Официально

Постановление областной Администрации Новосибирской области от 29.10.2010 N 3707

Об утверждении ведомственной целевой программы "Здоровый город" на 2011 - 2017 годы

В целях формирования здорового образа жизни, повышения санитарной культуры и обеспечения профилактики заболеваний населения, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Новосибирска, постановляю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Здоровый город" на 2011 - 2017 годы (приложение).
2. Департаменту по социальной политике мэрии города Новосибирска обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой"Здоровый город" на 2011 - 2017 годы.
3. Управлению финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска осуществлять финансирование ведомственной целевой программы "Здоровый город" на 2011 - 2017 годы в пределах средств бюджета города, выделенных на эти цели.
4. Управлению по взаимодействию со средствами массовой информации - пресс-центру мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления в установленном порядке.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска Львова А. А.
 
Мэр города Новосибирска
В. Ф. Городецкий
 
Приложение
 
Ведомственная целевая программа "Здоровый город" на 2011 - 2017 годы (утв. постановлением мэрии г. Новосибирска от 29 октября 2010 г. N 3707)
 
1. Паспорт ведомственной целевой программы "Здоровый город" на 2011 - 2017 годы
 
Наименование программы Ведомственная целевая программа "Здоровый
город" на 2011 - 2017 годы
Заказчик программы Департамент по социальной политике мэрии
города Новосибирска
Разработчик программы Департамент по социальной политике мэрии
города Новосибирска;
Главное управление здравоохранения мэрии
города Новосибирска
Руководитель программы Начальник департамента по социальной
политике мэрии города Новосибирска
Цели и задачи программы.
Важнейшие целевые
индикаторы
Цели:
формирование здорового образа жизни,
повышение санитарной культуры населения и
обеспечение профилактики заболеваний среди
населения;
оптимизация деятельности и развитие
структурных подразделений
лечебно-профилактических учреждений
(кабинеты (отделения) медицинской
профилактики, центры здоровья),
занимающихся вопросами медицинской
профилактики, диспансеризацией;
межсекторальное взаимодействие по вопросам
сохранения и укрепления здоровья,
формирования здорового образа жизни;
обеспечение международного сотрудничества
с Европейским региональным бюро Всемирной
организации здравоохранения по проекту
"Здоровые города" и другим социальным
проектам;
разработка и внедрение социологических
исследований для выявления ключевых
факторов, влияющих на уровень здоровья
населения города и степень
информированности населения по вопросам
сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
сохранение и укрепление здоровья детей и
подростков;
укрепление репродуктивного здоровья
населения;
сохранение и укрепление здоровья взрослого
населения;
подготовка методических рекомендаций по
профилактике и формированию здорового
образа жизни;
обеспечение системы подготовки медицинских
кадров по вопросам формирования здорового
образа жизни, профилактике заболеваний;
улучшение материально-технического
оснащения структурных подразделений
учреждений здравоохранения, занимающихся
медицинской профилактикой в соответствии с
табелем оснащения;
открытие центров здоровья;
привлечение населения к участию в массовых
мероприятиях по формированию здорового
образа жизни;
проведение городских научно-практических
конференций, "круглых столов" и др.
мероприятий по вопросам охраны здоровья;
обеспечение гигиенического обучения и
воспитания населения через средства
массовой информации;
обмен опытом и сотрудничество с
Европейским региональным бюро Всемирной
организации здравоохранения, российскими и
европейскими городами, участниками проекта
"Здоровые города";
информирование населения города о
реализации проекта "Здоровые города";
проведение исследований по изучению
состояния здоровья, образа и качества
жизни населения города;
организация мониторинга (определение
распространенности) факторов риска
хронических неинфекционных заболеваний;
получение информации о здоровье, образе
жизни и социальной атмосфере города.
Целевые индикаторы:
ожидаемая продолжительность жизни (лет);
общая заболеваемость взрослого населения
(на 1000 человек соответствующего
населения);
общая заболеваемость детей и подростков
(на 1000 человек соответствующего
населения);
смертность населения (на 1000 человек
населения);
общая заболеваемость детей и подростков
болезнями органов пищеварения (на 1000
человек соответствующего населения);
общая заболеваемость детей и подростков
болезнями глаза и его придаточного
аппарата (на 1000 человек соответствующего
населения);
общая заболеваемость детей и подростков
болезнями костно-мышечной системы (на 1000
человек соответствующего населения);
общая заболеваемость психическими
расстройствами детей в возрасте от 0 до 14
лет (на 10000 человек соответствующего
населения);
рождаемость (на 1000 человек населения);
общая заболеваемость болезнями системы
кровообращения взрослого населения (на
1000 человек соответствующего населения);
доля охвата населения профилактическими
мероприятиями (%);
укомплектованность
лечебно-профилактических учреждений
специалистами (врачи) по медицинской
профилактике (%);
укомплектованность
лечебно-профилактических учреждений
специалистами (средние медицинские
работники) по медицинской профилактике
(%);
доля лечебно-профилактических учреждений,
оснащенных в соответствии с табелем
оснащения (%);
число центров здоровья (единиц);
доля охвата населения мероприятиями,
направленными на формирование здорового
образа жизни (%);
удовлетворенность населения города
качеством оказания медицинских услуг (%);
разработка и тиражирование сборника
"Профиль здоровья города Новосибирска"
(экземпляров)
Ответственный
исполнитель программы
Департамент по социальной политике мэрии
города Новосибирска
Исполнители основных
мероприятий программы
Департамент по социальной политике мэрии
города Новосибирска;
Главное управление здравоохранения мэрии
города Новосибирска;
администрации районов города Новосибирска;
учреждения здравоохранения города
Новосибирска;
учреждение Российской академии медицинских
наук "Научно-исследовательский институт
терапии" Сибирского отделения Российской
академии медицинских наук (по
согласованию);
некоммерческое партнерство Сибирский
Федеральный Центр оздоровительного питания
(по согласованию);
федеральное государственное учреждение
"Новосибирский научно-исследовательский
институт травматологии и ортопедии"
федерального агентства по
высокотехнологичной медицинской помощи (по
согласованию);
учреждение Российской академии медицинских
наук "Научно-исследовательский институт
клинической и экспериментальной лимфологии
Сибирского отделения Российской академии
медицинских наук (по согласованию)
Сроки реализации
программы
2011 - 2017 годы
Объемы финансирования Общий объем финансирования программы за
счет средств бюджета города составляет
112072,5 тыс. рублей, из них:
2011 год - 694,4 тыс. рублей;
2012 год - 20497,3 тыс. рублей;
2013 год - 16218,1 тыс. рублей;
2014 год - 16669,3 тыс. рублей;
2015 год - 18043,8 тыс. рублей;
2016 год - 19525,1 тыс. рублей;
2017 год - 20424,5 тыс. рублей.
Объем финансирования подлежит
корректировке при формировании бюджета
города на каждый финансовый год
Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы, выраженные в
соответствующих
показателях, поддающихся
количественной оценке
Ожидаемыми результатами реализации
программы являются:
стабилизация и увеличение
продолжительности ожидаемой жизни с 69,8
до 70,1 года;
стабилизация и снижение показателя общей
заболеваемости взрослого населения с
1588,2 до 1537,1 случая на 1000 человек
соответствующего населения;
стабилизация и снижение общей
заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14
лет с 2371,7 до 2310,5 случая на 1000
человек соответствующего населения;
стабилизация и снижение общей
заболеваемости подростков в возрасте от 15
до 17 лет с 1527,5 до 1466,3 случая на
1000 человек соответствующего населения;
стабилизация и снижение показателя
смертности с 12,9 до 12,3 случая на 1000
человек населения;
стабилизация и снижение общей
заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14
лет болезнями органов пищеварения с 93,11
до 91,91 случая на 1000 человек
соответствующего населения;
стабилизация и снижение общей
заболеваемости подростков в возрасте от 15
до 17 лет болезнями органов пищеварения с
89,53 до 88,33 случая на 1000 человек
соответствующего населения;
стабилизация и снижение общей
заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14
лет болезнями глаза и его придаточного
аппарата с 119,69 до 118,49 случая на 1000
человек соответствующего населения;
стабилизация и снижение общей
заболеваемости подростков в возрасте от 15
до 17 лет болезнями глаза и его
придаточного аппарата с 101,61 до 100,41
случая на 1000 человек соответствующего
населения;
стабилизация и снижение общей
заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14
лет болезнями костно-мышечной системы с
58,6 до 57,4 случая на 1000 человек
соответствующего населения;
стабилизация и снижение общей
заболеваемости подростков в возрасте от 15
до 17 лет болезнями костно-мышечной
системы с 74,6 до 73,6 случая на 1000
человек соответствующего населения;
снижение общей заболеваемости психическими
расстройствами детей в возрасте от 0 до 14
лет с 31,0 до 27,0 случая на 10000 человек
соответствующего населения;
стабилизация и повышение показателя
рождаемости с 12,4 до 12,7 случая на 1000
человек населения;
стабилизация и снижение общей
заболеваемости болезнями системы
кровообращения взрослого населения с 292,3
до 282,3 случая на 1000 человек
соответствующего населения;
увеличение доли охвата населения
профилактическими мероприятиями с 55 до
85 %;
повышение укомплектованности специалистами
(врачами) по медицинской профилактике с
84,4 до 90 %;
повышение укомплектованности специалистами
(средними медицинскими работниками) по
медицинской профилактике с 66,8 до 75 %;
увеличение доли лечебно-профилактических
учреждений, оснащенных в соответствии с
табелем оснащения с 0 до 100 %;
увеличение числа центров здоровья для
населения с 4 до 16 единиц;
увеличение доли охвата населения
мероприятиями, направленными на
формирование здорового образа жизни с 27
до 55 %;
повышение удовлетворенности населения
качеством оказания медицинских услуг (по
данным анонимного анкетирования) с 84 до
88 %;
разработка и тиражирование сборника
"Профиль здоровья города Новосибирска",
2000 экземпляров
 
2. Общие положения
 
Объектом регулирования ведомственной целевой программы "Здоровый город" на 2011 - 2017 годы (далее по тексту - Программа) является уровень состояния здоровья населения города.
Предметом регулирования Программы является система межсекторальных, международных мероприятий, направленных на создание условий к формированию у населения потребностей и мотиваций на профилактику заболеваний, ведение здорового образа жизни, приводящих к снижению заболеваемости, смертности от управляемых причин и стабилизации ожидаемой продолжительности жизни.
Сфера действия Программы - социальная.
Программа разработана на основании:
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1;
Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", приоритетного национального проекта "Здоровье";
Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р;
Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжениемПравительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р;
приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2003 N 114 "Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 - 2010 годы";
приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2003 N 455 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации";
приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2003 N 113 "Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации";
Двухгодичного соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения на 2010 - 2011 годы;
постановления мэра города Новосибирска от 10.04.2008 N 285 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска".
Понятия и термины, используемые в Программе:
гигиеническое воспитание и обучение - система образования, включающая в себя комплексную просветительскую, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, формирование культуры здоровья, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом;
здоровый образ жизни - категория общего понятия "образ жизни", включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни;
здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды и способности к воспроизводству, а не только отсутствие болезней и физических нарушений;
качество жизни - категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации;
общественное здоровье - важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образом жизни населения, позволяющий обеспечить уровень качества и безопасности жизни людей;
общественное здравоохранение - система мер по мобилизации и привлечению местных, региональных, национальных и международных ресурсов для обеспечения условий, способствующих сохранению здоровья;
оздоровление - направление восстановительной медицины, обеспечивающее повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей человека, предупреждение заболеваний и улучшение качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности или имеющих функциональные преморбидные расстройства здоровья;
профилактика - комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения, отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов;
реабилитация - восстановление или компенсация нарушенных функций и трудоспособности человека, достигаемые применением государственных и общественных медицинских, профессиональных и социальных мероприятий;
укрепление здоровья - процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, сохранить и улучшить его;
социально-гигиенический мониторинг - система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
 
3. Характеристика сферы действия Программы
 
Сохранение и укрепление здоровья жителей города является одной из приоритетных задач стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска. В городе Новосибирске проводится планомерная работа по снижению рисков для здоровья населения и формированию здорового образа жизни у жителей города. С этой целью разработаны и реализуются городские целевые программы: программа социальной поддержки населения на 2008 - 2010 годы, "Улучшение демографической ситуации в городе Новосибирске" на 2009 - 2011 годы, "Дети и город" на 2009 - 2011 годы,"Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска на 2008 - 2010 годы""Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными веществами" на 2007 - 2010 годы"Спортивный город" на 2007 - 2010 годы"Молодежь города Новосибирска" на 2010 - 2014 годыПрограмма по улучшению экологического состояния города Новосибирска на 2006 - 2010 годы; ведомственная целевая программа "Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению города Новосибирска" на 2009 - 2011 годы и другие.
Реализуемые в последние годы мероприятия позволили улучшить общую демографическую ситуацию, снизить заболеваемость и смертность населения, в том числе от управляемых причин, увеличить продолжительность жизни, повысить доступность получения медицинской помощи и качество жизни горожан. Ожидаемая продолжительность жизни городского населения Новосибирской области с 2005 по 2008 год выросла с 65,7 до 69,8 лет, в Российской Федерации и Сибирском Федеральном округе - 67,9 и 66,2 соответственно по данным 2008 года.
Несмотря на улучшение ситуации в целом, наблюдается нестабильность и ухудшение показателей по отдельным группам заболеваний.
Общий показатель смертности населения в 2009 году составил 12,9 случая на 1000 человек населения. Основными причинами смертности являются сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, травмы и отравления. В структуре смертности преобладает смертность населения от злокачественных новообразований - 212,7 случая на 100000 человек населения, причем наблюдается рост по сравнению с 2008 годом, когда показатель составил 206,8 случая на 100000 человек населения. Показатель смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний в 2009 году составил 724,3 случая на 100000 человек населения.
Показатель общей заболеваемости населения в 2009 году составил 1704,3 случая на 1000 человек населения (в 2008 году - 1708,5 случая), в том числе у детей в возрасте от 0 до 14 лет - 2371,7 случая на 1000 человек соответствующего населения (в 2008 году - 2301,1 случая), у подростков в возрасте от 15 до 17 лет - 1527,2 случая на 1000 человек соответствующего населения (в 2008 году - 1293,4 случая), у взрослых - 1588,2 случая на 1000 человек соответствующего населения (в 2008 году - 1623,0 случая).
В структуре заболеваемости у детей в возрасте от 0 до 14 лет наблюдается рост заболеваемости болезней глаза и его придаточного аппарата со 103,3 случая в 2008 году до 119,7 случая на 1000 человек соответствующего населения в 2009 году; увеличение показателя психических расстройств с 27,0 случаев в 2008 году до 31,0 случая на 10000 человек соответствующего населения в 2009 году. По данным профилактических осмотров ежегодно увеличивается процент выявленных нарушений у детей с понижением остроты зрения с 2,28 % в 2008 году до 2,48 % в 2009 году; со сколиозом с 0,66 % в 2008 году до 0,69 % в 2009 году. Несмотря на снижение заболеваемости болезнями пищеварения со 142,3 случая в 2008 году до 93,1 случая на 1000 человек соответствующего населения в 2009 году и болезнями костно-мышечной системы с 64,2 случая в 2008 году до 58,6 случая на 1000 человек соответствующего населения в 2009 году, остается высоким процент детей с нарушениями осанки (в 2008 году - 4,65 %, в 2009 году - 4,41 %) и детей, у которых регистрируется кариес.
В структуре заболеваемости подростков в возрасте от 15 до 17 лет наблюдается рост показателя заболеваемости болезней глаза и его придаточного аппарата с 73,6 случая в 2008 году до 101,6 случая на 1000 человек соответствующего населения в 2009 году. По данным профилактических осмотров ежегодно увеличивается процент выявленных нарушений у подростков с понижением остроты зрения с 3,41 % в 2008 году до 3,75 % в 2009 году; со сколиозом с 1,6 % в 2008 году до 2,02 % в 2009 году. Остается высоким процент подростков с нарушениями осанки (в 2008 году - 5,67 %, в 2009 году - 5,8 %).
В структуре общей заболеваемости взрослого населения на первом месте находятся болезни системы кровообращения, показатель в 2009 году составил 292,3 случая на 1000 человек соответствующего населения по сравнению с 287,1 случая на 1000 человек соответствующего населения в 2008 году; увеличился показатель заболеваемости новообразованиями с 58,4 случая в 2008 году до 62,5 случая на 1000 человек соответствующего населения в 2009 году. Наметилась тенденция к снижению заболеваемости среди взрослого населения болезнями органов пищеварения, дыхания, костно-мышечной, мочеполовой системы.
Несмотря на то, что на сегодняшний день демографическая ситуация в городе Новосибирске отмечается как благоприятная, состояние здоровья горожан продолжает вызывать беспокойство. Социальными проблемами остаются высокая распространенность хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании среди подростков, однако в 2009 году наблюдалось снижение общей заболеваемости детей и подростков наркологической патологией до 1285,6 случая на 100000 человек соответствующего населения, в 2008 году 1383,8 случая на 100000 человек соответствующего населения.
Таким образом, в Российской Федерации, в том числе и городе Новосибирске, назрела необходимость к внедрению новых подходов, направленных на профилактику заболеваний и формирование мотиваций у населения к ведению здорового образа жизни.
Причинами развития многих заболеваний являются: изменившийся образ жизни населения, новые традиции питания, повышение психоэмоциональных нагрузок, снижение физической активности населения, отсутствие внимания к вопросам формирования культуры отдыха населения. Большую роль в ухудшении состояния здоровья населения имеют вредные привычки (злоупотребление алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, широкое распространение табакокурения) особенно среди детей, подростков и молодежи.
Для того, чтобы остановить имеющиеся неблагоприятные тенденции, необходимы: развитие профилактических подходов, подготовка кадров, поддержка организаций, работающих в области укрепления здоровья населения, смещение акцентов от лечебных к профилактическим мероприятиям, проводимым среди населения. Назрела необходимость изменения отношения к здоровью общества в целом.
В целях сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у жителей города с января 2010 года в городе функционируют четыре центра здоровья.
В центрах здоровья проводятся массовые скрининговые обследования населения для выявления факторов риска развития хронических заболеваний, выявление этих заболеваний, формирование групп риска и направление пациентов к узким специалистам; профилактические мероприятия по влиянию на управляемые факторы риска, включая употребление алкоголя и табака; информационные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.
Оснащение центров здоровья современной диагностической аппаратурой способствует выявлению заболеваний в доклинических и ранних стадиях, что необходимо для оказания своевременной профилактической помощи.
По итогам работы за 7 месяцев 2010 года в центрах здоровья получили комплексное обследование 15,7 тысячи жителей города. Среди посетителей центров здоровья преобладают лица трудоспособного возраста (88 %). По результатам обследования функциональные отклонения и факторы риска выявлены среди 64 % взрослых. Ведущее место занимают отклонения индекса массы тела и состава внутренних сред организма (50 % от числа обследованных взрослых), в сердечно-сосудистой системе (33 % от числа обследованных взрослых и 23 % от числа обследованных детей), нарушения работы дыхательной системы (15 % от числа обследованных взрослых), отклонения от нормы показателей глюкозы и холестерина крови (24 % от числа обследованных взрослых). Отмечены изменения уровня психофизиологического и соматического здоровья, снижение адаптивных резервов организма у 33 % обследованных взрослых. Все граждане, прошедшие обследование в центрах здоровья, получили индивидуальные консультации врача по здоровому образу жизни.
Таким образом, центры здоровья призваны реализовывать главную задачу, стоящую сегодня перед системой здравоохранения, - профилактику заболеваемости, употребления алкоголя, табака и наркотиков, формирование здорового образа жизни, что диктует необходимость создания дополнительных центров здоровья на территории города. Они должны стать стержнем стратегии по сбережению здоровья населения и формированию здорового образа жизни.
Очевидно, что здоровый образ жизни является одним из основных средств сохранения здоровья как каждого конкретного человека, так и всей нации. Под ним подразумевается стиль жизнедеятельности, способствующий сохранению и улучшению здоровья, основанный на принципах духовности и нравственности.
Актуальность здорового образа жизни также вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Опыт мирового сообщества доказывает, что наиболее эффективны вложения средств в пропаганду здоровья и здорового образа жизни. Повысить уровень здоровья живущего и будущих поколений можно через формирование мировоззрения, ориентированного на оздоровление окружающей среды и укрепление здоровья населения, ответственного отношения людей к своему здоровью и здоровью окружающих.
По оценке Всемирной организации здравоохранения (далее по тексту - ВОЗ) смертность от неинфекционных заболеваний приводит к существенным экономическим потерям.
Недополученный национальный доход из-за высокой смертности от болезней сердца, инсульта и диабета с 2005 по 2015 годы может составить в России 303,0 млрд. долларов. В соответствии с этой оценкой в 2005 году потери составили 11,1 млрд. долларов, к 2015 году они могут стать в 6 раз больше и составить 66,4 млрд. долларов.
Эти потери, пересчитанные в качестве процента от валового внутреннего продукта, показывают, что если в 2005 году Россия недополучила 1 % от внутреннего валового продукта (далее по тексту - ВВП) из-за смертности от болезней сердца, инсульта и диабета, то к 2015 году страна может потерять более 5 % от ВВП.
Ежегодное сокращение на 2 % уровня смертности от хронических заболеваний с 2005 по 2015 годы могло бы принести России экономическую выгоду в 20,0 млрд. долларов.
Проводимая в последние годы политика государства и города Новосибирска в области улучшения здоровья и демографической ситуации, актуальность проблем здоровья на всех уровнях, наличие национальных и городских (ведомственных) целевых программ, направленных на улучшение здоровья населения, наличие проектов, реализуемых совместно с международными ассоциациями и фондами, все это создает условия для разработки Программы. Программа позволит повысить потребность части населения в формировании здорового образа жизни, востребованность стратегических решений в сфере общественного здоровья, усилить взаимодействие различных секторов городского сообщества.
Программа направлена на формирование идеологии здорового образа жизни через информирование и обеспечение активных форм участия горожан в проводимых мероприятиях. Одним из ключевых моментов успешного осуществления программных мероприятий является внедрение Программы на организационном этапе и широкое освещение программных мероприятий в средствах массовой информации.
Программа соответствует концепции, утвержденной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, стратегии развития города, приоритетным направлениям сохранения здоровья и создания условий для самореализации горожан.
Учитывая общность интересов и важность проблемы сохранения здоровья населения, мэрией города Новосибирска принято решение участвовать в качестве аккредитованного члена Европейского регионального бюро в реализации проекта "Здоровые города", в котором Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения предлагает использовать международный опыт построения здорового городского сообщества через различные международные программы. Проект Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города" является признанной на международном уровне методологической основой для организации деятельности по укреплению здоровья и оздоровлению окружающей среды на городском уровне.
Реализация Программы направлена на профилактику хронических заболеваний населения, формирование здорового образа жизни, что позволит сохранить и укрепить здоровье населения города, стабилизировать и снизить заболеваемость, смертность от управляемых причин, стабилизировать и увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения.
 
4. Цели и задачи Программы
 
N
п.
Цели и задачи Показатель Единица
измерения
Период реализации Программы по годам Примеча-
ние
2010
(оценка
)
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 Формирование здорового
образа жизни,
повышение санитарной
культуры населения и
обеспечение
профилактики
заболеваний среди
населения
Ожидаемая
продолжительность
жизни
лет 69,8 69,9 69,9 69,9 70,0 70,0 70,0 70,1  
Общая заболеваемость
взрослого населения
на 1000 человек
взрослого населения
1588,2 1578,0 1567,8 1557,6 1547,4 1537,2