Список экспертов
Мчедлова Мария, ведущий научный сотрудник Центра "Религия в современном обществе" Института социологии РАН

Нынешняя интерпретация конца света – рост потребления и проникновение новых форм религиозности


Одной-единственной причины тому, почему тема конца света столь широко обсуждаема, нет. Во-первых, дат конца света в истории назначалось очень много. Особенно в кризисные моменты. Второе – конец света, понимаемый нерелигиозным сознанием как конец всего, вызывает страх смерти. А страх смерти, в свою очередь, имеет оборотной стороной проблему возрастания потребления. Поэтому коммерционализация данного вопроса – налицо. Можно привести примеры с покупкой бункеров, мест на ковчегах, наборов "конца света", так же как и массовые покупки свечей и продуктов питания.

Еще один фактор – это то, что современные интерпретации конца света находятся в русле новых форм религиозности, так называемых движений new age, выросших из уфологических концепций в сочетании с мистицизмом, эзотерикой, отсылкам к мифологии древних цивилизаций. Стоит отметить, что рынок движения new age, который, например, на Западе имеет большое число последователей, также очень коммерционализирован. Еще один момент – о конце света не говорят традиционные конфессии, ведь, в частности, для христианского сознания это не есть конец всего. Это переход в новое качество, и точного времени его людям знать не дано.

В качестве вывода: конец света в нынешней интерпретации – это увеличение потребления, достаточно чувствительное в условиях экономической рецессии, а с другой стороны – процесс проникновения новых форм религиозности в общественное сознание.
 


Участвовать в обсуждении