Официально

Постановление областной Администрации Новосибирской области от 01.11.2010 N 3840

Об утверждении ведомственной целевой программы "Улучшение экологической обстановки на территории города Новосибирска" на оды

В целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, в соответствии со стратегическим планом развития города Новосибирска, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом города Новосибирска, Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска, утвержденным постановлением мэра города Новосибирска от 10.04.2008 N 285, постановляю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Улучшение экологической обстановки на территории города Новосибирска" на оды (приложение).
2. Управлению по взаимодействию со средствами массовой информации - пресс-центру мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления в установленном порядке.
3. Ответственность за исполнение постановления возложить на начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Кожина А. Ю.
 
Мэр города Новосибирска
В. Ф. Городецкий
 
Приложение
 
Ведомственная целевая программа "Улучшение экологической обстановки на территории города Новосибирска" на оды (утв. постановлением мэрии г. Новосибирска от 1 ноября 2010 г. N 3840)
 
1. Паспорт ведомственной целевой программы "Улучшение экологической обстановки на территории города Новосибирска" на оды
 
Наименование
программы
Ведомственная целевая программа "Улучшение
экологической обстановки на территории города
Новосибирска" на оды
Заказчик программыДепартамент энергетики, жилищного и коммунального
хозяйства города
Разработчик
программы
Департамент энергетики, жилищного и коммунального
хозяйства города
Руководитель
программы
Начальник департамента энергетики, жилищного и
коммунального хозяйства города
Цели и задачи
программы.
Важнейшие целевые
индикаторы
Цель:
повышение уровня экологической безопасности и
охрана окружающей среды для обеспечения
благоприятных условий для проживания в городе
Новосибирске.
Задачи:
реконструкция зеленых насаждений внутри жилых
кварталов;
исследование состояния водных объектов,
находящихся в муниципальной собственности;
снижение потенциальных рисков, связанных с
неблагоприятным влиянием природных и техногенных
факторов;
формирование экологически грамотного отношения
населения к окружающей среде.
Целевые индикаторы:
индекс загрязнения атмосферы города Новосибирска
(индекс);
удельный комбинаторный индекс загрязнения воды
реки Оби и малых рек в черте города Новосибирска
(индекс);
доля населения, участвующего в
эколого-просветительских мероприятиях, к общей
численности населения города (%);
наличие чрезвычайных ситуаций с экологическими
последствиями (штук);
доля реконструируемых зеленых насаждений к общему
числу зеленых насаждений внутри жилых кварталов
(%);
количество реконструированных зеленых насаждений
внутри жилых кварталов (штук);
количество материалов инвентаризации водных
объектов (прудов, обводненных карьеров),
находящихся в муниципальной собственности
(единиц);
количество утилизированных отработанных
ртутьсодержащих отходов (ламп, приборов) (штук);
количество физических точек, отобранных на
обследуемых территориях для оценки степени
снижения потенциальных рисков, связанных с
неблагоприятным влиянием природных и техногенных
факторов (точек);
площадь обследованных селитебных территорий
города (га);
количество скважин, обследованных на содержание
радионуклидов (штук);
площадь обследованных территорий, ранее
дезактивированных (га);
количество зданий, обследованных на содержание
радона (единиц);
количество детей, обследованных для оценки влияния
источников эмиссии вредных веществ в окружающей
среде (человек);
количество ежегодно размещенных агитационных
стендов экологического содержания в местах
массового посещения (штук);
количество изданных методических разработок
(штук/экземпляров);
количество изданных информационных материалов
(экземпляров);
ежегодное издание Обзора состояния окружающей
среды в городе Новосибирске (экземпляров);
количество участвующих в эколого-просветительских
мероприятиях, в том числе в рамках Общероссийской
акции "Дни защиты от экологической опасности"
(человек);
количество эколого-просветительских мероприятий, в
том числе в рамках Общероссийской акции "Дни
защиты от экологической опасности" (мероприятий)
Ответственный
исполнитель
программы
Департамент энергетики, жилищного и коммунального
хозяйства города
Исполнитель
основных
мероприятий
Департамент энергетики, жилищного и коммунального
хозяйства города, Новосибирский городской комитет
охраны окружающей среды и природных ресурсов,
организации, определенные на конкурсной основе
Срок реализации
программы
оды
Объем
финансирования
Общий объем финансирования из средств бюджета
города составляет 37776,3 тыс. рублей, в том
числе:
2011 год - 12592,1 тыс. рублей;
2012 год - 12592,1 тыс. рублей;
2013 год - 12592,1 тыс. рублей
Ожидаемые конечные
результаты
реализации
программы,
выраженные в
соответствующих
показателях,
поддающихся
количественной
оценке
Реализация программы позволит:
стабилизировать статистические показатели - индекс
загрязнения атмосферы города Новосибирска и
удельный комбинаторный индекс загрязнения воды
реки Оби и малых рек в черте города Новосибирска;
предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций
с экологическими последствиями;
оценить состояние водных объектов (прудов,
обводненных карьеров), находящихся в муниципальной
собственности, получить информацию об их
гидрологических и морфологических характеристиках;
снизить потенциальные риски, связанные с
неблагоприятным влиянием природных и техногенных
факторов (утилизировать 165,4 тысячи штук
отработанных ртутьсодержащих отходов (ламп,
приборов); провести: 2 тысячи обследований
физических точек; обследования 102,9 га селитебных
территорий города; обследование 51 скважины на
содержание радионуклидов; обследования 15,19 га
территорий, ранее дезактивированных; обследование
387 зданий на содержание радона; обследование 4
тысяч детей для оценки влияния источников эмиссии
вредных веществ на окружающую среду);
получить информацию о радиационной обстановке в
городе;
улучшить состояние зеленых насаждений
внутриквартальных территорий (реконструировать 7,2
тысячи штук зеленых насаждений);
увеличить долю населения, участвующего в
эколого-просветительских мероприятиях, к общей
численности населения города;
повысить экологическую грамотность населения
(ежегодно размещать 30 агитационных стендов
экологического содержания в местах массового
посещения; издать методические разработки тиражом
238 экземпляров; издать 400 экземпляров
информационных материалов; ежегодно издавать Обзор
состояния окружающей среды в городе Новосибирске
тиражом 600 экземпляров; провести 28
эколого-просветительских мероприятий, в том числе
в рамках Общероссийской акции "Дни защиты от
экологической опасности", с количеством
участвующих - 26,5 тысячи человек)
 
2. Общие положения
 
Объектом ведомственной целевой программы "Улучшение экологической обстановки на территории города Новосибирска" на оды (далее по тексту - Программа) является окружающая среда города Новосибирска.
Предметом Программы являются отношения, возникающие в процессе организации и проведения мероприятий, направленных на улучшение окружающей среды. Сфера деятельности программы - социальная.
Нормативная правовая база Программы:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
постановление мэра города Новосибирска от 10.04.2008 N 285 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска".
 
3. Характеристика сферы действия Программы
 
В современных условиях уровень экологической безопасности является одним из важнейших компонентов качества жизни людей, в связи с этим вопросы охраны окружающей среды для города Новосибирска являются приоритетными.
Насыщенность города автотранспортом, высокие теплоэнергетические и водохозяйственные потребности, гигантская сеть инженерных коммуникаций, огромное коммунальное хозяйство оказывают существенное влияние на городскую среду и требуют комплексных подходов к решению природоохранных вопросов.
Программно-целевой метод решения задач в области охраны окружающей среды в городе Новосибирске применяется с 2000 года. В предшествующие годы действовали:
Программа по улучшению экологического состояния города Новосибирска на ;
целевая программа "Строительство (реконструкция) и безопасная эксплуатация полигонов по захоронению отходов города Новосибирска на оды";
Программа по улучшению экологического состояния города Новосибирска на оды.
За период реализации трех программ выполнен ряд мероприятий, направленных на улучшение окружающей среды в городе Новосибирске. Эффективность мероприятий подтверждается данными государственного мониторинга и статистической отчетности. Индекс загрязнения атмосферного воздуха, который в начале 90-х годов достиг величины 31, в настоящее время находится в более низкой категории и стабилизировался на величине от 8 до 11. Объем выбросов от стационарных источников в атмосферу города составил в 2009 году 93,5 тысячи тонн, что меньше на 15,2 тысячи тонн, чем в 2008 году. В городе поддерживается развитие производств, внедрение которых позволяет уменьшать объем их влияния на окружающую среду. Для сокращения объема выбросов от передвижных источников в атмосферный воздух муниципальный автобусный парк планируется перевести на электродвигатели, производство которых будет запущено в городе в 2011 году. Предприятиями города ежегодно реализуется более 2 тысяч природоохранных мероприятий.
Организация системной природоохранной работы в городе базируется также на положениях стратегического плана устойчивого развития, одной из актуальных и сложных задач которого является обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды, Генерального плана города Новосибирска, ежегодных планов социально-экономического развития. Кроме того, дополнительный эффект по снижению негативного воздействия на окружающую среду дают мероприятия, реализуемые в рамках инвестиционных и производственных программ муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Горводоканал", государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук", муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Спецавтохозяйство", муниципального бюджетного учреждения г. Новосибирска "Дорожно-эксплуатационное учреждение N 3", ведомственных программ по газификации индивидуальной застройки города, улучшению дорожной сети в городе.
Качество поверхностных водных объектов города является важным показателем санитарно-экологического состояния. Системная работа мэрии города Новосибирска (далее по тексту - мэрия), направленная на улучшение состояния водных объектов, включает в себя расчистку русел рек, укрепление берегов, ликвидацию несанкционированных свалок в водоохранных зонах, прекращение сброса неочищенных стоков, регулярный вывоз снега, организацию рекреационных зон на территориях, прилегающих к рекам, их благоустройство и озеленение. На территории города Новосибирска находятся муниципальные водные объекты (пруды, обводненные карьеры), сведения о которых должны быть представлены в государственный водный реестр. В связи с этим необходимо проведение инвентаризации данных объектов, которая также позволит получить информацию об их гидрологических и морфологических характеристиках.
В области экологического просвещения сформировалась система взаимодействия мэрии с организациями, активно участвующими в экологическом просвещении. Ежегодно в городе проводятся массовые экологические мероприятия: конкурсы, выставки, игры, КВНы, конференции, познавательные семинары, акции и т. д. Количество участников с каждым годом растет.
С целью информирования населения об экологической обстановке ежегодно издается Обзор состояния окружающей среды в городе Новосибирске, в средствах массовой информации размещаются сведения о природоохранной деятельности на территории города Новосибирска.
Несмотря на большой комплекс реализуемых мероприятий в области экологического просвещения, низкая экологическая культура населения является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде, поэтому необходимо продолжить начатую работу в данном направлении.
Радиоэкологическая обстановка в городе Новосибирске определяется двумя основными факторами: воздействием природных радионуклидов, т. к. восемь из десяти районов города расположены в пределах гранитного массива, и техногенным загрязнением. В рамках программ по улучшению экологического состояния города Новосибирска выполнялись работы по обследованию потенциальных рисков, связанных с неблагоприятным влиянием природных и техногенных факторов на территории города.
В связи с тем, что значительная часть городской территории может рассматриваться как потенциально радоноопасная, необходимо продолжение работ по обследованию их состояния и учету этого фактора при строительстве зданий и сооружений.
Для исключения попадания отходов первого класса опасности в окружающую среду в рамках программно-целевого метода с 2000 года реализуется мероприятие по утилизации ртутьсодержащих отходов (ламп, приборов), образующихся в бюджетных организациях города, что позволило за последние 4 года предотвратить попадание в окружающую среду ртути (190 кг). Необходимо продолжение работ в данном направлении.
Одним из направлений Программы является осуществление анализа состояния компонентов окружающей среды и проведение медико-экологического обследования состояния окружающей среды и здоровья детей на территориях, прилегающих к промышленным предприятиям и автомагистралям города. Реализация этого направления позволит совершенствовать систему анализа состояния окружающей среды и осуществлять более точный качественный анализ компонентов окружающей среды для повышения уровня информированности о ее состоянии.
Для решения одной из приоритетных задач - сохранения и улучшения состояния зеленых насаждений внутриквартальных территорий - в Программе предусмотрено мероприятие по реконструкции зеленых насаждений.
Результатом проводимых в городе мероприятий по охране окружающей среды является отсутствие на его территории чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями.
Несмотря на положительные тенденции в области охраны окружающей среды, при реализации мероприятий программ остаются направления, которые требуют продолжения начатых работ для совершенствования и дальнейшего улучшения окружающей среды города.
Учитывая социальную значимость программных мероприятий, продолжительные сроки их реализации, необходимо решать обозначенные проблемы программно-целевым методом.
 
4. Цели и задачи Программы
 
N
п.
Цели и задачиПоказательЕдиница
измерения
2010 год
(оценка)
Период реализации
Программы по годам
Примечание
201120122013
123456789
1Повышение уровня
экологической
безопасности и охрана
окружающей среды для
обеспечения
благоприятных условий
для проживания в
городе Новосибирске
Индекс загрязнения
атмосферы города
Новосибирска
индекс12,012,012,012,0Статистичес-
кий
показатель
Удельный комбинаторный
индекс загрязнения воды
реки Оби в черте города
Новосибирска
индекс3-й, 4-й
класс
качества (от
2 до 11)
3-й, 4-й класс
качества (от 2 до 11)
Статистичес-
кий
показатель
Удельный комбинаторный
индекс загрязнения воды
малых рек в черте города
Новосибирска
индекс4-й класс
качества (от
4 до 11)
4-й класс качества (от
4 до 11)
Статистичес-
кий
показатель
Наличие чрезвычайных
ситуаций с
экологическими
последствиями
штук0000 
1.1Реконструкция зеленых
насаждений внутри
жилых кварталов
Количество
реконструируемых зеленых
насаждений внутри жилых
кварталов
штук2500250023502350 
Доля реконструируемых
зеленых насаждений к
общему числу зеленых
насаждений внутри жилых
кварталов
% 1,11,061,06 
1.2Исследование
состояния водных
объектов, находящихся
в муниципальной
собственности
Количество материалов
инвентаризации
единиц-1-- 
1.3Снижение
потенциальных рисков,
связанных с
неблагоприятным
влиянием природных и
техногенных факторов
Количество
утилизированных
отработанных
ртутьсодержащих отходов
(ламп, приборов)
штук50000500005769257692 
Количество физических
точек, отобранных на
обследуемых территориях
для оценки степени
снижения потенциальных
рисков, связанных с
неблагоприятным влиянием
природных и техногенных
факторов
точек534667667667 
Площадь обследованных
селитебных территорий
города
га28,634,334,334,3 
Количество скважин,
обследованных на
содержание радионуклидов
штук302229- 
Площадь обследованных
территорий, ранее
дезактивированных
га3,043,044,557,6 
Количество зданий,
обследованных на
содержание радона
единиц120120120147 
Количество детей,
обследованных для оценки
влияния источников
эмиссии вредных веществ
в окружающей среде
человек1500112914501450 
1.4Формирование
экологически
грамотного отношения
населения к
окружающей среде
Количество размещенных
агитационных стендов
экологического
содержания в местах
массового посещения
штук10101010 
Количество изданных
методических разработок
штук/экзем-
пляров
-1/501/1381/50 
Количество изданных
информационных
материалов
экземпляров-100100200 
Количество ежегодно
изданного Обзора
состояния окружающей
среды в городе
Новосибирске
экземпляров200200200200 
Количество
эколого-просветительских
мероприятий, в том числе
в рамках Общероссийской
акции "Дни защиты от
экологической опасности"


мероприятий


8


8


10


10
 
Количество участвующих в
эколого-просветительских
мероприятиях, в том
числе в рамках
Общероссийской акции
"Дни защиты от
экологической опасности"
человек5000850090009000 
Доля населения,
участвующего в
эколого-просветительских
мероприятиях, к общей
численности населения
города
%14,314,515,015,0 
 
5. Перечень программных мероприятий
 
N
п.
Цели, задачи,
мероприятия
ПоказательЕдиница
измерения
2010 год
(оценка)
Период реализации
Программы, по годам
Источ-
ник
финан-
сирова-
ния
Ответст-
венный
исполни-
тель
Срок
реали-
зации,
год
201120122013
1234567891011
1. Повышение уровня экологической безопасности и охрана окружающей среды для обеспечения благоприятных условий для
проживания
в городе Новосибирске
1.1. Реконструкция зеленых насаждений внутри жилых кварталов
1.1.1Омолаживающая,
формовочная и
санитарная обрезка и
снос аварийных
деревьев внутри жилых
кварталов
Количество
деревьев,
подлежащих
обрезке
штук1500150015001500Бюджет
города
ДЭЖиКХ2011 -
2013
Затраты на
единицу
рублей2680,512680,512680,512680,51
Сумма затраттыс. рублей4020,774020,774020,774020,77
1.1.2Снос аварийных
деревьев внутри жилых
кварталов
Количество
деревьев,
подлежащих
сносу
штук10001000850850Бюджет
города
ДЭЖиКХ2011 -
2013
Затраты на
единицу
рублей4617,334617,335549,805549,80
Сумма затраттыс. рублей4617,334617,334717,334717,33
Итого по подпункту
1.1:
 тыс. рублей8638,108638,108738,108738,10   
1.2. Исследование состояния водных объектов, находящихся в муниципальной собственности
1.2.1Инвентаризация водных
объектов (пруды,
обводненные карьеры),
находящихся в
муниципальной
собственности
Количество
материалов
инвентаризации
единиц-1--Бюджет
города
ДЭЖиКХ2011
Затраты на
единицу
тыс. рублей-500,0--
Сумма затраттыс. рублей-500,0--
Итого по
подпункту 1.2:
 тыс. рублей 500,0-    
1.3. Снижение потенциальных рисков, связанных с неблагоприятным влиянием природных и техногенных факторов
1.3.1Утилизация
ртутьсодержащих
отходов (ламп,
приборов),
образующихся в
бюджетных
организациях города
Количество
утилизированных
ртутьсодержащих
отходов (ламп,
приборов)
штук50000500005769257692Бюджет
города
ДЭЖиКХ2011 -
2013
Затраты на
единицу
рублей13,013,013,013,0
Сумма затраттыс. рублей650,0650,0750,0750,0
1.3.2Выполнение детальной
пешеходной
эманационной съемки
масштаба 1:10000 на
неисследованных
территориях и
участках
перспективной
застройки города
Количество
обследованных
физических
точек
точек534667667667Бюджет
города
ДЭЖиКХ2011 -
2013
Затраты на
единицу
рублей749,6749,6749,6749,6
Сумма затраттыс. рублей400,0500,0500,0500,0
1.3.3Выполнение пешеходной
гамма-съемки масштаба
1:500 на селитебных
территориях города
Площадь
обследованных
селитебных
территорий
города
га28,634,334,334,3Бюджет
города
ДЭЖиКХ2011 -
2013
Затраты на
единицу
рублей17500175001750017500
Сумма затраттыс. рублей500,0600,0600,0600,0
1.3.4Опробование подземных
вод на содержание
радионуклидов в
существующих
наблюдательных и
эксплуатационных
гидрогеологических
скважинах