Официально

Закон Красноярского края от 23.05.2013 N 4-1333

О недропользовании в Красноярском крае

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирует вопросы недропользования, в том числе отношения, возникающие при предоставлении и использовании участков недр местного значения, к которым относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, а также участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Красноярского края (далее - участки недр местного значения).

Статья 2. Основные понятия
1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
общераспространенные полезные ископаемые - природные скопления минералов и горных пород в недрах, физико-химические свойства которых позволяют использовать их для нужд производственно-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, включая производство строительных материалов, создание искусственных оснований, насыпей, плотин и других сооружений;
месторождение общераспространенного полезного ископаемого - природное скопление общераспространенного полезного ископаемого, запасы которого разведаны и учтены территориальным балансом запасов общераспространенных полезных ископаемых и которое в количественном и качественном отношениях может быть предметом промышленной разработки при данном состоянии техники и технологии в существующих экономических условиях;
подземные сооружения местного и регионального значения, не связанные с добычей полезных ископаемых, - инженерные объекты различного, в том числе коммунально-бытового, назначения.
2. Иные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, по своему объему и содержанию соответствуют терминам и понятиям, используемым в ЗаконеРоссийской Федерации "О недрах" и принятых в соответствии с ним других федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

Статья 3. Законодательство Красноярского края о недропользовании
Законодательство Красноярского края о недропользовании в соответствии сКонституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации о недрах состоит из УставаКрасноярского края, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов края.

 

Глава 2. Полномочия органов государственной власти края в сфере недропользования

Статья 4. Полномочия Законодательного Собрания края в сфере недропользования
К полномочиям Законодательного Собрания края в сфере недропользования относится:
а) принятие законов края в сфере недропользования;
б) установление порядка пользования и предоставления участков недр местного значения;
в) утверждение бюджетных ассигнований из краевого бюджета, направляемых на осуществление полномочий, реализуемых в сфере недропользования;
г) осуществление контроля за решением вопросов в сфере недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды органами исполнительной власти края;
д) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством, Уставом и законами края.

Статья 5. Полномочия Правительства края в сфере недропользования
К полномочиям Правительства края в сфере недропользования относится:
а) принятие нормативных правовых актов в сфере недропользования;
б) формирование совместно с Российской Федерацией краевого перечня полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, в установленном порядке;
в) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории края;
г) утверждение долгосрочных, ведомственных целевых программ геологического изучения недр, воспроизводства, развития и использования минерально-сырьевой базы края в пределах своих полномочий;
д) участие в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
е) установление порядка осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
ж) принятие решения об участии в реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
з) формирование расходов краевого бюджета на осуществление полномочий, реализуемых в сфере недропользования;
и) установление порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения;
к) установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения по результатам проведения аукционов, а также без проведения аукционов;
л) установление порядка проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, в том числе порядка формирования аукционных комиссий и порядка принятия ими решений в отношении каждого участка недр местного значения или группы участков недр местного значения, порядка уплаты суммы сбора за участие в аукционе на право пользования участками недр местного значения;
м) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством, Уставом и законами края.

Статья 6. Полномочия уполномоченных органов исполнительной власти края в сфере недропользования
1. К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти края, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере недропользования, относится:
а) подготовка и представление в Правительство края предложений к проектам соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр;
б) представление в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложений по формированию программы лицензирования пользования участками недр, условиям проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр и условиям лицензий на пользование участками недр;
в) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
г) создание и ведение краевого фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств краевого бюджета и соответствующих местных бюджетов;
д) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
е) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
ж) утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом;
з) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
и) установление порядка оформления, подачи и регистрации заявок на участие в аукционе и заявок на получение права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона;
к) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
л) разработка и реализация программ развития и использования минерально-сырьевой базы Красноярского края;
м) установление порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков;
н) установление порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых, а также по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта;
о) утверждение перечня участков недр местного значения, предлагаемых в пользование;
п) установление порядка согласования нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
р) установление порядка учета, систематизации и хранения лицензий, их неотъемлемых составных частей, формы реестра лицензий на право пользования недрами, штампов государственной регистрации и дубликата государственной регистрации, буквенного обозначения вида лицензии, а также аббревиатуры, принятой для обозначения серий лицензии на право пользования участками недр местного значения;
с) принятие решения о предоставлении в пользование недр для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, согласованного с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом;
т) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством, Уставом и законами края.
2. К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти края, осуществляющего государственный надзор в сфере недропользования, относится:
а) обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения;
б) принятие решений по основаниям, установленным статьей 12 настоящего Закона;
в) проведение аукционов на право пользования участками недр местного значения, а также оформление, государственная регистрация, выдача и переоформление лицензий на право пользования участками недр местного значения;
г) досрочное прекращение, ограничение и приостановление права пользования участками недр местного значения в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
д) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
е) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства;
ж) согласование нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
з) подготовка перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом;
и) формирование перечня предлагаемых в пользование участков недр местного значения;
к) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством, Уставом и законами края.

Статья 7. Финансовое обеспечение полномочий, реализуемых в сфере недропользования на территории Красноярского края
Финансовое обеспечение полномочий органов государственной власти края в сфере недропользования является расходным обязательством края и осуществляется за счет средств краевого бюджета.

 

Глава 3. Порядок пользования участками недр местного значения

Статья 8. Участки недр местного значения, предоставляемые в пользование
1. Участки недр местного значения предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода.
Участки недр местного значения, предоставляемые в пользование, должны быть максимально компактными. Координаты пространственных границ предоставляемых в пользование участков недр местного значения указываются в лицензиях.
2. Участки недр местного значения со статусом горного отвода предоставляются при выдаче лицензий для добычи общераспространенных полезных ископаемых, проведения геологического изучения недр с одновременной добычей общераспространенных полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения общераспространенных полезных ископаемых, границы безопасного ведения горных и взрывных работ и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом использования недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование участками недр местного значения. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр в установленном порядке. Документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
3. Участки недр местного значения со статусом геологического отвода предоставляются при выдаче лицензий на геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на геологическое изучение и оценку пригодности участков недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении участков недр местного значения в пользование.
4. При предоставлении права пользования недрами для образования особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Статья 9. Ограничение пользования участками недр местного значения
1. Пользование отдельными участками недр местного значения может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.
Пользование участками недр местного значения на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.
Пользование участками недр местного значения на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
2. Решение о прекращении, ограничении и приостановлении права пользования участками недр местного значения принимается уполномоченным органом, осуществляющим государственный надзор в сфере недропользования.

Статья 10. Пользователи участков недр местного значения
1. Пользователями участков недр местного значения могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участками недр местного значения, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
2. Права и обязанности пользователя участка недр местного значения возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр местного значения.

Статья 11. Сроки пользования участками недр местного значения
1. Участки недр местного значения предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.
2. На определенный срок участки недр местного значения предоставляются для:
геологического изучения - на срок до 5 лет;
добычи общераспространенных полезных ископаемых - на срок отработки месторождения, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
добычи общераспространенных полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр местного значения в соответствии со статьей 13 настоящего Закона -  на срок до одного года.
3. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
4. Срок пользования участком недр местного значения продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
5. Срок пользования участками недр местного значения исчисляется с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр местного значения.

Статья 12. Основания возникновения права пользования участками недр
1. Основаниями возникновения права пользования участками недр местного значения являются:
а) решение уполномоченного органа исполнительной власти края, осуществляющего государственный надзор в сфере недропользования, о:
предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере недропользования, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере недропользования, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;
предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;
предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере недропользования, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
б) переход права пользования участками недр местного значения в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
в) государственный или муниципальный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр, заключенный органом исполнительной власти края или органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Основанием возникновения права пользования участком недр для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов является решение уполномоченного органа исполнительной власти края, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере недропользования, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.

Статья 13. Пользование участками недр местного значения при досрочном прекращении права пользования участками недр местного значения
1. В случае, если в интересах рационального использования и охраны недр приостановление добычи полезных ископаемых нецелесообразно или невозможно, органы, досрочно прекратившие право пользования соответствующим участком недр местного значения, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр могут предоставить право краткосрочного (до одного года) пользования таким участком недр местного значения юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии в порядке, установленном настоящим Законом.
2. Между недропользователем, право пользования участком недр местного значения которого досрочно прекращено, и временным оператором может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования участком недр местного значения, на возмездных основаниях.

Статья 14. Предоставление земельных участков, лесных участков, водных объектов, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения
1. Земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством,водным законодательством и законодательством о недрах.
Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (аукционов).
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю участка недр местного значения после получения лицензии на пользование участком недр местного значения и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
2. Прекращение прав недропользователей на предоставленные им земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством,лесным законодательством, водным законодательством и законодательством о недрах.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществляется на основании решений об их изъятии по ходатайствам пользователей участков недр местного значения.
Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, устанавливается федеральным законодательством.

Статья 15. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере недропользования.

Статья 16. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов
Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии сЗаконом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере недропользования.

 

Глава 4. Лицензирование участков недр местного значения

Статья 17. Лицензия на пользование участками недр местного значения
1. Предоставление участков недр местного значения в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр местного значения в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Право пользования участками недр местного значения возникает у недропользователя с момента государственной регистрации лицензии и ее неотъемлемых составных частей.
2. Между уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим государственный надзор в сфере недропользования, предоставившим право пользования участками недр местного значения, и пользователем недр заключается лицензионный договор, устанавливающий условия пользования участком недр местного значения, а также права и обязанности сторон по выполнению указанного договора.
В случае заключения лицензионного договора он является неотъемлемой составной частью лицензии и вступает в силу с момента государственной регистрации лицензии.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Статья 18. Содержание лицензии на пользование участками недр местного значения
1. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
а) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и уполномоченном органе исполнительной власти края, осуществляющем государственный надзор в сфере недропользования, предоставившем лицензию, а также основание предоставления лицензии;
б) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
в) указание пространственных границ участка недр местного значения, предоставляемого в пользование, в координатах с точностью до секунд;
г) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
д) сроки действия лицензии и сроки начала работ;
е) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании участками недр местного значения, земельными участками, акваториями;
ж) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
з) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;
и) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель;
к) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами.
2. Лицензия на пользование участком недр местного значения и ее неотъемлемые составные части подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Статья 19. Содержание лицензионного договора
1. В лицензионном договоре в обязательном порядке должны быть определены:
а) предмет договора;
б) порядок производства определенных договором работ;
в) обязательства сторон договора при проведении определенных договором работ;
г) обязательства сторон договора в отношении геологической информации;
д) обязательства недропользователя в сфере рационального природопользования, охраны недр и окружающей среды;
е) условия, сроки и объемы представления отчетной информации о выполнении условий договора;
ж) обязательства сторон договора при осуществлении контроля за соблюдением условий пользования участками недр местного значения и положений договора;
з) ответственность сторон договора и случаи частичного или полного освобождения сторон от ответственности;
и) условия изменения и прекращения договора;
к) порядок уведомления сторон договора;
л) обязательства недропользователя при возникновении опасности банкротства;
м) обязательства недропользователя при его ликвидации в качестве юридического лица либо при прекращении деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
н) права недропользователя.
2. Лицензионный договор может дополняться требованиями в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Красноярского края.
3. Порядок внесения изменений и дополнений в лицензионный договор определяется этим договором.

Статья 20. Изменение условий пользования участками недр местного значения
1. Условия пользования участками недр местного значения, предусмотренные в лицензии на право пользования участками недр местного значения, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
2. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и уполномоченного органа исполнительной власти края, осуществляющего государственный надзор в сфере недропользования, либо в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Красноярского края.

Статья 21. Переход права пользования участками недр местного значения и переоформление лицензий на пользование участками недр местного значения
1. Право пользования участками недр местного значения на территории Красноярского края может переходить к другому субъекту предпринимательской деятельности в случаях, установленных федеральным законодательством.
При переходе права пользования участком недр местного значения, а также при изменении наименования юридического лица, являющегося пользователем недр, лицензия подлежит переоформлению.
2. Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается Правительством края.

Статья 22. Ограничение, приостановление и прекращение права пользования участками недр местного значения
1. Право пользования участками недр местного значения прекращается, а также может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
2. Решение о прекращении, ограничении и приостановлении права пользования участками недр местного значения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим государственный надзор в сфере недропользования.

Статья 23. Предоставление лицензий на право пользования участками недр местного значения
1. Лицензии на право пользования участками недр местного значения предоставляются по результатам аукционов либо без проведения аукционов.
2. Порядок проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, в том числе порядок формирования аукционных комиссий, порядок принятия ими решений в отношении каждого участка недр местного значения или группы участков недр местного значения и порядок уплаты суммы сбора за участие в аукционе, устанавливается Правительством края.
3. Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения по результатам проведения аукционов, а также без проведения аукционов устанавливается Правительством края.

Статья 24. Заявки на участие в аукционе либо на получение права пользования недрами без проведения аукциона
1. Для получения права пользования недрами заявители подают в уполномоченный орган исполнительной власти края, осуществляющий государственный надзор в сфере недропользования, заявку установленного образца.
2. Порядок оформления, подачи и регистрации заявок на участие в аукционе и заявок на получение права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере недропользования.
3. Заявка на участие в аукционе либо на получение права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона может подаваться на несколько участков недр местного значения.
4. Уполномоченный орган исполнительной власти края, осуществляющий государственный надзор в сфере недропользования, рассматривает поступившую заявку и в течение десяти дней с момента ее поступления принимает решение о публикации объявления о проведении аукциона на право пользования участками недр местного значения либо направляет мотивированный отказ.
По результатам рассмотрения заявки на предоставление права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона уполномоченный орган исполнительной власти края, осуществляющий государственный надзор в сфере недропользования, в течение десяти дней с момента ее поступления принимает решение о предоставлении участка недр местного значения в пользование либо направляет мотивированный отказ.
В процессе рассмотрения поступившей заявки уполномоченный орган исполнительной власти края, осуществляющий государственный надзор в сфере недропользования, совместно с органами местного самоуправления края, на территории которых расположены планируемые к лицензированию участки недр местного значения, уточняет перечень ограничений по пользованию земельных участков при осуществлении предлагаемых видов пользования недрами.
5. Объявление о проведении аукциона на право пользования участками недр местного значения размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов.

Статья 25. Отказ в приеме заявки на участие в аукционе либо заявки на получение права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона
Уполномоченный орган исполнительной власти края, осуществляющий государственный надзор в сфере недропользования, отказывает в приеме заявки на участие в аукционе либо заявки на получение права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона в следующих случаях:
а) заявка подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона;
б) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
в) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, достаточными финансовыми и техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного проведения работ;
г) если в случае предоставления права пользования участком недр местного значения данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

Статья 26. Предварительная экспертиза заявочных материалов и технико-экономических обоснований освоения объекта лицензирования
1. При аукционном способе предоставления лицензии заявочные материалы проходят предварительную экспертизу с целью проверки соответствия данных о финансовых и технических возможностях заявителя, обеспечивающих эффективное проведение работ, условиям аукциона.
2. Предварительная экспертиза проводится экспертными группами (экспертами) и оформляется экспертным заключением.
Экспертные комиссии формируются по конкретным участкам или группе участков недр местного значения либо на определенный срок.
Порядок формирования и работы экспертных групп (экспертов) устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере недропользования.

 

Глава 5. Рациональное использование и охрана недр

Статья 27. Государственная экспертиза запасов общераспространенных полезных ископаемых
1. В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование участками недр местного значения, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы общераспространенных полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
2. Предоставление участков недр местного значения в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
3. Объектами государственной экспертизы являются запасы общераспространенных полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также геологическая информация об участках недр местного значения, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с разработкой месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения общераспространенных полезных ископаемых при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов общераспространенных полезных ископаемых, их промышленного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
Государственная экспертиза запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения осуществляется за счет недропользователей.
Проведение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере недропользования.
4. Проведение государственной экспертизы осуществляется за плату. Размер платы и порядок ее взимания определяются федеральным законодательством.
Плата за проведение указанной экспертизы подлежит зачислению в краевой бюджет.

Статья 28. Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых
1. Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.
Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим государственный надзор в сфере недропользования, в установленном порядке.
2. Порядок согласования нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере недропользования.

Статья 29. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность
1. Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заказниками, памятниками природы регионального значения либо памятниками культуры регионального и местного значения.
2. Всякая деятельность, нарушающая сохранность геологических заповедников, геологических заказников, памятников культуры и памятников природы регионального местного значения, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании участками недр местного значения редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию.

Статья 30. Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, вознаграждения за выявление месторождения общераспространенного полезного ископаемого
1. Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, создаваемой уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере недропользования, в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
Лица, выявившие признаки месторождения общераспространенного полезного ископаемого на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе.
При подтверждении федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом ценности указанных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается поощрительное денежное вознаграждение.
Лица, открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленную ценность, неизвестное ранее месторождение общераспространенных полезных ископаемых, а также выявившие дополнительные запасы общераспространенных полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении общераспространенных полезных ископаемых, существенно увеличивающие его промышленную ценность, имеют право на государственное денежное вознаграждение.
2. Порядок выплаты и размеры поощрительного и государственного денежных вознаграждений за выявление, открытие и (или) разведку месторождений общераспространенных полезных ископаемых устанавливаются Правительством края.

Статья 31. Ликвидация и консервация предприятий по добыче общераспространенных полезных ископаемых, подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых
1. Предприятия по добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземные сооружения местного и регионального значения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении права пользования недрами.
2. Работы по ликвидации и консервации проводятся в соответствии с техническими проектами по недропользованию, условиями лицензии и положениями федерального законодательства.
Ликвидация и консервация предприятий по добыче общераспространенных полезных ископаемых или подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим государственный надзор в сфере недропользования, и органом государственного горного надзора.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств недропользователей.

Статья 32. Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения (региональный государственный надзор)
1. Задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.
2. Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения (региональный государственный надзор), включенный в государственный экологический контроль, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим государственный надзор в сфере недропользования, в порядке, установленном Правительством края.
3. Уполномоченный орган исполнительной власти края, осуществляющий государственный надзор в сфере недропользования, осуществляет государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения по следующим вопросам:
а) соблюдение требований законов и иных нормативных правовых актов края, принятых государственными органами края в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования на своих территориях;
б) геологическое изучение участков недр местного значения;
в) достоверность геологической информации, полученной за счет средств краевого бюджета, а также материалов, положенных в основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
г) выполнение условий лицензий на пользование участками недр местного значения.
4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Статья 33. Платежи при пользовании участками недр местного значения
1. При пользовании участками недр местного значения уплачиваются следующие платежи:
разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр местного значения, предоставленных в пользование;
регулярные платежи за пользование недрами;
сбор за участие в аукционе.
2. Пользователи недр, получившие право пользования участками недр местного значения, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее - разовые платежи).
Расчет разовых платежей осуществляется в соответствии с принципами, установленными Методикой расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной федеральным органом управления государственным фондом недр.
3. Сбор за участие в аукционе вносится всеми заявителями и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов аукциона, оплату труда привлекаемых экспертов.
4. Сбор за участие в аукционе независимо от результатов проведения аукциона заявителям не возвращается, за исключением случаев отказа в приеме заявки на участие в аукционе, отмены проведения таких аукционов, а также случаев признания судом по иску заинтересованного лица недействительным аукциона, проведенного с нарушением установленных правил.
Сумма сбора за участие в аукционе подлежит зачислению в краевой бюджет.

 

Глава 6. Заключительные положения

Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем егоофициального опубликования.

Статья 35. Признание утратившими силу законов края, отдельных положений законов края
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон края от 28 апреля 2005 года N 14-3363 "О порядке предоставления и пользования участками недр местного значения на территории Красноярского края" (Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 16 мая 2005 года, N 22 (65);
2) Закон края от 20 декабря 2007 года N 4-1150 "О внесении изменений в Закон края "О порядке предоставления и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Красноярского края" (Краевой вестник -  приложение к газете "Вечерний Красноярск", 2008, 15 января);
3) Закон края от 26 мая 2009 года N 8-3296 "О внесении изменений в Закон края "О порядке предоставления и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Красноярского края" (Наш Красноярский край, 2009, 9 июня);
4) Закон края от 24 ноября 2009 года N 9-4018 "О внесении изменения в статью 13 Закона края "О порядке предоставления и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Красноярского края" (Наш Красноярский край, 2009, 11 декабря);
5) Закон края от 6 октября 2011 года N 13-6206 "О внесении изменений в статьи 3 и 14 Закона края "О порядке предоставления и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Красноярского края" (Наш Красноярский край, 2011, 26 октября);
6) Закон края от 20 июня 2012 года N 2-426 "О внесении изменений в Закон края "О порядке предоставления и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Красноярского края" (Наш Красноярский край, 2012, 4 июля);
7) пункт 4 статьи 1 Закона края от 29 марта 2007 года N 22-6068 "О распространении действия законов Красноярского края в области охраны окружающей среды и природопользования на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края и признании утратившими силу законов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в названной области" (Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 16 апреля 2007 года, N 18 (170);
8) главу 1 Закона края от 18 июня 2009 года N 8-3427 "О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды" (Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 6 июля 2009 года, N 34 (330);
9) пункт 1 статьи 1 Закона края от 12 ноября 2009 года N 9-3970 "О внесении изменений в Закон края "О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды" (Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 23 ноября 2009 года, N 61 (357);
10) пункт 1 статьи 1 Закона края от 10 ноября 2011 года N 13-6384 "О внесении изменений в Закон края "О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды" (Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 28 ноября 2011 года, N 61 (502);
11) пункты 1, 2, 3 статьи 1 Закона края от 20 июня 2012 года N 2-392 "О внесении изменений в Закон края "О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды" (Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 9 июля 2012 года, N 30 (542).

 

Губернатор
Красноярского края
Л.В.Кузнецов

 

30 мая 2013 г.