Официально

Постановление Правительства Республики Бурятия от 28.12.2010 N 588

"Об утверждении Республиканской целевой программы "Молодежь Бурятии" на 2011-2015 годы"

На основании Закона Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия", в целях формирования активной жизненной позиции молодых граждан и повышения уровня социально-экономической активности молодежи Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Молодежь Бурятии на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
2. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Дамдинов А.В.), Министерству экономики Республики Бурятия (Думнова Т.Г.) при формировании проектов республиканского бюджета на соответствующие годы включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия разработать муниципальные целевые программы "Молодежь муниципального образования".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия
В.В. Наговицын
 
Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на 2011-2015 годы (утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2010 г. N 588)
 
Паспорт Программы
 
Наименование программы
Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на 2011-2015 годы
Основания для разработки программы (федеральные законы, иные федеральные нормативные правовые акты, законы Республики Бурятия, иные нормативные правовые акты Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия)
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 N 1662-р;
- Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р;
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р;
- Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Указ Президента РФ от 06.04.2006 N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2006 N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи";
- Закон Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия";
- Закон Республики Бурятия от 28.12.2004 N 983-III "О государственной поддержке детских и молодежных объединений в Республике Бурятия";
- Постановление Правительства Республики Бурятия от 25.08.2010 N 367 "О концепции приоритетного республиканского проекта "Молодежь Бурятии" на 2011-2020 годы;
- Постановление Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ"
Дата принятия Правительством Республики Бурятия решения о разработке программы
Постановление Правительства Республики Бурятия от 25 августа 2010 года N 367
Государственный заказчик
Правительство Республики Бурятия
Разработчик программы
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Основные исполнители программы
- Министерство образования и науки Республики Бурятия;
- Министерство здравоохранения Республики Бурятия;
- Министерство культуры Республики Бурятия;
- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия;
- Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия;
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- Министерство природных ресурсов Республики Бурятия;
- Министерство внутренних дел по Республике Бурятия;
- Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия;
- Республиканское агентство занятости населения;
- Республиканское агентство по физической культуре и спорту;
- Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий;
- Республиканское агентство по делам семьи и детей;
- Республиканское агентство по туризму;
По согласованию:
- Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Бурятия;
- Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Бурятия;
- Военный комиссариат Республики Бурятия;
- Избирательная комиссия Республики Бурятия;
- Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия
- Общественные объединения (в рамках полученных грантовых средств на конкурсной основе).
Цель программы
Создание благоприятных условий для использования потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Бурятия.
Задачи программы
1. Развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую, экономическую и инновационную деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи;
2. Разработка и внедрение эффективного механизма вовлечения молодежи в общественные и политические объединения;
3. Реализация мероприятий, направленных на участие молодежи в инновационных проектах развития Республики Бурятия;
4. Создание и развитие инфраструктуры молодежной политики, способствующей творческому, интеллектуальному, личностному развитию;
5. Воспитание у молодежи чувства патриотизма, гражданской ответственности и российской идентичности, формирование установок толерантного поведения в обществе.
Сроки реализации программы
2011- 2015 годы
Перечень основных мероприятий
Эффективная профориентация и построение карьеры; обеспечение рынка труда высокопрофессиональными кадрами; участие молодежи республики в международных, межрегиональных и всероссийских мероприятиях; организация и проведение межрегиональных и всероссийских мероприятий; развитие молодежного предпринимательства; включение молодежи в инновационную деятельность; включение молодежи в трудовую деятельность; создание системы ранней профилактики злоупотребления алкоголем и употребления психоактивных веществ; развитие инфраструктуры; совершенствование механизмов работы с молодежью; развитие добровольческих инициатив; развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания; формирование патриотических чувств и сознания граждан; эстетическое и физическое развитие молодежи; популяризация ценности семьи в молодежной среде; профилактика правонарушений в молодежной среде
Объемы и источники финансирования программы в целом, по годам реализации и направлениям
Объем финансирования Программы на 2011-2015 годы, всего - 10737586,39 тыс.рублей*, в том числе:
2011 г. - 4987859,27 тыс.рублей*;
2012 г. - 2247942,24 тыс.рублей*;
2013 г. - 2312408,43 тыс.рублей*;
2014 г. - 691880,48 тыс.рублей*;
2015 г. - 497495,97 тыс.рублей*;
За счет средств республиканского бюджета, всего - 90219,52 тыс.рублей, в том числе:
2011 г. - 15 000,000 тыс.рублей;
2012 г. - 16652,44 тыс.рублей*;
2013 г. - 18824,13 тыс.рублей*;
2014 г. - 18967,41 тыс.рублей*;
2015 г. - 20775,54 тыс.рублей*;
За счет иных федеральных, республиканских программ (справочно) на 2011-2015 годы, всего 10647366,87 тыс.рублей, в том числе:
2011 г. - 4972859,27 тыс.рублей;
2012 г. - 2231289,80 тыс.рублей*;
2013 г. - 2293584,3 тыс.рублей*;
2014 г. - 672913,07 тыс.рублей*;
2015 г. - 476720,43 тыс.рублей*.
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации программы
Увеличение доли учащихся, студентов и выпускников образовательных учреждений, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации и временной занятости в общем количестве молодежи, % (к 2015 г. - 20);
увеличение количества молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в проекты и программы в сфере реабилитации, социальной адаптации и профилактики асоциального поведения, чел. (к 2015 г. - 1450);
увеличение доли молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и социально значимой направленности, в общем количестве молодежи, % (к 2015 г. - 35);
увеличение доли молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи, % (к 2015 г. - 15);
увеличение количества молодых семей, получивших жилищную субсидию, ед. (к 2015 г. - 405)
увеличение количества проектов, представленных на мероприятиях по инновационному развитию, ед. (к 2015 г. - 360)
В целом у молодых людей появятся возможности, условия и стимулы к раскрытию своего потенциала; произойдет сокращение уровня безработицы среди молодежи, увеличится число выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроенных по полученной специальности; максимально будет использован потенциал талантливой молодежи в интересах развития республики, создана инфраструктура для всестороннего развития молодежи.
В отсутствии программного решения целевые индикаторы выполняются в следующем виде:
доля учащихся, студентов и выпускников образовательных учреждений, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации и временной занятости в общем количестве молодежи, 5%;
количество молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в проекты и программы в сфере реабилитации, социальной адаптации и профилактики асоциального поведения, 200 чел.;
доля молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и социально значимой направленности, в общем количестве молодежи, 4%;
увеличение доли молодых людей, принимающих участие в добровольной деятельности, в общем количестве молодежи, 0,8%;
увеличение количества молодых семей, получивших жилищную субсидию, 0 семей;
количество проектов, представленных на мероприятиях по инновационному развитию, 70 ед.
 
При невозможности реализации программы возрастет уровень напряженности на рынке труда среди молодежи, увеличится число разводов в молодых семьях, снизятся морально-ценностные установки молодежи, снизится уровень ее общественной активности.
Система организации контроля за исполнением программы
Государственный заказчик - Правительство Республики Бурятия осуществляет непосредственный контроль за ее реализацией. В установленном порядке предоставляются информация и доклады о ходе выполнения Программы и использовании средств республиканского бюджета. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 N 60-IV "О республиканских целевых программах".
 
* указано справочно при условии финансирования из республиканского и федерального бюджетов
 
1. Технико-экономическое обоснование Программы
 
Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на 2011-2015 годы (далее - Программа) направлена на развитие общественной значимости молодых граждан и повышение уровня социально-экономической активности молодежи.
Программа разработана в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р; Законом Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия"; постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ" и другими нормативными правовыми актами.
Настоящая Программа является логическим продолжением и развитием республиканских программ "Молодежь Бурятии" на период 2001-2005, 2004-2007, 2008-2010 годов и ориентиром для разработки и реализации соответствующих программ в муниципальных районах и городских округах в Республике Бурятия.
 
2. Содержание проблемы, на решение которой направлена Программа
 
В социально-экономическом развитии Республики Бурятия за последние три года прослеживаются положительные тенденции. Наблюдается промышленный рост предприятий республики, рост налоговых поступлений, снижение бюджетного дефицита, повышение реальных денежных доходов населения. Основным результатом социально-экономических процессов является повышение уровня и качества жизни населения.
Молодежная политика в Республике Бурятия является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития. Практически она представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для гражданского становления, самоопределения и самореализации молодых людей, а также на активизацию деятельности молодежи, молодежных объединений, движений и поддержки молодежных общественных инициатив.
Анализ опыта реализации государственной молодежной политики на территории Республики Бурятия позволяет выделить ряд основных проблем, возникающих в процессе работы с молодежью:
1. Снижение уровня жизни отдельных слоев молодежи, дифференциация молодых людей по уровню доходов, доступности качественного высшего образования, возможности трудоустройства, решения жилищного вопроса.
2. Усиление миграционного оттока молодых людей из сельской местности в город, что значительно снижает потенциал муниципальных образований, и, как следствие, замедляет реальные процессы развития сельских территорий. В 2009 году миграционный прирост населения отмечен только в г. Улан-Удэ на 2230 чел. и в 3-х сельских районах республики: Иволгинском - на 149 чел., Окинском - на 17 чел. и Тарбагатайском - на 13 чел. Молодежь также продолжает покидать республику с целью поиска выгодных для себя условий в крупных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская, Томская области и др.). Миграционная убыль в 2009 году составила 1513 человек (22879 выбывших и 21366 прибывших), в среднем ежегодно данный отток сохраняется.
3. Снижение в молодежной среде ценностного отношения к семье и браку, что приводит к значительному росту разводов среди молодых супружеских пар. В 2009 году уровень разводов по сравнению с заключенными брачными союзами составил 52%. В системе жизненных ориентаций лиц молодого возраста преобладает нацеленность на индивидуальное, "автономное" существование, что провоцирует формирование установки на безбрачное поведение.
4. В общем числе безработного населения молодежь составляет третью часть, в связи с чем, занятость и трудоустройство молодых людей входит в число приоритетов государственной политики в отношении молодежи. Актуальным остается вопрос трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
5. Продолжает оставаться высоким удельный вес правонарушений, совершенных молодыми людьми, высока доля преступлений среди лиц в возрасте 18-24 лет. Именно в этой возрастной категории более 31% от общего числа осужденных находятся в местах лишения свободы. В 2009 году за совершение административных правонарушений привлечено к административной ответственности 35 365 молодых людей, количество молодежи в составе осужденных составляет 58,9%.
6. Важной проблемой является сохранение и развитие здоровья молодежи. Реализация мероприятий, направленных на сохранение здоровья молодых людей, общее снижение заболеваемости среди подростков и молодежи, является одной из основных задач межведомственного взаимодействия.
7. Крайне слабо развита и морально устарела в Республике Бурятия инфраструктура, обслуживающая молодежь. Многие молодежные общественные объединения не имеют средств, практически отсутствует материальная база для проведения крупных образовательных, спортивных, культурных мероприятий для молодежи. Недостаточно развиты межрегиональные и международные молодежные обмены. В этой связи строительство современного многофункционального центра для молодежи на оз.Байкал представляется особо актуальным.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи и оказывают непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития Республики Бурятия. Сегодня актуален креативный подход, генерирование нестандартных идей и решений. Молодежь в силу своей социальной природы способна максимально быстро реагировать на изменения и конструировать социальную реальность. Молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам. Активизация участия молодежи в социально-политической, экономической и культурной сферах является приоритетной государственной задачей. На протяжении последних лет молодежь Бурятии показывает высокую политическую культуру и электоральную активность. Ведется системная и целенаправленная работа по повышению электоральной активности молодежи, активно развивается межведомственное сотрудничество. В 2009 году в Республике Бурятия работал 91 клуб молодого избирателя, активными участниками клубного движения является 22698 молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет. Программа также предусматривает реализацию мероприятий по повышению правовой культуры и обеспечению конституционных прав молодых граждан.
Особенностью настоящей Программы является постановка и решение задач по обеспечению активного вовлечения молодежи в инновационное развитие республики, что требует применения новых методов и технологий формирования и реализации Программы, соответствующего ресурсного обеспечения.
Программа разработана с учетом нормативно-правовой базы, действующей на федеральном и региональном уровнях, а также Концепции приоритетного республиканского проекта "Молодежь Бурятии" на 2011-2020 годы и включает в себя следующие направления:
- образованность;
- обеспеченность;
- патриотичность.
 
3. Цели и задачи Программы
 
Целью Программы является создание условий для использования потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Бурятия
Задачами Программы являются:
1. развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую, экономическую и инновационную деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи;
2. разработка и внедрение эффективного механизма вовлечения молодежи в общественные и политические объединения;
3. реализация мероприятий, направленных на участие молодежи в инновационных проектах развития Республики Бурятия;
4. создание инфраструктуры молодежной политики, способствующей творческому, интеллектуальному, личностному развитию;
5. воспитание у молодежи чувства патриотизма, гражданской ответственности и российской идентичности, формирование установок толерантного поведения в обществе.
 
4. Сроки реализации Программы
 
Программа действует с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года. Сроки проведения отдельных мероприятий Программы предусмотрены разделом "Перечень мероприятий Программы".
 
5. Перечень мероприятий Программы
 
Перечень основных программных мероприятий с указанием по каждому мероприятию исполнителя, срока исполнения, объемов финансирования и ожидаемых результатов их выполнения представлен в приложении N 1 Программы.
Объем финансирования Программы на 2011-2015 годы, всего - 10737586,39 тыс.рублей*, в том числе:
2011 г. - 4987859,27 тыс.рублей*;
2012 г. - 2247942,24 тыс.рублей*;
2013 г. - 2312408,43 тыс.рублей*;
2014 г. - 691880,48 тыс.рублей*;
2015 г. - 497495,97 тыс.рублей*;
За счет средств республиканского бюджета, всего - 90219,52 тыс.рублей, в том числе:
2011 г. - 15 000,000 тыс.рублей;
2012 г. - 16652,44 тыс.рублей*;
2013 г. - 18824,13 тыс.рублей*;
2014 г. - 18967,41 тыс.рублей*;
2015 г. - 20775,54 тыс.рублей*;
За счет иных федеральных, республиканских программ (справочно) на 2011-2015 годы, всего 10647366,87 тыс.рублей, в том числе:
2011 г. - 4972859,27 тыс.рублей;
2012 г. - 2231289,80 тыс.рублей*;
2013 г. - 2293584,3 тыс.рублей*;
2014 г. - 672913,07 тыс.рублей*;
2015 г. - 476720,43 тыс.рублей*.
Программно-целевой метод решения проблем, определенный в Концепции приоритетного республиканского проекта "Молодежь Бурятии" на 2011-2020 годы, предусматривает совместную скоординированную работу всех исполнителей программы по реализации государственной политики в отношении молодежи.
Перечень мероприятий соисполнителей программы представлен в приложении N 2 Программы.
Финансирование мероприятий предусматривается за счет собственных средств соисполнителей Программы.
 
6. Ресурсное обеспечение Программы
 
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского и федерального бюджетов в объеме 10737586,39 тыс.рублей*.
 
Таблица 2
 
Расписание финансирования Программы Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на 2011-2015 годы
 
(тыс.руб в ценах соответствующих лет)
источники и направления финансирования
Общий объем финансирования, предусмотренный по программе на весь период реализации
в том числе по годам реализации программы:
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
10737586,39
4987859,27
2247942,24
2312408,43
691880,48
497495,97
Республиканский бюджет
90219,52
15000,00
16652,44
18824,13
18967,41
20775,54
в том числе:
 
 
 
 
 
 
текущие расходы
90219,52
15000,00
16652,44
18824,13
18967,41
20775,54
Республиканский бюджет**
7488964,65
2739610,95
2009075,10
1949647,20
394504,27
396127,13
в том числе:
 
 
 
 
 
 
государственные капитальные вложения
1117477,50
1013477,50
72000,00
32000,00
0,00
0,00
текущие расходы
6371487,15
1726133,45
1937075,10
1917647,20
394504,27
396127,13
Федеральный бюджет**
3173402,22
2248248,32
222214,70
343937,10
278408,80
80593,30
в том числе:
 
 
 
 
 
 
государственные капитальные вложения
2674600,00
2099800,00
107400,00
267400,0
200000,00
0,00
текущие расходы
498802,22
148448,32
114814,70
76537,10
78408,80
80593,30
 
* справочно
** за счет иных федеральных, республиканских программ (справочно)
 
7. Социально-экономические результаты реализации Программы
 
Для достижения цели и выполнения указанных в программе задач предусмотрены следующие индикаторы и показатели:
 
Основные целевые индикаторы
 
Таблица 3
Основные целевые индикаторы
 
2010г.
2011г.
2012г.
2013г.
2014г.
2015г.
итого
Исполнитель
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, ед.
Всего за год
150
200
310
340
370
405
 
1775
 
 
 
 
 
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Доля учащихся, студентов и выпускников образовательных учреждений, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации и временной занятости в общем количестве молодежи, %
1 квартал
2,7
2,9
3,3
3,9
4,2
4,8
 
2 квартал
5,8
6,3
6,8
7,4
8,3
9,8
3 квартал
8,3
10,2
12,9
13,8
15,1
16,7
4 квартал
10,0
13,0
15,0
17,0
19,0
20,0
Всего за год
10
13
15
17
19
20
Доля молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и социально-значимой направленности, в общем количестве молодежи, %
1 полугодие
6,5
8,9
11,2
13,8
15,2
18,0
 
2 полугодие
5,5
7,1
8,8
12,2
14,8
17,0
Всего за год
12
16
20
26
30
35
Доля молодых людей, участвующих в добровольческой деятельности, в общей численности молодежи, %
1 квартал
0,1
1,5
4,1
7,2
10,5
12,5
 
2 квартал
0,3
2,5
5,8
8,5
10,7