Алексей Грибков
Председатель Алтайской краевой общественной организации "Геблеровское экологическое общество"

Заказники – под топор?

Администрация Алтайского края не оставляет попыток уничтожить последние уголки дикой природы – особо охраняемые природные территории региона.

Недавно губернатором Алтайского края Александром Карлиным подписаны два постановления, касающиеся региональных заказников. В этом не было бы ничего удивительного (сколько подобных постановлений выходит в стране ежегодно), если бы не два обстоятельства. Первое: губернатор своим решением продемонстрировал презрение к мнению десятков тысяч жителей края и соседних регионов. Второе: подписав данные постановления, глава администрации нарушил законодательство Российской Федерации.

Тема особо охраняемых природных территорий (особенно лесных) в Алтайском крае последние несколько лет стоит очень остро. Дело в том, что разорительные рубки леса в краевых заказниках приводят к уничтожению охраняемых законом природных объектов и комплексов – местообитаний редких видов растений и животных, глухариных токов, мест концентрации копытных и других природных ценностей. Грубо нарушается закон "Об особо охраняемых природных территориях", установивший, что такие территории являются общенациональным достоянием, и на них запрещена хозяйственная деятельность, способная причинить вред ценным природным экосистемам.

Общественность и жители Алтайского края и соседних регионов активно выступают против уничтожения лесов на охраняемых территориях, занимающих всего 4,5% территории края. Своеобразным символом борьбы за сохранение последних уголков дикой природы стал Залесовский заказник.

Залесовский заказник: история борьбы

Залесовский заказник входит в число 36 заказников краевого значения, имеющихся в Алтайском крае. Он занимает около 30 тысяч гектаров и служит сохранению комплексов черневой тайги с элементами реликтовой третичной флоры.

Здесь встречается семь видов растений и 34 вида животных, включенных в красные книги разного ранга. На территории заказника происходит формирование стока верховий реки Берди, впадающей в Бердский залив Новосибирского водохранилища. На берегах Берди ниже по течению расположены города Бердск и Искитим, райцентр Маслянино.

Таким образом, заказник, находящийся на территории Алтайского края, вносит вклад в экологическую стабильность и Новосибирской области.

Несмотря на столь нетривиальную значимость этой охраняемой территории, судьба ее складывается трудно. В 2009 году между Управлением лесами Алтайского края и ООО "Бирч" был заключен договор аренды лесного участка на территории заказника с целью проведения сплошных рубок. Этот договор противоречил законодательству РФ, тем не менее рубки были начаты.

К счастью, активность неравнодушной общественности встретила поддержку со стороны честных и беспристрастных представителей судебной власти, и решением Залесовского районного суда договор аренды был признан незаконным, а рубки, проводившиеся на его основании, были прекращены. Жалобы чиновников на данное решение в вышестоящих судебных инстанциях были отклонены.

Позднее на фоне общественного резонанса в отношении бывшего начальника Управления лесами М.В. Ключникова было возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий, которое на данный момент находится в суде. В результате действий Ключникова были уничтожены охраняемые законом популяции редких растений, разрушена среда обитания объектов растительного и животного мира.

Спустя 1,5 года после судебного запрета рубок в Залесовском заказнике был составлен новый план атаки на привлекательные для лесорубов древостои. Администрация края подготовила проект нового Положения о заказнике, официально разрешающий на его территории теперь уже не только рубки леса, но и добычу полезных ископаемых. В частности, предлагалось разрабатывать весьма бедные месторождения россыпного золота в истоках реки Берди.

Все это вызвало бурю возмущения в Алтайском крае и далеко за его пределами. Весной 2012 года проходили многочисленные митинги, автопробеги, сбор подписей в защиту заказника. Обращение к губернатору подписали около 20 тысяч граждан и почти тысяча представителей научной общественности России, в том числе два академика, 97 докторов и 345 кандидатов наук, среди которых крупнейшие специалисты в области экологии и природопользования.

В результате принятие решения по заказнику было приостановлено, губернатор сформировал комиссию по вопросам лесохозяйственной деятельности на ООПТ, первый вице-губернатор Сергей Локтев публично заявил, что никаких планов по добыче полезных ископаемых в заказнике нет, и никто там ничего добывать не будет. "Хочу подчеркнуть, что в настоящее время в Алтайском крае никто не строит планов по добыче полезных ископаемых на территории Залесовского заказника, никакого движения в этом направлении нет. Мы должны выработать механизмы создания в этом заказнике участков особо охраняемых, предусматривающих сохранение флоры и фауны", – подчеркнул Сергей Локтев.

Однако все эти заявления оказались лишь ширмой, за которой готовились изменения в Положения и о других заказниках, а комиссия, собравшись несколько раз, безрезультатно завершила свою "работу".

Не только Залесовский

А между тем "Алтайлес" – крупнейшая лесозаготовительная компания края, и аффилированные с ним чиновники продолжают разорять то один, то другой заказник.

Так, в 2012 году, несмотря на заключение специалистов Алтайского государственного университета, в Касмалинском заказнике вырублен гнездовой участок черного аиста (вид внесен в Красную книгу России). В Завьяловском заказнике разрушены местообитания большого подорлика, уничтожены гнезда филина и других редких видов животных.

В Соколовском заказнике вырубаются места произрастания краснокнижных растений. И это далеко не полный список. По одному из вышеназванных фактов (рубка в Касмалинском заказнике) под давлением общественности было возбуждено расследование, в итоге суд оштрафовал арендатора лесного участка на 300 тысяч рублей, а ущерб, причиненный государству, оценивается в сумму около 2 миллионов рублей.

В Егорьевском заказнике специалистами в области лесного хозяйства из Москвы проведено обследование двух лесосек. Установлено, что в результате рубок полнота лесных насаждений снижена до недопустимых значений, а разрешенный объем заготовки древесины превышен более чем в два раза. Предварительно оцененный ущерб государству составил около 40 миллионов рублей!

Геблеровское экологическое общество направило в прокуратуру Алтайского края обращение с требованием возбудить уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 УК РФ.

Возмущению населения, особенно в западных районах края, где вырубают уникальные ленточные боры, нет предела. Весной 2013 года местные инициативные группы организовали сбор подписей в районах, где располагаются ленточные боры, с требованием прекратить разорительные рубки в заказниках. Около 25 тысяч собранных подписей были отправлены президенту России.

В общей сложности за год, с весны 2012 по весну 2013 года, более 45 тысяч жителей высказались в защиту краевых охраняемых территорий, направив свои подписи высшим должностным лицам страны и края. Казалось бы, такая мощная народная поддержка должна отрезвить алтайских чиновников. Но не тут-то было.

В июле и августе текущего года двумя своими Постановлениями (№ 404 и № 450) губернатор края внес изменения в Положения о почти всех краевых заказниках, официально разрешив там практически все виды рубок леса, а в Залесовском заказнике – и добычу полезных ископаемых.

Выходит, мнение жителей края для губернатора – пустой звук. Ничего не значат для него также федеральный закон и предписание прокуратуры. Согласно закону "Об экологической экспертизе" проекты документов нормативно-технического характера в области охраны окружающей среды (каковыми, несомненно, являются Положения о заказниках) должны до принятия проходить государственную экологическую экспертизу.

Именно об этом, а также о несоответствии новых Положений о заказниках целям и задачам охраняемых территорий говорится в заключении краевой прокуратуры от 25.04.2013 года за подписью заместителя прокурора края А.Н. Фомина. (Прилагается).

Однако заключение прокуратуры проигнорировано, и изменения в Положения о заказниках приняты без всякой экспертизы, более того, по изменениям в одном из заказников – Бобровском – незадолго до того было вынесено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Все это означает, что губернатор Карлин нарушил действующее законодательство и подписанные им постановления должны быть отменены.

Точим топоры?

Тем временем курирующий лесную отрасль края заместитель губернатора Яков Ишутин вновь точит топоры. Особенно ему не терпится порубить Залесовский заказник, ставший своеобразной "красной тряпкой". В данном случае вице-губернатор пытается разыграть новую карту – жука-короеда полиграфа уссурийского, вредителя пихты, который якобы уже уничтожил леса заказника.

Как заявил недавно Яков Ишутин агентству "Интерфакс": "Распространяется полиграф просто в геометрической прогрессии. Чтобы сегодня начинать работать, надо менять законодательную базу, так как сейчас мы не можем рубить зеленые насаждения, а там только топор поможет".

В действительности же полиграфа в заказнике гораздо меньше, чем в соседних эксплуатируемых лесах, в заказнике почти нет чистых пихтачей, которые и повреждаются вредителем, а преобладают смешанные леса с доминированием лиственных пород. Так что ни о какой гибели экосистем Залесовского заказника не может быть и речи.

Данный вывод подтвержден в том числе и независимыми экспертами, обследовавшими заказник осенью прошлого года.

Сплошные санитарные рубки в заказнике, на которых настаивает Управление лесами Алтайского края, не только не помогут остановить распространение полиграфа по лесам региона, но и приведут к разрушению ценных природных комплексов, уничтожению мест обитания редких видов животных и растений. Еще больше вопросов вызывает разрешение добывать полезные ископаемые в заказнике. Как поможет добыча золота в реке Берди в борьбе с жуком-вредителем?

Что дальше?

Символично, что все эти перипетии с алтайскими заказниками происходят в год, объявленный президентом Годом охраны окружающей среды. Сумеем ли мы общими усилиями отстоять систему охраняемых природных территорий, призванную сохранить уникальные уголки Алтая? Ответ во многом зависит от нас самих и нашей позиции. Возможно, это "тест на жизнеспособность" не только природных экосистем Алтайского края, но и гражданского общества и власти нашей великой, сказочно богатой и безжалостно уничтожаемой страны.

Мы будем обращаться к президенту России с требованием прекратить произвол алтайских чиновников в отношении особо охраняемых природных территорий – последних уголков дикой природы Алтайского края.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Поделиться информацией: