Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 15.09.2010 N 404

"Об утверждении краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010-2015 годы"

В соответствии с постановлением Администрации края от 29.09.2006 N 404 "Об утверждении порядка разработки и реализации краевых целевых программ" постановляю:
Утвердить краевую целевую программу "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010-2015 годы (прилагается).
 
Губернатор Алтайского края
А.Б.Карлин
 
Краевая целевая программа "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010-2015 годы (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 15 сентября 2010 г. N 404)
 
Паспорт краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010-2015 годы
 
 Наименование программы         краевая        целевая         программа
                                "Демографическое   развитие   Алтайского
                                края"  на  2010-2015   годы     (далее -
                                "программа")
 
 Основание для разработки       Указ Президента Российской Федерации  от
 программы                      9  октября  2007   года   N     1351 "Об
                                утверждении  Концепции   демографической
                                политики Российской Федерации на  период
                                до 2025 года"
 
 Государственный заказчик       Администрация Алтайского края
 программы
 
 Основные разработчики          Главное управление  Алтайского  края  по
 программы                      здравоохранению    и    фармацевтической
                                деятельности;
 
                                Главное управление  Алтайского  края  по
                                социальной    защите         населения и
                                преодолению     последствий      ядерных
                                испытаний на Семипалатинском полигоне;
 
                                управление    Алтайского         края по
                                образованию и делам молодежи;
 
                                управление Алтайского края  по   труду и
                                занятости населения;
 
                                Управление   Федеральной    миграционной
                                службы   по    Алтайскому       краю (по
                                согласованию)
 
 Цель программы                 стабилизация    численности    населения
                                Алтайского края и создание  условий  для
                                её роста,  повышение  качества   жизни и
                                увеличение  ожидаемой  продолжительности
                                жизни к 2015 году до 69,5 лет;
 
 Задачи программы               оказание    государственной    поддержки
                                семьям,  имеющим  детей,  в  том   числе
                                малоимущим    семьям;    государственная
                                поддержка многодетных семей;
 
                                обеспечение  доступности  для  населения
                                Алтайского края дошкольных учреждений  и
                                повышение качества  предоставляемых  ими
                                услуг;
 
                                укрепление института  семьи,  воспитание
                                ответственного материнства и отцовства;
 
                                создание     условий,     способствующих
                                сокращению    уровня       материнской и
                                младенческой смертности;
 
                                укрепление   репродуктивного    здоровья
                                населения, здоровья детей и подростков;
 
                                совершенствование        государственной
                                системы поддержки детей, оставшихся  без
                                попечения    родителей,    и    граждан,
                                воспитывающих  детей  данной  категории;
                                развитие   семейных   форм    устройства
                                детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без
                                попечения родителей;
 
                                усиление мер, направленных на сокращение
                                уровня смертности от внешних причин;
 
                                значительное       снижение       уровня
                                заболеваемости  социально    значимыми и
                                представляющими опасность для окружающих
                                заболеваниями;
 
                                обеспечение  занятости  женщин,  имеющих
                                малолетних    детей    и    испытывающих
                                трудности при трудоустройстве;
 
                                эффективное   управление   миграционными
                                процессами        для        устойчивого
                                социально-экономического               и
                                демографического   развития   Алтайского
                                края
 
 Важнейшие целевые индикаторы и рождаемость - число родившихся живыми на
 показатели программы           тысячу человек населения;
 
                                индекс  детности  -  количество   детей,
                                которое  воспроизведет   1     женщина в
                                течение всего фертильного возраста;
 
                                средняя  (ожидаемая)   продолжительность
                                жизни мужчин и женщин;
 
                                удельный вес детей I группы  здоровья  в
                                общем количестве  детей,   обучающихся в
                                государственных          (муниципальных)
                                общеобразовательных учреждениях;
 
                                первичный выход на инвалидность детей  в
                                возрасте от 0 до 17  лет  (включительно)
                                на 10 тыс. детей
 
                                снижение       различия        ожидаемой
                                продолжительности   предстоящей    жизни
                                между мужчинами и женщинами;
 
                                охват всеми видами медицинских  осмотров
                                декретированных категорий работников;
 
                                затраты   на   охрану         труда на 1
                                работающего;
 
                                количество пострадавших на  производстве
                                работников  на  1000  чел.,    занятых в
                                экономике края;
 
                                уровень младенческой смертности на  1000
                                детей, родившихся живыми;
 
                                уровень материнской  смертности  на  100
                                тыс. детей, родившихся живыми;
 
                                уровень    смертности    трудоспособного
                                населения;
 
                                уровень  смертности  на   1000   человек
                                населения;
 
                                естественный   прирост       населения -
                                соотношение рождаемости и смертности;
 
                                доля населения с доходами ниже  величины
                                прожиточного минимума;
 
                                удельный    вес    семей,     получающих
                                ежемесячное  пособие  на     ребенка, от
                                общего числа семей с детьми;
 
                                удельный  вес  детей,     оставшихся без
                                попечения родителей, в общем  количестве
                                детей;
 
                                удельный  вес   детей-сирот   и   детей,
                                оставшихся  без   попечения   родителей,
                                переданных  на  воспитание  в   семью, в
                                общем количестве  детей-сирот  и  детей,
                                оставшихся без попечения родителей;
 
                                численность   детей,       находящихся в
                                учреждениях общественного воспитания;
 
                                охват   детей    услугами    дошкольного
                                образования в процентах от общего  числа
                                детей дошкольного возраста;
 
                                уровень регистрируемой безработицы среди
                                трудоспособных  женщин,  в   том   числе
                                женщин в возрасте 20-29 лет;
 
                                удельный вес женщин, имеющих  малолетних
                                детей,   в   общем   числе   безработных
                                граждан,   завершивших       обучение по
                                направлению службы занятости населения;
 
                                уровень   трудоустройства       женщин в
                                результате прохождения профессионального
                                обучения;
 
                                количество семей, прибывших в  Алтайский
                                край для работы и проживания
 
 Срок реализации программы      2010-2015 годы
 
 Исполнители программы          комитет администрации Алтайского края по
                                финансам,    налоговой    и    кредитной
                                политике;
 
                                Главное управление  Алтайского  края  по
                                здравоохранению    и    фармацевтической
                                деятельности;
 
                                Главное управление  Алтайского  края  по
                                социальной    защите         населения и
                                преодолению     последствий      ядерных
                                испытаний на Семипалатинском полигоне;
 
                                Главное    управление        экономики и
                                инвестиций Алтайского края;
 
                                управление    Алтайского         края по
                                образованию и делам молодежи;
 
                                управление Алтайского края  по   труду и
                                занятости населения;
 
                                управление Алтайского края по культуре и
                                архивному делу;
 
                                управление Алтайского края по  печати  и
                                информации;
 
                                Управление   Федеральной    миграционной
                                службы   по    Алтайскому       краю (по
                                согласованию);
 
                                Государственная   инспекция      труда в
                                Алтайском крае (по согласованию);
 
                                органы   местного     самоуправления (по
                                согласованию);
 
                                некоммерческие общественные организации,
                                осуществляющие деятельность по поддержке
                                семьи, детей, пропаганде нравственных  и
                                семейных ценностей (по согласованию);
 
                                АКГУП "Алтайстройзаказчик";
 
                                межрегиональная      медико-генетическая
                                консультация (по согласованию);
 
                                КГУЗ "Перинатальный центр  (клинический)
                                Алтайского края";
 
                                КГУЗ  "Алтайская   краевая   клиническая
                                детская больница";
 
                                ГУЗ "Краевая клиническая больница";
 
                                КГУЗ "Краевой центр медицины катастроф";
 
                                ГУЗ "Алтайский  краевой  наркологический
                                диспансер";
 
                                КГУЗ                  "Алтайский краевой
                                противотуберкулезный диспансер";
 
                                КГУЗ  "Противотуберкулезный  диспансер",
                                г. Бийск;
 
                                КГУЗ "Краевая туберкулезная  больница  N
                                1";
 
                                КГУЗ "Детская туберкулезная больница";
 
                                КГУЗ "Детская  туберкулезная  больница",
                                г. Бийск;
 
                                ГУЗ    "Туберкулезная       больница, с.
                                Шелаболиха";
 
                                ГУЗ  "Алтайский  краевой  онкологический
                                диспансер";
 
                                ГУЗ    "Алтайская    краевая     станция
                                переливания крови";
 
                                МУЗ  "Городская  больница   N     1", г.
                                Барнаул;
 
                                МУЗ  "Городская  больница   N     3", г.
                                Барнаул;
 
                                МУЗ  "Городская  больница   N     8", г.
                                Барнаул;
 
                                станции скорой медицинской помощи;
 
                                межрайонные перинатальные центры;
 
                                межрайонные урологические отделения;
 
                                краевые  и  городские  токсикологические
                                отделения;
 
                                образовательные           учреждения для
                                детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без
                                попечения родителей;
 
                                центры занятости населения
 
 Объемы и источники             финансирование программы  осуществляется
 финансирования программы       за счет средств:
 
                                федерального бюджета - в соответствии  с
                                действующими    федеральными    целевыми
                                программами       и        приоритетными
                                национальными  проектами,  направленными
                                на  решение  вопросов   демографического
                                развития в регионе;
 
                                краевого  бюджета  -  в   соответствии с
                                законом  Алтайского   края   о   краевом
                                бюджете на очередной финансовый год и на
                                плановый период.  Объемы  финансирования
                                программных  мероприятий   из   краевого
                                бюджета   ежегодно      корректируются в
                                соответствии с  объемами,  утвержденными
                                на эти цели законом  Алтайского   края о
                                краевом бюджете на очередной  финансовый
                                год и на плановый период, как и средства
                                адресной инвестиционной программы;
 
                                местных   бюджетов   -    финансирование
                                мероприятий    из    местных    бюджетов
                                осуществляется после  принятия  органами
                                местного самоуправления  соответствующих
                                решений.
 
                                Общий  объем  финансирования   программы
                                составляет 13837786,8 тыс. руб.,  в  том
                                числе из федерального бюджета - 182270,1
                                тыс. руб., краевого и местных бюджетов -
                                13655516,7 тыс. руб.
 
 Ожидаемые результаты           стабилизация                  показателя
 реализации программы           продолжительности  жизни  на   уровне не
                                ниже 69,5 лет;
 
                                достижение уровня рождаемости не ниже 13
                                человек на 1000 населения;
 
                                снижение смертности:
 
                                общей - до уровня не более 13 человек на
                                1 тыс. населения;
 
                                в трудоспособном возрасте - до уровня не
                                более 6,2 человека на 1 тыс. населения;
 
                                снижение уровня младенческой  смертности
                                до 8,6 на 1000 детей, родившихся живыми;
 
                                снижение уровня материнской смертности -
                                до 21,4 на 100  тыс.  детей,  родившихся
                                живыми;
 
                                прекращение    потерь       населения от
                                процессов     естественного     движения
                                (показатель естественного прироста = 0);
 
                                увеличение удельного веса детей 1 группы
                                здоровья  до  86  процентов  от   общего
                                количества    детей,       обучающихся в
                                государственных          (муниципальных)
                                общеобразовательных учреждениях;
 
                                снижение показателя первичного выхода на
                                инвалидность детей в возрасте от 0 до 17
                                лет (включительно)  до  18  на  10  тыс.
                                детей;
 
                                сокращение доли малоимущего населения до
                                5   процентов   от   общей   численности
                                населения;
 
                                увеличение   охвата    детей    услугами
                                дошкольного образования до 80  процентов
                                от  общего   числа   детей   дошкольного
                                возраста;
 
                                увеличение  доли  детей-сирот  и  детей,
                                оставшихся  без   попечения   родителей,
                                переданных на воспитание в семью, до  80
                                процентов    от    общего     количества
                                детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без
                                попечения родителей;
 
                                уменьшение числа  детей,   находящихся в
                                интернатных учреждениях, в 2 раза;
 
                                увеличение затрат на охрану труда  на  1
                                работающую женщину до 6000 рублей;
 
                                увеличение   удельного   веса    женщин,
                                имеющих детей в возрасте до 3-х  лет,  в
                                общем   числе    безработных    граждан,
                                завершивших  обучение   по   направлению
                                органов государственной службы занятости
                                населения, до 10 процентов;
 
                                снижение      уровня      регистрируемой
                                безработицы среди трудоспособных женщин,
                                в том числе женщин в возрасте 20-29 лет,
                                до 3,0 процента;
 
                                увеличение  в  1,4  раза  числа   семей,
                                прибывших   в   край   для      работы и
                                проживания.
 
 
I. Характеристика проблемы и обоснование её решения программными методами
 
Работа по демографическому развитию региона строилась в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 16.04.2002 N 204 "О плане первоочередных мероприятий на 2002-2003 годы по реализации в Алтайском крае Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г." и законом Алтайского края от 10.10.2008 N 94-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2008-2015 годы". В соответствии с основными целями и задачами демографического развития в части укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, стимулирования рождаемости и укрепления семьи определялись ключевые направления реализуемой в Алтайском крае социальной политики в интересах семьи, охраны материнства и детства.
В рамках этих направлений разработаны и выполняются более 20 социально значимых краевых и ведомственных целевых программ, в том числе краевая целевая программа "Дети Алтая" на 2007-2010 годы, краевая целевая программа "Молодежь Алтая" на 2007-2010 годы, краевая целевая программа "Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми" на 2007-2010 годы, ведомственная целевая программа "Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края" на 2008-2010 годы и др. Законом Алтайского края были утверждены целевые программы в области здравоохранения на 2007-2011 годы, на выполнение которых на весь период выделено 749,5 млн. рублей. Действуют целевые программы в области образования, принятые для поддержки детей, укрепления их здоровья, совершенствования воспитания и образования. Сохранена и развивается система государственных и муниципальных учреждений всех отраслей социальной сферы. Краевой бюджет является социально направленным, более половины его средств идет на реализацию социальной политики, развитие социальной сферы края.
Заметный вклад в развитие отраслей социальной сферы, особенно здравоохранения, образования, напрямую влияющих на изменение демографической ситуации, внесли приоритетные национальные проекты. Улучшилась материально-техническая база учреждений здравоохранения и образования. Существенно обновился парк автомобилей скорой медицинской помощи, школьных автобусов. Укрепился кадровый потенциал этих отраслей.
В результате принимаемых мер в демографической ситуации Алтайского края сложились некоторые позитивные изменения.
Уровень рождаемости за период с 2005 по 2009 годы вырос на 20,3 процента (с 10,3 промилле до 12,4 промилле). Число родившихся в 2009 году увеличилось на 4642 (на 17,6% по сравнению с 2005 годом). Показатель общей смертности снизился на 14,4 процента (с 16,7 промилле в 2005 г. до 14,3 в 2009 г.). Число умерших в 2009 г. сократилось в сравнении с 2005 г. на 6724 человека. Смертность трудоспособного населения снизилась на 27,1 процента (с 8,7 в 2005 г. до 6,34 в 2009 г. на 1 тыс. человек населения трудоспособного возраста). Число умерших трудоспособных граждан в 2009 г. сократилось в сравнении с 2005 г. на 3,5 тысячи человек.
Заметным стало снижение убыли населения за счет процессов естественного движения. Показатель естественного прироста вырос в 3,4 раза (с - 6,4 промилле в 2005 г. до - 1,9 в 2007 г.). Убыль населения за счет процессов естественного движения сократилась на 11366 чел. Коэффициент превышения числа умерших над родившимися снизился с 1,6 (2005 г.) до 1,15 (2009 г.). Показатель младенческой смертности уменьшился с 11,5 (2005 г.) до 9,0 (2009 г.) на 1 тысячу детей, родившихся живыми. Число детей, умерших на первом году жизни, сократилось на 30.
Но в целом демографическая ситуация в Алтайском крае остается напряженной. В настоящее время в регионе проживают 2490,7 тыс. человек (1,8 процента всего населения России). С 1996 года происходит постоянное сокращение абсолютной численности населения Алтайского края (за 2005-2009 годы на 68,8 тыс. чел.). Изменение указанной численности населения - результат взаимодействия процессов естественного воспроизводства и миграции.
Основной демографической проблемой в Алтайском крае является сокращение численности населения, обусловленное его естественной убылью (за счет превышения смертности над рождаемостью). Показатель естественной убыли населения в 2009 году - 1,9 промилле, что превышает среднероссийский уровень (-1,8 промилле). Показатель рождаемости в 2009 году составил 12,4 промилле и был самым низким в Сибирском федеральном округе. Регистрируемые показатели свидетельствуют о том, что уровень рождаемости в Алтайском крае не обеспечивает даже простое воспроизводство населения. В 2009 году уровень рождаемости возрос по сравнению с 2008 годом на 1,6 процента и достиг показателей Российской Федерации (12,4 промилле). По данным 2009 г. младенческая смертность в Алтайском крае (9 промилле) превышает среднероссийский показатель (8,2%) на 9,7% и занимает 6-е ранговое место среди субъектов Сибирского федерального округа (выше, чем в Кемеровской, Новосибирской, Омской областях, Забайкальском крае, Республиках Хакасия и Бурятия). Основными причинами младенческой смертности в 2009 году были болезни и состояния, возникающие в перинатальном периоде (59,2%), врожденные аномалии развития (21,3%) и несчастные случаи, травмы и отравления (6,9%). Уровень младенческой смертности в сельской местности (10,2 промилле) существенно выше, чем в городской (7,8 промилле).
За последние десять лет почти в два раза увеличилось количество женщин с патологией репродуктивной системы, что отразилось на здоровье беременных женщин. Каждая вторая беременная женщина в настоящее время страдает хронической анемией, каждая четвертая имеет патологию почек и сердечно-сосудистой системы. На этом фоне идет рост осложнений у женщин при беременности, а также рост заболеваемости новорожденных. Наблюдается высокий уровень материнской смертности (42,1 на 100 тыс. детей, рожденных живыми), который существенно превышает таковой в Сибирском федеральном округе (29,6 на 100 тыс. детей, рожденных живыми). Растет число различных осложнений при родах, в 2009 году только 1/4 всех родов зарегистрированы как нормальные. Потери от преждевременной и младенческой смертности в наибольшей степени снижают показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Этот показатель составил в 2008 г. для обоих полов в целом 67,52 года: у женщин - 73,79 года, у мужчин - 61,52 года.
Негативное влияние на репродуктивное здоровье населения оказывают неблагоприятные условия труда. На работах с вредными и тяжелыми условиями труда занято более 46 тысяч женщин, что обусловливает высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, и ведет к росту профессиональных заболеваний.
Смертность населения, как общая, так и преждевременная, в основном обусловлена тремя классами причин: болезнями системы кровообращения, несчастными случаями, травмами и отравлениями (насильственные или внешние причины) и онкологическими заболеваниями. В 2009 году на эти причины приходилось 83,3% всех умерших и 76,9% умерших в трудоспособном возрасте. Несчастные случаи, отравления, травмы составляют в структуре общей смертности более 12%, также они являются ведущей причиной смертности трудоспособного населения (более 33%).
Депопуляция населения обусловливается и низким уровнем доходов жителей Алтайского края, в том числе имеющих детей. По состоянию на 1 января 2010 года органами социальной защиты населения выплачивается ежемесячное пособие более чем на 2/3 несовершеннолетних детей, проживающих в Алтайском крае. В силу объективных обстоятельств не сокращается число социальных сирот. В Алтайском крае по итогам 2009 года учтено 11647 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется более двух тысяч таких детей (за 2009 год - 2073 ребенка). Продолжают воспитываться в детских интернатных учреждениях 2238 детей, лишенных родительского попечения. С целью профессионального сопровождения устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, развития механизмов мониторинга и контроля пребывания детей в замещающих семьях на территории края действуют три центра по сопровождению, созданные на базе реорганизованных детских домов: краевой "Семья плюс" и два окружных - Крутихинский и Рубцовский.
На демографическую ситуацию влияет также и недостаток учреждений дошкольного образования. Обеспеченность местами в них в Алтайском крае составила за 2009 год 60,2 процента. При этом более половины сел края не имеют учреждений, реализующих программы дошкольного образования. На учете для получения мест в детских садах в Алтайском крае состоят более 40 тысяч детей. Рост рождаемости в последние годы ещё в большей мере актуализирует данную проблему.
Для улучшения демографической ситуации необходимо изменение положения женщин, имеющих детей, в сфере труда и занятости. Среди официально зарегистрированных безработных в Алтайском крае 60 процентов составляют женщины, из них каждая четвертая в возрасте 20-29 лет. Более 27 процентов безработных женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, не имеют профессии (специальности). Уровень безработицы трудоспособных женщин составляет 4,8 процента и значительно превышает показатель общей безработицы по краю (3,8 процента), а женщин в возрасте 20-29 лет - 4,1 процента.
Требует комплексного подхода решение вопросов повышения миграционной привлекательности Алтайского края и, в конечном итоге, - обеспечение за счет этого потребностей динамично развивающейся экономики края в квалифицированной рабочей силе. До 2001 года миграционный прирост являлся источником компенсации потерь населения от естественной убыли. С 2001 года миграционный прирост сменился миграционным оттоком: ежегодно регион покидают 6-8 тыс. человек. За 2008 год миграционная убыль составила 4946 человек.
Следствием негативных демографических процессов является изменение половозрастной структуры населения. Численность лиц пенсионного возраста в Алтайском крае превышает численность детей в 1,3 раза. Структура населения по полу характеризуется преобладанием женщин: на 1000 женщин приходится 862 мужчины. Численный перевес женщин начинается в возрастной группе 20-24 года. Возрастающая доля женщин в старших возрастных группах связана, прежде всего, с более высоким уровнем продолжительности их жизни. В то же время с 2004 года численность женщин детородного возраста сократилась на 61,9 тысячи человек.
По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения края, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 годах, без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население края сократится к 2025 году до 2,2 млн. человек, уменьшится ожидаемая продолжительность жизни, сократится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста. Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития края, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности края трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
В связи с вышеизложенным предстоит организовать деятельность органов государственной власти Алтайского края, направленную на перелом негативных тенденций в демографических процессах и на достижение прироста населения. Накопленный ранее опыт применения программно-целевого метода для улучшения положения семьи, женщин, детей, позитивные результаты реализации программных мероприятий, с одной стороны, а с другой - наличие нерешенных проблем в рамках реализации предыдущих целевых социально значимых программ, сложившаяся демографическая ситуация в Алтайском крае, подтверждают необходимость разработки краевой целевой программы по демографическому развитию региона и организации комплексного подхода к решению демографических задач в их взаимосвязи.
С помощью программно-целевого метода предстоит обеспечить концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях демографического развития (рождаемость, смертность, миграция); своевременное реагирование на демографические тенденции в текущем периоде; организацию учета региональных особенностей демографического развития и координацию действий органов государственной власти и институтов гражданского общества.
Соблюдение этих принципов приведет к осуществлению мер по улучшению положения семьи, охраны отцовства, материнства, детства, к реальному позитивному изменению демографической ситуации в Алтайском крае.
Ценность и новизна данной программы, в отличие от ранее действующих, заключается в комплексности и направленности на решение конкретных задач демографического развития; в применении современных подходов и технологий при решении проблем демографии; в направленности выбранных целей и задач, а также мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых при помощи индикаторов и показателей.
2. Основная цель и задачи программы
 
Целью программы является стабилизация численности населения Алтайского края и создание условий для её роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 69,5 лет.
Достижение поставленной цели в значительной мере зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития Алтайского края, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения; снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам; создание эффективной социальной инфраструктуры и рынка доступного жилья; повышение уровня занятости населения; улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Задачи программы:
оказание государственной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе малоимущим семьям; государственная поддержка многодетных семей;
обеспечение доступности для населения Алтайского края дошкольных учреждений и повышение качества предоставляемых ими услуг;
укрепление института семьи, воспитание ответственного материнства и отцовства;
создание условий, способствующих сокращению уровня материнской и младенческой смертности;
укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
совершенствование государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, воспитывающих детей данной категории; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
усиление мер, направленных на сокращение уровня смертности от внешних причин;
значительное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;
обеспечение занятости женщин, имеющих малолетних детей и испытывающих трудности при трудоустройстве;
эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития Алтайского края.
 
3. Система программных мероприятий
 
Перечень мероприятий программы приведен в приложении 3.
Программные мероприятия представлены по шести направлениям.
Направление I "Поддержка семей с детьми" содержит программные мероприятия, способствующие укреплению института семьи с детьми, повышению качества их жизни. Мероприятия указанного направления обеспечивают повышение статуса семьи, адресную поддержку семей с детьми, особенно многодетных семей. В частности, предполагается введение единовременного пособия при рождении одновременно четырех и более детей, предусмотренного на воспитание детей, в размере 200 тыс. руб., ежегодной денежной выплаты в размере 500 рублей на детей из многодетных семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума для подготовки ребенка к школе, единовременного пособия в размере 1 тыс. рублей на ребенка из многодетной семьи со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума для подготовки первоклассника к школе, компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за посещение ребенком государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Основными мероприятиями по данному направлению являются обеспечение детей местами в детских садах путем строительства новы