Список экспертов
Штепа Вадим, футуролог, главный редактор "Иначе.нет"

Алтай в глазах европейца – это не вполне Сибирь


Алтайский край в сибирском контексте уникален своей трансграничной природой и культурой. Если Сибирь у европейца ассоциируется с бескрайними холодными пространствами и нефтегазовыми месторождениями, то Алтай не вполне соответствует этому стереотипу. Но при этом на своей достаточно небольшой территории он словно бы концентрирует сибирские природные красоты и культурную привлекательность. Думаю, что Алтай может успешно развивать бренды экологического туризма, все более востребованного жителями шумных мегаполисов.

При этом сегодня "младший брат" соседей – Алтай – может превратиться в "старшего", если будет эффективно и творчески использовать свою региональную специфику. Многие сибирские регионы сегодня полагаются лишь на экспорт своего природного сырья – но что с ними будет, когда мировая цена на нефть опять упадет?

Однако лидерами современной экономики являются как раз те страны и регионы, которые не богаты собственными полезными ископаемыми. Здесь классический пример – Япония. Эта страна, кстати, вовсе не представляет собой сплошную технократическую зону, там (сужу по опыту своей относительно недавней поездки) есть и особые экологически-культурные префектуры (Тоттори) без всякой крупной промышленности, но развитые не менее своих индустриальных соседей – именно за счет своих уникальных брендов и туристической привлекательности.

Пока Алтай чем-то напоминает мне мою родную Карелию – вроде бы совсем недалеко от петербургского мегаполиса, но при этом менталитет жителей уже существенно отличается. Он не "хуже" и не "лучше", он просто несколько иной. Такие регионы, как Алтай и Карелия, помимо развития въездного туризма могли бы предложить и альтернативный мегаполисам стиль жизни. Такой "товар" в постиндустриальной экономике XXI века будет цениться все более... Это, конечно, совсем не означает какого-то "ухода" в тайгу или в славное прошлое,  скорее – синтез экологической уникальности и высоких технологий.

Проблема Алтая в том, что до него потенциальным туристам и инвесторам из Европы далековато добираться. Но этот "минус" можно превратить в "плюс" – именно за счет интенсивного развития авиатранспорта. Почему бы не превратить Барнаул с его географическим расположением практически в центре российской территории, на полпути от Кёнигсберга до Владивостока, в крупный авиационный узел, "хаб"? Здесь могли бы стыковаться множество межрегиональных рейсов, что исправило бы нелепую ситуацию, когда до любого города в России надо лететь через Москву. Также здесь могли бы возникнуть и новые авиалинии, которые свяжут российские города с бурно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом.

 


Участвовать в обсуждении