Официально

Распоряжение Красноярского края от 22.07.2011 N 28-ОРГ

О методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению проектов правовых актов администрации города

В целях определения общих требований к разработке проектов правовых актов администрации города Красноярска, руководствуясь ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением Главы города от 22.12.2006 N 270-р:
1. Утвердить Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению проектов правовых актов администрации города согласно приложению.
2. При внесении изменений в ранее принятые правовые акты администрации города применяются обозначения структурных единиц, уже используемые в этих правовых актах.
3. Руководителям органов и территориальных подразделений администрации города ознакомить муниципальных служащих, ответственных за разработку правовых актов администрации города, с настоящим распоряжением.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу по истечении 30 дней со дня принятия.
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Главы города по правовым вопросам - руководителя департамента общественной безопасности Стригина Ю.М.

Первый заместитель Главы города
В.П.Бобров

Приложение
к Распоряжению администрации г.Красноярска
от 22 июля 2011 г. N 28-ОРГ

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению проектов правовых актов администрации города Красноярска

Настоящие Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению проектов правовых актов администрации города Красноярска (далее - Методические рекомендации) распространяются на постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города, распоряжения руководителей администраций районов в городе (далее - правовые акты).
Методические рекомендации определяют требования к составлению и оформлению проектов правовых актов.
Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение всеми субъектами, уполномоченными на разработку правовых актов.
Цель разработки Методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества оформления и содержания правовых актов путем соблюдения единообразия в выборе и использовании правил и приемов юридической техники.
Методические рекомендации не включают нормы и правила делопроизводства, регламентируемые Инструкцией по делопроизводству в администрации города Красноярска.

I. Общие положения

1. Разработка проекта правового акта (далее - Проект) осуществляется на основании следующих основных принципов:
- соответствие Проекта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Красноярского края и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Красноярского края, Уставу города Красноярска, иным правовым актам города Красноярска;
- соотнесение содержащихся в Проекте правовых норм, поручений с нормами ранее изданных по данному вопросу правовых актов в целях исключения дублирования и противоречий;
- краткое, последовательное, четкое изложение текста Проекта, исключающее возможность его произвольного толкования;
- применение юридически закрепленных упоминаемых в Проекте наименований организаций;
- определение в Проекте конкретных исполнителей и реальных сроков исполнения поручений;
- недопущение включения в текст Проекта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

II. Наименование проекта

2. Наименование Проекта должно кратко и точно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования.
Наименование заключает в себе ответ на вопрос "о чем (о ком)?" содержание Проекта и состоит, как правило, не более чем из 30 слов.
В наименование Проекта слово "Красноярска", как правило, не включается.
Исключение составляют случаи, когда слова "города Красноярска" являются частью названия должности, наименования органа или территориального подразделения администрации города либо их отсутствие искажает смысл наименования Проекта.
3. Если в наименовании необходимо указать правовой акт города, то указываются его вид, дата (цифровым способом) и номер.
4. В наименовании Проекта, принимаемого на определенный временной период, как правило, указывается период действия данного акта.
5. Перечислять в наименовании Проекта все изменяемые им правовые акты нет необходимости. Для обеспечения краткости и точности восприятия наименования в нем определяется тематика вносимых изменений.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
                О внесении изменений в отдельные правовые
                         акты города по вопросам...
-------------------------------------------------------------------------

6. Конкретизация наименования Проекта о внесении изменений возможна только в том случае, если изменения вносятся не более чем в два правовых акта.
7. Если в Проекте одновременно с другими пунктами содержатся пункты о внесении изменений в иные правовые акты, то указание на характер изменений должно быть отражено в его наименовании.

III. Преамбула Проекта

8. Преамбула (введение) - самостоятельная часть Проекта, которая предваряет текст Проекта, содержит ссылки на правовые акты, в соответствии с которыми принимается данный Проект, с указанием их реквизитов и наименований, а также определяет его цели и задачи. В документах распорядительного характера указание на цели и задачи не является обязательным.
Преамбула Проекта должна быть изложена кратко и составлять не более одного абзаца.
9. Преамбула Проекта:
- не содержит норм права;
- не делится на пункты;
- не содержит ссылок на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием данного правового акта;
- не формулирует предмет правового регулирования правового акта;
- не нумеруется.
10. В преамбуле Проекта указываются соответствующие статьи Устава города Красноярска, а при необходимости - правовые акты города, устанавливающие полномочия органов, должностных лиц администрации города Красноярска на подписание Проекта.
Если основанием к изданию правового акта является нормативный правовой акт Российской Федерации, Красноярского края, города Красноярска, то в преамбуле Проекта указываются его вид, дата (цифровым способом), номер, наименование.
11. Преамбула проектов постановлений администрации города завершается словом "Постановляю", выполненным прописными буквами.

IV. Содержание Проекта

12. Подготовка Проекта должна быть направлена на правовое регулирование вопросов городского значения, вопросов осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления; устранение множественности действующих правовых актов города, регулирующих одни и те же правоотношения; ликвидацию имеющихся в них противоречий и неточностей; приведение в соответствие с действующим законодательством.
13. Текст Проекта должен содержать предписания с учетом конкретности в определении целей, задач и средств их достижения; обеспечения необходимыми финансовыми средствами; определения механизмов его исполнения; единообразия и простоты построения однородных логико-стилистических структур.
14. Текст Проекта должен излагаться кратко, быть доступным для понимания и не допускать возможности его произвольного толкования. Стиль изложения должен быть официально-деловым, без применения метафор, аллегорий, устаревших или сленговых терминов и выражений.
В официально-деловом стиле преимущественно используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении. Не допускается употребление экспрессивных речевых средств.
15. Проект, как правило, не должен текстуально повторять положения федерального, краевого законодательства либо правовых актов города.
16. Не допускается использование в Проекте слов и выражений, не имеющих юридического содержания и приводящих к невозможности контроля за исполнением предписаний, например: "усилить", "укрепить", "активизировать", "повысить", "углубить".
17. Определения вводимых технических, научных и специальных терминов, если они не определены законодательством, должны быть даны в Проекте.
Использование иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения стали в русском языке общеупотребительными.
Слова и выражения в Проекте используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в действующем законодательстве. Не допускается обозначение разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, а также использование узкоспециальных терминов, не применяемых при построении правовых норм.
Термины используются в том значении, которое придается им действующим законодательством.
18. При включении в текст Проекта пунктов о вступлении в силу должно употребляться понятие "вступление в силу".
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     Настоящее постановление  вступает в силу по истечении 10 дней со дня
его официального опубликования.

или

     Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
-------------------------------------------------------------------------

Пункт о вступлении в силу правового акта располагается в заключительной части Проекта.
Согласно статье 58 Устава города Красноярска правовые акты администрации города вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не предусмотрено иное. В случае если правовые акты затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, то подлежат опубликованию в срок до 15 дней со дня их издания и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Поэтому порядок вступления в силу указывается в Проекте в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу правового акта, отличный от определенного статьей 58 Устава города Красноярска.
В исключительных случаях действие правового акта может быть распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления его в силу, при условии соблюдения требований статьи 54 Конституции Российской Федерации.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     Распоряжение вступает  в силу со дня его  официального опубликования
и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
-------------------------------------------------------------------------

V. Требования к изложению текста Проекта

19. Даты в тексте Проекта указываются словесно-цифровым, цифровым способами. Словесно-цифровым способом в следующей последовательности: число (цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
с 18 февраля 2007 года

или

в срок до 22 октября 2009 года
-------------------------------------------------------------------------

В однозначном числе месяца цифра "ноль" перед цифрой не ставится.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
до 1 апреля 2000 года
-------------------------------------------------------------------------

20. При написании чисел используются словесный (например: семь километров, шестнадцать листов), цифровой (например: 800, 11800) и словесно-цифровой (например: 100 тысяч, 200 миллионов) способы.
Словесно-цифровой способ применяется, как правило, для обозначения крупных круглых чисел.
Обозначения простых единиц измерения в тексте Проекта пишутся полностью.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
20  метров,  200 тонн,  700 рублей   (в  приложении   к  правовому   акту
допускается - 20 м, 200 т, 700 руб.)
-------------------------------------------------------------------------

Обозначения сложных единиц измерения пишутся полностью только во второй части.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
17 куб. метров, 19 тыс. тонн, 100 тыс. рублей
-------------------------------------------------------------------------

При написании сложных существительных и прилагательных, имеющих в своем составе числительные, применяется словесно-цифровой способ.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
150-летие, 3-дневный, 25-процентный
-------------------------------------------------------------------------

Существительное после дробного числа согласуется с дробной его частью и ставится в родительном падеже единственного числа.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
25,4 процента, 46,2 кв. метра, но 28,5 тыс. метров, 25 процентов
-------------------------------------------------------------------------

Числительные "полтора", "два с половиной" или подобные им рекомендуется обозначать цифрами.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
1,5 раза, 2,5 литра
-------------------------------------------------------------------------

Порядковые числительные, обозначаемые арабскими цифрами, пишутся с наращением.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
80-е годы, на 14-й день
-------------------------------------------------------------------------

Порядковые числительные, обозначаемые римскими цифрами, пишутся без наращения.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
начало XXI века, в XX веке
-------------------------------------------------------------------------

При написании подряд нескольких порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, наращение указывается только у последнего числительного.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
8-10-е классы, в 70-80-е годы
-------------------------------------------------------------------------

Римскими цифрами, как правило, обозначают века, кварталы, порядковые номера конференций, конгрессов, международных объединений, ассамблей, спортивных состязаний.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
XX век, IV квартал, XII Олимпийские игры
-------------------------------------------------------------------------

21. Используемые в Проекте аббревиатуры должны быть раскрыты.
Употребляемые в Проекте сокращения слов должны быть общепринятыми, а их написание - унифицировано.
22. Для удобства изложения в тексте Проекта могут применяться сокращенные наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, правовых актов, мероприятий ит. п., о чем указывается непосредственно после первого упоминания сокращаемого словосочетания. При этом сокращенное наименование указывается в именительном падеже.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
     Постановление  администрации  города  Красноярска от 09.02.2010 N 55
"Об  утверждении  Положения  о  порядке  размещения  временных сооружений
на территории города Красноярска" (далее - постановление)...

или

В соответствии с городской целевой программой (далее - Программа)...
-------------------------------------------------------------------------

В Проекте может быть приведен перечень сокращенных наименований, используемых в тексте.
Если после применения сокращения в тексте правового акта возникает необходимость употребления полного словосочетания, то применяется формулировка "далее также -".
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
инвалиды  Великой  Отечественной  войны и инвалиды боевых действий (далее
также - инвалиды войны)
-------------------------------------------------------------------------

23. Если в Проекте упоминается физическое лицо, то в наименовании правового акта инициалы ставятся после фамилии, а в тексте правового акта фамилия, имя, отчество указываются полностью.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
         О награждении нагрудным знаком "Герб города Красноярска"
                             Фамилия И.О.

     Наградить  Фамилия  Имя  Отчество,   заслуженного   мастера   спорта
по  вольной  борьбе,  заслуженного  тренера  России, двукратного чемпиона
мира,  главного  тренера  сборной  Красноярского  края по вольной борьбе,
тренера  спортивного  краевого   государственного  бюджетного  учреждения
"Академия  борьбы  имени  Д.Г.Миндиашвили", нагрудным знаком "Герб города
Красноярска" за выдающийся вклад в развитие города Красноярска.
-------------------------------------------------------------------------

24. В тексте Проекта, за исключением формул (таблиц), не допускается применять математический знак "-" перед отрицательными значениями величин (следует писать слово "минус"); применять без числовых значений математические знаки, например: ">" (больше), "<" (меньше), "=" (равно), "+" (плюс) и их сочетания, а также знак "%" (процент).

VI. Структура Проекта

25. Деление Проекта на структурные единицы систематизирует его, позволяет осуществлять на него ссылки, упрощает пользование им.
Применяются следующие структурные единицы правовых актов по нисходящей: раздел; пункт; подпункт; абзац.
26. Раздел Проекта:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами; имеет наименование; печатается по центру страницы.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
                           I. Общие положения
-------------------------------------------------------------------------

27. Пункт Проекта является его основной структурной единицей. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и наименований не имеют.
Нумерация пункта (подпункта) арабскими цифрами в десятичной системе с точками между двумя цифрами допускается только в случаях, когда необходимо дополнить правовой акт новым пунктом между уже существующими пунктами.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     1. _______________________________ (пункт 1).
     1.1. _____________________________ (пункт 1.1).
     2. _______________________________ (пункт 2).
-------------------------------------------------------------------------

Пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые буквами русского алфавита или арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой.
Пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы. При этом использование дефиса при обозначении абзацев не допускается.
28. Нумерация разделов, пунктов Проекта должна быть сквозной. Недопустима отдельная нумерация пунктов каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию разделов, пунктов, подпунктов правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц правового акта.
Если правовой акт дополняется новыми структурными единицами между уже существующими, то их необходимо обозначать дополнительными цифрами (например, в случае необходимости дополнить текст структурной единицей между пунктами 2 и 3 - ее следует обозначить цифрами "2.1").
29. Целесообразно избегать включения в правовой акт примечаний к пунктам, разделам или правовому акту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных пунктов или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
Примечания, сноски в тексте правового акта могут использоваться, как правило, в приложениях к правовым актам и только в случае, когда содержание примечания, сноски невозможно изложить в структурной единице правового акта.
Примечания располагаются в конце приложения и обозначаются словом "Примечание". При наличии нескольких примечаний они нумеруются арабскими цифрами.
Знак сноски указывается звездочкой или арабской цифрой. Сноска располагается в конце листа и отделяется от текста горизонтальной линией слева. Сноска к положениям, изложенным в таблице, располагается после таблицы.
30. Проекты могут иметь приложения, содержащие программы, регламенты, правила, положения, перечни, таблицы, графики, образцы документов и т. д.
31. В тексте правового акта в таком случае указывается ссылка на приложение, как правило, при помощи слов "согласно приложению", "(приложение ___)".
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
     Утвердить городскую целевую программу "___________________" согласно
приложению.

или

     Утвердить Положение о ______________________________ (приложение 1).
-------------------------------------------------------------------------

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы со ссылкой на вид правого акта, его регистрационный номер и дату (цифровым способом).
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
                                                     Приложение
                                                     к постановлению
                                                     администрации города
                                                     от _____ N _________
-------------------------------------------------------------------------

Если Проект содержит несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N .
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
                                                     Приложение 2
                                                     к распоряжению
                                                     администрации города
                                                     от _____ N _________
-------------------------------------------------------------------------

При ссылках на приложения в тексте Проекта правового акта знак N также не указывается.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
согласно приложению 3 к настоящему постановлению
-------------------------------------------------------------------------

32. Приложения к Проекту должны иметь наименования.
Наименование приложения располагается по центру страницы.
Документы, утверждаемые правовыми актами в виде приложений, могут иметь свои приложения.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
                                              Приложение 2 
                                              к Положению о _____________
-------------------------------------------------------------------------

33. Графы и строки таблицы в тексте Проекта или в приложении к нему должны иметь наименования (заголовки), выраженные именами существительными в именительном падеже. Наименования (заголовки) граф и строк указываются, как правило, с прописной буквы. Точка в конце наименований (заголовков) граф и строк не ставится.
В одноярусном расположении заголовков граф таблиц они пишутся с прописной буквы.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------

Наименование
продукции
Единица измерения,
штук
2007 год -
всего
В том числе
первое полугодие
1
2
3
4
-------------------------------------------------------------------------

В двух- или многоярусном расположении заголовков граф таблицы заголовки верхнего яруса пишутся с прописной буквы, а заголовки второго, третьего и т.д. ярусов граф пишутся со строчной буквы, если они грамматически подчинены заголовкам верхнего яруса граф.

Пример:

-------------------------------------------------------------------------
Наименование
продукции
Объем капитальных вложений,
млн.рублей
2007 год - всего
в том числе объем строительно-монтажных работ
2008 год - всего
в том числе объем строительно-монтажных работ
1
2
3
4
5
-------------------------------------------------------------------------

Заголовки второго, третьего и т. д. ярусов графы пишутся с прописной буквы, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку графы.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
Наименование автоматических манипуляторов
Исполнитель и срок выполнения работ
Разработка технической документации
Производство первой промышленной серии
1
2
3
-------------------------------------------------------------------------

Номера граф и строк таблицы указываются без точек.
Если таблицу печатают более чем на одной странице, наименование граф или их цифровое обозначение повторяется вверху на каждой следующей странице.
Таблица может иметь "альбомное" расположение.

VII. Порядок употребления ссылок

34. Ссылки в пунктах Проектов на другие пункты, а также на ранее принятые правовые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
35. В ссылках указываются вступившие в силу правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты, а также на проекты правовых актов недопустимы.
36. При использовании в Проекте ссылки на иной правовой акт указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид правового акта, его дата (с использованием цифрового способа изложения), регистрационный номер и наименование.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
в соответствии  со статьей 16 Федерального закона  от 06.10.2003 N 131-ФЗ
"Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления в Российской
Федерации"

или

регулируются Законом Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2627 "О порядке
опубликования   и   вступления   в   силу   нормативных   правовых  актов
Красноярского края",

или

согласно   постановлению   администрации   города   от  30.04.2010  N 183
"Об утверждении  тарифов  на  услуги  муниципального  предприятия  города
Красноярска "Центр приватизации жилья"
-------------------------------------------------------------------------

37. При неоднократных ссылках на один и тот же правовой акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
в соответствии с  Федеральным законом от  12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных
гарантиях  избирательных  прав  и права  на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
-------------------------------------------------------------------------

38. Ссылки на Конституцию Российской Федерации, Устав города Красноярска оформляются следующим образом:
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации

или

руководствуясь статьями 45, 58, 59 Устава города Красноярска
-------------------------------------------------------------------------

39. При ссылке на Кодекс дата подписания и регистрационный номер Кодекса не указываются.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
регулируются Земельным кодексом Российской Федерации

или

в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации
-------------------------------------------------------------------------

40. При ссылках на конкретную главу и статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации

или

в  порядке,  установленном  статьей 20  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации,

или

в соответствии с главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации
-------------------------------------------------------------------------

41. При ссылке не на весь правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
регулируются  подпунктом  "б"  пункта  4  части 2 статьи 10  Федерального
закона от ___ N ____ "______"
-------------------------------------------------------------------------

42. Разделы, пункты, подпункты при ссылке на них обозначаются цифрами; подпункты, обозначенные строчными буквами русского алфавита, указываются в кавычках.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
подпункт "а" пункта 2;
подпункт "в" пункта 1;
разделы III и IV
-------------------------------------------------------------------------

43. Обозначения абзацев и предложений при ссылках на них указываются словами.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
абзац второй пункта 1;
в соответствии с первым предложением абзаца первого пункта 1
-------------------------------------------------------------------------

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     1. ________________: (абзац первый пункта 1)
     ___________________; (абзац второй пункта 1)
     ___________________; (абзац третий пункта 1)
-------------------------------------------------------------------------

44. Ссылка в правовом акте на его структурные единицы оформляется при помощи слова "настоящий".
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
содержащиеся в разделе II настоящего постановления (распоряжения);
в связи с положениями настоящего раздела;
в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления;
в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;
регулируется подпунктом "а" пункта 2 настоящего постановления
-------------------------------------------------------------------------

45. В тексте Проекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

VIII. Внесение изменений в правовые акты

46. Проекты о внесении изменений в ранее принятые правовые акты принимаются в целях:
приведения правовых актов в соответствие с вновь принятыми правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, города Красноярска;
устранения множественности или неопределенности правовых норм по одним и тем же вопросам;
устранения выявленных технических ошибок; устранения выявленных коррупциогенных факторов.
47. Внесением изменений считается: замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
исключение структурных единиц не вступившего в силу правового акта (раздела, пункта, подпункта, абзаца);
новая редакция структурной единицы правового акта;
дополнение структурной единицы нормы правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение правового акта новыми структурными единицами;
приостановление действия правового акта или его структурных единиц;
продление действия правового акта или его структурных единиц.
48. Внесение изменений в правовые акты оформляется самостоятельным правовым актом.
В исключительных случаях допускается наличие в правовых актах, устанавливающих новое правовое регулирование, норм, содержащих внесение изменений в ранее принятые правовые акты или их структурные единицы. В указанных случаях наименование проекта должно отвечать требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций.
49. При внесении изменений в правовой акт обязательно указываются его вид, дата, регистрационный номер, наименование.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     Внести  в постановление Главы  города Красноярска от 08.02.2008 N 69
"О  Координационном  совете   в  области   развития  малого   и  среднего
предпринимательства при Главе города Красноярска" следующие изменения:
-------------------------------------------------------------------------

50. Независимо от конкретного содержания Проекта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте Проекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц, новая редакция структурной единицы правового акта, дополнение структурной единицы правового акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение правового акта структурными единицами, наименование правового акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и падеже и оформляется следующим образом:
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
О внесении изменений
в постановление администрации
города от __________ N ______

или

                   О внесении изменения в распоряжение
                   администрации города от ___ N _____
-------------------------------------------------------------------------

51. Изменения всегда вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо.
Исключение могут составлять ситуации, когда в изменяющем правовом акте корректируются положения о его вступлении в силу либо возникла необходимость внести изменения в правовой акт, не вступивший в силу.
52. Внесение в основной правовой акт норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный правовой акт или в правовой акт вводятся специальные переходные положения.
53. При внесении изменений в правовой акт соответствующий текст изменений заключается в кавычки.
54. Вносимые изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения. Указание на раздел правового акта не требуется при наличии нумерованных пунктов в данном разделе. При внесении изменений в правовой акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, затем указывается характер изменений. Внесение изменений в правовой акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     Абзац первый пункта 7 дополнить предложением следующего содержания:
     "______________".
-------------------------------------------------------------------------

55. При дополнении правового акта структурной единицей указывается точное месторасположение дополняемых структурных единиц со ссылкой, на соответствующий раздел правового акта. Ссылка на раздел правового акта не требуется при наличии нумерованных пунктов в данном разделе.
56. Внесение изменений в обобщенной форме в правовой акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по всему тексту") не допускается.
По общему правилу, каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы правового акта, которая изменяется.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     1. Внести в постановление Главы города Красноярска от ______________
N ____ "______________" следующие изменения:
     1.1. В пункте 17 слова "__________________________" заменить словами
"_____________________".
     1.2. _____________________
-------------------------------------------------------------------------

57. Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в структурную единицу правового акта либо приложение к правовому акту, когда необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     1. Внести в постановление администрации города Красноярска от ______
N ____ "____" следующие изменения:
     1) в пункте 17 слова "__________________________" (слова указываются
в  именительном  падеже  единственного  числа)  в  соответствующих  числе
и падеже заменить словами "___" (слова указываются в имени-тельном падеже
единственного числа) в соответствующих числе и падеже;
     2) в приложении 2 к постановлению слова "_______" (слова указываются
в  именительном  падеже  единственного  числа)  в  соответствующих  числе
и падеже заменить словами "___________" (слова указываются в именительном
падеже единственного числа) в соответствующих числе и падеже.

или

     1. Внести в постановление Главы города Красноярска от ______________
N ________ "________" следующие изменения:
     1) в пункте 17 слова "___________" (слова указываются в именительном
падеже  единственного  или множественного числа) в соответствующем падеже
заменить словами "_____________" (слова указываются в именительном падеже
единственного или множественного числа) в соответствующем падеже;
     2) в приложениях 1-7 к постановлению слова "________________" (слова
указываются в именительном падеже единственного числа)  в соответствующих
числе и падеже заменить словами "____________________" (слова указываются
в  именительном  падеже  единственного  числа)  в  соответствующих  числе
и падеже.
-------------------------------------------------------------------------

58. Если изменение и (или) дополнение влечет изменение знаков препинания в тексте правового акта, то соответствующие знаки препинания включаются в текст вносимых изменений, дополнений.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
пункт  1  дополнить  словами  ", если  иное  не предусмотрено действующим
законодательством"

или

в пункте 1 исключить слова "предприятий, учреждений,"
-------------------------------------------------------------------------

59. При внесении дополнений в пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
Пункт 6 после слов "__________________________________" дополнить словами
"______________________________".
-------------------------------------------------------------------------

60. В случае если дополняется словами структурная единица и эта дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
Пункт 1 дополнить словами "_________________________".
-------------------------------------------------------------------------

При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
61. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы правового акта оформляется следующим образом:
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     1. Внести в постановление администрации города Красноярска от ______
N ________ "О __________" следующие изменения:
     1) в подпункте "а" пункта 2 слова "_______________" заменить словами
"____________";
     2) пункт 4 после слов "__________________________________" дополнить
словами "________________";
     3) подпункт "в" пункта 5 дополнить  абзацем  следующего  содержания:
     "____________";
     4) пункт   7   дополнить    предложением   следующего    содержания:
"___________________";
     5) второе предложение пункта 8 исключить;
     6) пункт 11 изложить в следующей редакции:
     "11. ___________________".
-------------------------------------------------------------------------

62. При внесении изменений в таблицу конструкция: "в графе 5 строки 7 слово "_________" заменить словом "______________" используется только в случае внесения изменений в одну ячейку таблицы.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
В графе 2 строки 1.1 слова "___________" заменить словами "____________".
-------------------------------------------------------------------------

Если же вносятся изменения более чем в одну ячейку таблицы, то вся строка излагается в новой редакции.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     Строку 1.1 таблицы приложения 8 к постановлению изложить в следующей
редакции:

"1.1
Обеспечение функционирования муниципальных учреждений здравоохранения
4 445 139,29
1 484 927,09"
-------------------------------------------------------------------------

63. При дополнении правового акта пунктами, подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце раздела или пункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых пунктов или подпунктов.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     Раздел  I  "Общие  положения"   дополнить   пунктом  21   следующего
содержания:
     "21. ____________________".

или

     Пункт  3  раздела  I  "Общие  положения"  дополнить  подпунктом  "д"
следующего содержания:
     "д) __________________".
-------------------------------------------------------------------------

64. В целях сохранения структуры правового акта:
при необходимости включения в структурную единицу правового акта новых двух и более абзацев, имеющих разное местоположение, дается новая редакция этой структурной единицы;
при необходимости включения между абзацами текста одного или более новых абзацев в одном месте новая редакция всей структурной единицы правового акта, к которой относится включенный абзац (абзацы), не приводится;
при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац не участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
65. Новая редакция правового акта в целом, как правило, не допускается.
Новый правовой акт принимается с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта в случаях, если:
необходимо внести в правовой акт изменения, требующие его переработки по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в правовой акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы правового акта, причем частично;
необходимо внести изменения в правовой акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
66. Структурная единица правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы правового акта.
67. Изложение структурной единицы правового акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
68. При необходимости изложить одну структурную единицу правового акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     Внести  в пункт 16  распоряжения  администрации  города  Красноярска
от ______ N ______ "О _____" изменения, изложив его в следующей редакции:
     "16. __________________________".
-------------------------------------------------------------------------

69. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
цифры "16, 26,234" заменить цифрами "11, 45, 356"
-------------------------------------------------------------------------

70. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
слова "в 100 раз" заменить словами "в 200 раз"
-------------------------------------------------------------------------

71. При одновременном внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного правового акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одном пункте. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     1. Внести в постановление администрации города от _________ N ______
"___________" следующие изменения:
     1) в пункте 1 слова "____________" заменить словами "_____________";
     2) пункт 2 дополнить словами "_________________________________";
     3) пункт 5 признать утратившим силу;
     4) в пункте 10 слова "_______________________________" исключить.
-------------------------------------------------------------------------

72. Если Проектом предусматривается изложение в новой редакции приложения к правовому акту, текст новой редакции приложения является приложением к тексту изменяющего правового акта.
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
     1. Приложения   1-7  к  Программе   изложить   в  редакции  согласно
приложениям 1-7 к настоящему распоряжению.

или

     1. Приложение  1  к  постановлению   изложить  в  редакции  согласно
приложению к настоящему постановлению.
-------------------------------------------------------------------------

Если проектом предусматривается изложение в новой редакции приложения к правовому акту, то новая редакция приложения должна содержать гриф излагаемого в новой редакции приложения.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
                                                     Приложение 2
                                                     к распоряжению
                                                     администрации города
                                                     от _________ N _____

                                                     "Приложение 1
                                                     к распоряжению
                                                     администрации города
                                                     от 15.10.2010 N 235

                                Положение
                         о...
                                                                    ...".
-------------------------------------------------------------------------

IX. Признание утратившими силу правовых актов

73. Действие правовых актов начинается со дня вступления их в силу и прекращается в день утраты ими юридической силы.
74. Признание утратившими силу правовых актов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех правовых актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной правовой акт вносились изменения, не допускается.
В перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам правовой акт, так и все правовые акты, которыми в текст основного правового акта ранее вносились изменения;
правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь правовой акт, а только его отдельные структурные единицы. При этом отдельными позициями указываются как сама структурная единица правового акта, так и все правовые акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.
75. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, оформляется, как правило, самостоятельным правовым актом. В исключительных случаях перечень может быть самостоятельным пунктом в правовом акте, устанавливающем новое правовое регулирование, правовом акте о внесении изменений в правовые акты и признании утратившими силу некоторых правовых актов.
76. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным, с тем чтобы не был упущен ни один правовой акт, противоречащий новому правовому акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один правовой акт или его часть, сохраняющие свое значение.
77. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен содержать вид правового акта, дату, регистрационный номер, наименование правового акта.
78. Каждый правовой акт включается в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     1. Признать утратившими силу:
     постановление    администрации     города    от   12.07.2011   N 416
"Об организации ярмарок на территории города Красноярска";
     постановление     администрации    города   от   11.12.2008   N 42-а
"Об   утверждении   городской   целевой  программы   "Старшее  поколение"
на 2009-2011 годы".
-------------------------------------------------------------------------

79. При признании утратившим силу всего правового акта, наименование которого было изменено, в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный правовой акт включается сего первоначальным наименованием. Правовой акт, изменивший наименование первого правового акта, включается в перечень в виде отдельной позиции.
При признании утратившей силу структурной единицы правового акта, наименование которого было изменено, в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, правовой акт включается с измененным наименованием.
80. При признании утратившей силу структурной единицы правового акта, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных позиций включаются данная структурная единица и структурная единица правового акта, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена.
81. Правовые акты в перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их принятия). В пределах одной и той же даты принятия правовые акты города располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
82. При необходимости установить в одном перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых они признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с датой (сроком) утраты силы.
83. Если в правовом акте осталась одна структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признать утратившим силу весь правовой акт полностью, а не только эту структурную единицу.
84. Если в правовом акте имеются нормы, которыми признавались утратившими силу ранее изданные правовые акты, то при необходимости признать утратившим силу данный правовой акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких норм.
85. В перечни правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только правовые акты, которые действовали до принятия нового правового акта, но также правовые акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо были поглощены последующими правовыми актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
86. В перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются правовые акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Правовые акты (нормы) временного характера в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек, либо если из их содержания с очевидностью не ясен временный характер их действия.
Если действие правового акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной правовой акт, так и продлевающий его действие правовой акт.
87. Если подлежащая признанию утратившей силу структурная единица содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только эта структурная единица, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
88. Если в структурной единице наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается эта структурная единица только в части, относящейся к приложению.
89. Если правовой акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, либо судом установлено, что данный правовой акт при принятии изначально не соответствовал требованиям действующего законодательства, применяется термин "отменить".
90. Если правовой акт был признан утратившим силу ошибочно, то принимается новый правовой акт. В данном правовом акте указывается, что признанный утратившим силу правовой акт признается действующим и вносятся соответствующие изменения в правовой акт, признавший его утратившим силу.
91. Признание утратившим силу раздела влечет одновременную утрату силы его пунктов. Признание утратившим силу пункта влечет одновременную утрату силы его подпунктов.

X. Оформление Проектов о создании совещательных органов при администрации города (комиссий, советов)

92. В случаях, если совещательный орган при администрации города (далее - комиссия) создается впервые и его создание оформляется отдельным правовым актом, первым включается пункт о создании комиссии, затем пункт об утверждении ее состава.
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
     1. Создать комиссию  по подготовке  проекта Правил  землепользования
и застройки г.Красноярска.
     2. Утвердить состав  и Положение  о комиссии  по подготовке  проекта
Правил землепользования и застройки г.Красноярска согласно приложениям 1,
2.
-------------------------------------------------------------------------

93. При утверждении состава комиссии члены комиссии располагаются в следующем порядке: председатель комиссии, заместитель (заместители в алфавитном порядке) председателя комиссии, секретарь комиссии, члены комиссии. Фамилии членов комиссии располагаются также в алфавитном порядке.
94. При включении в состав комиссии лиц, не являющихся должностными лицами администрации города Красноярска, после указания должности лица обозначается условие вхождения его в состав комиссии "(по согласованию)".
Пример:

-------------------------------------------------------------------------
Иванов И.И. - депутат  Красноярского  городского  Совета   депутатов  (по
согласованию)
-------------------------------------------------------------------------

95. При включении (исключении) в состав комиссии членов комиссии используются следующие формулировки:
Примеры:

-------------------------------------------------------------------------
     1. Включить в состав комиссии Ф.И.О., должность.
     2. Исключить из состава комиссии Ф.И.О. (должность не указывается).

или

     1. Включить в состав комиссии следующих лиц:
     Ф.И.О. - должность;
     Ф.И.О. - должность.
-------------------------------------------------------------------------

Руководитель юридического управления
Р.А.Многогрешнов