Официально

Указ Администрации Омской области от 16.01.2013 N 3

О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы

Указ Губернатора Омской области от 16 января 2013 г. N 3
"О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы"

Руководствуясь Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую региональную стратегию действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия).
2. Определить Министерство образования Омской области уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по координации деятельности органов исполнительной власти Омской области по реализации Региональной стратегии.
3. Министерству образования Омской области совместно с Министерством труда и социального развития Омской области, Министерством культуры Омской области, Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерством здравоохранения Омской области, Уполномоченным при Губернаторе Омской области по правам ребенка до 25 февраля 2013 года разработать и представить на утверждение Губернатору Омской области План первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии с 2013 по 2014 годы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации Региональной стратегии.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра государственно-правового развития Омской области А.В. Бутакова.

Губернатор Омской области
В.И. Назаров

Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 16 января 2013 года N 3

Региональная стратегия
действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы

I. Введение

Согласно Всеобщей декларации прав человека материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.
Одним из направлений Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18, является повышение качества жизни населения Омской области, развитие человеческого потенциала. В этой связи актуальным является принятие региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия), разработанной в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761.
Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики Омской области в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетов развития Российской Федерации и Омской области.
На территории Омской области принимаются комплексные меры по решению проблем детского неблагополучия, улучшению положения детей, совершенствованию межведомственного взаимодействия в организации работы с семьей и несовершеннолетними.
В рамках долгосрочной целевой программы Омской области "Новое поколение (2009 - 2013 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 18 февраля 2009 года N 19-п, долгосрочной целевой программы Омской области "Развитие физической культуры и спорта в Омской области (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 1 июля 2009 года N 114-п, долгосрочной целевой программы Омской области "Развитие системы образования Омской области (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 8 июля 2009 года N 119-п, долгосрочной целевой программы Омской области "Профилактика правонарушений и наркомании, предупреждение экстремизма и терроризма в Омской области (2010 - 2014 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 8 июля 2009 года N 120-п, долгосрочной целевой программы Омской области "Семья и демография Омской области (2010 - 2014 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 25 сентября 2009 года N 174-п, долгосрочной целевой программы Омской области "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 10 декабря 2010 года N 245-п, долгосрочной целевой программы Омской области "Формирование здорового образа жизни у населения Омской области (2012 - 2016 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 2 мая 2012 года N 102-п, долгосрочной целевой программы Омской области "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Омской области. Совершенствование оказания наркологической помощи на территории Омской области (2012 - 2016 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 2 мая 2012 года N 103-п, реализуются мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения среди несовершеннолетних, привлечение их к участию в общественной, культурной и спортивной жизни Омской области. Соответствующие программы и комплексные планы реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов Омской области.
Программно-целевой подход позволяет объединить усилия и ресурсы различных учреждений и органов государственной власти Омской области, реализовать комплекс наиболее значимых мероприятий, согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения, что позволяет принимать более эффективные меры по улучшению положения детей в Омской области, созданию наиболее благоприятных условий для их развития во всех сферах жизнедеятельности.
В результате принятых мер в Омской области наблюдаются позитивные тенденции к увеличению рождаемости и снижению детской смертности, улучшению социально-экономического положения семей с детьми, повышению доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличению числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
У детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2012 году количество выявленных в течение года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с 2009 годом сократилось на 366 человек. Актуальными остаются проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: 25% преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.
В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.
Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить формирование единого подхода органов государственной власти Омской области, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Региональная стратегия имеет следующие основные цели:
1) оказание услуг, способствующих защите прав детей;
2) содействие искоренению всех форм насилия в отношении детей;
3) обеспечение соблюдения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей, находящихся в социально опасном положении (далее - уязвимые категории детей).
Реализацию Региональной стратегии планируется осуществлять по следующим основным направлениям:
1) семейная политика детствосбережения;
2) доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
3) охрана здоровья детей и формирование здорового образа жизни;
4) равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе;
5) создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей;
6) дети - участники реализации Региональной стратегии;
7) механизм реализации Региональной стратегии.

1. Основные проблемы в сфере детства на территории Омской области

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Высокий риск бедности населения Омской области при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Недостаточная эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Социальная исключенность уязвимых категорий детей.
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

2. Ключевые принципы Региональной стратегии

Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Создание в Омской области условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающимся в ней семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Защита прав каждого ребенка. В Омской области должна быть сформирована эффективная система защиты прав ребенка, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Обеспечение максимальной реализации потенциала каждого ребенка, условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его воспитания, образования и социализации, самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Охрана здоровья каждого ребенка. В Омской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Внедрение и развитие технологий помощи, ориентированных на развитие собственных ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка.
В Омской области необходимо ввести новые эффективные технологии социальной работы, предоставляющие возможность населению Омской области участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, и направленные на поиск нестандартных экономических решений.
Уделение особого внимания уязвимым категориям детей. При разработке и внедрении форм работы с детьми, позволяющих преодолевать их социальную исключенность и способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество, достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям.
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей, создание условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями.
Партнерство во имя ребенка. В Омской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

II. Семейная политика детствосбережения

1. Краткий анализ ситуации

В период между всероссийскими переписями населения Омской области 2002 и 2010 годов число детей в возрасте до 18 лет в Омской области сократилось более чем на 100 тыс. человек и составило 367,3 тыс. человек.
В настоящее время для многих жителей Омской области типичными чертами демографического поведения являются отход от традиционных семейных ценностей, ориентация на семейные отношения, не зарегистрированные в органах записи актов гражданского состояния, снижение значимости установки на здоровый образ жизни, что способствует распространению социального неблагополучия семей, сопровождающегося такими негативными явлениями, как пьянство, алкоголизм, наркозависимость, социальное сиротство.
С 2007 года среди малоимущих граждан, проживающих на территории Омской области, ежегодно увеличивается удельный вес детей в возрасте до 16 лет. Наиболее остро проблема бедности стоит перед неполными и многодетными семьями.
В настоящее время в Омской области государственная поддержка населения Омской области (семей с детьми) носит адресный характер и направлена на улучшение социально-экономического положения указанной категории граждан.
В целях выявления и учета семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, оперативного межведомственного обмена информацией об индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними в Омской области создан единый банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении (далее - банк данных СОП).
Динамика семей, состоящих на учете в банке данных СОП, за период с 2009 по 2011 годы имеет тенденцию к уменьшению в среднем на 5% ежегодно (2009 год - 4521 семья, 2010 год - 4243 семьи, 2011 год - 4080 семей). Вместе с тем ежегодно признаются находящимися в социально опасном положении около 1000 семей. Более половины детей, находящихся в социально опасном положении, проживают в неполных семьях.
При нарушении прав ребенка в семье организуется помощь на основе технологий раннего выявления кризиса и работы психологов, социальных педагогов, социальных работников, так как для наилучшего удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального развития приоритетными являются меры, не связанные с изъятием ребенка из семьи, а направленные на восстановление способности семьи заботиться о ребенке.
Дефицит предложений профилактических услуг для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей в сфере здравоохранения, образования, молодежной политики и социальной защиты населения Омской области приводит к тому, что во многих случаях не удается предотвратить нарастание семейного кризиса, социальное сиротство.
Проблемы социального сиротства, безнадзорности, жестокого обращения с детьми не могут быть решены без активизации профилактической направленности социальной работы. Технологии работы с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, в которых родители оказались предрасположены, в силу их личных особенностей или особенностей их жизненной ситуации, к пренебрежению нуждами ребенка, проявлениям насильственных методов воспитания, жестокому обращению с детьми, позволяют принять превентивные меры.
Результаты социологического исследования по проблемам насилия в семье и жестокого обращения с несовершеннолетними, проводившегося Уполномоченным при Губернаторе Омской области по правам ребенка в 2011 году, свидетельствуют о том, что самыми распространенными формами проявления жестокого обращения в семье являются психологическое и физическое насилие. Наиболее предрасположены к проявлению насилия семьи, в которых родители страдают алкоголизмом и употребляют наркотические средства.

2. Основные задачи

1) повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, формирование дружественного отношения к детям и семьям;
2) обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;
3) обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в семье.

3. Первоочередные меры

Содействие реализации правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании.
Организация межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей. Модернизация банка данных СОП.
Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет), организации для детей.
Продолжение работы по профилактике наркотических заболеваний, противодействию жестокому обращению с детьми.
Внедрение инновационных социальных технологий раннего выявления, диагностики кризисных ситуаций в семье и поддержки семьи на ранних стадиях семейного неблагополучия.
Дальнейшая реализация мероприятий, направленных на содействие занятости отдельных категорий граждан, в том числе женщин, имеющих малолетних детей.
Формирование системы мониторинга для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.
Повышение доступности и качества социального обслуживания семей и детей.
Развитие деятельности социально-психологических служб.
Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса несовершеннолетних в части взаимодействия с родителями по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в семье.
Организация и обеспечение подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

4. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей

Пропаганда ценности семьи, приоритета ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимости ко всем формам насилия в отношении детей через средства массовой информации, органы государственной власти Омской области в сфере образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры и организации.
Реализация мер и оказание специализированных профилактических услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми, преодолению семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитационной помощи детям (их семьям), пострадавшим от жестокого обращения.
Осуществление профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми с использованием современных технологий.
Организация распространения передового опыта семейного воспитания.
Участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
Развитие форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства

Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия в целях раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и ведения комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав.
Организация индивидуальной профилактической работы с семьями, входящими в группу риска.

6. Ожидаемые результаты

Естественный прирост населения Омской области - не менее чем на 1,2 тыс. человек; увеличение числа многодетных семей - не менее чем на 400 семей ежегодно.
Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями, расположенными на территории Омской области (далее - дошкольные образовательные учреждения).
Наличие благоприятных условий для реализации прав и законных интересов детей.
Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства. Сокращение масштабов социального сиротства.
Укрепление института семьи, повышение престижа семейных ценностей, популярности в обществе семейного образа жизни, ответственности родителей за воспитание детей.
Повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении, не менее чем на 500 семей ежегодно.
Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.

III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей

1. Краткий анализ ситуации

В 2012 году образовательные услуги в сфере дошкольного образования на территории Омской области были оказаны 76854 детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Несмотря на меры, принятые Правительством Омской области совместно с органами местного самоуправления Омской области по созданию в 2010 - 2011 годах более 6955 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях (2010 год - 1740 мест, 2011 год - 5215 мест), дефицит мест в указанных учреждениях является основной проблемой в сфере образования. В целях повышения доступности дошкольного образования для населения Омской области реализуется долгосрочная целевая программа Омской области "Содействие развитию сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (2012 - 2016 годы)", утвержденная постановлением Правительства Омской области от 17 августа 2011 года N 150-п, предусматривающая строительство, реконструкцию и приобретение зданий для размещения государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, возврат в систему дошкольного образования зданий бывших детских садов, используемых не по назначению, а также развитие вариативных форм дошкольного образования. Создаются службы ранней помощи, лекотеки, центры игровой поддержки ребенка, в условиях государственно-частного партнерства развивается негосударственный сектор дошкольного образования.
Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для получения детьми начального общего образования. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики Омской области в сфере образования. Программы общего образования реализуются в 959 государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области. В целях реализации задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", распоряжением Правительства Омской области от 6 октября 2010 года N 149-рп утвержден План действий по модернизации общего образования на территории Омской области на 2011 - 2015 годы.
В рамках реализации указанного Плана особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования, создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов. К началу 2012/2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, созданы условия для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Продолжает совершенствоваться процедура проведения единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения единого государственного экзамена, повышается качество информированности населения Омской области об организации и результатах проведения единого государственного экзамена. С 2011 года в процедуре проведения единого государственного экзамена участвуют общественные наблюдатели.
Сегодня во всех общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, формируется образовательная среда, обеспечивающая обновление содержания и технологий образования в соответствии с задачами государственной политики Омской области в сфере образования.
Одним из приоритетных направлений является создание условий для выявления, развития и поддержки способностей одаренных и талантливых детей.
На территории Омской области реализуется комплекс мер по развитию системы дополнительного образования детей в сфере образования и культуры, поддержке детских творческих коллективов. Осуществляется работа, направленная на развитие стимулов творческого самовыражения у молодежи.
Развитие талантливых детей учреждениями дополнительного образования, расположенными на территории Омской области, осуществляется в нескольких сферах: социально значимая и общественная деятельность, научно-техническая, учебно-исследовательская и профессиональная деятельность, художественное творчество, любительский спорт и спорт высших достижений.
В целях контроля занятости несовершеннолетних во внеурочное время введен регулярный учет детей, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности. В 2011 году 55,3% (в 2010 году - 54,3%) детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет занимались в различных кружках и секциях.
Для выявления и поддержки юных спортивных талантов ежегодно проводится конкурс на соискание спортивной премии Губернатора Омской области "Доблесть" в номинации "Открытие года" (юному спортсмену (спортсменке), показавшему высокие результаты).
Одним из важнейших аспектов, определяющих устойчивое духовно-нравственное и социально-экономическое развитие многонационального населения Омской области, политическую стабильность Омской области, повышение качества жизни населения Омской области, является создание условий для сохранения положительных тенденций в сфере развития культурного и духовного потенциала населения Омской области.
Межведомственная работа по поддержке разнообразия национальных культур народов, проживающих на территории Омской области, в том числе языковых, специфики религиозных убеждений обеспечивает в Омской области профилактику возникновения в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности.
Созданию условий формирования толерантности среди многонационального населения, проживающего на территории Омской области, способствует поддержка общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, с этнокомпонентом содержания образования и проведение мероприятий по сохранению традиционной народной культуры, этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, государственная поддержка самодеятельного художественного творчества.
Вместе с тем остается ряд проблем, решение которых обеспечит реализацию прав и интересов детей в системе образования. Этими проблемами являются:
дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях (очередность в дошкольные образовательные учреждения составляет более 25 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет);
дифференциация в доступе отдельных детей к качественному основному общему и дополнительному образованию (более 30% школ Омской области являются малокомплектными);
снижение у подрастающего поколения интереса к чтению и, как следствие, падение уровня письменной и устной культуры;
несоответствие скорости подключения к сети Интернет потребностям активного использования электронных образовательных ресурсов в отдельных населенных пунктах Омской области;
несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий.

2. Основные задачи

Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм, обеспечение непрерывности дошкольного и общего образования.
Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Создание региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, преемственность программ разных ступеней общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.
Выявление и развитие талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от области одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.
Обеспечение условий для развития физической культуры и спорта.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, детских театров.
Профилактика межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной и культурно-досуговой сферах.
Участие в реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Обеспечение сохранения достигнутых результатов в работе с одаренными детьми педагогами учреждений дополнительного образования, расположенных на территории Омской области.

3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования

Развитие сети учреждений дошкольного образования в Омской области посредством строительства новых, ремонта функционирующих дошкольных образовательных учреждений, возвращения в систему дошкольного образования зданий детских садов, используемых не по назначению, а также развития вариативных форм дошкольного образования, таких как группы дошкольного образования в действующих общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, семейные детские сады (группы), службы ранней помощи, лекотеки, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор.
Обеспечение возможности получения доступного качественного общего образования в условиях, отвечающих современным требованиям, посредством дальнейшей модернизации общего образования, функционирования оптимальной сети общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, в том числе малокомплектных школ.
Реализация права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (права на инклюзивное образование), предоставление им возможности посещения культурно-досуговых мероприятий на бесплатной основе, участия в конкурсных и концертных программах, вовлечения их в занятия творчеством.
Создание системы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий посредством развития специализированного портала в казенном учреждении Омской области "Региональный информационно-аналитический центр".
Обеспечение реализации прав на получение доступного и качественного бесплатного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
Создание условий для развития общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, с этнокомпонентом содержания образования.
Продолжение внедрения новых электронных и устных форм оценки знаний обучающихся.
Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения Омской области об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Обеспечение развития способностей каждого ученика общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
Сохранение и модернизация специализированных государственных детских библиотек как центров детского читательского развития.
Совершенствование учебно-материальной базы для информационно-коммуникационной подготовки обучающихся.
Обеспечение функционирования системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в семье и в образовательном учреждении, расположенном на территории Омской области.

4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей

Организация мероприятий по выявлению и поддержке талантливых детей.
Обеспечение условий для поддержки и развития одаренных детей посредством:
организации участия одаренных и талантливых детей в конкурсно-выставочных мероприятиях на территории Омской области и за ее пределами;
организации стипендиальной поддержки одаренных и талантливых детей, обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области;
сохранения и развития детских школ искусств в муниципальных образованиях Омской области.
Обеспечение информационной поддержки государственной политики Омской области в сфере культуры по оказанию помощи талантливым детям.
Расширение сети детских и юношеских объединений научно-технической, спортивно-технической направленности.
Развитие детских оздоровительных лагерей на территории Омской области.
Научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми.
Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).

5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей

Обеспечение реализации научных основ воспитания и социализации подрастающих поколений.
Внедрение в образовательный процесс современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, региональной идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Обеспечение информационной поддержки семей, осуществляющих семейное образование детей, а также технической поддержки семей, обучающих детей с использованием дистанционных образовательных технологий.
Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде, обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией, разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.
Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов исполнительной власти Омской области, институтов гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родителей в области воспитания и социализации детей.
Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области.

6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей

Оказание поддержки музейным учреждениям, школам искусств, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, в том числе для уязвимых категорий детей.
Предоставление одаренным детям возможности для занятия творческой деятельностью на непрофессиональной основе.
Создание условий для привлечения детей к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности посредством:
поддержки социально значимых проектов детских творческих коллективов образовательных учреждений дополнительного образования детей, расположенных на территории Омской области, в сфере культуры;
выплаты ежегодной премии Губернатора Омской области "За заслуги в развитии народного творчества" в номинации "Лучшее юное дарование", денежного поощрения Губернатора Омской области обучающимся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, учреждений начального и среднего профессионального образования, расположенных на территории Омской области, - победителям и призерам всероссийских, областных олимпиад, конкурсов и деловых игр, лауреатам международных, всероссийских, областных научно-практических конференций.
Реализация системы мер по сохранению и развитию специализированных центральных государственных библиотек Омской области по обслуживанию детей.
Развитие общедоступных Интернет-ресурсов для творческого развития и воспитания детей, включая использование цифровых образовательных ресурсов и виртуальных тренажеров.
Оказание поддержки разработке и реализации программ по развитию детского чтения и литературы для детей.
Разработка и реализация региональной Концепции дополнительного образования детей.
Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров образовательных учреждений дополнительного образования, расположенных на территории Омской области.
Оказание поддержки существующим и создаваемым новым телевизионным каналам и передачам для детей, детским театрам.

7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства

Создание и внедрение программ обучения детей правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию.
Проведение исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
Создание порталов и сайтов в сети Интернет, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей.
Оснащение учреждений образования и культуры лицензионным программным обеспечением.

8. Ожидаемые результаты

Обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных образовательных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, развитие материально-технической базы указанных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, в том числе с использованием возможностей дистанционного обучения детей.
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разным уровнем проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития детей с особой одаренностью.
Создание условий в государственных образовательных учреждениях Омской области для обучения детей, удовлетворяющих требования обучающихся и родителей.
Увеличение доли детей, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ.
Увеличение числа одаренных детей, принимающих участие в международных, всероссийских, межрегиональных, областных конкурсах и фестивалях для одаренных и талантливых детей.
Укрепление межнационального и межконфессионального сотрудничества и гражданского согласия на территории Омской области.
Увеличение количества мероприятий для детей по возрождению традиционных духовных ценностей, сохранению этнокультурной самобытности народов, проживающих на территории Омской области.
Увеличение числа детей, участвующих в различных формах дополнительной образовательной деятельности.
Доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
Снижение уровня подростковой преступности, числа детей с асоциальным поведением.
Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, Омской области, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.
Реализация программ дополнительного образования музеями и культурными центрами.
Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.

IV. Охрана здоровья детей и формирование здорового образа жизни

1. Краткий анализ ситуации

Динамика демографических показателей в Омской области за 2007 - 2011 годы характеризуется увеличением рождаемости населения Омской области. Коэффициент рождаемости увеличился на 16,2%.
В целях сохранения репродуктивного потенциала населения Омской области организована системная работа по профилактике абортов. В результате проведенной работы показатель распространенности абортов в Омской области снизился на 31,7% в сравнении с 2007 годом и составил в 2011 году 20,1 случая на 1000 женщин фертильного возраста.
Показатель младенческой смертности с 2007 года снизился на 34% и составил в 2011 году 5,9 случая на 1000 детей, родившихся живыми.
В 2009 году после реконструкции введены в работу родильный дом бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" и бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Клинический родильный дом N 1", имеющие подразделения, осуществляющие второй этап выхаживания новорожденных.
В Омской области в динамике за период 2007 - 2011 годы коэффициент общей смертности снизился на 8,1%. В 2012 году отмечено снижение показателя общей смертности на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
В 2011 году впервые за последние 18 лет (с 1993 года) зарегистрирован естественный прирост населения Омской области 0,1 на 1000 человек населения Омской области, тогда как в 2007 году зарегистрированная естественная убыль населения Омской области составляла 2,9 на 1000 человек населения Омской области. За истекший период 2012 года зарегистрирован естественный прирост населения Омской области, а также рост показателей рождаемости на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
В образовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, создаются условия для медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников. Только в 2012 году в рамках модернизации общего образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, дополнительно создано более 250 медицинских кабинетов, отвечающих современным требованиям. Таким образом, в 2012 году доля общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, имеющих медицинский кабинет, составила 100% от общей численности общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, с контингентом обучающихся свыше 100 человек.
С 2008 года выделяются субсидии из областного бюджета и бюджетов муниципальных районов Омской области на организацию горячего питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области.
Увеличилась доля общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, в которых функционируют столовые, оснащенные современным технологическим оборудованием (2012 год - 82%, 2009 год - 45%).
Благодаря использованию современного оборудования расширен ассортимент блюд школьных завтраков и обедов, новые технологии приготовления пищи обеспечили высокое качество блюд за счет сохранения полноценного состава минеральных веществ и витаминов в продуктах питания.
Выполнение комплекса мер по совершенствованию организации школьного питания позволило увеличить долю обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, получающих горячее питание, с 72% в 2009 году до 84,2% в 2011 году.
В целях формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья детей в Омской области создаются условия для развития физической культуры и спорта, реализуются всероссийские проекты: соревнования школьников "Президентские состязания", спортивные игры школьников "Президентские спортивные игры", "Баскетбол в школу", "Мини-футбол в школу". Проводится областной смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди образовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, и клубов по месту жительства, и среди учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Развиваются различные виды физкультурно-спортивных мероприятий, организуемых для детей совместно с родителями. Ежегодно проводится конкурс на соискание спортивной премии Губернатора Омской области "Доблесть" в номинации "Лучшая спортивная семья".
На территории Омской области действует 145 волонтерских отрядов, объединяющих более 1800 молодых людей, которые принимали активное участие в проведении профилактических мероприятий антинаркотической направленности, акций, бесед, встреч.
Оздоровительные кампании, действующие на территории Омской области, обеспечивают детям право на отдых и оздоровление вне зависимости от их материального благосостояния и социального статуса родителей. Приоритетными категориями получения мер государственной поддержки определены дети школьного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети работников бюджетной сферы, дети - участники областных общественных организаций и объединений. Особое место отводится отдыху и оздоровлению детей в загородных стационарных летних оздоровительных лагерях, лагерях с дневным пребыванием, лагерях труда и отдыха.
Подросткам в возрасте от 10 до 18 лет оказывается недостаточно внимания со стороны государства. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. Особого внимания требуют проблемы детских суицидов, подросткового алкоголизма, включая "пивной алкоголизм", наркомании и токсикомании, немедицинского потребления детьми наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

2. Основные задачи

Снижение заболеваемости и смертности детского населения Омской области.
Непрерывное совершенствование качества организации лечебно-диагностической помощи и обеспечение доступности медицинской помощи детям, проживающим на территории Омской области, в том числе через внедрение стандартов медицинской помощи и развитие информационных телекоммуникационных технологий.
Развитие системы профилактики, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, проживающих на территории Омской области, предупреждение наркотических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, вирусных гепатитов В и С, инфекций, передающихся преимущественно половым путем, других особо социально опасных заболеваний.
Развитие подростковой медицины, клиник, способствующих охране здоровья детей, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.
Дальнейшее развитие малозатратных, но эффективных форм организации летнего отдыха.
Развитие спортивных форм семейного досуга.
Популяризация здорового образа жизни, воспитание у подростков внимательного отношения к собственному здоровью.
Формирование потребности у детей в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, государственных учреждениях здравоохранения Омской области.

3. Меры, направленные на охрану здоровья детей

Создание целостной системы выявления женщин с кризисной беременностью, оказание многосторонней (психологической, юридической, социальной) помощи беременным, матерям с детьми до трех лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности.
Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях Омской области.
Принятие мер для развития стационарозамещающих организационных форм оказания медицинской помощи.
Обеспечение детей Омской области высокотехнологичной медицинской помощью в полном объеме в соответствии с имеющимися потребностями. Увеличение количества профилей высокотехнологичной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения Омской области.
Содействие работе волонтеров в стационарных лечебных учреждениях Омской области по оказанию помощи больным и медицинскому персоналу в досуговой, психолого-педагогической деятельности, сестринскому персоналу в элементарном уходе за больными.
Создание условий для обеспечения нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения Омской области.
Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних с использованием средств массовой информации.

4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей

Повышение мотивации населения Омской области к ведению здорового образа жизни в рамках проводимой работы со средствами массовой информации, общественными некоммерческими организациями, межведомственного взаимодействия при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Совершенствование деятельности центров здоровья детей, созданных на базе государственных учреждений здравоохранения Омской области, задачей которых является раннее выявление факторов риска и предотвращение развития заболеваний.
Совершенствование мероприятий, направленных на профилактику передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.
Внедрение единых научно-обоснованных профилактических программ по профилактике ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних, включающих информирование, формирование ответственного поведения, мотивации на сохранение здоровья, при дифференцированном подходе с учетом возраста, социального опыта представителей целевой группы, основанных на принципах межведомственной интеграции и преемственности в использовании.
Осуществление мер, направленных на совершенствование комплексной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением, на территории Омской области.
Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью.
Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, расположенные на территории Омской области, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.
Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, и организаций.
Обеспечение культурного, здорового досуга детей на всей территории Омской области.

5. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства

Координация деятельности соответствующих органов исполнительной власти Омской области в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Поддержка и развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей.
Взаимодействие реабилитационных центров Омской области с санаторно-курортными учреждениями для предоставления качественных услуг детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями по путевкам "мать и дитя".
Расширение сети санаторно-курортных учреждений Омской области для совместного пребывания детей с родителями (законными представителями).

6. Меры по формированию культуры здорового питания детей, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка

Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания.
Выделение финансовых средств на питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, из областного и местных бюджетов муниципальных образований Омской области.
Повышение уровня профессиональной квалификации специалистов, обеспечивающих организацию питания детей в образовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области.
Проведение мониторинга организации школьного питания.
Организация контроля за обеспечением качественным питанием детей в образовательных, лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях Омской области, в том числе больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.

7. Ожидаемые результаты

Снижение показателей младенческой и детской смертности, снижение уровня заболеваемости детей, проживающих на территории Омской области.
Оснащение государственных учреждений здравоохранения Омской области всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.
Сокращение числа детей, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.
Сокращение числа детей с ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом.
Сокращение числа подростковых суицидов.
Увеличение числа образовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
Обеспечение доступности оказания помощи, включая телефоны доверия, консультирование в режиме "он-лайн", оказывающих помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Увеличение доли детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Увеличение общего количества детей, оздоровленных в различных формах.
Увеличение доли обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области, получающих организованное горячее питание, от общего количества обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Омской области.
Обеспечение детей качественным и здоровым питанием в образовательных, оздоровительных учреждениях Омской области и государственных учреждениях здравоохранения Омской области.

V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе

1. Краткий анализ ситуации

По состоянию на 1 октября 2012 года в Омской области проживали 7199 детей-инвалидов. Абсолютная численность детей-инвалидов в Омской области за период с 2007 - 2012 годы имеет тенденцию к снижению (2007 год - 8517 детей-инвалидов, 2012 год - 7187).
Структура первичной инвалидности по классам болезней у детей стабильна и имеет в Омской области такую же структуру, что и в Российской Федерации. Лидирующие позиции занимают инвалиды вследствие врожденных аномалий, психических расстройств, болезней нервной системы.
В настоящее время в Омской области реабилитационные услуги семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, оказываются 2 реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, 11 отделениями реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями и 38 отделениями социальной реабилитации, функционирующими в государственных учреждениях социального обслуживания населения Омской области. Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем количестве семей с детьми-инвалидами, проживающих на территории Омской области, в 2011 году составил 95,7%.
На территории Омской области функционирует стационарное учреждение для детей-инвалидов, страдающих психическими заболеваниями.
Значительный вклад в реабилитацию детей-инвалидов вносит бюджетное учреждение Омской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", на базе которого курс оздоровления и реабилитации ежегодно проходят более 1000 детей с различной патологией.
Взаимодействие Министерства образования Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области, Министерства здравоохранения Омской области при разработке специальных мер социальной защиты инвалидов направлено на реализацию принципов непрерывности и преемственности всех этапов реабилитации. Своевременно и качественно разработанные индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов при условии их полной реализации позволяют максимально интегрировать ребенка с ограниченными возможностями в общество.
На территории Омской области проживают около 18000 детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В Омской области созданы условия для реализации образовательных прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: обучение и воспитание данной категории детей осуществляется в 27 казенных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях различных видов и типов, где обучаются 3184 ребенка (в том числе 1608 детей-инвалидов). В специальных (коррекционных) классах муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, получают образовательные услуги 1402 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На базе муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, открыты 75 логопедических пунктов, в которых занимаются 3059 детей с различными речевыми патологиями. В 59 детских садах компенсирующего и комбинированного видов воспитываются 1993 ребенка. Разработана модель организации дистанционного обучения детей-инвалидов. В настоящее время созданы условия для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий 258 детям-инвалидам и 161 педагогу. Во всех муниципальных районах Омской области созданы рабочие места для учителей, осуществляющих дистанционное обучение. Для обеспечения раннего выявления детей с ограниченными возможностями, оказания им комплексной психолого-педагогической помощи с августа 2011 года функционируют 5 структурных подразделений казенного учреждения Омской области "Психолого-медико-педагогическая комиссия Омской области" (далее - ПМПК).
Для совершенствования образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе ПМПК открыты и функционируют центры поддержки раннего семейного воспитания и ранней диагностики.
В целом охват образовательными услугами детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 53,5%.
В рамках поддержки и развития существующей системы функционирует инновационный комплекс "Образование детей особой заботы", разработана Концепция развития интегрированного (инклюзивного) образования в Омской области до 2016 года, создан Координационный совет по развитию интегрированного (инклюзивного) образования в Омской области, сформирована единая база данных по системе образования и комплексной психолого-медико-педагогической помощи, организована работа телефонов доверия и электронной почты горячей линии по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Сиротство является одной из острых социальных проблем нашего общества. С 1990 годов в Омской области ежегодно фиксировался рост численности выявляемых детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения. Наибольшее число социальных сирот было выявлено в 1996 году - 2020 человек, а также в период с 2005 года по 2006 год - более 2000 человек в год.
Число детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Омской области на 1 января 2012 года составляло 11409 человек. Из них 85% стали социальными сиротами вследствие лишения их родителей родительских прав.
Положительная динамика к сокращению численности выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, обозначилась в 2007 году, когда стала реализовываться политика поддержки семей с детьми и профилактики семейного сиротства, начали активно развиваться альтернативные формы семейного устройства детей, появилась система стимулирования граждан при решении ими вопроса о приеме в семью ребенка, начала развиваться система поддержки замещающих семей. Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, остается усыновление.
По состоянию на 1 января 2012 года в Омской области проживали 1969 усыновленных (удочеренных) детей. В последние годы отмечается увеличение количества граждан Российской Федерации, усыновивших (удочеривших) детей, наряду со снижением численности детей, переданных на усыновление (удочерение) иностранным гражданам.
На территории Омской области в течение 2011 года выявлено и учтено 1246 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 123 несовершеннолетних были оставлены родителями в государственных учреждениях здравоохранения Омской области. Из 1246 детей, нуждающихся в помощи государства, 1056 детей обрели семьи, что составляет 84,7% от общего числа выявленных в 2011 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На протяжении последних лет в Омской области активно развивается институт приемной семьи. В период с 1998 года по 2012 год более чем в 20 раз увеличилось число приемных семей и в 10 раз количество детей-сирот, воспитывающихся в этих семьях (в 1998 году действовала 21 приемная семья, в которых воспитывалось 107 приемных детей). По итогам 2011 года в Омской области насчитывалось 440 семей, в которых воспитывалось 1110 детей.
Одной из наиболее острых проблем является "вторичное сиротство". Так, в 2011 году было отменено 50 решений о передаче детей на воспитание в семью, из них 35 - по инициативе усыновителей, опекунов (попечителей).
Отмечается тенденция снижения численности воспитанников детских домов Омской области.
По данным на 1 января 2007 года в детских домах Омской области воспитывалось 1582 ребенка, на 1 января 2012 года - 811 детей.
В связи с развитием семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращением численности воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году были реорганизованы 5 учреждений, на базе которых открыты дошкольные образовательные учреждения.
В целях повышения правовой грамотности выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для совершенствования работы по профессиональному ориентированию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области созданы и функционируют 16 центров постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ряде случаев имеет место зависимость реализации прав детей-инвалидов на образование, реабилитацию от места жительства и социального статуса семьи. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории.

2. Основные задачи

Создание в Омской области современной комплексной инфраструктуры реабилитационной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, расширение сети учреждений для детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение новых направлений в реабилитации и интеграции детей, расширение перечня и повышение качества предоставляемых услуг, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование системы ранней профилактики инвалидности у детей.
Обеспечение прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии в среду здоровых сверстников.
Максимально раннее выявление нарушений в развитии ребенка и оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи ребенку и семье, его воспитывающей.
Создание системы непрерывного образования для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение вариативных условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов непосредственно по месту их проживания, с развитием моделей интегрированного, инклюзивного, дистанционного обучения.
Организация поддержки и сопровождения муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, реализующих интегрированное (инклюзивное) образование.
Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Раннее выявление рисков социального сиротства и семейного неблагополучия.
Профилактика "вторичного сиротства".
Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их успешной социализации.
Обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, мерами социальной поддержки.
Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Совершенствование межведомственного взаимодействия, направленного на прекращение длительного содержания "отказных" детей в государственных учреждениях здравоохранения Омской области без медицинских показаний.
Продолжение создания и развития региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также выпускников приемных, опекунских (попечительских) семей.
Своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.
Реализация программы подготовки граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Применение обязательного психологического тестирования кандидатов в опекуны (попечители), усыновители, приемные родители. Применение обязательного психолого-педагогического тестирования кандидатов в опекуны (попечители), усыновители, приемные родители.
Улучшение качества подготовки потенциальных опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей. Осуществление систематической просветительской деятельности в целях исключения рисков "вторичного сиротства".
Перепрофилирование учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в другие учреждения в соответствии с потребностями Омской области.
Улучшение материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий, приближенных к домашним.
Разработка и внедрение социально-педагогических проектов программ подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них.
Организация работы служб сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка в семье.
Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми и замещающими семьями, а также занимающимся постинтернатным сопровождением выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведение просветительской и пропагандистской деятельности среди населения Омской области по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения, а также вопросам постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Реализация мероприятий долгосрочной целевой программы Омской области "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 10 декабря 2010 года N 245-п.
Разработка системы показателей доступности для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, услуг, объектов инфраструктуры и информации в различных сферах жизнедеятельности, поэтапное доведение значений данных показателей до уровня требований Конвенции о правах инвалидов.
Проведение мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, в предоставлении социальных и реабилитационных услуг, внедрение новых направлений деятельности в сфере реабилитации детей-инвалидов.
Расширение видов, направлений, методик реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе помощи детям с множественными нарушениями; создание центра реабилитации инвалидов, полностью соответствующего показателям доступности среды и оснащенного современным реабилитационным оборудованием.
Формирование единой системы служб ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям.
Расширение перечня технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 25 апреля 2012 года N 95-п.
Расширение категории детей, получающих реабилитационные услуги в бюджетном учреждении Омской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями".
Создание условий для получения инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, навыков самостоятельного и независимого проживания, профессиональных умений, реализации своих интеллектуальных возможностей, занятий спортом и установления новых коммуникативных связей.
Своевременное выполнение мероприятий индивидуальных программ реабилитации, в том числе обеспечение воспитанников образовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, техническими средствами реабилитации.
Своевременное проведение мероприятий по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей с хроническими заболеваниями и развитие сети отделений восстановительного лечения.
Разработка и реализация программы межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.
Принятие дополнительных правовых и организационных мер, обеспечивающих реализацию права на инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Организация безбарьерного доступа к получению образовательных услуг детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами (совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений, расположенных на территории Омской области).
Организация подготовки и профессиональной переподготовки педагогов, специалистов ПМПК к реализации различных моделей образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Организация работы учреждений дополнительного образования, расположенных на территории Омской области, по программам социальной инклюзии.
Создание условий для реализации права на инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Создание условий для реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, ранее не охваченных системой специального (коррекционного) образования.
Открытие на базе образовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, центров ранней диагностики, лекотек, центров игровой поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Открытие на базе общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, специальных (коррекционных) и (или) инклюзивных классов, на базе дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, - групп комбинированной направленности.
Организация работы Координационного совета по развитию интегрированного (инклюзивного) образования (стратегическое планирование, взаимодействие муниципальных и государственных образовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, общественных организаций, разработка технологии реализации интегрированного (инклюзивного) образования, осуществление научно-методического сопровождения).
Создание условий для социализации и интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.
Обеспечение возможности трудоустройства для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование.
Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению.
Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Омской области, с использованием их научно-практического потенциала.
Проведение просветительской деятельности среди населения Омской области, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.

5. Ожидаемые результаты

Создание реабилитационной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Увеличение числа семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих реабилитационные услуги.
Организация межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, преемственности реабилитационных мероприятий.
Выработка толерантного отношения в обществе к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, взявшим их на воспитание.
Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации.
Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание.
Сокращение времени нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях здравоохранения Омской области и образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Снижение количества социально неблагополучных семей.
Создание в учреждениях специального (коррекционного) образования Омской области условий для полноценного их развития и образования, безбарьерной среды в целях осуществления интернальной инклюзии.
Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся вне системы образования.
Снижение общей заболеваемости у воспитанников казенного учреждения Омской области "Специализированный дом ребенка".
Повышение доступности и качества профилактических услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья детей, в том числе нуждающихся в особой заботе.
Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.

VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей

1. Краткий анализ ситуации

В Омской области функционируют 37 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующих в муниципальных районах Омской области и административных округах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, а также комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области (далее - комиссии).
Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется комиссиями в соответствии с законодательством в следующих формах: заседания комиссий, изучение деятельности органов и учреждений системы профилактики, организация межведомственных профилактических мероприятий, проведение семинаров-совещаний и другие формы.
В казенном учреждении Омской области "Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи" реализуется проект "Коррекция проявлений социальной дезадаптации у несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
По данным на 1 июля 2012 года на учете в комиссиях состояло 1220 несовершеннолетних, из них 791 (65%) - в комиссиях, действующих в муниципальных районах Омской области.
На заседаниях комиссий ежегодно рассматривается более 3000 дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних (в 2011 году было рассмотрено 3769 дел, в 2010 году - 3901 дело).
Ежегодно тысячи детей на территории Омской области вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, на которых возложена обязанность по защите прав и интересов детей. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений, совершенных в отношении детей, защиты их прав является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.

2. Основные задачи

Совершенствование деятельности органов опеки и попечительства.
Реализация мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

3. Меры, направленные на улучшение положения детей в постпенитенциарный период

Создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей в постпенитенциарный период, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом.
Совместная работа комиссий, действующих в муниципальных районах Омской области и административных округах муниципального образования городской округ город Омск Омской области с образовательными учреждениями начального профессионального образования Омской области по профессиональной ориентации детей в постпенитенциарный период.

4. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия

Развитие деятельности сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь в пределах своей компетенции следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

5. Ожидаемые результаты

Создание эффективной многоуровневой системы защиты детства.
Создание государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребенка.
Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, подвергшихся наказанию в виде лишения свободы.
Расширение спектра мер воспитательного характера.

VII. Дети - участники реализации Региональной стратегии

1. Краткий анализ ситуации

В Омской области действует 72 детские и молодежные общественные организации, существует значительное количество незарегистрированных общественных формирований, работающих с детьми, в том числе 35 детских общественных организаций.
Детские общественные организации и объединения, действующие в Омской области, реализуя проекты и программы, направленные на воспитание активной жизненной позиции детей, чувства патриотизма и любви к Родине, обеспечение условий для личностного развития, укрепления здоровья детей и организации содержательного досуга детей, вносят значительный вклад в реализацию государственной молодежной политики Омской области, социально-экономическое и общественно-политическое развитие Омской области.
Ежегодно при поддержке Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области проводятся лидерские профильные смены в оздоровительных лагерях Омской области, а также учеба с руководителями детских организаций Омской области.
В большинстве общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Омской области, образованы и активно работают органы школьного самоуправления.

2. Основные задачи

Осуществление поддержки развития детских общественных организаций и объединений, действующих в Омской области.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей активной гражданской позиции, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.

3. Меры, направленные на реализацию Региональной стратегии

Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни общества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей.

4. Ожидаемые результаты

Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети Интернет.

VIII. Механизм реализации Региональной стратегии

Реализация Региональной стратегии планируется в два этапа: первый в 2013 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах в рамках реализации соответствующих целевых программ Омской области.
Для успешной реализации Региональной стратегии следует организовать мониторинг эффективности проводимых мероприятий Плана первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии с 2013 по 2014 годы, привлечение специалистов органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, профессорско-преподавательского состава и студентов высших учебных заведений.
Для достижения запланированных в Региональной стратегии результатов планируется осуществлять постоянный анализ правоприменительной практики, совершенствовать законодательство Омской области в сфере семейной политики и защиты прав детей, обеспечивать контроль выполнения содержащихся в нем требований. Разработка системы критериев оценки результатов, качества и эффективности принимаемых в интересах детей мер, а также введение системы постоянного анализа деятельности органов исполнительной власти Омской области по реализации каждого из направлений Региональной стратегии позволят осуществлять постоянный мониторинг и контроль, вовремя проводить корректировку управленческих решений и информировать население Омской области о положении детей в Омской области.
В качестве инструмента контроля следует использовать аудит эффективности, предполагающий независимую оценку экономической эффективности и результативности проводимых мероприятий Плана первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии с 2013 по 2014 годы, их соответствия поставленным задачам.
Обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области и институтов гражданского общества, а также широкое вовлечение детей в процесс реализации Региональной стратегии позволят совершенствовать механизмы учета мнения населения Омской области при обсуждении проектов нормативных правовых актов, планировании целевых программ Омской области и результатов реализации Региональной стратегии.
Для информационного обеспечения реализации Региональной стратегии планируется оптимизация системы информационного обмена между органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, населением Омской области, создание широкого спектра информационных сервисов и свободного доступа к информации населения Омской области.