" предполагает выполнение мероприятий по двум основным направлениям:
определение приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, подготовка и проведение паспортизации указанных объектов и услуг;
формирование карт доступности объектов и услуг в муниципальных образованиях края.
При разработке мероприятий будет учитываться мнение общественных организаций инвалидов и методика паспортизации и классификации объектов, услуг, формирования и обновления карт доступности, разработанная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (срок подготовки данной методики по Государственной программе - второй квартал 2012 года).
Выполнение мероприятий позволит дать объективную оценку объектов и услуг для разработки дальнейших мер обеспечивающих их доступность.
Раздел II. "Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" предусматривает выполнение мероприятий по следующим направлениям:
приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий;
оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения и пространственно-рельефными указателями;
оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией;
модернизация подвижного состава пассажирского транспорта, приспособление его для перевозки маломобильных групп населения;
обустройство для инвалидов железнодорожных и речных вокзалов, аэропортов, в том числе установка специализированных таксофонов для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, указателей со световой и звуковой информацией для лиц с потерей слуха и зрения;
оборудование специализированных касс, мест в залах ожидания и кабин в общественных туалетах;
оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, остановок, станций и вокзалов общественного пассажирского транспорта системами синхронного вывода речевой и текстовой информации (включая графические схемы маршрутов движения транспорта), пандусами, тактильными и контрастными поверхностями;
подготовка методических материалов по организации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в учреждениях культуры и проведение обучающих семинаров для специалистов этих учреждений;
комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов;
адаптация официальных сайтов органов государственной власти в сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению;
обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к электронным государственным услугам посредством сети Интернет с учетом технических возможностей;
поддержка программ общественных организаций, направленных на социальную адаптацию инвалидов и других маломобильных групп населения.
Раздел III. "Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами" предусматривает реализацию мероприятий по направлениям:
определение потребностей инвалидов различных категорий посредством проведения ежегодных мониторингов, социологических исследований, опросов, анкетирования;
создание краевой межведомственной базы лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, в рамках формирования федерального реестра инвалидов;
проведение информационных кампаний, подготовка и выпуск справочных, методических материалов по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
проведение краевых фестивалей, конкурсов, спартакиад для инвалидов и с участием инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Раздел IV. "Совершенствование системы реабилитации инвалидов, повышение эффективности реабилитационных услуг, обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам" предусматривает мероприятия по следующим направлениям:
проведение диспансеризации инвалидов, обеспечение их лекарственными средствами, техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением в рамках реализации соцпакета и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
реализация мер по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов;
анализ деятельности сети краевых государственных бюджетных учреждений с учетом профиля реабилитации с целью определения обеспеченности реабилитационными услугами инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
укрепление материально-технической базы краевых учреждений социального обслуживания, оказывающих реабилитационные услуги населению;
расширение сети пунктов проката технических средств реабилитации;
создание мобильных бригад по оказанию неотложных социальных услуг инвалидам;
государственная поддержка краевых отделений общероссийских организаций инвалидов.

7. Предложения по механизму формирования программы и системе управления ее реализацией

За основу перечня мероприятий долгосрочной целевой программы планируется взять мероприятия, включенные в Государственную программу "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175.
Часть мероприятий будет выполняться краевыми ведомствами в рамках текущего финансирования. Кроме того, в настоящее время в крае действует целый ряд долгосрочных целевых программ социальной направленности, мероприятия которых также направлены на создание безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Мероприятия, соответствующие целям и задачам долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы, будут включены в эту программу.
В данной программе также будут учтены предложения краевых общественных организаций инвалидов.
Межведомственную координацию и оценку реализации программы осуществляет Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которое является заказчиком-координатором программы.
Исполнители программы ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют информацию о результатах выполнения программных мероприятий заказчику-координатору.
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ежеквартально в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края отчет о ходе выполнения программы согласно утвержденным формам.

8. Предложения по государственным заказчикам программы

Исполнителями программы являются:
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (координатор);
управление Алтайского края по строительству и архитектуре;
управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи;
управление Алтайского края по труду и занятости населения;
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
управление Алтайского края по культуре и архивному делу;
управление Алтайского края по физической культуре и спорту;
управление Алтайского края по печати и информации;
федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю";
государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
Исполнители обеспечивают:
выполнение мероприятий программы;
подготовку предложений по корректировке программы на соответствующий год;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий программы;
подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации программы в отчетном году.
Межведомственную координацию и оценку реализации программы осуществляет Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являющееся заказчиком-координатором программы.