Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 30.11.2012 N 656

Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года

Постановление Администрации Алтайского края от 30 ноября 2012 г. N 656
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие производства
и переработки льна в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"

В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.

Губернатор Алтайского края
А.Б. Карлин

Ведомственная целевая программа
"Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае"
на 2013-2015 годы и на период до 2020 года
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2012 г. N 656)

Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае"
на 2013-2015 годы и на период до 2020 года

Наименование программы
"Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года (далее - "Программа")
Субъект бюджетного планирования
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
Цели и задачи программы
цель - повышение конкурентоспособности производства и переработки льна в Алтайском крае и увеличение объемов выпуска отечественной льняной продукции;
задачи:
увеличение валового сбора льноволокна;
поддержка технической и технологической модернизации производства и переработки льна
Целевые индикаторы и показатели программы
объем производства льна в пересчете на волокно;
урожайность льноволокна;
площадь посевов льна;
выработка льноволокна на льнозаводах
Программные мероприятия
субсидирование части затрат на производство льна товаропроизводителей, реализующих лен на внутреннем рынке;
субсидирование части затрат на приобретение техники и оборудования, используемых при производстве и переработке льна
Срок реализации мероприятий программы
2013-2020 гг.
Объемы и источники финансирования программы по годам
общий объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета составит 132,6 млн. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 15,0 млн. рублей;
2014 год - 15,6 млн. рублей;
2015 год - 16,7 млн. рублей;
2016 год - 16,8 млн. рублей;
2017 год - 16,9 млн. рублей;
2018 год - 17,1 млн. рублей;
2019 год - 17,2 млн. рублей;
2020 год - 17,3 млн. рублей.
Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
увеличение к 2020 году:
объема производства льна в пересчете на волокно - до 9,8 тыс. тонн;
урожайности льноволокна - до 14,9 ц/га;
площади посевов льна - до 6,6 тыс. га;
выработки льноволокна на льнозаводах - до 9,8 тыс. тонн

1. Характеристика проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами

Лен-долгунец является ценной технической культурой, традиционно возделываемой в Алтайском крае.
В настоящее время производство данной культуры сосредоточено в восточных районах края - Залесовском, Тогульском и Целинном. Благоприятные почвенно-климатические условия для производства льна-долгунца также существуют в Заринском и Кытмановском районах. В 2008-2011 годах площади, занимаемые данной культурой в крае, уменьшились на 46,2% и составили 4,7 и 4,6 тыс. гектаров в 2010 и 2011 годах соответственно. Основной причиной этого процесса явились трудности при реализации льноволокна и продукции его переработки.
Однако в 2011 году было произведено 64,0 тыс. центнеров льноволокна, что составляет почти 15% всего объема производства этой культуры в Российской Федерации (Алтайский край занимает 1-е место по объему производства льноволокна среди регионов России).
Достижению этого показателя во многом способствовали меры государственной поддержки льноводства, которые доказывают свою эффективность и являются необходимым условием его дальнейшего развития в крае. В 2008-2011 годах господдержка составила 107,55 млн. руб., в том числе 94,05 млн. руб. из федерального бюджета и 13,5 млн. руб. из краевого.
Целесообразность развития льноводства в крае определяется наличием собственных перерабатывающих предприятий. Так, переработка сырья для производства льноволокна осуществляется ОАО "Бийская льняная компания", ОАО "Залесовское", ООО "Тогульский льнозавод", ООО "Залесово-агропродукт". Ими выпускается различная льносодержащая продукция: длинное и короткое волокно, льняная пряжа, ватин, шпагат. Производственные мощности данных предприятий позволяют получить более 8,5 тыс. тонн волокна (длинного и короткого) и около 2,0 тыс. тонн пряжи в год. В 2011 г. было выпущено 4,9 тыс. тонн льноволокна, 40 тонн льняной пряжи, 2,6 тыс. тонн ватина, 340 тонн шпагата.
Главным фактором, сдерживающим успешную реализацию потенциала льняного комплекса Алтайского края, является недостаточный уровень использования удобрений, средств защиты растений от вредных организмов, технического оснащения отрасли, а также устаревшая технология производства льноволокна на льнозаводах, которая не обеспечивает полного использования сырья.
Эффективная первичная переработка льносырья с выпуском высококачественного, отвечающего европейским стандартам, длинного волокна, а также нового ассортимента продукции изо льна возможна при осуществлении мероприятий по технической и технологической модернизации льнозаводов.
Необходимость разработки ведомственной целевой программы "Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года продиктована реальными процессами, происходящими в льноводческой отрасли, и стоящими перед ней задачами повышения уровня обеспеченности населения края продукцией льноводства.
Основным направлением увеличения объемов производства льноволокна в регионе помимо расширения посевных площадей льна является рост его урожайности за счёт совершенствования технологии возделывания и повышения уровня обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей материально-техническими ресурсами, а также модернизация льнозаводов. В частности, предусматривается использование высокопродуктивных сортов и гибридов, применение средств химизации, внедрение энергоресурсосберегающих технологий, техническое и технологическое переоснащение предприятий первичной переработки льна.
Дальнейшее развитие льняного производства в крае требует комплексного подхода и усиления мер государственной поддержки в следующих сферах:
производство льна в переводе на волокно и повышение уровня обеспеченности населения края продукцией его переработки;
техническое перевооружение льноводческой отрасли;
создание современных льноперерабатывающих заводов, позволяющих осуществлять первичную переработку сырья.

2. Основные цели и задачи Программы

Цель Программы - повышение конкурентоспособности производства и переработки льна в Алтайском крае и увеличение объемов выпуска отечественной льняной продукции.
Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:
увеличение валового сбора льноволокна;
поддержка технической и технологической модернизации производства и переработки льна.

3. Целевые индикаторы Программы

Прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Программы приведены в приложении.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1. Внешние риски:
недостаточные объемы финансирования отрасли инвесторами на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственными производителями из собственных и заемных средств;
неблагоприятная для села конъюнктура рынка товаров и услуг (увеличение стоимости горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений), а также непредвиденно высокий рост цен на материально-технические ресурсы, которые могут привести к существенному удорожанию производства льна, снижению рентабельности выращивания культуры и сокращению посевных площадей;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования;
усиление конкуренции на рынке продукции текстильной и легкой промышленности в условиях членства России во Всемирной торговой организации.
2. Внутренние риски:
организационные риски, недостаточная профессиональная подготовка кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение горючесмазочными материалами, семенами, средствами химизации и т.д.).

Таблица 1

Оценка рисков при реализации Программы

Виды рисков
Годы
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Недополучение объемов льноволокна по причине невыхода на плановую урожайность, тыс. тонн
0,78
0,83
0,93
0,94
0,95
0,96
0,97
0,98
Недополучение объемов льноволокна по причине невыхода на плановую посевную площадь, тыс. тонн
0,78
0,83
0,93
0,94
0,95
0,96
0,97
0,98
Недополучение объемов льноволокна с учетом всех причин, тыс. тонн
1,56
1,66
1,86
1,88
1,90
1,92
1,94
1,96
Недополучение выручки от реализации льноволокна, млн. руб.
28,0
29,8
33,4
33,8
34,1
34,5
34,8
35,2

Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования за счет всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, семена, средства защиты растений, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном уровне. При определении рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов льноволокна из-за невыхода на прогнозируемые показатели площадей посева и урожайности. Невыходом на плановые показатели считается снижение более чем на 10% в планируемом году площади посевов и урожайности льна-долгунца (таблица 1).

4. Система программных мероприятий

Увеличение объема производства льноволокна будет достигнуто за счет проведения следующего комплекса мероприятий:
1. Субсидирование части затрат на производство льна сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих лен на внутреннем рынке.
Выполнение данного мероприятия обеспечит применение современных энергоресурсосберегающих технологий, сохранение и развитие производства льна, повышение качества сырья и увеличение объемов его переработки.
2. Субсидирование части затрат на приобретение техники и оборудования, используемых при выращивании и переработке льна. Мероприятие позволит модернизировать производственную и технологическую базу льноводческой отрасли, обеспечить техническое перевооружение льноводческих хозяйств, улучшить качество поставляемой на переработку тресты, даст возможность ввести в эксплуатацию современные льноперерабатывающие заводы по первичной переработке сырья.
В результате реализации указанных мероприятий будут созданы условия для повышения рентабельности производства продукции изо льна и роста объемов выпуска отечественной льняной продукции. Система программных мероприятий приведена в приложении к Программе.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Программа финансируется за счет средств краевого бюджета. Объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в приложении.

6. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить устойчивое развитие льноводства в Алтайском крае, что выразится в увеличении к 2020 году по сравнению с 2011 годом объемов производства льна (в пересчёте на волокно) на 53,1% за счет повышения урожайности на 8% и расширения посевных площадей до 6,6 тыс. га. Выработка льноволокна на заводах возрастет на 68,6%. Это произойдет благодаря компенсации части затрат на производство льноволокна, включающих затраты, связанные с сохранением и повышением почвенного плодородия, применением высокоурожайных сортов и гибридов, внедрением в льноводство современных ресурсосберегающих технологий, а также затрат на модернизацию предприятий, осуществляющих первичную переработку льна.
Поддержка технической и технологической модернизации производства и переработки льна путем компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение необходимой техники и оборудования с учетом увеличения посевных площадей и обновления существующего парка льноводческой техники и оборудования для производства и первичной переработки льна даст возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2013-2020 годы приобрести современные производственные фонды, что позволит увеличить объем и повысить качество заготавливаемого сырья, осуществлять его эффективную первичную переработку.
Выручка от реализации льна (в пересчете на волокно) возрастет на 53% относительно 2011 года и составит к 2020 году 175,9 млн. рублей, что улучшит финансовое состояние предприятий.
Эффективность расходования средств, определяемая соотношением конечных результатов данной Программы и затрат на ее реализацию, в среднем за восемь лет составит 50%, что, учитывая складывающуюся цену на льноволокно и особенности его производства, является приемлемым уровнем (таблица 2).

Таблица 2

Расчет эффективности расходования бюджетных средств

Показатели
Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Всего за 8 лет
Выручка от реализации льноволокна*
млн. руб.
140,0
149,0
167,0
168,8
170,6
172,4
174,2
175,9
1317,8
Ежегодный прирост выручки от реализации льноволокна
млн. руб.
25,1
9,0
18,0
1,8
1,8
1,8
1,8
1,8
61,0
Финансирование Программы, всего
млн. руб.
15,0
15,6
16,7
16,8
16,9
17,1
17,2
17,3
132,6
Коэффициент эффективности расходования бюджетных средств
 
1,7
0,6
1,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,5

* Выручка от реализации рассчитана с учетом цены 1 тонны льноволокна в 2011 году - 17954 рубля.

7. Система управления реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы возложен на Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, которое обеспечивает мониторинг показателей, характеризующих эффективность реализации ее мероприятий, и предоставление в установленном порядке необходимой информации о ходе выполнения Программы.
Для реализации мероприятий Программы Администрацией Алтайского края утверждается порядок предоставления из краевого бюджета целевых средств на государственную поддержку развития льняного производства.

Приложение
"Развитие производства и переработки льна
в Алтайском крае" на 2013-2015 годы
и на период до 2020 года

Мероприятия ведомственной целевой программы
"Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае"
на 2013-2015 годы и на период до 2020 года
Цели, задачи, мероприятия
Срок реализации мероприятия
Исполнитель
Индикаторы
Единица измерения
Значение индикатора
Направления использования средств
Сумма расходов, млн. руб.
Всего расходов, млн. руб.
2012 год
в плановом периоде
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Цель - повышение конкурентоспособности производства и переработки льна в Алтайском крае и увеличение объемов выпуска отечественной льняной продукции
2013-2020 гг.
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее - "ГУСХ")
объем производства льна в пересчете на волокно
тыс. тонн
5,8
7,8
8,3
9,3
9,4
9,5
9,6
9,7
9,8
прочее
15,0
15,6
16,7
16,8
16,9
17,1
17,2
17,3
132,6
урожайность льноволокна
ц/га
13,0
14,4
14,4
14,5
14,6
14,7
14,7
14,8
14,9
площадь посевов льна
тыс. га
4,5
5,4
5,8
6,4
6,4
6,5
6,5
6,6
6,6
выработка льноволокна на льнозаводах
тыс. тонн
5,8
7,8
8,3
9,3
9,4
9,5
9,6
9,7
9,8
Задача 1. Увеличение валового сбора льноволокна
2013-2020 гг.
ГУСХ
объем производства льна в пересчете на волокно
тыс. тонн
5,8
7,8
8,3
9,3
9,4
9,5
9,6
9,7
9,8
прочее
8,6
9,1
10,2
10,3
10,4
10,6
10,7
10,8
80,7
Мероприятие 1.1. Субсидирование части затрат на производство льна товаропроизводителей, реализующих лен на внутреннем рынке
2013-2020 гг.
ГУСХ
объем производства льна в пересчете на волокно
тыс. тонн
5,8
7,8
8,3
9,3
9,4
9,5
9,6
9,7
9,8
прочее
8,6
9,1
10,2
10,3
10,4
10,6
10,7
10,8
80,7
Задача 2. Поддержка технической и технологической модернизации производства и переработки льна
2013-2020 гг.
ГУСХ
урожайность льноволокна
ц/га
13,0
14,4
14,4
14,5
14,6
14,7
14,7
14,8
14,9
прочее
6,4
6,5
6,5
6,5
6,5
6,5
6,5
6,5
51,9
площадь посевов льна
тыс. га
4,5
5,4
5,8
6,4
6,4
6,5
6,5
6,6
6,6
выработка льноволокна на льнозаводах
тыс. тонн
5,8
7,8
8,3
9,3
9,4
9,5
9,6
9,7
9,8
Мероприятие 2.1. Субсидирование части затрат на приобретение техники и оборудования, используемых при производстве и переработке льна
2013-2020 гг.
ГУСХ
урожайность льноволокна
ц/га
13,0
14,4
14,4
14,5
14,6
14,7
14,7
14,8
14,9
прочее
6,4
6,5
6,5
6,5
6,5
6,5
6,5
6,5
51,9
площадь посевов льна
тыс. га
4,5
-5,4
5,8
6,4
6,4
6,5
6,5
6,6
6,6