Григорий Кудряшов
Независимый журналист

Чуйский тракт: смертельные гонки

Когда-то, в пору конных упряжек, Чуйский тракт считался дорогой торговли с Китаем. В более позднее время, когда тишину степей и окрестных гор нарушал рокот машин автобазы "Совавтобийск", существовавшей для поставки грузов в братскую Монголию, тракт вполне можно было называть дорогой жизни. Это значение он не утратил и в нынешнее время. Но в эпоху интенсивности движения и возрастающих скоростей история тракта все быстрее обрастает печальными событиями.

Видимо, где-то есть статистика дорожно-транспортных происшествий по каждой из дорог федерального значения. Но по Чуйскому тракту в таких данных нет необходимости. Количество памятных знаков на обочинах тождественно линии фронта с ожесточенными боями. Тракт на своем почти тысячекилометровом протяжении от Новосибирска до Ташанты почти повсюду свидетельствует о человеческих трагедиях. Погибло немало известных людей: политиков, предпринимателей, артистов, чиновников… Среди них губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов, мэр Барнаула Владимир Баварин, генеральный директор агрокомбината "Горный Алтай" Александр Илаков, заместитель министра внутренних дел Республики Алтай Николай Нахачкиев… Некоторые аварии по числу жертв просто ужасающие. Однажды КамАЗ столкнулся с двумя микроавтобусами, в результате чего погибло сразу четырнадцать человек. Большинство ДТП произошло потому, что состояние тракта не соответствует автомобильным возможностям, если, конечно, не брать в расчет человеческий фактор.

В последние годы на разных участках тракта велись реконструкционные работы. В прошлом году десять километров от Карлушки до Соузги приобрели очертания современного автобана. Но почему-то дважды эти километры сдавали в эксплуатацию, и дважды глава Республики Алтай Александр Бердников разрезал ножницами красную ленточку. В этом году появилось новое асфальтовое покрытие на участке от Суртайки до Долины Свободы. Но темпы реконструкции на общем фоне возрастающих потоков движения выглядят слишком медленными и незначительными. Особенно не соответствует автомобильным нагрузкам дорога от Новоалтайска до Бийска.

Порой на этом участке тракта образуются километровые колонны, следующие в противоположных направлениях. И, как правило, многие водители очень спешат, стараются объехать по встречной полосе впереди идущие автомобили, что в сплошных потоках очень трудно сделать. Езда в таких условиях приобретает форму рискованных гонок, которые проходят с визгом тормозов, воздушными сигналами, кулачными угрозами и матерной бранью. В таких ралли, что очень печально, участвуют водители пассажирских автобусов. У них график движения, и они не могут себе позволить "тащиться" за каким-нибудь большегрузом со скоростью 50-60 километров в час. В такие секунды пассажиры в салоне тревожно гадают, успеет ли автобус втиснуться в свой ряд. Некоторые даже крестятся, уповая на Бога, что с ними ничего страшного не случится. Сотрудники ГИБДД пытаются следить за скоростью движения, но своим действием только усугубляют ситуацию. Потеряв скорость на одном участке, водители сорви-голова стараются ее наверстать на других. Россия не Китай или Вьетнам, у нас правил не придерживаются.

Невольно возникает вопрос: почему губернатор Алтайского края Александр Карлин не обращает внимания на этот участок Чуйского тракта. Увеличение числа полос хотя бы на коротких отрезках пути намного бы сняло риски при совершении обгонных маневров. Так делают, например, от Новосибирска до Новоалтайска. Сколько можно было бы краевым чиновникам разрезать ленточек на бийском направлении тракта, а потом сшить лоскутные одеяла, чтобы ночью во сне ощущать свою причастность к великим делам…

В начале октября Владимир Путин провел в Новосибирске заседание президиума Госсовета. Речь шла о совершенствовании сети автомобильных дорог и способах наполнения дорожного фонда. Это хорошо, что власть озабочена состоянием дорог. Но ситуация в условиях нарастающих экономических и финансовых проблем может остаться далекой от реальной интенсивности автомобильного транспорта. Степень автомобилизации населения настолько велика, что пора говорить о симптомах безумия. В крупных городах, таких как Новосибирск, Барнаул, в часы пик движение замедляется так, что быстрее двигаться пешком. Уже в Горно-Алтайске образуются пробки. Налицо инфраструктурный тупик. В такой обстановке какой смысл должна приобретать жизнь, если в ДТП люди гибнут десятками, вдыхая выхлопные газы и дорожную пыль, теряют здоровье и раньше времени находят вечное упокоение?

Выход есть, он очевиден и способен решить много социальных и экономических проблем в стране. Дороги надо строить в безлюдных местностях, которые надо заселять теми, кто желает заниматься крестьянским трудом. При хороших условиях город потянется в обратный путь, на хутора, заимки, в небольшие деревни. Это будет второе столыпинское возрождение крестьянства. Но на это должна быть воля государства.

В советское время Чуйский тракт от Маймы до Ташанты представлялся дорогой сельскохозяйственной идиллии. Повсюду встречались стада коров, отары овец и коз, табуны лошадей. Казалось, что если всему этому придать частный предпринимательский стимул с государственной поддержкой, то российский крестьянин заживет лучше американского фермера. Но каток демократических реформ в гайдаро-чубайсовском исполнении прокатился по деревне с разрушающими последствиями. Прежнее поголовье исчезло, поля заросли бурьяном, а пастбища – кустарником. Переселенческие волны бывших чабанов, доярок, механизаторов потянулись в город и районные центры. Появились первые иномарки, купленные за деньги от проданных овец. Лошадь перестала быть тягловой силой и средством передвижения. Приметой времени стали заправочные станции и магазины с заморскими продуктами. Регион утратил свою продовольственную безопасность, но зато приобрел сплошную автомобилизацию.

Так размеренная жизнь превратилась в гонки. Двадцать семь тысяч человек в среднем за год погибает на дорогах страны. Но эта печальная статистика никого не пугает и не настораживает. Телевизионная и прочая реклама автомобилей становится назойливее осенних мух. Реклама призывает: купи автомобиль – обретешь небывалое счастье. Однако автомобильное счастье на дороге в любую секунду может оказаться призрачным.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Система Orphus
Поделиться информацией: