Официально

Постановление Правительства Республики Бурятия от 28.12.2010 N 588

"Об утверждении Республиканской целевой программы "Молодежь Бурятии" на оды"

На основании Закона Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия", в целях формирования активной жизненной позиции молодых граждан и повышения уровня социально-экономической активности молодежи Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Молодежь Бурятии на оды" (далее - Программа).
2. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Дамдинов А.В.), Министерству экономики Республики Бурятия (Думнова Т.Г.) при формировании проектов республиканского бюджета на соответствующие годы включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия разработать муниципальные целевые программы "Молодежь муниципального образования".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия
В.В. Наговицын
 
Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на оды (утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2010 г. N 588)
 
Паспорт Программы
 
Наименование программы
Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на оды
Основания для разработки программы (федеральные законы, иные федеральные нормативные правовые акты, законы Республики Бурятия, иные нормативные правовые акты Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия)
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 N 1662-р;
- Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р;
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р;
- Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Указ Президента РФ от 06.04.2006 N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2006 N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи";
- Закон Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия";
- Закон Республики Бурятия от 28.12.2004 N 983-III "О государственной поддержке детских и молодежных объединений в Республике Бурятия";
- Постановление Правительства Республики Бурятия от 25.08.2010 N 367 "О концепции приоритетного республиканского проекта "Молодежь Бурятии" на оды;
- Постановление Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ"
Дата принятия Правительством Республики Бурятия решения о разработке программы
Постановление Правительства Республики Бурятия от 25 августа 2010 года N 367
Государственный заказчик
Правительство Республики Бурятия
Разработчик программы
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Основные исполнители программы
- Министерство образования и науки Республики Бурятия;
- Министерство здравоохранения Республики Бурятия;
- Министерство культуры Республики Бурятия;
- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия;
- Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия;
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- Министерство природных ресурсов Республики Бурятия;
- Министерство внутренних дел по Республике Бурятия;
- Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия;
- Республиканское агентство занятости населения;
- Республиканское агентство по физической культуре и спорту;
- Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий;
- Республиканское агентство по делам семьи и детей;
- Республиканское агентство по туризму;
По согласованию:
- Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Бурятия;
- Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Бурятия;
- Военный комиссариат Республики Бурятия;
- Избирательная комиссия Республики Бурятия;
- Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия
- Общественные объединения (в рамках полученных грантовых средств на конкурсной основе).
Цель программы
Создание благоприятных условий для использования потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Бурятия.
Задачи программы
1. Развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую, экономическую и инновационную деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи;
2. Разработка и внедрение эффективного механизма вовлечения молодежи в общественные и политические объединения;
3. Реализация мероприятий, направленных на участие молодежи в инновационных проектах развития Республики Бурятия;
4. Создание и развитие инфраструктуры молодежной политики, способствующей творческому, интеллектуальному, личностному развитию;
5. Воспитание у молодежи чувства патриотизма, гражданской ответственности и российской идентичности, формирование установок толерантного поведения в обществе.
Сроки реализации программы
оды
Перечень основных мероприятий
Эффективная профориентация и построение карьеры; обеспечение рынка труда высокопрофессиональными кадрами; участие молодежи республики в международных, межрегиональных и всероссийских мероприятиях; организация и проведение межрегиональных и всероссийских мероприятий; развитие молодежного предпринимательства; включение молодежи в инновационную деятельность; включение молодежи в трудовую деятельность; создание системы ранней профилактики злоупотребления алкоголем и употребления психоактивных веществ; развитие инфраструктуры; совершенствование механизмов работы с молодежью; развитие добровольческих инициатив; развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания; формирование патриотических чувств и сознания граждан; эстетическое и физическое развитие молодежи; популяризация ценности семьи в молодежной среде; профилактика правонарушений в молодежной среде
Объемы и источники финансирования программы в целом, по годам реализации и направлениям
Объем финансирования Программы на оды, всего - 10737586,39 тыс.рублей*, в том числе:
2011 г. - 4987859,27 тыс.рублей*;
2012 г. - 2247942,24 тыс.рублей*;
2013 г. - 2312408,43 тыс.рублей*;
2014 г. - 691880,48 тыс.рублей*;
2015 г. - 497495,97 тыс.рублей*;
За счет средств республиканского бюджета, всего - 90219,52 тыс.рублей, в том числе:
2011 г. - 15 000,000 тыс.рублей;
2012 г. - 16652,44 тыс.рублей*;
2013 г. - 18824,13 тыс.рублей*;
2014 г. - 18967,41 тыс.рублей*;
2015 г. - 20775,54 тыс.рублей*;
За счет иных федеральных, республиканских программ (справочно) на оды, всего 10647366,87 тыс.рублей, в том числе:
2011 г. - 4972859,27 тыс.рублей;
2012 г. - 2231289,80 тыс.рублей*;
2013 г. - 2293584,3 тыс.рублей*;
2014 г. - 672913,07 тыс.рублей*;
2015 г. - 476720,43 тыс.рублей*.
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации программы
Увеличение доли учащихся, студентов и выпускников образовательных учреждений, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации и временной занятости в общем количестве молодежи, % (к 2015 г. - 20);
увеличение количества молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в проекты и программы в сфере реабилитации, социальной адаптации и профилактики асоциального поведения, чел. (к 2015 г. - 1450);
увеличение доли молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и социально значимой направленности, в общем количестве молодежи, % (к 2015 г. - 35);
увеличение доли молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи, % (к 2015 г. - 15);
увеличение количества молодых семей, получивших жилищную субсидию, ед. (к 2015 г. - 405)
увеличение количества проектов, представленных на мероприятиях по инновационному развитию, ед. (к 2015 г. - 360)
В целом у молодых людей появятся возможности, условия и стимулы к раскрытию своего потенциала; произойдет сокращение уровня безработицы среди молодежи, увеличится число выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроенных по полученной специальности; максимально будет использован потенциал талантливой молодежи в интересах развития республики, создана инфраструктура для всестороннего развития молодежи.
В отсутствии программного решения целевые индикаторы выполняются в следующем виде:
доля учащихся, студентов и выпускников образовательных учреждений, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации и временной занятости в общем количестве молодежи, 5%;
количество молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в проекты и программы в сфере реабилитации, социальной адаптации и профилактики асоциального поведения, 200 чел.;
доля молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и социально значимой направленности, в общем количестве молодежи, 4%;
увеличение доли молодых людей, принимающих участие в добровольной деятельности, в общем количестве молодежи, 0,8%;
увеличение количества молодых семей, получивших жилищную субсидию, 0 семей;
количество проектов, представленных на мероприятиях по инновационному развитию, 70 ед.
 
При невозможности реализации программы возрастет уровень напряженности на рынке труда среди молодежи, увеличится число разводов в молодых семьях, снизятся морально-ценностные установки молодежи, снизится уровень ее общественной активности.
Система организации контроля за исполнением программы
Государственный заказчик - Правительство Республики Бурятия осуществляет непосредственный контроль за ее реализацией. В установленном порядке предоставляются информация и доклады о ходе выполнения Программы и использовании средств республиканского бюджета. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 N 60-IV "О республиканских целевых программах".
 
* указано справочно при условии финансирования из республиканского и федерального бюджетов
 
1. Технико-экономическое обоснование Программы
 
Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на оды (далее - Программа) направлена на развитие общественной значимости молодых граждан и повышение уровня социально-экономической активности молодежи.
Программа разработана в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р; Законом Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия"; постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ" и другими нормативными правовыми актами.
Настоящая Программа является логическим продолжением и развитием республиканских программ "Молодежь Бурятии" на период 2001-2005, 2004-2007, одов и ориентиром для разработки и реализации соответствующих программ в муниципальных районах и городских округах в Республике Бурятия.
 
2. Содержание проблемы, на решение которой направлена Программа
 
В социально-экономическом развитии Республики Бурятия за последние три года прослеживаются положительные тенденции. Наблюдается промышленный рост предприятий республики, рост налоговых поступлений, снижение бюджетного дефицита, повышение реальных денежных доходов населения. Основным результатом социально-экономических процессов является повышение уровня и качества жизни населения.
Молодежная политика в Республике Бурятия является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития. Практически она представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для гражданского становления, самоопределения и самореализации молодых людей, а также на активизацию деятельности молодежи, молодежных объединений, движений и поддержки молодежных общественных инициатив.
Анализ опыта реализации государственной молодежной политики на территории Республики Бурятия позволяет выделить ряд основных проблем, возникающих в процессе работы с молодежью:
1. Снижение уровня жизни отдельных слоев молодежи, дифференциация молодых людей по уровню доходов, доступности качественного высшего образования, возможности трудоустройства, решения жилищного вопроса.
2. Усиление миграционного оттока молодых людей из сельской местности в город, что значительно снижает потенциал муниципальных образований, и, как следствие, замедляет реальные процессы развития сельских территорий. В 2009 году миграционный прирост населения отмечен только в г. Улан-Удэ на 2230 чел. и в 3-х сельских районах республики: Иволгинском - на 149 чел., Окинском - на 17 чел. и Тарбагатайском - на 13 чел. Молодежь также продолжает покидать республику с целью поиска выгодных для себя условий в крупных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская, Томская области и др.). Миграционная убыль в 2009 году составила 1513 человек (22879 выбывших и 21366 прибывших), в среднем ежегодно данный отток сохраняется.
3. Снижение в молодежной среде ценностного отношения к семье и браку, что приводит к значительному росту разводов среди молодых супружеских пар. В 2009 году уровень разводов по сравнению с заключенными брачными союзами составил 52%. В системе жизненных ориентаций лиц молодого возраста преобладает нацеленность на индивидуальное, "автономное" существование, что провоцирует формирование установки на безбрачное поведение.
4. В общем числе безработного населения молодежь составляет третью часть, в связи с чем, занятость и трудоустройство молодых людей входит в число приоритетов государственной политики в отношении молодежи. Актуальным остается вопрос трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
5. Продолжает оставаться высоким удельный вес правонарушений, совершенных молодыми людьми, высока доля преступлений среди лиц в возрасте 18-24 лет. Именно в этой возрастной категории более 31% от общего числа осужденных находятся в местах лишения свободы. В 2009 году за совершение административных правонарушений привлечено к административной ответственности 35 365 молодых людей, количество молодежи в составе осужденных составляет 58,9%.
6. Важной проблемой является сохранение и развитие здоровья молодежи. Реализация мероприятий, направленных на сохранение здоровья молодых людей, общее снижение заболеваемости среди подростков и молодежи, является одной из основных задач межведомственного взаимодействия.
7. Крайне слабо развита и морально устарела в Республике Бурятия инфраструктура, обслуживающая молодежь. Многие молодежные общественные объединения не имеют средств, практически отсутствует материальная база для проведения крупных образовательных, спортивных, культурных мероприятий для молодежи. Недостаточно развиты межрегиональные и международные молодежные обмены. В этой связи строительство современного многофункционального центра для молодежи на оз.Байкал представляется особо актуальным.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи и оказывают непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития Республики Бурятия. Сегодня актуален креативный подход, генерирование нестандартных идей и решений. Молодежь в силу своей социальной природы способна максимально быстро реагировать на изменения и конструировать социальную реальность. Молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам. Активизация участия молодежи в социально-политической, экономической и культурной сферах является приоритетной государственной задачей. На протяжении последних лет молодежь Бурятии показывает высокую политическую культуру и электоральную активность. Ведется системная и целенаправленная работа по повышению электоральной активности молодежи, активно развивается межведомственное сотрудничество. В 2009 году в Республике Бурятия работал 91 клуб молодого избирателя, активными участниками клубного движения является 22698 молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет. Программа также предусматривает реализацию мероприятий по повышению правовой культуры и обеспечению конституционных прав молодых граждан.
Особенностью настоящей Программы является постановка и решение задач по обеспечению активного вовлечения молодежи в инновационное развитие республики, что требует применения новых методов и технологий формирования и реализации Программы, соответствующего ресурсного обеспечения.
Программа разработана с учетом нормативно-правовой базы, действующей на федеральном и региональном уровнях, а также Концепции приоритетного республиканского проекта "Молодежь Бурятии" на оды и включает в себя следующие направления:
- образованность;
- обеспеченность;
- патриотичность.
 
3. Цели и задачи Программы
 
Целью Программы является создание условий для использования потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Бурятия
Задачами Программы являются:
1. развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую, экономическую и инновационную деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи;
2. разработка и внедрение эффективного механизма вовлечения молодежи в общественные и политические объединения;
3. реализация мероприятий, направленных на участие молодежи в инновационных проектах развития Республики Бурятия;
4. создание инфраструктуры молодежной политики, способствующей творческому, интеллектуальному, личностному развитию;
5. воспитание у молодежи чувства патриотизма, гражданской ответственности и российской идентичности, формирование установок толерантного поведения в обществе.
 
4. Сроки реализации Программы
 
Программа действует с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года. Сроки проведения отдельных мероприятий Программы предусмотрены разделом "Перечень мероприятий Программы".
 
5. Перечень мероприятий Программы
 
Перечень основных программных мероприятий с указанием по каждому мероприятию исполнителя, срока исполнения, объемов финансирования и ожидаемых результатов их выполнения представлен в приложении N 1 Программы.
Объем финансирования Программы на оды, всего - 10737586,39 тыс.рублей*, в том числе:
2011 г. - 4987859,27 тыс.рублей*;
2012 г. - 2247942,24 тыс.рублей*;
2013 г. - 2312408,43 тыс.рублей*;
2014 г. - 691880,48 тыс.рублей*;
2015 г. - 497495,97 тыс.рублей*;
За счет средств республиканского бюджета, всего - 90219,52 тыс.рублей, в том числе:
2011 г. - 15 000,000 тыс.рублей;
2012 г. - 16652,44 тыс.рублей*;
2013 г. - 18824,13 тыс.рублей*;
2014 г. - 18967,41 тыс.рублей*;
2015 г. - 20775,54 тыс.рублей*;
За счет иных федеральных, республиканских программ (справочно) на оды, всего 10647366,87 тыс.рублей, в том числе:
2011 г. - 4972859,27 тыс.рублей;
2012 г. - 2231289,80 тыс.рублей*;
2013 г. - 2293584,3 тыс.рублей*;
2014 г. - 672913,07 тыс.рублей*;
2015 г. - 476720,43 тыс.рублей*.
Программно-целевой метод решения проблем, определенный в Концепции приоритетного республиканского проекта "Молодежь Бурятии" на оды, предусматривает совместную скоординированную работу всех исполнителей программы по реализации государственной политики в отношении молодежи.
Перечень мероприятий соисполнителей программы представлен в приложении N 2 Программы.
Финансирование мероприятий предусматривается за счет собственных средств соисполнителей Программы.
 
6. Ресурсное обеспечение Программы
 
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского и федерального бюджетов в объеме 10737586,39 тыс.рублей*.
 
Таблица 2
 
Расписание финансирования Программы Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на оды
 
(тыс.руб в ценах соответствующих лет)
источники и направления финансирования
Общий объем финансирования, предусмотренный по программе на весь период реализации
в том числе по годам реализации программы:
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
10737586,39
4987859,27
2247942,24
2312408,43
691880,48
497495,97
Республиканский бюджет
90219,52
15000,00
16652,44
18824,13
18967,41
20775,54
в том числе:
 
 
 
 
 
 
текущие расходы
90219,52
15000,00
16652,44
18824,13
18967,41
20775,54
Республиканский бюджет**
7488964,65
2739610,95
2009075,10
1949647,20
394504,27
396127,13
в том числе:
 
 
 
 
 
 
государственные капитальные вложения
1117477,50
1013477,50
72000,00
32000,00
0,00
0,00
текущие расходы
6371487,15
1726133,45
1937075,10
1917647,20
394504,27
396127,13
Федеральный бюджет**
3173402,22
2248248,32
222214,70
343937,10
278408,80
80593,30
в том числе:
 
 
 
 
 
 
государственные капитальные вложения
2674600,00
2099800,00
107400,00
267400,0
200000,00
0,00
текущие расходы
498802,22
148448,32
114814,70
76537,10
78408,80
80593,30
 
* справочно
** за счет иных федеральных, республиканских программ (справочно)
 
7. Социально-экономические результаты реализации Программы
 
Для достижения цели и выполнения указанных в программе задач предусмотрены следующие индикаторы и показатели:
 
Основные целевые индикаторы
 
Таблица 3
Основные целевые индикаторы
 
2010г.
2011г.
2012г.
2013г.
2014г.
2015г.
итого
Исполнитель
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, ед.
Всего за год
150
200
310
340
370
405
 
1775
 
 
 
 
 
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Доля учащихся, студентов и выпускников образовательных учреждений, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации и временной занятости в общем количестве молодежи, %
1 квартал
2,7
2,9
3,3
3,9
4,2
4,8
 
2 квартал
5,8
6,3
6,8
7,4
8,3
9,8
3 квартал
8,3
10,2
12,9
13,8
15,1
16,7
4 квартал
10,0
13,0
15,0
17,0
19,0
20,0
Всего за год
10
13
15
17
19
20
Доля молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и социально-значимой направленности, в общем количестве молодежи, %
1 полугодие
6,5
8,9
11,2
13,8
15,2
18,0
 
2 полугодие
5,5
7,1
8,8
12,2
14,8
17,0
Всего за год
12
16
20
26
30
35
Доля молодых людей, участвующих в добровольческой деятельности, в общей численности молодежи, %
1 квартал
0,1
1,5
4,1
7,2
10,5
12,5
 
2 квартал
0,3
2,5
5,8
8,5
10,7