Виталий Шуба
Сенатор. Представитель Иркутской области в Совете Федерации РФ

Тонкости бюджетного процесса

Решения, которые приняты в Иркутской области в части корректировки бюджета, укладываются в требования бюджетного законодательства, то есть дефицит не превышает установленной величины, а что касается государственного долга... он сегодня находится на безопасном уровне.

Хотя если в целом говорить, ситуация по консолидированному бюджету субъектов РФ сегодня очень тревожная: дефицит составляет порядка 650 миллиардов рублей, государственный долг – 2,2 триллиона рублей.

Я жду по первому кварталу отчета от управления налоговой службы по Иркутской области, для того чтобы для сравнения сказать, какие тенденции есть. Во-первых, негативные тенденции есть по налогу на прибыль: с 2013 года идет его падение, в Иркутской области по прошлому году оно составило порядка 13%. Но эта тенденция общероссийская. Тут есть несколько причин. В Совете Федерации создана рабочая группа, которая изучает ситуацию, скоро получим полную отчетность по 2013 году для того, чтобы выполнить анализ. На сегодня увязываются две вещи: некий спад в экономике в целом по РФ, те темпы роста, которые мы брали в 2013 году, к сожалению, не выполнены, и по 2014 году ситуация примерно такая же; вступил в действие еще в 2012 году закон о консолидированной группе налогоплательщиков. С одной стороны, мы добивались, чтобы эти законы были приняты, говорили о трансфертном ценообразовании, и позиция эта сегодня не меняется, казалось бы, законы дают именно справедливое распределение налога на прибыль по субъектам РФ. Принцип такой: там, где работает бизнес, где возникает прибыль, там и должны выплачиваться налоги. К сожалению, по налогу на прибыль ситуация такая, что этот налог не привязан жестко к уплате по месту ведения бизнеса. Он платится в основном по месту нахождения головного офиса, и уже соответствующими соглашениями (или в устном порядке иными соглашениями) компании выплачивают налог на прибыль. То есть это уже зависит от усилий, скажем, исполнительной власти субъекта Федерации, от взаимоотношений с хозяйствующими субъектами.

На мой взгляд, это неправильно. Схема должна быть понятной и прозрачной: если ведешь бизнес, зарабатываешь на наших ресурсах, то, пожалуйста, где возникла прибыль, плати налог в соответствии с российским законодательством. И вот – создание групп консолидированных налогоплательщиков... Мы понимаем, что в группу входят как прибыльные предприятия, так и предприятия с низкой доходностью или убыточные. Если условно, то на территории Иркутской области есть прибыльные предприятия, а на территории Красноярского края – убыточные предприятия, эти предприятия входят в одну группу. И в целом получается снижение прибыли по группе, снижение уплаты налога в Иркутской области. Это как бы для примера, не нужно конкретно на субъекты кивать. Получилась средневзвешенная прибыль.

Президент в своем послании 12 декабря прошлого года сказал, что государство будет активно противодействовать или, скажем так, не оказывать режима благоприятствования тем компаниям, которые работают через офшорные зоны. В этом направлении сегодня ведется большая работа, готовится соответствующий законопроект, который уже у бизнеса вызывает неоднозначную реакцию, в том числе вот сегодня на экспертизе находятся шесть законов, которые подготовлены нами в Совете Федерации. В ближайшее время они будут обнародованы.

Говоря об областном бюджете, я еще раз обращаю внимание, что в целом он зависит от роста экономики, поскольку знаю, что Иркутская область довольно активно занимается этой темой, добивается роста экономики, принимает соответствующие решения, в том числе по использованию Иркутской областью права на льготу по налогу на прибыль, имея в виду, что мы получим отдачу. Тяжелое, с одной стороны, решение, сегодня недополучаем, но за счет того, что экономика растет, в следующем году и в последующие годы будем получать весомую добавку. То есть мы восполним то, что потеряли, и от роста экономики еще получим плюс.

Развивая эту тему, обращаю внимание на следующее. Мы принимаем постановление о предложениях Совета Федерации по формированию концепции федерального бюджета на следующий год. Когда считают налоговый потенциал территорий, чтобы определить объем дотации федерального бюджета, считают полностью налоговый потенциал и не учитывают то, что даются послабления, вернее, то, что даются льготы по налогу на прибыль. Но при этом, когда мы будем в будущем получать, будет добавка, нам не считают в налоговом потенциале и снижают дотации федерального бюджета. Я считаю, что это неправильно, нужно поддерживать, и это мы вносим в проект постановления. Это уже вопрос межбюджетных отношений.

О взаимоотношениях Иркутской области с федеральным центром. Буквально недавно на встрече с журналистами в городе Иркутске я сказал, что Иркутская область довольно активно сегодня работает по привлечению средств через участие в государственных программах, федеральных целевых программах. Из федерального бюджета субъектам РФ поступает в рамках государственных программ 85 субсидий на сумму 368 миллиардов рублей. Мы участвуем практически во всех программах. И с учетом того, что ранее эта работа была упущена, сегодня мы наверстываем. Заместитель губернатора Лариса Иннокентьевна Забродская, скажем так, "заточена" на продвижение нас к участию в федеральных программах. Есть уже определенная отдача. Допустим, недавно распределяли субсидии на поддержку сельского хозяйства или по энергосбережению, Иркутская область получает определенную сумму средств. По энергосбережению 25 субъектов всего получают, в том числе Иркутская область. 4,94 миллиарда рублей выделялось. Не потому, что другие субъекты не хотят, они не готовы участвовать в этой программе, они не выполняют условия федерации. А мы из выделенной на программу суммы получаем 160 миллионов рублей. Плюс еще софинансирование. Это позволяет нам выполнить мероприятия по энергосбережению.

 


Теги: правительство иркутской области

 

Близкие материалы по тегам:


Система Orphus
Поделиться информацией: