Сергей Ильин
генеральный директор Научного общества "Байкальский Аналитический Центр"

Транзит губернатора Ерощенко

В политическом календаре истекла стодневка назначенного губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко. О результатах стартапа губернатора будет возможным в полной мере судить по истечении года: как раз к началу избирательной кампании 2013 года по выборам второго созыва депутатов Законодательного собрания Иркутской области. Какими были первые шаги губернатора в новой для него должности?

Обновления состава правительства как такового не произошло. Единичные замены министров выглядят как вынужденные. Что это – преемственность к предшественнику, поддержка его курса, кадровый голод или …? Другим подходом в формировании правительства могло бы стать увольнение всех и рекрутинг "своей" команды. Так, например, действовал ряд предыдущих иркутских губернаторов. Эффективность такого подхода имеет значение, когда правительство в целом или министры персонально проваливают программы развития. Через какое-то время одиозные министры будут смещены, а новые должны будут доказать свою дееспособность конкретными результатами. И то, что среди приближенных к губернатору оказались Игорь Бычков, Владимир Дорофеев, Александр Битаров, больше отражает состояние "транзита", чем преемственности. Поэтому ответ на вопрос скорее мог бы звучать так: это транзит из прошлого в будущее. Судя по всему, кадровое обновление продолжится. И главное в этом процессе не столько подбор ключевых лиц, сколько проектирование новой региональной реальности.

В дискурсе нового губернатора слышится готовность изменить структуру правительства. В частности, губернатор предложил создать Министерство транспорта. Это оправдано, если учесть местоположение Иркутской области, отечественный и зарубежный транзит и местные перевозки, завоз в северные районы, наличие всех видов транспортных перевозок. В структуре правительства со временем может появиться первое в России Министерство креативной индустрии (Минкрин), что позволит экспериментально управлять новейшими отраслями рыночной экономики и видами деятельности, развивающимися новыми источниками пополнения бюджета. Понятно, что создание новых ведомств потребует и от имеющихся реструктурализации их макроструктурного и микроструктурного уровней. Это значит, что неизбежна реорганизация аппаратной работы и управленческого процесса. При этом не формальная, как это происходило всегда, а содержательная. Основой реорганизации мог бы стать проект "Антикоррупционная кадровая политика" ("АНТИКОРР"), внесенный губернатору и предлагающий сокращение кадров, выполняющих "функции" и перенос опоры на "профессионалов".

Просматривается еще одна новация: губернатор может и не возглавлять правительство. Председателем правительства может быть другое лицо и отвечать перед губернатором – гарантом Устава области, представителем социального государства в регионе и выразителем интересов всех граждан. Такое разделение избавит губернатора от технократизма и должностного двуличия. Правительство формирует, реализует и отвечает за программу развития на реальную перспективу, а губернатор отвечает за реальную ситуацию и стратегию развития области. Тогда потребность в долгосрочных и преждевременно устаревающих "бумажных" программах отпадет вовсе. Алгоритм оценки правительства станет прагматичным: "программа – курс – результат – ответственность".

Не случайно возникает вопрос о создании жизнеспособных программ развития региона. Предшественник нынешнего губернатора ничего не хотел менять, и сменили его. Нужно понять, что прикладные проекты рождает жизнь, а формулируют их на своем языке авторы. Реализация программ содержит в себе два основных элемента: общий курс и персональный вклад каждого на своем месте. Главные достоинства любой программы – системность, реалистичность и социальная значимость. Так вот, особенность реализуемой в настоящее время Программы социально-экономического развития Иркутской области в том, что она дискретна, не отвечает реалиям, социально малопривлекательна и частично устарела. Она нуждается не просто в корректировке, а замене на новую программу на иной методологической основе и с учетом современных вызовов и угроз. В портфолио губернатора есть прикладная "Программа модернизации регионального управления", предложенная совместно с ИНЦ СО РАН, и она отвечает на самые сложные вопросы.

Губернатор часто произносит ключевые слова "инновации", "модернизация", "стабильность". В последнее время есть ложное представление о конъюнктурности использования этих терминов. Когда-то, в девяностых, подобные временные пертурбации смыслов пережили термины "демократия", "акционирование", "приватизация". Сейчас лишь немногим не понятно, что "забалтывать" все новое выгодно его противникам. Модернизация сегодня – это единственный бескровный (в сравнении с войной, революцией, переворотом) и естественный антикризисный путь развития. Для России, идущей новым путем только двадцать лет, это безальтернативный, самый короткий и эффективный путь. Это победный "Сен-Готард" к могуществу страны и ее регионов.

Очень важно, чтобы лица и центры, принимающие решения на всех уровнях, понимали свою цивилизационную миссию и не считали себя "маленькими винтиками" или "приводными ремнями". И о модернизации нужно не говорить, а делать ее постоянно и неустанно. Есть два вида модернизации: обновление старого (перелицовка) и стимулирование инноваций. Если в котельной меняют изношенный котел на новый, но такой же – это первый вид. Если на котел на солнечных батареях или водороде, то второй. За первым видом стоит поддержание жизнедеятельности. За вторым – развитие новых технологий, производств и нового уровня жизнедеятельности. Очень важно определиться, в каких сферах мы поддерживаем, а в каких – развиваем. Например, существующее управление регионом исчерпало потенциал обновления и нуждается в инновационном преобразовании. Существует определенное непонимание и "стабильности". Гражданам нужна стабильность не на бумаге или в речах, не в смысле "застоя", а регулируемого развития, определенности и роста благосостояния.

Не может остаться без внимания попытка нового губернатора разобраться с заскорузлыми конфликтами в муниципалитетах. Речь, прежде всего, идет об Ангарске, Байкальске, Братске, Иркутске, Усолье-Сибирском и др. Кстати ситуация в Усолье, которую губернатор лично разруливал, это и подтвердила. Ясно, что эта работа без задействования специального механизма раннего предупреждения и разрешения конфликтов не имеет перспектив на успех. Все дело в том, что такого рода конфликты стали лишь локальными проявлениями системного кризиса управления и разрешать их с помощью этого управления контрпродуктивно. В этом направлении в аппарат губернатора поступили предложения от академической и прикладной науки. Однако реакция запаздывает и есть опасения, что она может стать неадекватной. Напомню, что еще в 2010 году предшествующему губернатору Мезенцеву уже направлялись две аналитические записки с изложением подхода к разрешению таких конфликтов на местах. В досье к его отставке последствия этих конфликтов стояли на первых позициях. Следует сделать адекватные выводы из этого.

Не обошли и тему беспартийности губернатора. Секретарь ИРО "Единой России" Сергей Тен заявил, что не исключает предложения ему вступить в партию вновь. Это заявление прозвучало скорее "по шаблону", чем по ситуации. Как известно, Сергей Ерощенко покинул ряды партии в 2011 году по определенным причинам. И я не уверен, что они устранены, они лишь временно уступили новым обстоятельствам. Именно то, что он непартийный, и сделало его губернатором. Напомню, что президент, назначивший его, тоже беспартийный. Поэтому было бы хорошо, если бы предложение о вступлении губернатора в партию не поступало ни от кого из партийцев. А вот многопартийность правительства может стать уместной. Граждане получат реальную возможность оценивать партийцев и их программы по делам. К тому же в Иркутской области ни одна из партий не имеет абсолютного большинства поддержки населения – у нас реальная многопартийность при преимуществе беспартийных самовыдвиженцев. Думаю, ближайшие муниципальные выборы только подтвердят эту многолетнюю тенденцию.

Нельзя не заметить и попытку Ерощенко преодолеть традиционную для местных губернаторов оторванность от гражданского общества и игнорирование общественного мнения о себе. Этому способствует то, что он местный. Однако оторванность эта так устоялась, что дело не в желании губернатора, а в необходимости системной модернизации управления в целом. С этим связана потребность в новом имидже губернатора. По имиджу все губернаторы делятся на три группы: одни считают себя и так хорошими и отрицают имиджмекинговое сопровождение их деятельности, ограничиваясь журналистикой; другие сами "пиарятся", считая себя круче журналистов; третьи, видимо полагая, что это не главное, просто не понимают и поэтому игнорируют эту деятельность. Все три подхода интуитивны, в них нет ни целесообразности, ни эффекта. В итоге граждане сами сочиняют, домысливают и перевирают все, что касается губернаторов. Получается, что губернаторами управляют слухи. Единственным профессиональным подходом признаются политические технологии. Стоит задача смены "журналистской" парадигмы позиционирования власти на "политтехнологическую" как более современную, системную и эффективную.

В какой мере сделанные шаги говорят о системности и социальной значимости? Думаю, пока не говорят. Органу власти не стоит уподобляться научно-исследовательскому институту и проходить все циклы изысканий, когда есть прямые специалисты, профильные институты и готовые предложения. Удел органов управления и управляющих – заняться своим прямым делом: организовывать процесс управления. Именно это и является критерием их оценки. Все новое возможно только, если понять главное: от чего, к чему и, главное, кем будет осуществляться "транзит". Пока этого не доставало руководству области в прошлом. У губернатора Ерощенко есть все основания изменить ситуацию к лучшему.

Сергей Ильин

Авторская справка: Ильин Сергей Викторович, иркутский политтехнолог, социолог и электоральный аналитик; генеральный директор Научного общества "Байкальский Аналитический Центр"; кандидат исторических наук, докторант. Разработчик новых методов анализа электорального пространства и направления исследований – Электология. Провел более 170 социологических исследований и других опросов общественного мнения; обеспечил разными услугами 53 избирательные кампании и привел к победе 75% кандидатов. Автор более 656 различных публикаций и прикладных разработок, в т. ч. 14 брошюр, пособий,7 книг и двух электронных энциклопедий. Лауреат Всероссийского конкурса прогнозов выборов Президента России ЦИК РФ 2012 года. Женат, имеет сына и внука. 


Теги: иркутская область сергей ерощенко 100 дней

 

Близкие материалы по тегам:


Поделиться информацией: