Официально

Постановление Администрации Алтайского края от 12.10.2010 N 3153

"Об утверждении долгосрочной целевой Программы "Развитие потребительского рынка города Барнаула на оды"

В ходе реализации Концепции развития потребительского рынка г. Барнаула до 2010 года, утвержденной решением Барнаульской городской Думы от 24.03.2005 N 93 (далее - Концепция), удалось добиться положительной динамики индикативных показателей в области обеспечения жителей города услугами предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
С 2005 года обеспеченность торговыми площадями в целом по городу увеличилась в 1,7 раза и составила 657,3 кв. м на 1000 жителей (2005 год - 519,7 кв. м). Обеспеченность услугами предприятий общественного питания выросла в 1,3 раза с 33,7 посадочных мест на 1000 жителей в 2005 году до 45 - в 2010 году. Обеспеченность бытовыми услугами увеличилась на 33% с 9 рабочих мест на 1000 жителей в 2005 году до 12 - в 2010 году.
За 2009 год оборот розничной торговли по сравнению с 2005 годом увеличился в 1,87 раза и составил 78,7 миллиардов рублей. Доля оборота розничной торговли краевого центра составляет более половины (54,5%) в общем объеме продаж по Алтайскому краю. Оборот общественного питания в 2009 году увеличился по сравнению с 2005 годом в 1,9 раза и составил 1,9 миллиарда рублей. Объем бытовых услуг за аналогичный период вырос в 2,5 раза и составил 3,8 миллиарда рублей.
За период реализации Концепции в городе Барнауле торговая сеть увеличилась на 409 предприятий, прирост торговых площадей составил более 171 тысяч кв. м. Сеть общественного питания увеличилась на 92 предприятия, бытового обслуживания - на 627 предприятий.
Развивается сеть социально ориентированных предприятий потребительского рынка, объединяющая в настоящее время 70 продовольственных магазинов, непродовольственный магазин и 50 предприятий бытового обслуживания.
Особую значимость приобрели социальные ярмарки "Продукция Барнаула горожанам", которые стали проводиться по районам города. За анализируемый период расширилась география мест проведения, количество участников увеличилось в 10 раз, значительно вырос товарооборот ярмарок и составил 59,5 миллионов рублей.
Деятельность розничных рынков приведена в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Тем не менее, дальнейшее развитие потребительского рынка требует решения ряда проблем, связанных с размещением предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания в новостройках, отдаленных селах и поселках города, привлечением инвестиций для строительства новых и реконструкции действующих объектов, обеспечением квалифицированными кадрами предприятий потребительского рынка.
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением администрации города от 14.04.2009 N 1864 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ города", в целях обеспечения населения городского округа - города Барнаула Алтайского края качественными и доступными услугами предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в широком ассортименте и по доступным ценам постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую Программу "Развитие потребительского рынка города Барнаула на оды" (приложение).
2. Пресс-центру (Губин М.К.) опубликовать постановление в газете "Вечерний Барнаул", разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации Шипицина М.М.
 
Исполняющий обязанности главы города
И.Г.Савинцев
 
Приложение
к постановлению Администрации
города Барнаула
от 12.10.2010 г. N 3153
 
Долгосрочная целевая программа "Развитие потребительского рынка города Барнаула на оды"
 
1. Паспорт программы
 
/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы |Долгосрочная   целевая   Программа    "Развитие|
|                       |потребительского  рынка  города     Барнаула на|
|                       |оды" (далее - Программа)            |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Основание для          |Федеральный закон от 06.10.2003  N  131-ФЗ  "Об|
|разработки Программы   |общих    принципах     организации     местного|
|                       |самоуправления в Российской Федерации";        |
|                       |Федеральный закон от  26.07.2006  N   135-ФЗ "О|
|                       |защите конкуренции";                           |
|                       |Федеральный закон от  30.12.2006  N   271-ФЗ "О|
|                       |розничных  рынках  и  внесение#     изменений в|
|                       |Трудовой кодекс Российской Федерации";         |
|                       |Федеральный закон от 28.12.2009  N  381-ФЗ  "Об|
|                       |основах государственного регулирования торговой|
|                       |деятельности в Российской Федерации";          |
|                       |решение   Барнаульской   городской      Думы от|
|                       |21.04.2006 N 340 "Об  утверждении   Положения о|
|                       |полномочиях органов местного  самоуправления  в|
|                       |сфере   общественного   питания,     торговли и|
|                       |бытового обслуживания";                        |
|                       |решение   Барнаульской   городской      Думы от|
|                       |01.02.2008  N  696  "Об  утверждении  Программы|
|                       |комплексного социально-экономического  развития|
|                       |города Барнаула на оды"             |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Заказчик Программы     |Комитет по  потребительскому  рынку  и  услугам|
|                       |администрации г. Барнаула                      |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Разработчик Программы  |Комитет по  потребительскому  рынку  и  услугам|
|                       |администрации г. Барнаула                      |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Номер и дата учета | 
|Программы в комитете по|                                               |
|экономике и инвестициям|                                               |
|администрации г. | 
|Барнаула | 
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Цель и задачи Программы|Целью Программы является создание  условий  для|
|                       |эффективного      развития       инфраструктуры|
|                       |потребительского   рынка    г.       Барнаула и|
|                       |удовлетворение потребностей жителей  городам  в|
|                       |качественных товарах и услугах.                |
|                       |Задачи Программы:                              |
|                       |-    правовое    регулирование     деятельности|
|                       |предприятий потребительского рынка;            |
|                       |-   формирование   современной   инфраструктуры|
|                       |потребительского        рынка,        повышение|
|                       |территориальной    доступности        услуг для|
|                       |населения;                                     |
|                       |- повышение ценовой доступности товаров и услуг|
|                       |для всех социальных категорий горожан;         |
|                       |- развитие системы товародвижения, логистики  и|
|                       |оптового звена;                                |
|                       |- продвижение в розничную сеть  города  товаров|
|                       |местных и отечественных товаропроизводителей;  |
|                       |- повышение профессионального уровня работников|
|                       |предприятий потребительского рынка  и  качества|
|                       |оказания услуг.                                |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Сроки реализации       |оды                                 |
|Программы | 
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Объемы и источники     |Общий объем финансирования составляет  10949810|
|финансирования         |тыс. рублей, в том числе по годам:             |
|Программы (тыс. рублей)|                                               |
|                       |/----------------------------------------\     |
|                       ||Годы |2001|2011 | 2012 |2013|2014 |2015 | 
|                       ||     |-201| | 
|                       ||     | 5 | 
|                       ||-----+----+-----+------+----+-----+-----|     |
|                       ||Горо-|4810| 910 | 950  |970 | 990 | 990 | 
|                       ||дской| | 
|                       ||бюд- | 
|                       ||жет | 
|                       ||-----+----+-----+------+----+-----+-----|     |
|                       ||Сред-|1044|27800|222800|2032|24460|14630|     |
|                       ||ства |9000| 00 | 0   |000 | 00  | 00 | 
|                       ||вне- | 
|                       ||бюд- | 
|                       ||жет- | 
|                       ||ных | 
|                       ||исто-| | 
|                       ||чни- | 
|                       ||ков | 
|                       ||-----+----+-----+------+----+-----+-----|     |
|                       ||Итого|1095|27809|222895|2032|24469|14639|     |
|                       ||     |3810| 10 | 0   |970 | 90  | 90 | 
|                       |\----------------------------------------/     |
| | 
|                       |Объем финансирования может ежегодно уточняться,|
|                       |исходя из возможностей доходной части бюджета  |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Ожидаемые              |Увеличение обеспеченности  торговыми  площадями|
|социально-экономические|на 1000 человек до 980 кв. м;                  |
|результаты реализации  |-    увеличение     обеспеченности     услугами|
|Программы (индикаторы и|предприятий   общественного   питания   до   59|
|показатели)            |посадочных мест на 1000 человек;               |
|                       |- увеличение обеспеченности 1000 человек до  14|
|                       |рабочих мест;                                  |
|                       |- увеличение оборота  розничной  торговли  2010|
|                       |года в 1,9 раза в фактических ценах;           |
|                       |- увеличение оборота  общественного   питания к|
|                       |уровню 2010  года  в  1,9  раза  в  фактических|
|                       |ценах;                                         |
|                       |- увеличение объема бытовых услуг к уровню 2010|
|                       |года в 1,8 раза в фактических ценах;           |
|                       |- создание 8,3 тысяч новых рабочих мест;       |
|                       |- инвестиции составят более 10,9 млрд. рублей  |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Контроль за ходом      |Контроль за выполнением  Программы  возлагается|
|выполнения Программы   |на   заместителя   главы       администрации по|
|                       |экономической    политике.    Ход    выполнения|
|                       |Программы    рассматривается    на     коллегии|
|                       |администрации города не реже одного раза в год |
\-----------------------------------------------------------------------/
 
2. Анализ ситуации на потребительском рынке города
 
Анализ ситуации на потребительском рынке основан на результатах реализации Концепции развития потребительского рынка г. Барнаула до 2010 года и отражает современное состояние сфер потребительского рынка краевого центра.
Составными частями потребительского рынка являются торговля, общественное питание, бытовое обслуживание.
Потребительский рынок г. Барнаула характеризует стабильность, высокая предпринимательская и инвестиционная активность, положительная динамика развития. К положительным тенденциям относятся: строительство и ввод в эксплуатацию крупных предприятий современного формата, увеличение количества предприятий потребительского рынка, высокий уровень насыщенности товарами и услугами.
Реализация решения Барнаульской городской Думы от 24.03.2005 N 93 "О Концепции развития потребительского рынка г. Барнаула до 2010 года" способствовала повышению темпов роста объемов оборота розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в одах, созданию благоприятной конкурентной среды, повышению качества и доступности оказываемых услуг.
Потребительский рынок входит в число ведущих отраслей экономики Барнаула. Более 50% всех городских предприятий относятся к сфере потребительского рынка. Отрасль является лидером по привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. В предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания трудятся более 40 тысяч человек, что составляет более 14% от общего количества занятых в экономике города. За период одов создано более 7,5 тысяч новых рабочих мест, что делает потребительский рынок одним из главных источников занятости трудовых ресурсов в экономике города.
Доля предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в налоговых поступлениях в бюджет города оценочно составляет более 20%.
Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в одах, позитивная динамика основных макроэкономических показателей г. Барнаула, региона и страны, а также устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения города способствовали дальнейшему увеличению потребительского спроса, ускорению оборота розничной торговли, общественного питания и росту объема бытовых услуг.
Отмечается ежегодная положительная динамика розничного товарооборота, объема бытовых услуг. Исключение составил кризисный 2009 год, когда произошло падение производства и рост безработицы в 2 раза по сравнению с 2008 годом. Это отразилось на развитии потребительского рынка, произошло снижение спроса на товары и услуги предприятий общественного питания и бытового обслуживания.
 
2.1. Розничная торговля
 
За период одов товарооборот предприятий розничной торговли увеличился почти в 2 раза. Ежегодный прирост в среднем составлял 8,6% (табл. 1).
 
Таблица 1
 
Динамика товарооборота предприятий розничной торговли
 
Наименование показателей2005
г.
2006
г.
2007
г.
2008
г.
2009
г.
Темп
роста
2009/2005
годы, %
Товарооборот всего, млн.
руб
4211655639711259022578745187
В сопоставимых ценах, в %
к предыдущему году
112,5120,0116,0112,782,1-
Товарооборот на душу
населения, рублей
6423085402109643138984120830188
 
Помимо количественных изменений в розничной торговле произошли изменения структуры потребительского спроса. Так, в 2005 году соотношение непродовольственных и продовольственных товаров в структуре розничного товарооборота составляло 51,8% и 48,2% соответственно против 58,8% и 41,2% в 2008 году.
Произошла сегментация потребительского рынка по социально-экономическому признаку групп потребителей. Изменилось потребительское поведение горожан. Покупки в организованном и неорганизованном (рынки) секторах торговли соотносятся как 82,1% и 17,9% в 2005 году против 84,4% и 15,6% в 2008 году. Внедрение современных технологий, форм и методов торгового обслуживания обусловили рост реализации товаров торговыми предприятиями и сокращение товарного оборота на рынках. В 2009 году из-за кризиса вышеуказанные показатели изменились и приблизились к уровню 2005 года.
В 2005 году отмечалась недостаточность торговых площадей, что сдерживало темпы развития отрасли. За период одов за счет строительства новых объектов, реконструкции имеющихся стационарные торговые площади увеличились на 56%. Соответственно, вырос показатель обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей в 1,5 раза с 397,3 до 615 кв. м. Торговые площади крупноформатных торговых объектов (ТРЦ, ТЦ, супермаркетов) увеличились в 2,5 раза, а их доля от общего количества торговых площадей составила 54% (табл. 2). Благодаря этому в розничной торговле и общественном питании сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Созданный администрацией города благоприятный климат для развития предпринимательства повлиял на привлечение инвестиционных средств не только городских, краевых, региональных, но и федеральных ритейлеров.
За счет привлечения инвестиций в городе Барнауле за 5 лет построено 47 крупных объектов торговли.
Приход на потребительский рынок г. Барнаула крупных федеральных ритейлеров повлек за собой усиление конкурентной среды, активизировал процессы укрупнения, консолидации, строительства новых объектов, что способствовало сдерживанию роста цен.
 
Таблица 2
 
Динамика развития предприятий торговли
 
Наименование показателей2005
г.
2006
г.
2007
г.
2008
г.
2009
г.
Темп роста
2009/2005
годы, %
Торговая площадь (кв. м)25719
0
29264833765
5
369889400327156
Торговые площади
крупноформатных торговых
объектов (кв. м)
8858913195617622
4
192839217276245
Доля торговых площадей
крупноформатных
предприятий торговли (%)
34,445,152,252,154,319,9
Количество предприятий
торговли всего (ед), из
них:
13481371146715631660123
продовольственные620593625642669108
промышленные675705767850916136
смешанные5373757175142
Обеспеченность торговыми
площадями на 1000 жителей
(кв. м)
393,7449,2519,7571615156
 
Темпы роста количества непродовольственных магазинов на 28% выше, продовольственных. Причиной такой диспропорции является активный переход некоторых предпринимателей с розничных и нестационарных рынков во вновь построенные торговые площади. В городе появились бутики, салоны, магазины фирменной (брендовой) одежды, в том числе работающие по франчайзингу.
Однако темп роста торговых площадей отстает от динамики товарооборота в 1,7 раза, это обстоятельство является потенциалом для дальнейшего развития розничной торговли.
Высокими темпами развивались розничные сети практически во всех сегментах рынка. В первую очередь, продовольственные товары, бытовая техника и электроника, товары для дома, мебель, предметы роскоши, одежда, обувь, товары для детей и т.д.
Крупными ритейлерами на рынке продовольственных товаров стали следующие компании:
- "Мария-Pa" (г. Барнаул, Алтайский край и Сибирский Федеральный округ);
- "Раздолье" (г. Барнаул);
- "Хорошее настроение" (г. Барнаул);
- "Синьор помидор" (г. Барнаул);
- "Аникс" (Алтайский край);
- "Холидей-Классик" (Сибирский Федеральный округ);
- "Лента" (Россия).
В сегменте промышленных товаров крупными сетевыми компаниями являются:
- "Новэкс" (г. Барнаул);
- "Параллель" (г. Барнаул);
- "Знак" (г. Барнаул);
- "Арсенал" (г. Барнаул);
- "5 элемент" (г. Барнаул);
- "Уюттерра" (Сибирский Федеральный округ);
- "Прораб" (Сибирский Федеральный округ);
- "Сибвез" (Сибирский Федеральный округ);
- "Домо" (Сибирский Федеральный округ);
- "Эльдорадо" (Россия);
- "М.Видео" (Россия).
Несмотря на активное строительство крупноформатных объектов торговли, сохранился рост продовольственных магазинов "шаговой доступности". Количество магазинов самообслуживания увеличилось в 3,2 раза. Кризис одов способствовал открытию 7 магазинов-дискаунтеров.
Произошло качественное изменение материально-технической базы предприятий торговли. Оснащение современным высокотехнологичным оборудованием позволило использовать новые методы и формы обслуживания горожан. Благодаря этому сократилось время на совершение покупки, созданы комфортные условия для покупателей, увеличились расчеты за товары с использованием пластиковых карт через торговые терминалы. В 2009 году количество торговых терминалов в предприятиях потребительского рынка увеличилось в 1,9 раза.
Деятельность розничных рынков города была приведена в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". На 1 января 2010 года на территории города работали 11 рынков. Два из них были введены в эксплуатацию в 2009 году. Концепцией развития потребительского рынка г. Барнаула, а также указанным выше законом, предполагалось, что рынки постепенно трансформируются в крупные торговые комплексы. Однако экономический кризис стал причиной переноса срока ликвидации на рынках временных сооружений до 2012 года.
С открытием новых крупных торговых центров, популярность рынков снижается. Горожане все чаще предпочитают совершать покупки в стационарных торговых предприятиях.
За анализируемый период не произошло значительных изменений в оптовой торговле, существующая система товародвижения не отвечает современным требованиям. Устаревшие форматы оптовых предприятий и неэффективные затраты в конечном итоге отрицательно влияют на ценообразование и тормозят развитие розничной торговли.
 
2.2. Общественное питание
 
Оборот предприятий общественного питания города за 5 лет увеличился в 2,4 раза (табл. 3), количество предприятий общедоступной сети выросло на 25% (табл. 4), что свидетельствует о растущих потребностях горожан и перспективах дальнейшего развития этой услуги потребительского рынка.
 
Таблица 3
 
Динамика товарооборота предприятий общественного питания
 
Наименование показателей2005
г.
2006
г.
2007
г.
2008
г.
2009
г.
Темп роста
2009/2005
годы, %
Товарооборот, всего, млн.
рублей
9911478199330591914193
В сопоставимых ценах, в % к
предыдущему году
113,0118,
8
114,0113,666,7102,6
Товарооборот предприятий
общественного питания на душу
населения, рублей
1,52,33,14,72,9194
 
Рынок общественного питания г. Барнаула еще не достиг стадии насыщения, поэтому последние годы темпы роста оборота сохранялись на высоком уровне (13-18%). Это было обусловлено высокой докризисной покупательской способностью барнаульцев.
Активное развитие получили предприятия быстрого питания, столовые, кофейни, бары и рестораны.
 
Таблица 4
 
Динамика развития предприятий общественного питания
 
Наименование показателей2005
г.
2006
г.
2007
г.
2008
г.
2009
г.
Темп роста
2009/2005
годы, %
Количество предприятий
общественного питания
общедоступной сети (ед),
всего:
323354359384405125
рестораны2530333635140
кафе135138139149157116
бары3863475356147
закусочные988491848789
столовые1114151624218
предприятия быстрого
питания
510172129580
кофейни58101112240
иные предприятия питания677147117
 
Предприятия быстрого питания располагаются в основном в центральной части города. Их отличительной чертой является использование новейшего оборудования и современных форм обслуживания. Рост количества столовых произошел за счет открытия восточных национальных кухонь, которые располагаются на рынках, в зонах размещения офисных зданий, предприятий оптовой торговли, небольших производств, рассчитанных на потребителей с невысокими доходами. Основная часть вновь открытых баров располагается в развлекательных клубах, бильярдных залах и саунах. Рост денежных доходов населения, спрос на качественные услуги предопределил открытие концептуальных ресторанов - предприятий общественного питания премиум класса: "Волна", "Velvet", "Гринвич", "Нирвана".
Открытие торгово-развлекательных центров способствовало развитию нового формата предприятий общественного питания "фуд-корты" (ресторанный дворик). Пункты общественного питания в торговых центрах пользуются популярностью у всех категорий посетителей и имеют высокую проходимость.
Рынок общественного питания города стал привлекательным для предприятий из г. Новосибирска и Москвы. "Вилка-Ложка", "Печки-Лавочки", "Ежкин дом", а также работающие по франчайзингу российской корпорации "Ростикс Групп" - "Иль Патио", "Планета суши", "Сибирская корона" были открыты в период одов. Однако их доля от общего количества предприятий общественного питания незначительна.
Важный показатель, характеризующий обеспеченность населения города услугами предприятий общественного питания - количество посадочных мест на 1000 жителей. В городе Барнауле только в 2008 году удалось достичь установленной нормы - 41,6 (табл. 5). В 2009 году, несмотря на кризис, значительное падение товарооборота в предприятиях общественного питания (на 34,7% в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 годом) (табл. 3), отмечается рост количества вновь открытых предприятий (табл. 4). Соответственно вырос показатель обеспеченности услугами предприятий общественного питания до 44,7 посадочных места на 1 жителей#.
 
Таблица 5
 
Динамика обеспеченности услугами предприятий общественного питания
 
Наименование показателей2005
г.
2006
г.
2007
г.
2008
г.
2009
г.
Темп
роста
2009/2005
годы, %
Количество посадочных мест на
предприятиях общественного
питания (ед.)
2201924344258182685229091132
Обеспеченность посадочными
местами на 1000 жителей
33,737,43941,644,7133
Численность занятых в
общественном питании (чел.)
31593519382343794511143
Товарооборот на 1 пасадочное
место (тыс. рублей)
45,060,777,2113,980,3178
 
Бытовое обслуживание
 
Важнейший сегмент потребительского рынка - сфера бытового обслуживания. Положительная динамика роста как объемов бытовых услуг (в 2,5 раза), так и количества предприятий (на 40%) отмечается в течение всего анализируемого периода (табл. 6, 7). Исключение составил кризисный 2009 год. Однако падение спроса на услуги предприятий бытового обслуживания были значительно меньше, чем в общественном питании и розничной торговле, что говорит о социальном значении этого сектора потребительского рынка.
В общей структуре объема бытовых услуг доминируют услуги:
- по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования - 26,4%;
- по ремонту и строительству жилья и других построек - 15,4%;
- по ремонту и пошиву швейных, меховых, кожаных изделий, вязанию трикотажных изделий - 14%.
 
Таблица 6
 
Динамика объема оказанных услуг предприятиями бытового обслуживания
 
Наименование
показателей
2005
г.
2006
г.
2007
г.
2008
г.
2009
г.
Темп роста
2005/2009
годы, %
Объем бытовых услуг,
млн. руб.
15061981266734473763250
В сопоставимых ценах,
в % к предыдущему
году
115,7111,8110,4105,395,5 
Объем бытовых услуг
на душу населения
(руб.)
22973041411153105774251
 
Таблица 7
 
Динамика развития предприятий бытового обслуживания
 
Наименование показателей2005
г.
2006
г.
2007
г.
2008
г.
2009
г.
Темп роста
2009/ 2005
годы, %
Количество предприятий
бытового обслуживания
14131623174719081977140
Численность занятых в
бытовом обслуживании
(чел.)
58926682718275727687130
Обеспеченность бытовыми
услугами (рабочи