Официально

Постановление областной Администрации Новосибирской области от 01.11.2010 N 3840

Об утверждении ведомственной целевой программы "Улучшение экологической обстановки на территории города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы

В целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, в соответствии со стратегическим планом развития города Новосибирска, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом города Новосибирска, Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска, утвержденным постановлением мэра города Новосибирска от 10.04.2008 N 285, постановляю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Улучшение экологической обстановки на территории города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы (приложение).
2. Управлению по взаимодействию со средствами массовой информации - пресс-центру мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления в установленном порядке.
3. Ответственность за исполнение постановления возложить на начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Кожина А. Ю.
 
Мэр города Новосибирска
В. Ф. Городецкий
 
Приложение
 
Ведомственная целевая программа "Улучшение экологической обстановки на территории города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы (утв. постановлением мэрии г. Новосибирска от 1 ноября 2010 г. N 3840)
 
1. Паспорт ведомственной целевой программы "Улучшение экологической обстановки на территории города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы
 
Наименование
программы
Ведомственная целевая программа "Улучшение
экологической обстановки на территории города
Новосибирска" на 2011 - 2013 годы
Заказчик программы Департамент энергетики, жилищного и коммунального
хозяйства города
Разработчик
программы
Департамент энергетики, жилищного и коммунального
хозяйства города
Руководитель
программы
Начальник департамента энергетики, жилищного и
коммунального хозяйства города
Цели и задачи
программы.
Важнейшие целевые
индикаторы
Цель:
повышение уровня экологической безопасности и
охрана окружающей среды для обеспечения
благоприятных условий для проживания в городе
Новосибирске.
Задачи:
реконструкция зеленых насаждений внутри жилых
кварталов;
исследование состояния водных объектов,
находящихся в муниципальной собственности;
снижение потенциальных рисков, связанных с
неблагоприятным влиянием природных и техногенных
факторов;
формирование экологически грамотного отношения
населения к окружающей среде.
Целевые индикаторы:
индекс загрязнения атмосферы города Новосибирска
(индекс);
удельный комбинаторный индекс загрязнения воды
реки Оби и малых рек в черте города Новосибирска
(индекс);
доля населения, участвующего в
эколого-просветительских мероприятиях, к общей
численности населения города (%);
наличие чрезвычайных ситуаций с экологическими
последствиями (штук);
доля реконструируемых зеленых насаждений к общему
числу зеленых насаждений внутри жилых кварталов
(%);
количество реконструированных зеленых насаждений
внутри жилых кварталов (штук);
количество материалов инвентаризации водных
объектов (прудов, обводненных карьеров),
находящихся в муниципальной собственности
(единиц);
количество утилизированных отработанных
ртутьсодержащих отходов (ламп, приборов) (штук);
количество физических точек, отобранных на
обследуемых территориях для оценки степени
снижения потенциальных рисков, связанных с
неблагоприятным влиянием природных и техногенных
факторов (точек);
площадь обследованных селитебных территорий
города (га);
количество скважин, обследованных на содержание
радионуклидов (штук);
площадь обследованных территорий, ранее
дезактивированных (га);
количество зданий, обследованных на содержание
радона (единиц);
количество детей, обследованных для оценки влияния
источников эмиссии вредных веществ в окружающей
среде (человек);
количество ежегодно размещенных агитационных
стендов экологического содержания в местах
массового посещения (штук);
количество изданных методических разработок
(штук/экземпляров);
количество изданных информационных материалов
(экземпляров);
ежегодное издание Обзора состояния окружающей
среды в городе Новосибирске (экземпляров);
количество участвующих в эколого-просветительских
мероприятиях, в том числе в рамках Общероссийской
акции "Дни защиты от экологической опасности"
(человек);
количество эколого-просветительских мероприятий, в
том числе в рамках Общероссийской акции "Дни
защиты от экологической опасности" (мероприятий)
Ответственный
исполнитель
программы
Департамент энергетики, жилищного и коммунального
хозяйства города
Исполнитель
основных
мероприятий
Департамент энергетики, жилищного и коммунального
хозяйства города, Новосибирский городской комитет
охраны окружающей среды и природных ресурсов,
организации, определенные на конкурсной основе
Срок реализации
программы
2011 - 2013 годы
Объем
финансирования
Общий объем финансирования из средств бюджета
города составляет 37776,3 тыс. рублей, в том
числе:
2011 год - 12592,1 тыс. рублей;
2012 год - 12592,1 тыс. рублей;
2013 год - 12592,1 тыс. рублей
Ожидаемые конечные
результаты
реализации
программы,
выраженные в
соответствующих
показателях,
поддающихся
количественной
оценке
Реализация программы позволит:
стабилизировать статистические показатели - индекс
загрязнения атмосферы города Новосибирска и
удельный комбинаторный индекс загрязнения воды
реки Оби и малых рек в черте города Новосибирска;
предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций
с экологическими последствиями;
оценить состояние водных объектов (прудов,
обводненных карьеров), находящихся в муниципальной
собственности, получить информацию об их
гидрологических и морфологических характеристиках;
снизить потенциальные риски, связанные с
неблагоприятным влиянием природных и техногенных
факторов (утилизировать 165,4 тысячи штук
отработанных ртутьсодержащих отходов (ламп,
приборов); провести: 2 тысячи обследований
физических точек; обследования 102,9 га селитебных
территорий города; обследование 51 скважины на
содержание радионуклидов; обследования 15,19 га
территорий, ранее дезактивированных; обследование
387 зданий на содержание радона; обследование 4
тысяч детей для оценки влияния источников эмиссии
вредных веществ на окружающую среду);
получить информацию о радиационной обстановке в
городе;
улучшить состояние зеленых насаждений
внутриквартальных территорий (реконструировать 7,2
тысячи штук зеленых насаждений);
увеличить долю населения, участвующего в
эколого-просветительских мероприятиях, к общей
численности населения города;
повысить экологическую грамотность населения
(ежегодно размещать 30 агитационных стендов
экологического содержания в местах массового
посещения; издать методические разработки тиражом
238 экземпляров; издать 400 экземпляров
информационных материалов; ежегодно издавать Обзор
состояния окружающей среды в городе Новосибирске
тиражом 600 экземпляров; провести 28
эколого-просветительских мероприятий, в том числе
в рамках Общероссийской акции "Дни защиты от
экологической опасности", с количеством
участвующих - 26,5 тысячи человек)
 
2. Общие положения
 
Объектом ведомственной целевой программы "Улучшение экологической обстановки на территории города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы (далее по тексту - Программа) является окружающая среда города Новосибирска.
Предметом Программы являются отношения, возникающие в процессе организации и проведения мероприятий, направленных на улучшение окружающей среды. Сфера деятельности программы - социальная.
Нормативная правовая база Программы:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
постановление мэра города Новосибирска от 10.04.2008 N 285 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска".
 
3. Характеристика сферы действия Программы
 
В современных условиях уровень экологической безопасности является одним из важнейших компонентов качества жизни людей, в связи с этим вопросы охраны окружающей среды для города Новосибирска являются приоритетными.
Насыщенность города автотранспортом, высокие теплоэнергетические и водохозяйственные потребности, гигантская сеть инженерных коммуникаций, огромное коммунальное хозяйство оказывают существенное влияние на городскую среду и требуют комплексных подходов к решению природоохранных вопросов.
Программно-целевой метод решения задач в области охраны окружающей среды в городе Новосибирске применяется с 2000 года. В предшествующие годы действовали:
Программа по улучшению экологического состояния города Новосибирска на 2000 - 2005 гг.;
целевая программа "Строительство (реконструкция) и безопасная эксплуатация полигонов по захоронению отходов города Новосибирска на 2004 - 2007 годы";
Программа по улучшению экологического состояния города Новосибирска на 2006 - 2010 годы.
За период реализации трех программ выполнен ряд мероприятий, направленных на улучшение окружающей среды в городе Новосибирске. Эффективность мероприятий подтверждается данными государственного мониторинга и статистической отчетности. Индекс загрязнения атмосферного воздуха, который в начале 90-х годов достиг величины 31, в настоящее время находится в более низкой категории и стабилизировался на величине от 8 до 11. Объем выбросов от стационарных источников в атмосферу города составил в 2009 году 93,5 тысячи тонн, что меньше на 15,2 тысячи тонн, чем в 2008 году. В городе поддерживается развитие производств, внедрение которых позволяет уменьшать объем их влияния на окружающую среду. Для сокращения объема выбросов от передвижных источников в атмосферный воздух муниципальный автобусный парк планируется перевести на электродвигатели, производство которых будет запущено в городе в 2011 году. Предприятиями города ежегодно реализуется более 2 тысяч природоохранных мероприятий.
Организация системной природоохранной работы в городе базируется также на положениях стратегического плана устойчивого развития, одной из актуальных и сложных задач которого является обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды, Генерального плана города Новосибирска, ежегодных планов социально-экономического развития. Кроме того, дополнительный эффект по снижению негативного воздействия на окружающую среду дают мероприятия, реализуемые в рамках инвестиционных и производственных программ муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Горводоканал", государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук", муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Спецавтохозяйство", муниципального бюджетного учреждения г. Новосибирска "Дорожно-эксплуатационное учреждение N 3", ведомственных программ по газификации индивидуальной застройки города, улучшению дорожной сети в городе.
Качество поверхностных водных объектов города является важным показателем санитарно-экологического состояния. Системная работа мэрии города Новосибирска (далее по тексту - мэрия), направленная на улучшение состояния водных объектов, включает в себя расчистку русел рек, укрепление берегов, ликвидацию несанкционированных свалок в водоохранных зонах, прекращение сброса неочищенных стоков, регулярный вывоз снега, организацию рекреационных зон на территориях, прилегающих к рекам, их благоустройство и озеленение. На территории города Новосибирска находятся муниципальные водные объекты (пруды, обводненные карьеры), сведения о которых должны быть представлены в государственный водный реестр. В связи с этим необходимо проведение инвентаризации данных объектов, которая также позволит получить информацию об их гидрологических и морфологических характеристиках.
В области экологического просвещения сформировалась система взаимодействия мэрии с организациями, активно участвующими в экологическом просвещении. Ежегодно в городе проводятся массовые экологические мероприятия: конкурсы, выставки, игры, КВНы, конференции, познавательные семинары, акции и т. д. Количество участников с каждым годом растет.
С целью информирования населения об экологической обстановке ежегодно издается Обзор состояния окружающей среды в городе Новосибирске, в средствах массовой информации размещаются сведения о природоохранной деятельности на территории города Новосибирска.
Несмотря на большой комплекс реализуемых мероприятий в области экологического просвещения, низкая экологическая культура населения является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде, поэтому необходимо продолжить начатую работу в данном направлении.
Радиоэкологическая обстановка в городе Новосибирске определяется двумя основными факторами: воздействием природных радионуклидов, т. к. восемь из десяти районов города расположены в пределах гранитного массива, и техногенным загрязнением. В рамках программ по улучшению экологического состояния города Новосибирска выполнялись работы по обследованию потенциальных рисков, связанных с неблагоприятным влиянием природных и техногенных факторов на территории города.
В связи с тем, что значительная часть городской территории может рассматриваться как потенциально радоноопасная, необходимо продолжение работ по обследованию их состояния и учету этого фактора при строительстве зданий и сооружений.
Для исключения попадания отходов первого класса опасности в окружающую среду в рамках программно-целевого метода с 2000 года реализуется мероприятие по утилизации ртутьсодержащих отходов (ламп, приборов), образующихся в бюджетных организациях города, что позволило за последние 4 года предотвратить попадание в окружающую среду ртути (190 кг). Необходимо продолжение работ в данном направлении.
Одним из направлений Программы является осуществление анализа состояния компонентов окружающей среды и проведение медико-экологического обследования состояния окружающей среды и здоровья детей на территориях, прилегающих к промышленным предприятиям и автомагистралям города. Реализация этого направления позволит совершенствовать систему анализа состояния окружающей среды и осуществлять более точный качественный анализ компонентов окружающей среды для повышения уровня информированности о ее состоянии.
Для решения одной из приоритетных задач - сохранения и улучшения состояния зеленых насаждений внутриквартальных территорий - в Программе предусмотрено мероприятие по реконструкции зеленых насаждений.
Результатом проводимых в городе мероприятий по охране окружающей среды является отсутствие на его территории чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями.
Несмотря на положительные тенденции в области охраны окружающей среды, при реализации мероприятий программ остаются направления, которые требуют продолжения начатых работ для совершенствования и дальнейшего улучшения окружающей среды города.
Учитывая социальную значимость программных мероприятий, продолжительные сроки их реализации, необходимо решать обозначенные проблемы программно-целевым методом.
 
4. Цели и задачи Программы
 
N
п.
Цели и задачи Показатель Единица
измерения
2010 год
(оценка)
Период реализации
Программы по годам
Примечание
2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Повышение уровня
экологической
безопасности и охрана
окружающей среды для
обеспечения
благоприятных условий
для проживания в
городе Новосибирске
Индекс загрязнения
атмосферы города
Новосибирска
индекс 12,0 12,0 12,0 12,0 Статистичес-
кий
показатель
Удельный комбинаторный
индекс загрязнения воды
реки Оби в черте города
Новосибирска
индекс 3-й, 4-й
класс
качества (от
2 до 11)
3-й, 4-й класс
качества (от 2 до 11)
Статистичес-
кий
показатель
Удельный комбинаторный
индекс загрязнения воды
малых рек в черте города
Новосибирска
индекс 4-й класс
качества (от
4 до 11)
4-й класс качества (от
4 до 11)
Статистичес-
кий
показатель
Наличие чрезвычайных
ситуаций с
экологическими
последствиями
штук 0 0 0 0  
1.1 Реконструкция зеленых
насаждений внутри
жилых кварталов
Количество
реконструируемых зеленых
насаждений внутри жилых
кварталов
штук 2500 2500 2350 2350  
Доля реконструируемых
зеленых насаждений к
общему числу зеленых
насаждений внутри жилых
кварталов
%   1,1 1,06 1,06  
1.2 Исследование
состояния водных
объектов, находящихся
в муниципальной
собственности
Количество материалов
инвентаризации
единиц - 1 - -  
1.3 Снижение
потенциальных рисков,
связанных с
неблагоприятным
влиянием природных и
техногенных факторов
Количество
утилизированных
отработанных
ртутьсодержащих отходов
(ламп, приборов)
штук 50000 50000 57692 57692  
Количество физических
точек, отобранных на
обследуемых территориях
для оценки степени
снижения потенциальных
рисков, связанных с
неблагоприятным влиянием
природных и техногенных
факторов
точек 534 667 667 667  
Площадь обследованных
селитебных территорий
города
га 28,6 34,3 34,3 34,3  
Количество скважин,
обследованных на
содержание радионуклидов
штук 30 22 29 -  
Площадь обследованных
территорий, ранее
дезактивированных
га 3,04 3,04 4,55 7,6  
Количество зданий,
обследованных на
содержание радона
единиц 120 120 120 147  
Количество детей,
обследованных для оценки
влияния источников
эмиссии вредных веществ
в окружающей среде
человек 1500 1129 1450 1450  
1.4 Формирование
экологически
грамотного отношения
населения к
окружающей среде
Количество размещенных
агитационных стендов
экологического
содержания в местах
массового посещения
штук 10 10 10 10  
Количество изданных
методических разработок
штук/экзем-
пляров
- 1/50 1/138 1/50  
Количество изданных
информационных
материалов
экземпляров - 100 100 200  
Количество ежегодно
изданного Обзора
состояния окружающей
среды в городе
Новосибирске
экземпляров 200 200 200 200  
Количество
эколого-просветительских
мероприятий, в том числе
в рамках Общероссийской
акции "Дни защиты от
экологической опасности"


мероприятий


8


8


10


10
 
Количество участвующих в
эколого-просветительских
мероприятиях, в том
числе в рамках
Общероссийской акции
"Дни защиты от
экологической опасности"
человек 5000 8500 9000 9000  
Доля населения,
участвующего в
эколого-просветительских
мероприятиях, к общей
численности населения
города
% 14,3 14,5 15,0 15,0  
 
5. Перечень программных мероприятий
 
N
п.
Цели, задачи,
мероприятия
Показатель Единица
измерения
2010 год
(оценка)
Период реализации
Программы, по годам
Источ-
ник
финан-
сирова-
ния
Ответст-
венный
исполни-
тель
Срок
реали-
зации,
год
2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Повышение уровня экологической безопасности и охрана окружающей среды для обеспечения благоприятных условий для
проживания
в городе Новосибирске
1.1. Реконструкция зеленых насаждений внутри жилых кварталов
1.1.1 Омолаживающая,
формовочная и
санитарная обрезка и
снос аварийных
деревьев внутри жилых
кварталов
Количество
деревьев,
подлежащих
обрезке
штук 1500 1500 1500 1500 Бюджет
города
ДЭЖиКХ 2011 -
2013
Затраты на
единицу
рублей 2680,51 2680,51 2680,51 2680,51
Сумма затрат тыс. рублей 4020,77 4020,77 4020,77 4020,77
1.1.2 Снос аварийных
деревьев внутри жилых
кварталов
Количество
деревьев,
подлежащих
сносу
штук 1000 1000 850 850 Бюджет
города
ДЭЖиКХ 2011 -
2013
Затраты на
единицу
рублей 4617,33 4617,33 5549,80 5549,80
Сумма затрат тыс. рублей 4617,33 4617,33 4717,33 4717,33
Итого по подпункту
1.1:
  тыс. рублей 8638,10 8638,10 8738,10 8738,10      
1.2. Исследование состояния водных объектов, находящихся в муниципальной собственности
1.2.1 Инвентаризация водных
объектов (пруды,
обводненные карьеры),
находящихся в
муниципальной
собственности
Количество
материалов
инвентаризации
единиц - 1 - - Бюджет
города
ДЭЖиКХ 2011
Затраты на
единицу
тыс. рублей - 500,0 - -
Сумма затрат тыс. рублей - 500,0 - -
Итого по
подпункту 1.2:
  тыс. рублей   500,0 -        
1.3. Снижение потенциальных рисков, связанных с неблагоприятным влиянием природных и техногенных факторов
1.3.1 Утилизация
ртутьсодержащих
отходов (ламп,
приборов),
образующихся в
бюджетных
организациях города
Количество
утилизированных
ртутьсодержащих
отходов (ламп,
приборов)
штук 50000 50000 57692 57692 Бюджет
города
ДЭЖиКХ 2011 -
2013
Затраты на
единицу
рублей 13,0 13,0 13,0 13,0
Сумма затрат тыс. рублей 650,0 650,0 750,0 750,0
1.3.2 Выполнение детальной
пешеходной
эманационной съемки
масштаба 1:10000 на
неисследованных
территориях и
участках
перспективной
застройки города
Количество
обследованных
физических
точек
точек 534 667 667 667 Бюджет
города
ДЭЖиКХ 2011 -
2013
Затраты на
единицу
рублей 749,6 749,6 749,6 749,6
Сумма затрат тыс. рублей 400,0 500,0 500,0 500,0
1.3.3 Выполнение пешеходной
гамма-съемки масштаба
1:500 на селитебных
территориях города
Площадь
обследованных
селитебных
территорий
города
га 28,6 34,3 34,3 34,3 Бюджет
города
ДЭЖиКХ 2011 -
2013
Затраты на
единицу
рублей 17500 17500 17500 17500
Сумма затрат тыс. рублей 500,0 600,0 600,0 600,0
1.3.4 Опробование подземных
вод на содержание
радионуклидов в
существующих
наблюдательных и
эксплуатационных
гидрогеологических
скважинах