Григорий Кудряшов
Независимый журналист

Автомобиль превыше ребенка, или Кое-что о чиновниках

Удивительное создание – российский чиновник. Идут десятилетия и века, а сущность его не меняется. Как ни высмеивали его великие русские сатирики, а он по-прежнему не делает никаких выводов. Внешне изображает из себя борца за народное благо, а когда присмотришься к его "кипучей" деятельности, видишь, что вреда больше, чем пользы.

Горно-алтайский чиновник ничем не отличается от своего собрата из любого уголка России. Также трудится в поте лица, но почему-то возникают новые житейские проблемы, и столь трудноразрешимые, что проще построить город на новом месте и начать жить по-другому.

Поводом для написания этой заметки послужила публичная озабоченность начальника управления архитектуры и градостроительства Горно-Алтайской городской администрации Татьяны Радченко в связи с интенсивной автомобилизацией населения и отсутствием территорий для парковок. Проблема появилась как бы молниеносно и словно из ниоткуда, что для ее решения потребовалось изучение опыта больших городов – Новосибирска и Омска. Оказывается, в этих сибирских мегаполисах придомовые территории якобы с легкостью отдают под паркинги, а над ними строят детские площадки. Теперь остается предположить, что подобные градостроительные изыски появятся и в Горно-Алтайске.

О градостроительных и инфраструктурных неумелостях и недостатках Горно-Алтайска я писал много раз и в разное время. Для примера приведу статью "Город среди гор", напечатанную в газете "Алтайская правда" от 23 сентября 1987 года и спустя три дня перепечатанную "Звездой Алтая".

Вот всего один абзац из этой статьи. "Еще в 1971 году Сибирский зональный научно-исследовательский и проектный институт разработал первый генеральный план развития города, но он во многом остался невыполненным или делалось такое, что в корне ему противоречило. За давностью лет доискаться до причин невозможно. Обидно, конечно, будет, если наследство бестолковщины в застройке и благоустройстве останется на долгое время. Пока такая тенденция сохраняется. Об этом свидетельствует судьба проекта монументального и декоративного оформления города, разработанного горно-алтайскими архитекторами и художниками. Проект, одобренный в прошлом году горисполкомом и другими инстанциями, так и остался на бумаге и в макетах. В горкомхозе не взялись осуществлять даже его малую часть. Не хватило настойчивости или ее попросту не было, чтобы привлечь к этому делу предприятия и организации. А что говорить об объездной дороге, где потребуются немалые капитальные затраты? Не останутся ли призывы о необходимости ее строительства гласом вопиющего в пустыне?"

Напомню, это был 1987 год. С тех пор прошло 27 лет, а бестолковщина в застройке Горно-Алтайска как была, так и осталась. В ту советскую пору нынешний, много лет несменяемый мэр Горно-Алтайска Виктор Облогин работал заместителем председателя горисполкома и вторым секретарем городского комитета КПСС. И тогда в его руках были немалые властные полномочия.

Основным недостатком является упорное стремление к уплотнению застроек. Коммунистическая политика шести соток, а затем семи и десяти на одного домовладельца как была, так и осталась. За последние двадцать лет теснота застроек возросла многократно, что явилось одной из причин появления проблемы парковок.

В архитектурном облике города абсолютно не учитывается ландшафт местности. На мой взгляд как обывателя и горожанина, жилые многоэтажные дома и административные здания следовало бы размещать торцами к центральной улице – проспекту Коммунистическому, а их высота не должна была превышать трех этажей. А далее, ближе к склонам гор, можно повышать высотность, а девятиэтажки строить у самых подошв. Тогда с любой точки проспекта открывались бы горизонты, виды на горы, и город имел бы неповторимый облик. Но, увы, этого не произошло. Горно-Алтайск оказался без своих особенностей.

Ошибкой можно считать размещение городка пограничников почти в центре города. Это место куда пригоднее было бы для школы, детского сада и парка. Даже можно было бы рядом с речкой сделать пруд, чтобы летом отдыхать и купаться. А городок пограничников мог приютиться в нескольких километрах от городской окраины. Для полного цикла инфраструктурной целостности городку потребовалось бы не так уж и много дополнительных средств. Зато какой был бы выигрыш.

Не меняется к лучшему и городская среда. Если раньше горожане задыхались от дыма и сажи угольных котельных, то теперь воздух насыщен выхлопными газами и дорожной пылью. Я всегда с содроганием прохожу мимо детских садов "Солнышко", "Капитошка" и "Айучак", расположенных у самой оживленной магистрали. В "Солнышко" дети буквально в нескольких метрах от дороги проводят время на прогулках. Не трудно представить, каким воздухом они дышат и как это потом отразится на их здоровье. Просто удивляешься, куда же смотрят чиновники и отважные бойцы Роспотребнадзора. И родителям этих детишек, видимо, наплевать на такую ситуацию, поскольку они не бьют во все колокола, что так жить нельзя. А теперь, вероятно, появятся детские площадки над паркингами, и еще больший круг детей будет вовлечен в процесс привыкания к автомобильным выхлопам. Автомобиль с легкостью вытесняет человека из среды обитания. Автомобиль даже превыше ребенка. Степень автомобилизации населения уже достигла таких пределов, что люди, сведущие в тонкостях этого явления, бьют тревогу об ухудшении физического и психического здоровья, о неразумной трате природных ресурсов, имею в виду нефть. В европейских странах под автобаны, развязки, автомобильный сервис уходит столько плодородных земель, что фермеры готовы лить слезы. Россия хотя и является страной неограниченных пространств, но в пропорциональном отношении тоже жаль земельные угодья.

О народном благополучии в городской администрации заботятся 115 человек. На их содержание из местного бюджета в год тратится почти семь миллионов рублей. Обоснованы ли такие затраты? Думаю, что нет. Потому что с ростом числа чиновников жизнь не упрощается, а усложняется. Справкам, договорам, соглашениям нет предела. В Горно-Алтайске для оптимизации управления тоже появился многофункциональный центр. Я недавно просидел там несколько часов и не дождался своей очереди. Зато наслушался рассказов о хождениях горожан по инстанциям по поводу возмещения денежных средств за утраченное имущество во время наводнения.

А теперь еще стали мерещиться детские площадки над паркингами, окутанные выхлопными газами. И надо же было искать решение проблемы в Омске и Новосибирске. Да эти города по-прежнему рвутся к вершинам урбанизации, не обращая внимания на возрастающее число умирающих людей от болезней, приобретенных в результате этой самой урбанизации. Положительный опыт надо искать за рубежом. Например, в Копенгагене. В Дании осознали, что техногенная цивилизация завела население городов в тупик, и стали создавать нормальную среду обитания. В Копенгагене протяженность велосипедных дорожек составляет уже 350 километров, 32 процента горожан пользуются велосипедным видом передвижения, 46 процентов – общественным транспортом, и только 22 процента ездят на легковых автомобилях. В Южной Корее тоже пытаются ослабить индустриальные оковы у населения больших городов.

Но, с другой стороны, чиновников Горно-Алтайска трудно подвергать жесткой критике, если само население города охвачено автобезумием, само себя загоняет в теснину построек, в пространство камня, асфальта и бетона. В таких условиях жизни коэффициент общественного благополучия рано или поздно начинает снижаться. Поэтому чиновник по долгу службы должен думать и действовать так, чтобы спокойная, размеренная и здоровая жизнь горожан стала повседневностью. Чрезмерная автомобилизация населения по большому счету является лакмусовой бумажкой неправильного устройства жизни.

Когда-то триста спартанцев в Фермопильском ущелье сдерживали натиск многочисленного персидского войска. Сотня горно-алтайских чиновников, не жертвуя жизнью и здоровьем, в городе среди гор усугубила жизненную ситуацию шестидесяти тысяч его жителей. Как тут не вспомнить Михаила Лермонтова: "Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя".

Чиновника по большому счету следует рассматривать как недруга государственного благополучия. Именно его неумелые действия приводят к неприятию власти, к митингам и демонстрациям протеста, переворотам, революциям и даже гражданским войнам. Массовая пассионарность ниоткуда не возникает.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Теги: автомобили республика алтай

 

Близкие материалы по тегам:


Система Orphus
Поделиться информацией: