Григорий Кудряшов
Независимый журналист

Автобезумие

Часто, глядя на возрастающие автомобильные потоки на улицах городов и дорогах, я невольно задумываюсь о том, какая жизненная необходимость заставляет такое огромное количество сидящих за рулем мужчин и женщин перемещать свои тела из одной точки пространства в другую. Когда спрашиваешь об этом самих владельцев легковых автомобилей, все в один голос, словно сговорившись, отвечают: для удобства, деловой активности и экономии времени. Но какое может быть с автомобилем преимущество, если постоянное сожительство с ним сокращает жизнь на десять-пятнадцать лет!

Плюс к этому приобретенные болезни, которые тоже не могут способствовать проявлению радости. Нынешний мужик измельчал только потому, что стал участником индустриальных и автомобильных процессов. В этом не трудно убедиться, если порыться в фотоархивах. Мужики в конных повозках всей своей статью походили на Илью Муромца с картины Виктора Васнецова "Богатыри", а сейчас даже женщины сетуют на своих партнеров, имею в виду интимную сторону отношений.

Теперь тяжелая участь ждет прекрасную половину человечества. Свою природную сущность – рожать и воспитывать детей – они тоже с легкостью меняют на автомобиль. Но человек на планете появился без автомобиля, а потому многое из того, что им создается – вредные производства, оружие, ядовитые вещества, в том числе и автомобиль, – служит ему одновременно и во вред. Женщины в нынешних неблагоприятных условиях особенно должны себя беречь, потому что их здоровье – это здоровье потомства. Но индустриальные достижения цивилизации вскружили им головы, и они не задумываются о том, что выхлопные газы и дорожная пыль находят уютное прибежище под юбками.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что такое заболевание, как рак шейки матки, становится прогрессирующим явлением. В Республике Алтай на сто женщин уже приходится 26 таких заболеваний. К тому же чрезмерно загрязненной воздушной средой приходится дышать, а это общее ослабление организма и другие болезни.

А нервные стрессы, неприятности на дорогах! Они тоже капелька за капелькой подтачивают жизненные силы. И что самое страшное – автокатастрофы. В среднем на российских дорогах за год гибнет около тридцати тысяч человек.

Автомобиль стал фетишем, неким божеством. Даже из-за нечаянной царапины на металлической поверхности автомобиля могут оскорбить, побить и даже убить. Автомобилем гордятся и его почитают, и даже нежно гладят рукой по капоту, приговаривая: "Ласточка моя". В общем объеме рекламных услуг доля предпочтения автомобилю все более возрастает. Призывы звучат убеждающие: купишь автомобиль и обретешь счастье. Но счастье это может быть и призрачным: на большой скорости за крутым поворотом всегда таится неизвестность. Памятные знаки погибшим вдоль дорог – убедительное тому свидетельство.

Автомобиль вытесняет человека из его же среды обитания. Вокруг многоэтажных домов под автостоянки целенаправленно сокращаются территории скверов и детских площадок. Для автомобилей строят дороги, а про тротуары для пешеходов забывают. У автомобиля выше приоритет, чем у человека. Автомастерские и автомагазины обгоняют числом продуктовые супермаркеты. Для автомобилей из недр планеты с возрастающей интенсивностью выкачивают нефть. Строятся новые заводы, чтобы эту нефть переработать. В то же время растет выпуск автомобилей. Весь этот процесс напоминает снежную лавину, которая чем дальше движется, тем более устрашающую силу набирает.

От автомобиля теперь, конечно, уже никуда не деться. Но существование с ним должно обрести гармонию. Для этого надо менять стандарты жизни. Нынешние технологии многим позволяют работать на дому, чтобы не ездить в фирмы и часами не стоять в пробках. Надо переходить к малоэтажным застройкам, чтобы не было скученности населения.

Российские пространства позволяют это делать. И следует отдавать предпочтению общественному транспорту. В автобусе могут перемещаться сразу тридцать человек. Но если каждый из них поедет на своей личной легковушке, на дороге в дополнение к автобусу появится еще тридцать автомобилей. Сколько они употребят бензина, сколько выпустят выхлопных газов, сколько поднимут дорожной пыли? В Горно-Алтайске, например, загрязненность воздушной среды с ростом числа автомобилей осталась на том же уровне, какой была при угольных котельных. Зимой буквально нечем дышать в теснине гор.

Еще в советское время в Горно-Алтайске велись разговоры о строительстве объездной дороги, чтобы грузовой транспорт в глиняный карьер, в Чойский и Турочакский районы следовал мимо города. Теперь об этом ни гугу. А жаль. Необходимость в этом проекте сейчас особенно велика, и он легко осуществим в рамках государственно-частного партнерства.

Для этого надо, чтобы чиновники пересмотрели политику градостроительства, в которой преобладают теснота и высотность, и повернулись лицом к малоэтажной застройке, осуществляемой таким образом, чтобы соседи видели себя не через смежный забор, а издалека. Кстати, США как государство процветают потому, что там в преимуществе у граждан одноэтажная застройка. Люди обособленно живут на земле, и в этом их великая сила. Россия же с ее необозримыми просторами должна была быть на шаг впереди.

Но сначала россиян душило крепостное право, потом большевистские колхозы и индустриальные коммуналки, теперь демократические чиновники, впитавшие опыт тех и других.

Пример нынешней застройки Горно-Алтайска подтверждает такой вывод. Часто у живущих рядом соседей отрезается по несколько соток земли, и между ними на семи сотках возникает новая усадьба. И число автомобилей становится больше, выхлопные газы сквозь заборные щели невидимыми облаками распространяются по смежным дворам. И так – по многим городским улицам. В администрации счастливы, что люди строятся, город разрастается. Почти исчезли пустыри. И негде какой-нибудь бабушке сорвать пучок крапивы и по старой памяти приготовить салатик, полезный для кроветворения. Теперь она, сидящая на скамеечке у ворот, вынуждена закрывать лицо от пыльных вихрей, а ночью вздрагивать от пронзительного звука сигнализации.

Остается только мечтать о том, что власти Горно-Алтайска однажды озаботятся и станут хотя бы раз в год проводить день без легкового автомобиля, чтобы горожане смогли почувствовать совсем другую атмосферу. Пока же им круглый год приходится жить в шуме моторов, дышать выхлопными газами, изредка посматривать в окно и убеждаться, что любимый автомобиль стоит во дворе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Система Orphus
Поделиться информацией: