Официально

Постановление областной Администрации Новосибирской области от 01.10.2010 № 2655

Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы

В целях создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных жителей города, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Новосибирска, постановляю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы (приложение).
2. Управлению по взаимодействию со средствами массовой информации - пресс-центру мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления в установленном порядке.
3. Ответственность за исполнение постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя мэра города Новосибирска Львова А. А.
 
Мэр города Новосибирска
В. Ф. Городецкий
 
Приложение
 
Ведомственная целевая программа "Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы (утв. постановлением мэрии г. Новосибирска от 1 октября 2010 г. N 2655)
 
1. Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы
 
Наименование
программы
Ведомственная целевая программа "Развитие доступной
среды жизнедеятельности для маломобильных жителей
города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы
Заказчик
программы
Департамент по социальной политике мэрии города
Новосибирска
Разработчик
программы
Управление социальной поддержки населения мэрии
города Новосибирска
Руководитель
программы
Начальник департамента по социальной политике мэрии
города Новосибирска
Цели и задачи
программы.
Важнейшие целевые
индикаторы
Цели:
создание условий, обеспечивающих доступность для
маломобильных жителей города Новосибирска объектов
жилищного фонда и социального назначения на стадии
проектирования, строительства, реконструкции и
эксплуатации;
развитие спектра социальных услуг, предоставляемых
маломобильным жителям города Новосибирска;
формирование позитивного общественного мнения в
отношении обеспечения доступной среды
жизнедеятельности для маломобильных жителей города
Новосибирска, создание информационно-справочных
материалов для инвалидов с нарушением зрения и слуха,
инвалидов-колясочников.
Задачи:
развитие условий для доступа маломобильных жителей
города Новосибирска в жилые дома и к объектам
социального назначения;
предоставление дополнительных социальных услуг
маломобильным жителям города Новосибирска;
повышение социальной активности и независимости
инвалидов по слуху и зрению с помощью услуг по
сурдопереводу и мобильному ориентированию;
освещение в средствах массовой информации проблем
преобразования среды жизнедеятельности в доступную
для маломобильных жителей города Новосибирска,
обеспечение инвалидов с нарушением зрения и слуха,
инвалидов-колясочников информационно-справочными
материалами;
Целевые индикаторы:
количество согласованных рабочих проектов,
архитектурно-планировочных заданий (далее по тексту -
АПЗ) на предмет их доступности для маломобильных
жителей города Новосибирска;
количество пандусов и вспомогательных сооружений;
количество подъемных устройств для перемещения
инвалидов в кресле-коляске по лестничному маршу;
доля зданий муниципальных лечебно-профилактических
учреждений (далее по тексту - ЛПУ), оборудованных
пандусами и вспомогательными сооружениями для
маломобильных жителей города Новосибирска (%);
доля площадок дислокации муниципальных бюджетных
учреждений "Комплексный центр социального
обслуживания населения" районов города (далее по
тексту - МБУ "КЦСОН" районов города), оборудованных
пандусами и другими вспомогательными сооружениями для
маломобильных жителей города Новосибирска (%);
рост числа транспортной услуги "Социальное такси",
предоставляемой маломобильным жителям города
Новосибирска (%);
рост выполненных заявок на прокат технических средств
реабилитации (%);
доля предоставленных услуг по ориентированию и
мобильности в городской среде в отношении к числу
поступивших заявок (%);
доля предоставленных услуг по сурдопереводу в
отношении к числу поступивших заявок (%);
динамика количества информационно-справочных
материалов для инвалидов с нарушением зрения и слуха,
инвалидов-колясочников (%);
количество информационно-справочных материалов
Ответственный
исполнитель
программы
Управление социальной поддержки населения мэрии
города Новосибирска
Исполнители
основных
мероприятий
Управление социальной поддержки населения мэрии
города Новосибирска;
Главное управление здравоохранения мэрии города
Новосибирска;
Муниципальное бюджетное учреждение по обслуживанию
лиц пожилого возраста и инвалидов "Ветеран" (далее по
тексту - МБУ "Ветеран";
МБУ "КЦСОН" Заельцовского района;
МБУ "КЦСОН" Калининского района;
МБУ "КЦСОН" Ленинского района;
МБУ "КЦСОН" Октябрьского района;
МБУ "КЦСОН" Первомайского района;
МБУ "КЦСОН" Центрального района;
МБУ города Новосибирска "Социально-оздоровительный
центр граждан пожилого возраста и инвалидов "Лунный
камень";
МБУ города Новосибирска "Центр реабилитации детей и
подростков с ограниченными возможностями "Олеся";
МБУ города Новосибирска "Городской центр социальной
помощи семье и детям "Заря"
Сроки реализации
программы
2011 - 2013 годы
Объемы
финансирования
Общий объем финансирования программы за счет средств
бюджета города составляет 28513,9 тыс. рублей, в том
числе:
2011 год - 8611,7 тыс. рублей;
2012 год - 9487,1 тыс. рублей;
2013 год - 10415,1 тыс. рублей.
Объем финансирования подлежит корректировке при
формировании бюджета города на каждый финансовый год
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы,
выраженные в
соответствующих
показателях,
поддающихся
количественной
оценке
Ожидаемыми результатами реализации программы
являются:
обустройство пандусами и комплексом вспомогательных
сооружений для маломобильных жителей города 7
площадок дислокации МБУ "КЦСОН" районов города, 31
здания муниципальных ЛПУ;
обеспечение 4 учреждений социального обслуживания
населения подъемными устройствами для перемещения в
кресле-коляске по лестничному маршу;
предоставление транспортной услуги "Социальное
такси";
разработка и изготовление 432 экземпляров документов
в специальных форматах для незрячих и слабовидящих
жителей города Новосибирска.
Значения целевых показателей достигнут:
повышения степени обеспеченности беспрепятственного
доступа инвалидов к объектам жилищного фонда и
социального назначения;
увеличения доли зданий муниципальных ЛПУ,
оборудованных пандусами и другими вспомогательными
сооружениями для маломобильных жителей города
Новосибирска, до 90 %;
увеличения доли площадок дислокации МБУ "КЦСОН"
районов города, обустроенных пандусами и другими
вспомогательными сооружениями для маломобильных
жителей города Новосибирска, до 80 %;
роста количества социальных услуг, предоставленных
маломобильным жителям города Новосибирска, на 29,4 %;
роста числа транспортной услуги "Социальное такси",
предоставленной маломобильным жителям города
Новосибирска, на 8,7 %;
обеспечения предоставления услуг по ориентированию и
мобильности в городской среде в отношении к числу
поступивших заявок на 100 %;
обеспечения предоставления услуг по сурдопереводу в
отношении к числу поступивших заявок на 100 %;
Реализация программных мероприятий окажет
положительное влияние на различные стороны жизни
маломобильных жителей города
 
2. Общие положения
 
Объектом регулирования ведомственной целевой программы города Новосибирска "Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы (далее по тексту - Программа) является среда жизнедеятельности маломобильных жителей города Новосибирска.
Предметом регулирования Программы являются отношения, возникающие в процессе развития среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска, в том числе при создании условий доступности зданий и сооружений, предоставлении социальных услуг, формировании общественного сознания в отношении доступности городской среды для маломобильных групп населения.
Сфера действия Программы - социально-экономическая.
Программа разработана в соответствии с:
Градостроительным кодексом Российской Федерации;
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры";
постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.99 N 74/51 "Об утверждении порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры";
решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска";
постановлением мэра города Новосибирска от 10.04.2008 N 285 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска".
 
3. Характеристика сферы действия Программы
 
Необходимость реализации Программы обусловлена определенными обстоятельствами. В городе Новосибирске проживает более 110 тысяч инвалидов. Наиболее уязвимыми при взаимодействии с городской средой жизнедеятельности являются три основные группы (категории) инвалидов:
с поражениями опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (инвалиды-колясочники), - около 1,5 тысячи человек;
с дефектами органов зрения, использующие для ориентации трости, собак-проводников, - около 3 тысяч человек;
с дефектами органов слуха, использующие слуховые аппараты, - около 5 тысяч человек.
Основные проблемы в городской среде данные категории инвалидов испытывают при преодолении трудностей, связанных с их физическими ограниченными возможностями (для инвалидов-колясочников - выход из дома, посещение зданий и помещений; для инвалидов по слуху - отсутствие возможности полноценно общаться; для инвалидов по зрению - ограничения при передвижении в городской среде).
Практически все инвалиды нуждаются в преодолении психологических барьеров, создании благоприятного психологического климата в обществе. По ряду причин, в том числе социально-экономических, нормативно-правовых и других, в городе недостаточно соблюдаются требования доступности объектов социальной инфраструктуры для указанных категорий инвалидов и маломобильных граждан.
К маломобильным группам населения наряду с инвалидами относятся граждане с временным нарушением здоровья, люди старших возрастов, беременные женщины, пешеходы с детскими колясками, дети дошкольного возраста и другие граждане, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. В целом более 30 % жителей города Новосибирска относится к маломобильным категориям населения, которым необходима доступная безбарьерная среда.
В современных условиях изменились принципиальные подходы к решению проблем адаптации жилой среды с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
Имеющиеся в городе пандусы, которые должны обеспечивать доступность входа в здания, в большинстве случаев не отвечают нормативным требованиям, а отсутствие пандусов и вспомогательных сооружений внутри зданий не обеспечивают возможности передвижения инвалидов-колясочников и лиц, имеющих ограничения в движении, по лестничным маршам. В связи с этим важным фактором становится оснащение социальных, административных зданий и сооружений подъемными устройствами для перемещения в кресле-коляске по лестничному маршу.
Не обеспечивается в полном объеме доступ инвалидов к информации. Инвалиды по слуху, проживающие в городе, практически являются заложниками своего физического недостатка. Не удовлетворяется потребность в сурдосредствах.
Граждане с глубоким нарушением зрения не имеют возможности жить в городской среде в условиях, которые являются безопасными и могут быть адаптированы с учетом их ограничений. Широкое распространение тактильных схем и карт облегчат ориентацию и повысят безопасность незрячих и слабовидящих граждан в условиях большого города. Дополнительные возможности в знакомстве с современной архитектурно-градостроительной средой города и важнейшими культурно-историческими объектами обеспечат трехмерные макеты. Слепые и слабовидящие граждане испытывают потребность в тифлосредствах, в справочно-информационной литературе, издаваемых с рельефно-точечным шрифтом.
Для транспортного обеспечения граждан, имеющих сложности в пользовании общественным транспортом, в целях посещения социальных, реабилитационных, образовательных и других учреждений необходимо удовлетворение спроса маломобильных жителей города Новосибирска на транспортную услугу "Социальное такси", в том числе с использованием спецавтотранспорта, оснащенного необходимым оборудованием или приспособлениями.
Важным фактором адаптации инвалидов в быту является обеспечение их вспомогательными приспособлениями и реабилитационными средствами.
Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Принципиальные подходы к решению проблем реабилитации жилой среды с учетом потребностей инвалидов основаны на том, что те параметры и требования, которые обеспечивают инвалидам условия доступности, не только создают возможность удовлетворения потребностей групп населения с ограниченными возможностями, но и способствуют реальному повышению общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всего населения.
Согласно общепринятым стандартам и современным нормативным требованиям к строительству жилых, общественных зданий доступность является неотъемлемой и обязательной частью строительного процесса. Строительство начинается с проекта, поэтому основными тенденциями в сфере социальной политики по обеспечению доступности городской среды является эффективное планирование строительства и проектирование, гарантирующие качество и удобство для разных категорий населения на основе равенства. При проектировании и строительстве жилых, общественных зданий и сооружений не всегда соблюдаются СНиПы, обеспечивающие условия доступности для маломобильных посетителей.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресло-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Решение проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов позволит инвалидам-колясочникам, инвалидам по слуху или зрению иметь свободу выбора в реализации своих жизненных потребностей, осуществлении конституционного права на труд, образование, получение медицинских услуг. Инвалиды, граждане с ограниченными возможностями более других нуждаются в поддержке, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Адекватное и своевременное удовлетворение потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, создание им равных с другими категориями возможностей в разных сферах жизнедеятельности.
Программа разработана на основе предложений структурных подразделений мэрии города Новосибирска, депутатов Совета депутатов города Новосибирска, общественных организаций инвалидов в целях определения наиболее приоритетных направлений развития доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска и рассчитана на ее поэтапную реализацию с 2011 по 2013 годы.
Основными направлениями развития доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска являются:
создание условий, обеспечивающих доступность для маломобильных жителей города Новосибирска объектов жилищного фонда и социального назначения на стадии проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации;
развитие спектра социальных услуг, предоставляемых инвалидам;
формирование позитивного общественного мнения в отношении обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска, создание информационно-справочных материалов для инвалидов с нарушением зрения и слуха, инвалидов-колясочников.
Для решения обозначенных задач в условиях ограниченного финансирования принимаемые меры должны носить направленный целевой характер, чему способствует применение программно-целевого подхода.
Достижение цели Программы невозможно обеспечить в рамках одного финансового года, поэтому Программа разработана на среднесрочный период 2011 - 2013 годов.
 
4. Цели и задачи Программы
 
N
п.
Цели и задачи Показатель Единица
измере-
ния
2010 год
(оценка)
Период реализации
Программы по годам
Примечание
2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Создание условий,
обеспечивающих доступность
для маломобильных жителей
города Новосибирска
объектов жилищного фонда и
социального назначения на
стадии проектирования,
строительства,
реконструкции и
эксплуатации
Доля площадок дислокации
МБУ "КЦСОН" районов
города, оборудованных
пандусами и другими
вспомогательными
сооружениями для
маломобильных жителей
города Новосибирска
% 65,0 75,0 77,0 80,0  
Доля зданий муниципальных
ЛПУ, оборудованных
пандусами и
вспомогательными
сооружениями для
маломобильных жителей
города Новосибирска
% 80,2 84,0 87,8 90,0  
1.1 Развитие условий для
доступа маломобильных
жителей города
Новосибирска в жилые дома
и к объектам социального
назначения
Количество согласованных
рабочих проектов, АПЗ на
предмет их доступности для
маломобильных жителей
города
единица 250 250 250 250  
Количество пандусов и
вспомогательных сооружений
единица 8 14 12 11  
Количество подъемных
устройств для перемещения
инвалидов в кресле-коляске
по лестничному маршу
единица - 1 3 3  
2 Предоставление
дополнительных социальных
услуг маломобильным
жителям города
Новосибирска
Динамика количества
социальных услуг,
предоставленных
маломобильным жителям
города Новосибирска
% 100,0 120,7 124,2 129,4 Рассчитывается
как процентное
отношение
количества
выполненных
социальных
услуг в
отчетном году
к количеству
выполненных
социальных
услуг в 2010
году
2.1 Предоставление
транспортной услуги
"Социальное такси" для
осуществления целевых
поездок по заявкам
маломобильных жителей
города Новосибирска в
социально значимые
учреждения и
транспортировка носилочных
больных специализированным
автотранспортом
Количество транспортной
услуги "Социальное такси"
единица 16330 16330 16910 17750 -
Рост числа транспортной
услуги "Социальное такси"
% 100,0 100,0 103,6 108,7 Рассчитывается
как процентное
отношение
количества
транспортной
услуги
"Социальное
такси" в
отчетном году
к количеству
выполненной
транспортной
услуги
"Социальное
такси" в 2010
году
2.2 Обеспечение потребности
граждан с ограниченными
возможностями здоровья в
бесплатном пользовании
техническими средствами
реабилитации
Рост выполненных заявок на
прокат технических средств
реабилитации
% 100,0 105,3 107,4 111,0 Рассчитывается
как процентное
отношение
выполненных
заявок в
отчетном году
к количеству
выполненных
заявок в 2010
году
2.3 Повышение социальной
активности и независимости
инвалидов по слуху и
зрению с помощью услуг по
сурдопереводу и мобильному
ориентированию
Доля предоставленных услуг
по сурдопереводу в
отношении к числу
поступивших заявок
% - 100,0 100,0 100,0  
Доля предоставленных услуг
по ориентированию и
мобильности в городской
среде в отношении к числу
поступивших заявок
% - 100,0 100,0 100,0  
3 Формирование позитивного
общественного мнения в
отношении обеспечения
доступной среды
жизнедеятельности для
маломобильных жителей
города Новосибирска,
создание
информационно-справочных
материалов для инвалидов с
нарушением зрения и слуха,
инвалидов-колясочников
Динамика количества
информационно-справочных
материалов для инвалидов с
нарушением зрения и слуха,
инвалидов-колясочников
% - 100,0 100,0 100,0 Рассчитывается
как процентное
отношение
количества
информационно-
справочных
материалов,
выпущенных в
отчетном году,
к аналогичному
показателю
2011 года
3.1 Освещение в средствах
массовой информации
проблем преобразования
среды жизнедеятельности в
доступную для
маломобильных жителей,
обеспечение инвалидов с
нарушением зрения и слуха,
инвалидов-колясочников
информационно-справочными
материалами
Количество
информационно-справочных
материалов
единица - 144 544 144  
 
5. Перечень программных мероприятий
 

п.
Цели, задачи,
мероприятия
Показатель Единица
измерения
2010
год
(оцен-
ка)
Период реализации
Программы по годам
Источ-
ник
финан-
сиро-
вания
Исполни-
тель
Срок
реализации,
год
2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Создание условий, обеспечивающих доступность для маломобильных жителей города Новосибирска объектов жилищного
фонда 
и социального назначения на стадии проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации
1.1. Развитие условий для доступа маломобильных жителей города Новосибирска в жилые дома и к объектам социального
назначения
1.1.1 Согласование рабочих
проектов, АПЗ на
строительство зданий и
сооружений на предмет их
доступности для
маломобильных жителей города
Количество
согласованных
рабочих
проектов, АПЗ
единица 250 250 250 250 - УСПН 2011 - 2013
1.1.2 Приобретение подъемных
устройств для перемещения
инвалидов в кресле-коляске
по лестничному маршу для
учреждений социального
обслуживания населения:
Количество подъемное
устройст-
во
- 1 3 3 - УСПН 2011 - 2013
Стоимость
единицы
тыс.
рублей
- 166,7 166,7 166,7 -
Сумма затрат тыс.
рублей
- 166,7 500,1 500,1 БГ
1.1.2
.1
МБУ города Новосибирска
"Городской центр социальной
помощи семье и детям "Заря"
Количество подъемное
устройст-
во
- 1 - - - УСПН 2011
Стоимость
единицы
тыс.
рублей
- 166,7 - - -
Сумма затрат тыс.
рублей
- 166,7   - БГ
1.1.2
.2
МБУ города Новосибирска
"Социально-оздоровительный
центр граждан пожилого
возраста и инвалидов "Лунный
камень"
Количество подъемное
устройст-
во
- - - 1 - УСПН 2013
Стоимость
единицы
тыс.
рублей
- - - 166,7 -
Сумма затрат тыс.
рублей
- - - 166,7 БГ
1.1.2
.3
МБУ города Новосибирска
"Центр реабилитации детей и
подростков с ограниченными
возможностями "Олеся"
Количество подъемное
устройст-
во
- - 1 - - УСПН 2012
Стоимость
единицы
тыс.
рублей
- - 166,7 -