Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 17.02.2012 N 81

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году"

В целях повышения эффективной занятости населения Алтайского края, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1146 "О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

Губернатор Алтайского края
А.Б. Карлин

Долгосрочная целевая программа "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году" (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 17 февраля 2012 г. N 81)

Паспорт долгосрочной целевой программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году"

Наименование программы
долгосрочная целевая программа "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году" (далее - "Программа")
Реквизиты нормативного правового акта о разработке программы
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1146 "О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"
Государственный заказчик программы
управление Алтайского края по труду и занятости населения
Основные разработчики программы
управление Алтайского края по труду и занятости населения
Цель и задачи программы
цель - повышение эффективной занятости и уровня жизни населения Алтайского края; задачи: повышение уровня занятости инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов; повышение качества рабочей силы; адаптация выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда; повышение территориальной трудовой мобильности населения края; создание новых рабочих мест для трудоустройства безработных граждан
Важнейшие целевые индикаторы и показатели результативности программы
уровень регистрируемой безработицы; коэффициент напряженности на рынке труда; численность инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; численность многодетных родителей, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; численность родителей, воспитывающих детей-инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; численность работников организаций, направленных на опережающее профессиональное обучение и стажировку; численность выпускников, прошедших стажировку; численность ищущих работу граждан, направленных на профессиональное обучение и аттестацию; численность безработных и ищущих работу граждан, трудоустроенных в других субъектах Российской Федерации; численность безработных граждан, трудоустроенных на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ
Сроки реализации программы
2012 год
Основные этапы реализации программы
первый этап - январь-март 2012 года второй этап - апрель-декабрь 2012 года
Основные мероприятия программы
содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций; стажировка, в том числе в других субъектах Российской Федерации, выпускников учреждений профессионального образования; профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в Алтайском крае; содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ
Исполнители основных мероприятий программы
органы исполнительной власти Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию); краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения; работодатели (по согласованию)
Объемы и источники финансирования программы
общий объем финансирования за счет всех источников - 171498,0 тыс. рублей, в том числе: субсидия из федерального бюджета - 162876,3 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 8621,7 тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
сдерживание роста уровня регистрируемой безработицы (не выше 2,7% от численности экономически активного населения края в среднем за период); сохранение коэффициента напряженности на рынке труда, который определяется как отношение числа незанятых граждан на 1 вакансию, на уровне 2,8 в среднем за период; трудоустройство на оборудованные (оснащенные) рабочие места 160 инвалидов, 15 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов, 20 многодетных родителей; опережающее профессиональное обучение и стажировка 350 работников организаций; стажировка 500 выпускников учреждений профессионального образования; профессиональное обучение и аттестация 20 ищущих работу граждан; трудоустройство 200 безработных и ищущих работу граждан в других субъектах Российской Федерации; трудоустройство 1801 безработного гражданина на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ

1. Общие положения

Долгосрочная целевая программа "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году" направлена на создание условий для вовлечения в трудовую деятельность незанятых граждан, повышения эффективной занятости и уровня жизни населения.
Нормативные правовые акты, на основе которых разрабатывалась Программа:
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1146 "О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации";
закон Алтайского края от 09.02.2011 N 19-ЗС "О стратегическом планировании социально-экономического развития";
постановление Администрации Алтайского края от 11.05.2010 N 200 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на оды".
Основные понятия, используемые в тексте Программы:
уровень регистрируемой безработицы - удельный вес численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных в общей численности экономически активного населения или населения в трудоспособном возрасте;
коэффициент напряженности на рынке труда - число не занятых трудовой деятельностью и стоящих на учете в службе занятости граждан, приходящихся на одну заявленную работодателями вакансию (соотношение спроса и предложения на рабочую силу);
оборудование (оснащение) рабочего места - приобретение, монтаж и установка средств оснащения, в том числе оборудования, технических приспособлений, мебели, необходимых для выполнения должностных обязанностей, а также средств для создания благоприятных условий работы, в том числе с учетом природно-климатических и иных особенностей местности и условий труда у данного работодателя;
специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов - рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;
опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций - направление работников организаций на профессиональное обучение и (или) стажировку в целях дальнейшего гарантированного трудоустройства у работодателя по прежнему месту работы, у другого работодателя либо путем регистрации работником предпринимательской деятельности;
профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан - направление на профессиональное обучение и аттестацию ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию.

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Экономическая ситуация в 2011 году характеризовалась положительной динамикой основных макроэкономических показателей.
Индекс промышленного производства за январь-декабрь 2011 года по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электрической энергии, газа и воды" по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года составил 107,9%. Выпуск продукции сельского хозяйства был равен 101,7% к уровню 2010 года. Оборот розничной торговли вырос на 13%. Населению края было оказано платных услуг на сумму 54,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах равно 100,7% к уровню предыдущего года. Экономический рост способствовал стабилизации ситуации на рынке труда, достижению докризисного уровня безработицы и повышению доходов работающего населения, в том числе росту номинальной и реальной заработной платы. В 2011 году средний размер номинальной заработной платы по сравнению с 2010 годом увеличился на 14,7% и достиг 13,8 тыс. рублей.
Отмечается рост численности занятого населения при одновременном сокращении общей безработицы (по методологии МОТ) и числа безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. На конец 2011 года численность занятого населения составила 1184,0 тыс. человек, что на 50,1 тыс. человек (4,4%) больше, чем на конец 2010 года. Общая численность безработных снизилась на 1,2 тыс. человек (с 97,9 тыс. человек, или 7,9% от экономически активного населения, на конец 2010 года до 96,7 тыс. человек, или 7,6%, на конец 2011 года). На четверть сократилась численность работников, находящихся под угрозой высвобождения - с 13,8 тыс. человек до 10,5 тыс. человек. Вместе с тем в результате продолжающейся реструктуризации в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 21% численность работников, уволенных из организаций в связи с сокращением численности (штата) или ликвидацией организации. Она составила 12,1 тыс. человек. Предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда составило 160,8 тыс. человек (на 22% меньше, чем в 2010 году), из них 116,7 тыс. человек, или 72,6%, имели статус безработного. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, на конец 2011 года составила 33,2 тыс. человек. По сравнению с началом 2011 года она уменьшилась на 20%. Уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,7 процентного пункта и по состоянию на 01.01.2012 составил 2,5% к численности экономически активного населения.
По состоянию на 01.01.2012 в банке данных службы занятости было зарегистрировано 11 тыс. свободных рабочих мест, что почти в 2 раза превышает аналогичный показатель предыдущего года. При этом потребность в работниках, заявленная работодателями в течение 2011 года, снизилась по сравнению с предыдущим годом на 11%. А количество незанятых граждан, ищущих работу, превысило количество вакансий в 3,1 раза. Сохраняется и территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда: большинство вакансий заявлено работодателями в городах. Уровень напряженности на рынке труда сельских районов превышает уровень напряженности в городских округах в 22,7 раза.
В крае реализуется комплекс мер, позволяющих заложить основу дальнейшего развития экономики. Продолжен курс на повышение уровня социальной защищенности, стимулирование рынка труда, диверсификацию и модернизацию экономики, техническое перевооружение производства. Особое внимание уделяется программе развития предпринимательства, организации конкурентоспособных производств товаров и услуг, привлечению инвестиций и использованию инноваций.
Одной из мер стабилизации рынка труда стали региональные программы содействия занятости населения и снижения напряженности на рынке труда.
Вместе с тем в целях закрепления позитивного результата реализации ряда антикризисных мер в 2012 году Правительством Российской Федерации дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, планируется осуществлять в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда, перечень которых ежегодно определяется приказом Минздравсоцразвития России в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2000 N 875 "О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда". Перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2011 году, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2011 N 407н (зарегистрирован Минюстом России 21.06.2011, регистрационный N 21095) и включает 15 субъектов Российской Федерации, в том числе Алтайский край. Ожидается, что в 2012 году ситуация на региональном рынке труда будет стабилизироваться, однако влияние негативных факторов останется еще достаточно существенным. Территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, несбалансированность профессионального состава претендентов на рабочие места и вакансий, выход на рынок труда граждан с невостребованными профессиями, увольнение из организаций в связи с уменьшением объема производства (работ, услуг) обеспечат стабильное пополнение рядов безработных граждан. По информации, поступившей в службу занятости, только в начале года ожидается высвобождение около 3 тыс. человек. Кроме того, возрастет доля граждан, которые будут заняты поиском дополнительной или новой работы из-за неудовлетворенности своим рабочим местом. На рынке труда сельских районов ситуация будет оставаться более напряженной, чем в городах края, что обусловлено следующими факторами:
увеличение количества населенных пунктов, не имеющих ни одного работодателя-товаропроизводителя (рост с 303 в 2010 году, где проживало 40,8 тыс. человек трудоспособного населения, до 340 в 2011 году с численностью 49,6 тыс. человек трудоспособного населения);
территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. По состоянию на 01.01.2012 на сельские районы приходится 10% вакансий, при этом более 24 тыс. безработных, или 73,5% от их общей численности, проживает именно на данных территориях;
высокая доля заявленных работодателями вакансий с оплатой труда ниже прожиточного минимума: по состоянию на 01.01.2012 - 42,3% (на 01.01.2011 - 34,3%).
Сохраняющиеся в экономике региона проблемы окажут негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе выпускников учреждений профессионального образования, граждан с ограниченными физическими возможностями.
В 2011 году на рынок труда края вышли порядка 19,3 тыс. выпускников системы профессионального образования. В мае риск нетрудоустройства оценивался в размере 12% (в 2010 году - 20,8%). Наблюдается тенденция снижения числа выпускников образовательных учреждений, обратившихся в целях поиска работы в органы службы занятости населения: в 2011 году их количество составило 3,5 тыс. человек, или 18,1% от выпуска (в соответствующем периоде прошлого года - 4,2 тыс. человек, или 18,6%). В числе обратившихся в службу занятости выпускников преобладают специалисты, получившие высшее профессиональное образование, - 41,1% (1,4 тыс. человек); доля выпускников средних профессиональных учебных заведений составила 34,2% (1,2 тыс. человек), начальных профессиональных учебных заведений - 24,8% (0,9 тыс. человек). Затруднения в трудоустройстве обусловлены в основном отсутствием опыта, снижением спроса на профессии, по которым они получили образование. Среди выпускников, обратившихся в органы службы занятости, порядка 35% имеют специальности, относящиеся к избыточным на рынке труда (юристы, экономисты, менеджеры, бухгалтеры, повара). Вакансии экономистов и юристов составляют лишь около 2% общего количества вакансий для выпускников. А со стороны выпускников имеют место завышенные ожидания и как следствие несогласие на предлагаемую работу. Кроме того, большинство работодателей предпочитают принять на работу уже опытного сотрудника. Выпускники рассматриваются как серьезное обременение, поскольку требуют и временных, и финансовых инвестиций. К тому же рынок труда насыщен специалистами со стажем. Так, в 2011 году в результате посещений работодателей выпускники получили 3280 отказов в приеме на работу по причине несоответствия требуемым профессиональным качествам и стажу - это порядка 38% всех причин отказа работодателей. С учетом имеющихся проблем, программа дополнительных мер существенно расширяет возможности трудоустройства выпускников.
В органах службы занятости населения зарегистрировано 3,8 тыс. инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. При этом их доля в числе обратившихся в 2011 году по сравнению с прошедшим периодом возросла с 3,7% до 3,9%. Порядка 58% инвалидов проживают в сельской местности. В банк данных службы занятости поступила 2141 вакансия, предусматривающая трудоустройство граждан с ограниченными возможностями, - 2% всех заявленных вакансий. Численность зарегистрированных безработных граждан, относящихся к категории инвалидов, по состоянию на 01.01.2012 составила 2003 человека (69% к соответствующей дате прошлого года), из них наибольшая доля в возрасте от 50 до 54 лет - 32,4%. При этом подавляющее большинство - мужчины (64,6%). По состоянию на 01.01.2012 в банке данных службы занятости находилось только 297 вакансий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. На одну вакансию, предусматривающую трудоустройство инвалидов, приходилось почти 7 человек из числа граждан указанной категории. Причем их трудоустройство осложнено тем, что для осуществления трудовых функций инвалидами, которые не в состоянии конкурировать с работниками, не имеющими ограничений в трудовой деятельности и не нуждающимися по медицинским показаниям в сокращении рабочего дня и других трудовых льготах, требуется организация работодателем специальных рабочих мест, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Поэтому многие работодатели, способные принять на работу инвалидов, особенно в сфере малого предпринимательства, испытывают потребность в дополнительных инвестициях на оборудование (оснащение) рабочих мест.
На начало 2011 года в крае проживало более 8 тысяч семей с детьми-инвалидами и 13,9 тыс. многодетных семей. В течение 2011 года в службу занятости населения в целях поиска работы обратились 64 гражданина, воспитывающих детей-инвалидов, и 1072 человека, имеющих статус многодетных родителей. Официальный статус безработного был присвоен 85,6% от числа обратившихся. С трудоустройством указанных категорий граждан также возникают определенные проблемы: в банк вакансий службы занятости Алтайского края поступило только 710 вакансий с возможностью трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, - это 0,6% от общего числа заявленных вакансий. При этом из всех заявленных вакансий только 2563 (2%) предусматривали гибкий режим работы и 177 (0,1%) - свободный режим работы. Трудоустройство указанных категорий граждан зачастую осложнено невозможностью совмещать работу и воспитание детей, в том числе ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном уходе. В целях обеспечения занятости инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в одах работодателям, участвующим в данном дополнительном мероприятии, возмещались затраты на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства указанных категорий граждан. Такая форма поддержки стимулировала работодателей к созданию рабочих мест, что способствовало трудоустройству на постоянные рабочие места более 500 граждан, из них 300 инвалидов, 200 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
В 2012 году прогнозируется продолжение стабилизации социально-экономической ситуации в крае. Объем валового регионального продукта в 2012 году предположительно будет равен 105,5% к уровню 2011 года. Ожидается ускоренный рост инвестиций в инновационный сектор экономики, в сельское хозяйство и высокотехнологичные проекты обрабатывающей промышленности. Инвестиционные вложения в экономику края увеличатся на 12,5% к уровню предыдущего года.
В качестве одной из мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации, рассматривается создание новых рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов, долгосрочных целевых программ. В частности, перевод агропромышленного комплекса на принципиально новую техническую и технологическую основу дает возможность значительно увеличить объемы производства, сократить потери продукции, повысить урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства, снизить затраты за счет экономии ресурсов. Для решения этой задачи в крае осуществляется долговременная программа технического перевооружения. Так, в 2011 году сельхозтоваропроизводителями края приобретено 574 трактора, 169 зерноуборочных комбайнов, 34 кормоуборочных комбайна и иной техники на 3,6 млрд. рублей.
В рамках реализации инвестиционных проектов и в связи с запуском в 2011 году новых производственных мощностей создано порядка 15 тыс. новых рабочих мест. На территории края в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на оды реализуется 28 инвестиционных проектов, из которых 6 являются проектами предприятий перерабатывающей промышленности. Например, ЗАО "Алтайский бекон" реализует проект "Создание мощностей для производства 32,5 тыс. тонн свинины в год", ЗАО "Алтайский бройлер" для завершения строительства птицеводческого комплекса проводит мероприятия по увеличению мощностей комбикормового завода. ООО "Альтаир-Агро" и ООО "Алтаймясопром" продолжают строительство свиноводческих комплексов. В целом по краю на реализацию инвестиционных проектов в первом полугодии 2011 года направлено 1149,1 млн. рублей кредитных ресурсов.
Мониторинг ситуации на предприятиях, планирующих изменение организационных или технологических условий труда, в том числе осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, показал, что на отдельных из них возможно перераспределение работников, расширение их должностных обязанностей при условии получения ими новой профессии, специальности. На решение данного вопроса нацелено опережающее профессиональное обучение. Повышение трудовой и профессиональной мобильности трудовых ресурсов обеспечит потребность организаций, имеющих точки экономического роста, в рабочей силе. Планируется подготовить кадры на предприятиях обрабатывающего производства, перерабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса. Развитию этого направления будет способствовать выполнение соглашений о стратегическом партнерстве на рынке труда, заключенных между управлением Алтайского края по труду и занятости населения и предприятиями, участвующими в реализации краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья".
В рамках мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей планируется проводить мониторинг их потребности в трудоустройстве, а также в профессиональном обучении с целью дальнейшего трудоустройства. Продолжится взаимодействие с органами медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю по уточнению и расширению сведений, вносимых в индивидуальные программы реабилитации инвалидов, о противопоказанных и рекомендуемых условиях труда и видах трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей инвалидов.
В целях обеспечения занятости выпускников учреждений профессионального образования Алтайского края в рамках межведомственного взаимодействия будет осуществляться мониторинг их трудоустройства, подготовка к эффективному поведению на рынке труда, подбор подходящих вакантных рабочих мест, методическое и информационное обеспечение работы соответствующих служб. Планируется трудоустройство ищущих работу граждан в другой местности. Способствовать реализации данного направления будут межрегиональные соглашения о сотрудничестве в сфере занятости населения. Для стимулирования предпринимателей к созданию дополнительных рабочих мест предполагается использовать различные формы и инструменты государственной поддержки, уже реализуемые в крае, в том числе предусмотренные постановлениями Администрации Алтайского края от 25.03.2011 N 149 "Об утверждении краевой программы "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100+100") на оды", от 15.06.2011 N 317 "О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики", от 11.07.2011 N 362 "О предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства целевых грантов (на создание собственного бизнеса)", от 02.08.2011 N 420 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на оды". Получат развитие новые подходы к становлению и развитию малого бизнеса в сельской местности с участием государственных структур и базовых предприятий.
Основная роль в повышении эффективной занятости населения в 2012 году отведена реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на оды, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 11.05.2010 N 200. Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда повысят результативность мер в отношении отдельных сегментов рынков труда. Реализация данных мероприятий будет сопровождаться мотивацией бизнеса к социально ответственному поведению на рынке труда. Постановлением Администрации Алтайского края от 12.04.2011 N 181 "О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края" определены критерии отнесения работодателей к категории социально ответственных и социально ориентированных, закреплен основной принцип государственной поддержки - оказание ее организациям, в полной мере соответствующим этим критериям.

3. Цель и задачи Программы

Целью реализации Программы является повышение эффективной занятости и уровня жизни населения Алтайского края.
Задачи Программы:
повышение уровня занятости инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
повышение качества рабочей силы;
адаптация выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда;
повышение территориальной трудовой мобильности населения края;
создание новых рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Выполнение указанных выше задач позволит улучшить ситуацию на рынке труда, удовлетворить потребность работодателей, в том числе осуществляющих модернизацию производства, в квалифицированных кадрах, оказать дополнительную помощь гражданам, особо нуждающимся в защите государства.

4. Система программных мероприятий

Предлагается реализовать 5 блоков мероприятий.
Реализация первого из них повысит уровень занятости инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Предполагается стимулировать работодателей к созданию рабочих мест для указанных категорий граждан. Предусмотрено возмещение работодателям затрат на приобретение, монтаж и установку средств оснащения дополнительных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе специальных рабочих мест для инвалидов, надомных рабочих мест для многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Выполнение мероприятий позволит создать условия и механизмы для расширения возможности трудоустройства указанных групп населения.
Второй блок мероприятий направлен на повышение качества рабочей силы. С этой целью предусмотрены мероприятия по опережающему профессиональному обучению и стажировке работников, а также профессиональному обучению и аттестации ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию. Реализация мероприятий обеспечит профессиональными кадрами развивающиеся отрасли экономики, в том числе в рамках модернизации производства.
Третий блок мероприятий - адаптация выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Предполагается организация стажировок, в том числе в других субъектах Российской Федерации, выпускников учреждений профессионального образования. Стажировка организуется как производственная (трудовая) деятельность ее участников по полученной профессии (специальности, квалификации), а также иным родственным направлениям профессиональной подготовки. В период прохождения стажировки выпускники приобретут практические навыки, а также освоят новые технологии, формы и методы организации труда непосредственно на рабочем месте. Предполагается привлечение в качестве наставников опытных работников.
В рамках четвертого блока мероприятий предусмотрено стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в Алтайском крае.
Пятый блок мероприятий будет способствовать созданию новых рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Одним из инструментов обеспечения занятости станет стимулирование создания гражданами, открывшими собственное дело в рамках реализации региональных программ, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Поддержка будет осуществляться путем предоставления названным лицам субсидии на вышеуказанные цели.
В рамках Программы предусмотрено информационное сопровождение реализации мероприятий, а также оплата банковских услуг, связанных с перечислением средств.
Реализацию Программы планируется осуществить в два этапа. На I этапе будет проведена работа по заключению соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и Администрацией Алтайского края о предоставлении в 2012 году субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края. На II этапе планируется реализация программных мероприятий.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 1.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов.
Субсидия из федерального бюджета краевому бюджету предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств Алтайского края, связанных с реализацией региональной программы, предусматривающей дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда. Финансирование за счет средств краевого бюджета осуществляется в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Сводные финансовые затраты по направлениям Программы приведены в приложении 2.

6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы предусматривается улучшение ситуации на рынке труда, создание новых рабочих мест для обеспечения занятости отдельных категорий граждан, повышение уровня квалификации работников.
В 2012 году ожидается:
сдерживание роста уровня регистрируемой безработицы (не выше 2,7% от численности экономически активного населения края в среднем за период);
сохранение коэффициента напряженности на рынке труда на уровне 2,8 в среднем за период.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели результативности Программы приведены в приложении 3.

7. Система управления реализацией Программы

Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию на территории Алтайского края мероприятий Программы, разработку и утверждение Порядка ее реализации является управление Алтайского края по труду и занятости населения.
Основные исполнители Программы:
органы исполнительной власти Алтайского края;
органы местного самоуправления (по согласованию);
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения;
работодатели (по согласованию).
Исполнители обеспечивают:
подготовку мотивированных предложений по отбору участников мероприятий, реализуемых в рамках Программы;
выполнение мероприятий Программы.
Управление Алтайского края по труду и занятости населения разрабатывает и утверждает порядок реализации настоящей Программы.
Управление Алтайского края по труду и занятости населения ежеквартально:
не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет об осуществлении расходов бюджета Алтайского края, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует отчет о реализации настоящей программы в установленном порядке.

Приложение 1
к долгосрочной целевой программе
"Дополнительные мероприятия по снижению
напряженности на рынке труда
Алтайского края в 2012 году"

Перечень мероприятий долгосрочной целевой программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году"

Цель, задача, мероприятие
Сумма затрат, тыс. рублей
Источники финансирования
Исполнитель
Ожидаемый результат реализации мероприятия
1
2
3
4
5
Цель - повышение эффективной занятости и уровня жизни населения
162876,3
федеральный бюджет
 
сдерживание роста уровня регистрируемой безработицы (не выше 2,7%); сохранение коэффициента напряженности на рынке труда на уровне 2,8
8621,7
краевой бюджет
171498,0
итого по программе
Задача 1. Повышение уровня занятости инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов
8581,4
федеральный бюджет
 
создание условий и механизмов для расширения возможности трудоустройства инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов
468,6
краевой бюджет
9050,0
всего
Мероприятие 1.1. Формирование перечня работодателей, планирующих участвовать в мероприятии по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов
  
управление Алтайского края по труду и занятости населения; краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения
выявление потребности работодателей в оснащении дополнительных рабочих мест, создаваемых для трудоустройства инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов
Мероприятие 1.2. Заключение договоров с работодателями на возмещение затрат на приобретение, монтаж и установку средств оснащения дополнительных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов (в том числе специальных), многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов
8581,4
федеральный бюджет
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения; работодатели (по согласованию)
трудоустройство на оборудованные (оснащенные) рабочие места 160 инвалидов, 20 многодетных родителей, 15 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов
468,6
краевой бюджет
9050,0
всего
Задача 2. Повышение качества рабочей силы
5190,3
федеральный бюджет
 
обеспечение профессиональными кадрами развивающихся отраслей экономики, в том числе в рамках модернизации производства и реализации инвестиционных программ
267,9
краевой бюджет
5458,2
всего
Мероприятие 2.1. Формирование перечня работодателей, для работников которых будет организовано профессиональное обучение и стажировка; перечня профессий, направлений подготовки и переподготовки, по которым необходимо организовать профессиональное обучение; перечня учебных заведений, на базе которых будет организовано обучение
  
органы исполнительной власти Алтайского края; управление Алтайского края по труду и занятости населения
выявление потребности работодателей в подготовке кадров
Мероприятие 2.2. Заключение договоров на опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций
5090,3
федеральный бюджет
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения; работодатели (по согласованию)
 
267,9
краевой бюджет
5358,2
всего
Мероприятие 2.3. Заключение договоров на организацию профессионального обучения и аттестацию ищущих работу граждан
100,0
федеральный бюджет
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения; работодатели (по согласованию)
профессиональное обучение и аттестация 20 ищущих работу граждан
100,0
всего
Задача 3. Адаптация выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда
18988,7
федеральный бюджет
 
приобретение выпускниками навыков, опыта работы, освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте
999,4
краевой бюджет
19988,1
всего
Мероприятие 3.1. Проведение анализа трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования и прогноз трудоустройства последующих выпусков
  
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; управление Алтайского края по труду и занятости населения
создание условий для разработки дальнейших мер, обеспечивающих эффективную занятость выпускников
Мероприятие 3.2. Заключение договоров на организацию стажировок выпускников учреждений профессионального образования
18988,7
федеральный бюджет
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения; работодатели (по согласованию)
стажировка 500 выпускников учреждений профессионального образования
999,4
краевой бюджет
19988,1
всего
Мероприятие 3.3. Проведение анализа последующего трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, прошедших стажировку
  
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения
оценка результативности реализации мероприятия
Задача 4. Повышение территориальной трудовой мобильности населения края
30268,9
федеральный бюджет
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения; работодатели (по согласованию)
увеличение численности трудоустроенных безработных и ищущих работу граждан
30268,9
всего
Мероприятие 4.1. Формирование перечня организаций для трудоустройства граждан, переезжающих в целях осуществления трудовой деятельности в другие субъекты Российской Федерации
  
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения; работодатели (по согласованию)
выявление потребности работодателей в кадрах
Мероприятие 4.2. Заключение договоров, предусматривающих частичное возмещение работодателю расходов на выплату заработной платы работникам организаций, оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, проживания в период работы, а также суточные расходы за время следования к месту работы и обратно
30268,9
федеральный бюджет
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения; работодатели (по согласованию)
трудоустройство 200 безработных и ищущих работу граждан в других субъектах Российской Федерации
30268,9
всего
Задача 5. Создание новых рабочих мест для трудоустройства безработных граждан
99085,5
федеральный бюджет
 
уменьшение численности безработных граждан
6813,3
краевой бюджет
105898,8
всего
Мероприятие 5.1. Проведение анализа осуществления предпринимательской деятельности гражданами, получившими субсидию на организацию собственного дела в рамках региональных программ
  
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения
создание условий для разработки мер, обеспечивающих эффективную занятость безработных граждан
Мероприятие 5.2. Заключение договоров о создании безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан
99085,5
федеральный бюджет
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения; работодатели (по согласованию)
трудоустройство 1801 безработного гражданина на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ
6813,3
краевой бюджет
105898,8
всего
Информационное сопровождение реализации программы, оплата банковских услуг
761,5
федеральный бюджет
управление Алтайского края по труду и занятости населения; краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения
повышение информирования населения о реализации программных мероприятий, оплата банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию программы
72,5
краевой бюджет
834,0
всего

Приложение 2
к долгосрочной целевой программе
"Дополнительные мероприятия по снижению
напряженности на рынке труда
Алтайского края в 2012 году"

Сводные финансовые затраты по направлениям долгосрочной целевой программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году"

Источники и направления расходов
Сумма затрат, тыс. рублей
Примечание
Финансовые затраты
  
из федерального бюджета
162 876,3
 
из краевого бюджета
8 621,7
 
Всего
171 498,0
 

Приложение 3
к долгосрочной целевой программе
"Дополнительные мероприятия по снижению
напряженности на рынке труда
Алтайского края в 2012 году"

Важнейшие целевые индикаторы и показатели результативности реализации долгосрочной целевой программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году"

Целевой индикатор
Единица измерения
Значение
Уровень регистрируемой безработицы
%
2,7
Коэффициент напряженности на рынке труда
 
2,8
Численность инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места
человек
160
Численность многодетных родителей, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места
человек
20
Численность родителей, воспитывающих детей-инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места
человек
15
Численность работников организаций, направленных на опережающее профессиональное обучение
человек
350
Численность выпускников, прошедших стажировку
человек
500
Численность ищущих работу граждан, направленных на профессиональное обучение и аттестацию
человек
20
Численность безработных и ищущих работу граждан, трудоустроенных в других субъектах Российской Федерации
человек
200
Численность безработных граждан, трудоустроенных на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ
человек
1801