Официально

Устав Новосибирской области от 27.12.2008

Устав (Основной закон) Новосибирской области

 

Устав Новосибирской области
Принят Новосибирским областным Советом депутатов 06.03.96
(в ред. Законов Новосибирской области от 15.01.98 № 1-ОЗ; от 10.04.98 № 5–ОЗ; от 13.07.98 № 18–ОЗ; от 10.01.99 №
34–ОЗ; от 10.02.99 № 40–ОЗ; от 31.05.99 № 55–ОЗ;
от 16.02.2001 № 142–ОЗ; от 13.06.2001 № 155–ОЗ)
Глава 1.
Конституционные основы статуса Новосибирской области
Глава 2.
Человек и власть
Глава 3.
Предметы ведения и полномочия Новосибирской области
Глава 4.
Законодательная власть
Глава 5.
Исполнительная власть
Глава 6.
Территориальные органы государственной власти в Новосибирской области
Глава 7.
Судебная власть
Глава 8.
Местное самоуправление
Глава 9.
Законодательство Новосибирской области
Глава 10.
Правоохранительная деятельность
Глава 11.
Административно-территориальное устройство области
Глава 12.
Государственная служба
Глава 13.
Экономическая деятельность. Собственность
Глава 14.
Финансы области
Глава 15.
Социальная политика в Новосибирской области
Глава 16.
Вступление в силу и изменение Устава
Глава 17.
Переходные положения
 
Мы, депутаты Новосибирского областного Совета депутатов, полномочные представители народа, населяющего Новосибирскую область, уважая историю, традиции и культуру народа, вклад предшествующих поколений в развитие области, выражая твердую волю к упрочению и развитию Российской Федерации, признавая права и свободы человека высшей социальной ценностью, стремясь обеспечить условия для реализации областью Конституционных принципов федерализма, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, сознавая ответственность за наилучшее устройство жизни народа, принимаем настоящий Устав Новосибирской области субъекта Российской Федерации.
(преамбула в ред. Закона Новосибирской области от 16.02.2001 № 142–ОЗ)
 
Глава 1. Конституционные основы статуса Новосибирской области
(глава 1 в ред. Закона Новосибирской области от 16.02.2001 № 142–ОЗ)
Статья 1. Статус Новосибирской области
1. Новосибирская область – равноправный субъект Российской Федерации.
2. Статус Новосибирской области определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом и может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Новосибирской области в соответствии с федеральным конституционным законом.
3. Стабильность статуса Новосибирской области обеспечивается:
конституционными принципами федерализма в Российской Федерации;
конституционными гарантиями территориальной целостности области;
конституционными гарантиями осуществления прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации с учетом традиций и особенностей его проживания на территории области;
разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и Новосибирской областью на основе Конституции Российской Федерации;
разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Новосибирской области;
самостоятельностью в установлении системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами;
полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Новосибирской области;
самостоятельностью осуществления органами государственной власти области принадлежащих им полномочий;
самостоятельностью области в экономической, налоговой и бюджетной сферах в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
правом на судебную защиту интересов области;
настоящим Уставом.
4. На территорию Новосибирской области распространяется суверенитет Российской Федерации.
Статья 2. Территория Новосибирской области
1. Территория Новосибирской области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации.
2. Границы области могут быть изменены по взаимному согласию области и сопредельных субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 3. Человек, его права и свободы
1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 4. Народовластие
1. Вся власть принадлежит проживающему на территории области народу и исходит от него.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Выборные представители, лица, замещающие государственные должности Новосибирской области, и выборные должностные лица местного самоуправления представляют интересы населения и несут ответственность перед ним.
4. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья 5. Организация государственной власти
1. Государственная власть в Новосибирской области осуществляется в соответствии с принципом разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе осуществлять не принадлежащие им полномочия, полномочия других органов. Присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Статья 6. Система органов государственной власти Новосибирской области
1. Систему органов государственной власти Новосибирской области составляют:
Новосибирский областной Совет депутатов законодательный (представительный) орган государственной власти;
администрация Новосибирской области высший исполнительный орган государственной власти;
территориальные Советы депутатов территориальные представительные органы государственной власти районов в области, городов областного значения;
территориальные администрации территориальные исполнительные органы государственной власти районов в области, городов областного значения.
Уставный суд Новосибирской области орган судебной власти, создаваемый в соответствии с законом области.
2. Полномочия органов государственной власти Новосибирской области устанавливаются настоящим Уставом и законами области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
3. В области не могут быть созданы и действовать органы государственной власти Новосибирской области, не предусмотренные настоящим Уставом.
Статья 7. Гарантии местного самоуправления в Новосибирской области
1. В Новосибирской области признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
2. Органы государственной власти Новосибирской области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
3. Установление общих принципов организации местного самоуправления, правовое регулирование организации местного самоуправления, в том числе порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ, наименований определяется настоящим Уставом и законами области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 8. Верховенство права и правовая система Новосибирской области
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы Новосибирской области.
2. Основу правовой системы Новосибирской области составляют законодательство Российской Федерации и законодательство Новосибирской области.
3. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Новосибирской области, имеют прямое действие на территории области.
4. Законы и иные нормативные правовые акты Новосибирской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
5. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации составляют часть правовой системы Новосибирской области.
Статья 9. Основы экономики Новосибирской области
1. Основа экономики Новосибирской области – социальное рыночное хозяйство, в котором обеспечивается свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности, имеющих равные условия правовой защиты, добросовестная конкуренция.
2. Собственность во всех ее формах государственной, муниципальной, частной и иных признается и гарантируется. Использование права собственности не должно наносить ущерб окружающей среде, нарушать права и законные интересы других лиц, ограничивать конкуренцию.
3. Земля, ее недра, воды, леса, животный мир, другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иной собственности и являются достоянием народа, проживающего на территории Новосибирской области, всего народа Российской Федерации, и не могут использоваться в ущерб его интересам. Все природные объекты подлежат охране и рациональному использованию.
Статья 10. Отношения Новосибирской области с Российской Федерацией, с субъектами Российской Федерации
1. Новосибирская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе заключать договоры и соглашения с Российской Федерацией.
2. Органы государственной власти Новосибирской области в соответствии с принципом разделения государственной власти в Российской Федерации вправе заключать договоры и соглашнния с органами государственной власти Российской Федерации.
3. Новосибирская область вправе заключать с другими субъектами Российской Федераюии договоры о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных сфераэ.
Статья 11. Международные и внешнеэкономические связи Новосибирской области
1. Новосибирская область обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств и с согласия Правительства Российской Федерации – с органами государственной власти иностранных государств.
2. Заключение и расторжение соглашений Новосибирской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей утверждается законом области.
Статья 12. Государственная символика Новосибирской области
Новосибирская область вправе иметь свой флаг, герб, гимн, описание и порядок официального использования которых устанавливаются законом области.
Статья 13. Административный центр Новосибирской области
Административным центром Новосибирской области является город Новосибирск, статус которого устанавливается законом области и Уставом города.
Статья 14. Гарантии основ конституционного статуса Новосибирской области
1. Положения настоящей главы составляют основы конституционного статуса Новосибирской области.
2. Никакие другие положения настоящего Устава не могут противоречить основам конституционного статуса Новосибирской области.
 
Глава 2. Человек и власть
(глава 2 в ред. Закона Новосибирской области от 16.02.2001 № 142–ОЗ)
Статья 15. Основное предназначение власти
1. Власть призвана создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, благосостояние народа, проживающего на территории Новосибирской области.
2. Обязанностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц является обеспечение прав и свобод человнка и гражданина, защита от незаконных на них посягательств.
3. Власть гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
4. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны действовать в интересах народа, проживающего на ее территории.
5. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, признанные судом виновными в нарушении конституционных прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность согласно действующему законодательству.
Статья 16. Право на осуществление власти
1. Власть осуществляют граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, путем:
а) участия в референдумах, собраниях (сходах) граждан;
б) участия в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
в) реализации права законодательной инициативы в областном Совете депутатов.
2. Гражданин Российской Федерации в соответствии с законом имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия.
3. Гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Новосибирской области, принадлежит неоспоримое, неотъемлемое право в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами области создавать и реформировать органы государственной власти области и органы местного самоуправления.
Статья 17. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
1. В Новосибирской области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления несут ответственность перед человеком и гражданином в порядке, установленном законодательством.
2. Все равны перед законом и судом.
3. В области обеспечивается защита от незаконных посягательств на права и свободы человека и гражданина.
4. Создание внесудебных органов репрессий и других органов, чья деятельность направлена на попрание и ущемление прав и свобод человека и гражданина, не допускается.
5. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица при решении вопросов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, не должны совершать действия, противоречащие законам.
Статья 18. Защита прав и свобод человека и гражданина
1. Каждый вправе защищать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц всеми способами, не запрещенными законом.
2. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
3. Для содействия гражданам в защите их прав и законных интересов в Новосибирской области может быть установлена должность Уполномоченного по правам человека. Статус Уполномоченного по правам человека устанавливается законом области.
 
Глава 3. Предметы ведения и полномочия Новосибирской области
(глава 3 в ред. Закона Новосибирской области от 16.02.2001 № 142–ОЗ)
Статья 19. Государственные полномочия Новосибирской области
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Новосибирская область обладает полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и Новосибирской области, вне предметов совместного ведения – Новосибирская область на своей территории обладает всей полнотой государственной власти.
2. Органы исполнительной власти Новосибирской области вправе осуществлять часть полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти по соглашению, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Органы исполнительной власти Новосибирской области по соглашению с федеральными органами исполнительной власти вправе передавать им осуществление части своих полномочий.
Статья 20. Предметы ведения Новосибирской области
К предметам ведения Новосибирской области относятся:
а) принятие Устава области, внесение в него изменений и дополнений, контроль за его соблюдением;
б) установление в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и федеральными законами системы органов государственной власти области, порядка их организации и деятельности;
в) законодательство области;
г) административно-территориальное устройство области;
д) защита государственно-правового статуса области;
е) владение, пользование и распоряжение государственной собственностью области;
ж) государственная служба области в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
з) правовое регулирование организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных Конституцией Российской федерации, федеральными законами;
и) областной бюджет, региональные налоги, сборы и внебюджетные фонды;
к) экономическое и социальное развитие области, областные целевые программы жизнеобеспечения населения;
л) международные и внешнеэкономические связи области;
м) государственная символика области;
н) государственные награды, премии и почетные звания области;
о) другие вопросы, отнесенные к ведению области Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом.
Статья 21. Предметы совместного ведения Российской Федерации и Новосибирской области
1. Предметы совместного ведения Российской Федерации и Новосибирской области установлены статьей 72 Конституции Российской Федерации.
2. Полномочия области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Новосибирской области устанавливаются федеральными законами, договорами между органами государственной власти Российской Федерации и Новосибирской области.
Статья 22. Участие Новосибирской области в осуществлении федеральных полномочий
1. Органы государственной власти Новосибирской области участвуют в осуществлении полномочий Российской Федерации в пределах и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Новосибирской области в соответствии с федеральным законом входят по одному представителю от областного Совета депутатов и администрации области.
3. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Новосибирской области в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти.
4. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории области действуют федеральные суды и мировые судьи.
Статья 23. Споры по вопросам предметов ведения и полномочий
Споры между органами государственной власти Российской Федерации и Новосибирской области, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, с передачей части полномочий и их осуществлением, разрешаются путем проведения переговоров, использования согласительных процедур, в судебном порядке.
 
Глава 4. Законодательная власть
(глава 4 в ред. Закона Новосибирской области от 13.06.2001 № 155–ОЗ)
Статья 24. Законодательная власть
1. Законодательная власть в Новосибирской области осуществляется областным Советом депутатов – постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Новосибирской области.
2. Наиболее важные вопросы общественной жизни, в том числе проекты нормативных правовых актов, в порядке, установленном федеральными законами, законами Новосибирской области, могут быть вынесены на референдум Новосибирской области.
Статья 25. Областной Совет депутатов – законодательный (представительный) орган государственной власти Новосибирской области
1. Новосибирский областной Совет депутатов состоит из 49 депутатов и избирается на свободных выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
Абзац вступает в силу с 01 марта 2002 года и действует в отношении областного Совета депутатов четвертого и последующих созывов. Срок полномочий областного Совета депутатов третьего созыва избираемого в 2001 году – четыре года. – Закон Новосибирской области от 13.06.2001 № 155–ОЗ
Срок полномочий областного Совета депутатов одного созыва пять лет.
2. Депутаты областного Совета депутатов избираются гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Новосибирской области и обладающими, в соответствии с федеральным законом, активным избирательным правом.
3. Депутатом областного Совета депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и достигший ко дню голосования возраста 21 год.
4. Порядок назначения, подготовки и проведения выборов областного Совета депутатов определяется законом области.
Статья 26. Начало и окончание полномочий областного Совета депутатов, депутатов областного Совета депутатов
1. Областной Совет депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
2. Полномочия областного Совета депутатов начинаются со дня проведения первой сессии областного Совета депутатов соответствующего созыва и заканчиваются днем возникновения полномочий областного Совета депутатов нового созыва.
3. Полномочия депутата областного Совета депутатов начинаются со дня его избрания (регистрации окружной избирательной комиссией) и заканчиваются в день возникновения полномочий областного Совета депутатов нового созыва.
4. Полномочия областного Совета депутатов могут быть прекращены досрочно:
а) по решению областного Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий областного Совета депутатов, принятому не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов областного Совета депутатов;
б) в случае досрочного прекращения полномочий областного Совета депутатов на основании федерального закона о досрочном прекращении полномочий Новосибирского областного Совета депутатов;
в) в случае досрочного прекращения полномочий областного Совета депутатов Главой администрации Новосибирской области по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом;
г) в случае вступления в силу решения Новосибирского областного суда о неправомочности данного состава депутатов областного Совета депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
5. Полномочия депутата областного Совета депутатов прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
г) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
д) объявления его судом умершим;
е) смерти депутата;
ж) осуществления полномочий и деятельности, несовместимых со статусом депутата;
з) отзыва депутата.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата областного Совета депутатов принимается областным Советом депутатов.
Статья 27. Ответственность депутата областного Совета депутатов перед областным Советом депутатов и избирателями
1. Депутат несет ответственность перед областным Советом депутатов за выполнение поручений областного Совета депутатов, обязанностей перед ним, соблюдение установленного порядка его работы, требований депутатской этики.
2. Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен. Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван ими в установленном законом порядке.
Статья 28. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью
1. В течение срока своих полномочий депутат областного Совета депутатов не может быть:
– Главой администрации Новосибирской области либо его заместителем;
– главой администрации территориального органа государственной власти в Новосибирской области;
– главой муниципального образования;
– депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
– депутатом представительного органа местного самоуправления,
– судьей;
– председателем, заместителем председателя, аудитором Контрольно-счетной палаты, а также не может занимать:
– государственные должности Российской Федерации;
– государственные должности федеральной государственной службы;
– иные государственные должности Новосибирской области;
– государственные должности государственной службы Новосибирской области;
– муниципальные должности муниципальной службы.
2. Депутат областного Совета депутатов, работающий на профессиональной постоянной основе в областном Совете депутатов, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3. Депутат областного Совета депутатов не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
Статья 29. Неприкосновенность депутата областного Совета депутатов
1. Депутат, в соответствии с федеральным законом, обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия Новосибирского областного Совета депутатов, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Неприкосновенность депутата распространяется на занимаемые им жилое и служебные помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
3. Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи ограничения не распространяются на действия депутата, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий.
4. В случае возбуждения дела, предусматривающего уголовную или административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата, не связанных с осуществлением им своих полномочий, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям такое дело не может быть передано в суд без согласия Новосибирского областного Совета депутатов. В отношении депутата следственные действия и порядок производства по административным правонарушениям осуществляются под непосредственным надзором прокурора Новосибирской области.
5. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
6. Получение согласия Новосибирского областного Совета депутатов на лишение депутата неприкосновенности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статья 30. Право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний
Депутат, в соответствии с федеральным законом, вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.
Статья 31. Освобождение депутата от призыва на военную службу и на военные сборы
Депутат, в соответствии с федеральным законом, освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок его депутатских полномочий.
Статья 32. Представитель областного Совета депутатов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Областной Совет депутатов на срок своих полномочий избирает представителя – члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Полномочия представителя областного Совета депутатов – члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – могут быть прекращены областным Советом депутатов досрочно.
Статья 33. Полномочия областного Совета депутатов
1. Областной Совет депутатов осуществляет государственную власть Новосибирской области в пределах своей компетенции, установленной законодательством.
2. Областной Совет депутатов:
а) принимает Устав Новосибирской области и поправки к нему;
б) устанавливает законом символику области;
в) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Новосибирской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Новосибирской области;
г) реализует право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
Подпункт "д" в части толкования Устава Новосибирской области действует до момента формирования Уставного суда Новосибирской области. – Закон Новосибирской области от 13.06.2001 № 155–ОЗ
д) дает толкование Устава области, законов области, постановлений областного Совета депутатов;
е) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением Устава Новосибирской области, законов области, постановлений областного Совета депутатов, исполнением бюджета области, соблюдением установленного порядка распоряжения областной собственностью;
ж) устанавливает административную ответственность за невыполнение или нарушение Устава, законов и иных нормативных правовых актов области;
з) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Новосибирской области.
3. Областной Совет депутатов по вопросам организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления в области осуществляет следующие полномочия:
а) устанавливает в соответствии с Уставом области основы организации и порядок деятельности областного Совета;
б) принимает и изменяет законы о территориальных органах государственной власти, о местном самоуправлении, государственной и муниципальной службе в Новосибирской области;
в) устанавливает административно-территориальное устройство области и порядок его изменения, утверждает соглашение об изменении границ области, границы пригородных зон, решает вопросы, связанные с образованием административно-территориальных единиц;
г) в соответствии с действующим законодательством решает вопросы, связанные с наименованием и переименованием административно-территориальных единиц;
д) устанавливает порядок проведения выборов в областной Совет депутатов, выборов Главы администрации области, выборов депутатов территориальных Советов депутатов, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований;
е) устанавливает порядок проведения референдума Новосибирской области, района области и города областного значения, местного референдума;
ж) назначает выборы депутатов областного Совета депутатов, депутатов территориальных Советов депутатов, выборы Главы а