Александра Черданцева
Руководитель проекта "Сибинфо"

Моя хата с краю, даже если мне там плохо?

Кому должен – всем прощаю

Нет, утверждать, что россиянину совсем уж наплевать, что его права нарушаются, я не берусь. Мы скорее поворчим про себя, обсудим это с коллегами по работе, а то еще лучше – своим испорченным настроением наградим своих близких.
Конечно, выражающие недовольство теми или иными процессами в обществе были всегда. Но людская масса в основном довольствовалась тем, что было. А так, чтобы и идти куда-то и чего-то там добиваться…

Поясню на конкретном личном примере. На работу и обратно я добираюсь автобусом. Там не так болтаешься, как в "газельке", и можно более-менее удобно стоять, когда сидеть не получается. В общем, за неимением своего авто, этим видом транспорта я была довольна. Но однажды мне попался какой-то неправильный водитель: он быстро ехал, резко тормозил, начинал движение, когда люди еще заходили в автобус, и открывал двери на ходу. Держаться приходилось всем телом. Никто, слава богу, не пострадал. Но я, по роду своей деятельности привыкшая в проблемах разбираться, решила "нарушителя" наказать. Узнала, как его зовут, записала номер автобуса и позвонила в транспортную компанию. Там, к удивлению, меня совершенно адекватно выслушали, довели информацию до кого нужно. Этот кто нужно даже сам мне перезвонил и сообщил, что водителя оштрафовали на 500 рублей.

С чувством исполненного долга я была уверена, что теперь он будет ездить как положено. И вот через пару месяцев опять еду в автобусе с ощущением, что я – кусок дерева, предназначенный для растопки печи. Подхожу к кондуктору, и что бы вы думали – она называет мне знакомую фамилию. При этом прямо-таки простит меня не жаловаться на него. Мол, на него и так регулярно "стучат", а потом штрафуют. Жалко всем его.

Я, конечно, сообщила ей, что жалко будет того, кто ногу или спину сломает, вывалившись из автобуса. А сама потом задумалась. Вроде и надо снова проучить шофера. Но, во-первых, он уже ну очень в возрасте. Во-вторых, водители и так зарабатывают очень скромно. Может, и правда ничего страшного, ну что с него взять?

Вот мнение по этому вопросу моего знакомого – водителя со стажем: "Жаловаться на него нет смысла, только время потратишь. Ну, оштрафуют его снова. Раз ему до пенсии рукой подать, его уже не переучить. Как ездил, так и будет ездить. У нас в стране каждый второй – еще тот ездок. Что же теперь, за каждым ездить и контролировать? Да и зачем тебе это надо? Мне бы даже как-то стыдно было куда-то звонить".

Быть "левшами" нас отучили

Вот-вот, именно стыд мы чувствуем в таких ситуациях. А вдруг нас "съедят", а вдруг кто-то увидит и будем пальцем тыкать? Так мы и прощаем своих "обидчиков".
Впрочем, подвижки есть. Мы только-только (в сравнении с другими странами) начинаем вкушать плоды общественного раскрепощения, а уже увлеклись. Сдаем обувь и одежду обратно в магазин – официально хватает аргумента "не подошло по цвету". Тухлую (и уже наполовину скушанную) рыбу мы приносим обратно, и нам в ответ извиняются (!). А ради наказания доктора, который по нашему мнению, сделал с нами что-то не так, готовы обить сотню порогов. Только в моей практике найдется с десяток различных примеров.

Но большинство из них касаются интересов только лишь самого человека. Обращать внимание на то, что может пострадать кто-то другой, мы пока не умеем. Когда, например, люди падают в открытые люки на улице. Ведь стопроцентно, кто-то этот люк видел и не сообщил куда надо. Кто-то видел, что пилот самолета или водитель автобуса междугородного сообщения засыпает на ходу перед выездом...

Думаю, мы не чувствуем в себе силы довести дело до конца. Ведь искать правды и справедливости нас долго и упорно отучивали. Мы вроде и хотим жить лучше, но то у нас времени нет, то кого-то жалко, то просто не хватает смелости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции  


Теги: права человека общественный транспорт курьезы

 

Близкие материалы по тегам:


Система Orphus
Поделиться информацией: