Официально

Постановление Правительства Республики Бурятия от 31.01.2011 N 29

"Об утверждении Республиканской комплексной программы "Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на "

В целях модернизации профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу "Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на " (далее - Программа).
2. Рекомендовать образовательным учреждениям профессионального образования в Республике Бурятия разработать программы развития образовательных учреждений с учетом реализации мероприятий Программы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия
В. Наговицын
 
Республиканская комплексная программа "Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на " (утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 января 2011 г. N 29)
 
Паспорт Республиканской комплексной программы "Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на "
 
Наименование Программы
Республиканская комплексная программа "Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на " (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
1. Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010г.;
2. Закон Республики Бурятия от 9.11.2007г. N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года";
3. Постановление Правительства Республики Бурятия от 19.02.2010 г. N 63 "Об утверждении Программы "Развитие трудовых ресурсов в Республике Бурятия на период одов"
Государственный заказчик Программы
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Дата принятия решения о разработке Программы
Поручение Президента - Председателя Правительства Республики Бурятия В.В. Наговицына от 22.12.2010г.
Разработчик Программы
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Исполнители Программы
Министерство образования и науки Республики Бурятия;
Министерство здравоохранения Республики Бурятия;
Министерство культуры Республики Бурятия;
По согласованию:
Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия;
Торгово-промышленная палата Республики Бурятия.
Цель Программы
Модернизация профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития.
Задачи Программы
- формирование устойчивой системы взаимодействия учреждений профессионального образования, регионального бизнеса и государственных структур, направленного на обеспечение высокого качества подготовки выпускников системы профессионального образования Республики Бурятия;
- организация информационного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в Республике Бурятия;
- создание механизма повышения эффективности деятельности системы профессионального образования Республики Бурятия;
- совершенствование качества подготовки и образовательных технологий в учреждениях профессионального образования;
- совершенствование экономических механизмов в сфере профессионального образования;
- обеспечение роста профессиональной компетентности управленческих и научно-педагогических кадров как основополагающего фактора, обеспечивающего модернизацию и развитие профессионального образования Республики Бурятия.
Сроки реализации Программы
оды
Основные направления финансирования Программы (Приложение N 1)
1. Внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования Республики Бурятия в целях реализации стратегии социально-экономического развития региона;
2. Формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования в Республике Бурятия;
3. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации программы модернизации профессионального образования Республики Бурятия.
Краткое изложение мероприятий Программы
- совершенствование механизма подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров согласно приоритетным направлениям развития региональной экономики;
- развитие материально-технической базы учреждений профессионального образования;
- создание на базе учреждений профессионального образования Республики Бурятия ресурсных центров и многоуровневых образовательных комплексов;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, высвобождающихся в ходе реструктуризации и оптимизации форм управления организациями в Республике Бурятия, с учетом существующих и перспективных миграционных процессов;
- профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ и молодежи;
- проведение мероприятий по восстановлению положительного имиджа рабочих профессий;
- совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов управления кадровым потенциалом.
Объемы и источники финансирования Программы
Предполагаемый общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет (в тыс. руб.):
Срок реализации
(годы)
Объем финансирования, тыс. рублей
Всего
в том числе по источникам:
Средства
федерального бюджета *
Средства республиканского бюджета**
Внебюджетные средства
Всего
345 883
189 140
60 000
96 743
2011 г.
118 826
79 640
15 000
24 186
2012 г.
96 826
57 640
15000
24 186
2013 г.
91 046
51 860
15 000
24 186
2014 гг.
39 185
-
15 000
24 185
*предполагаемое финансирование в случае победы Программы в федеральном конкурсе
**финансирование за счет сети учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается:
1. достижение в среднесрочной перспективе динамического равновесия спроса и предложения профессиональных кадров на рынке труда Республики Бурятия;
2. создание механизма подготовки профессиональных кадров в соответствии с требованиями работодателей, снижение риска невостребованности выпускников учреждений профессионального образования;
3. создание необходимого кадрового потенциала Республики Бурятия для перевода экономики на инновационный путь развития;
4. совершенствование структуры подготовки профессиональных кадров, материально-технической базы, качества образовательных программ в учреждениях профессионального образования Республики Бурятия;
5. реструктуризация сети учреждений довузовского образования (НПО, СПО), что приведет к созданию 7-12 образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия; трех кластеров социального направления (образование, здравоохранение, культура), 12 ресурсных центров (учебных полигонов);
6. формирование региональной службы системы сертификации квалификаций;
7. совершенствование содержания и технологий образования в следующих направлениях:
- увеличение спектра дополнительных образовательных услуг;
- разработка и внедрение сопряженных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования;
- корректировка содержания образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей позволит довести долю выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска до 63%;
8. увеличение доли лиц, обучающихся по программам НПО/СПО/ВПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию до 15%;
9. увеличение доли лиц, обучающихся по программам НПО/СПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей до 23 %;
10. увеличение доли средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе от всех средств регионального бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров до 65 %
11. создание системы государственно-общественного управления в 90% учебных заведений профессионального образования;
12. внедрение индикативно-рейтинговой системы для ежегодной оценки выполнения индикаторов Программы учреждениями начального и среднего профессионального образования;
13. совершенствование экономических механизмов в сфере образования, перевод образовательных учреждений профессионального образования в статус автономных.
Система организации контроля за исполнением Программы
1. Ежегодное предоставление отчетов ответственных исполнителей Программы о ходе реализации программных мероприятий
2. Ежегодная рейтинговая оценка эффективности исполнения индикаторов Программы учреждениями профессионального образования Республики Бурятия
 
Введение
 
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. определяют в качестве одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается страна, дефицит человеческого капитала как основного ресурса экономического развития. При этом отмечается, что обозначившийся дефицит профессиональных кадров, при сохранении сложившихся тенденций, может привести к замедлению темпов экономического роста.
Таким образом, ключевыми задачами современного этапа развития системы профессионального образования в Российской Федерации и в каждом отдельном регионе являются:
- необходимость существенного повышения эффективности системы профессионального образования;
- соответствие кадровым потребностям регионального рынка труда;
- обеспечение более тесной связи системы профессионального образования с социально-экономической сферой и ее реальными потребностями;
- повышение мотивации граждан к получению качественного образования;
- создание стимулов для образовательных учреждений к предоставлению соответствующих услуг.
Без решения вышеперечисленных задач сложно рассчитывать на получение значительных эффектов от дальнейшего наращивания ресурсной базы профессионального образования, как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов.
Настоящий документ - Республиканская комплексная программа "Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на " (далее - Программа) является основным инструментом решения задач развития системы профессионального образования Республики Бурятия на современном этапе.
Основной целью Программы является создание в Республике Бурятия механизмов модернизации системы профессионального образования, направленных на решение задач социально-экономического развития региона за счет формирования общественно-государственного формата управления системой профессионального образования республики.
Программа включает в себя необходимый перечень первоочередных мероприятий, направленных на повышение эффективности и инвестиционной привлекательности системы профессионального образования Республики Бурятия.
Среди основных положений Программы можно выделить следующие:
1. Выбор мероприятий, реализация которых создаст условия для оптимизации системы профессионального образования республики по двум ключевым критериям:
- структурные параметры системы, определяющие профессионально-квалификационный и количественный состав выпускников по всем типам и видам образовательных программ;
- качественные параметры, определяющие востребованность образовательных программ и квалификацию выпускников с позиций конечного потребителя.
2. Программа рассчитана на включение в процесс модернизации системы профессионального образования организаций различных типов и форм собственности, образовательных учреждений всех уровней, региональных объединений работодателей и органов власти в интересах реализации задач социально-экономического развития Республики Бурятия.
Программа включает в себя три основных блока направлений. Первый блок направлен на развитие государственно-общественных механизмов управления системой профессионального образования Республики Бурятия, повышение эффективности и прозрачности организационно-экономических механизмов управления системой профессионального образования республики и предусматривает решение следующих основных задач:
- внедрение методов комплексного планирования объемов и структуры подготовки кадров в республике на основе анализа прогнозных потребностей в трудовых ресурсах по всем уровням профессионального образования и процедур формирования контрольных цифр приема;
- расширение инструментария управления территориальной сетью учреждений профессионального образования в целях повышения эффективности реализации востребованных образовательных программ.
Второй блок Программы формирует систему общественно-государственного управления содержанием и качеством профессионального образования путем решения следующих задач:
- внедрение моделей и механизмов разработки и экспертизы образовательных программ профессионального образования всех типов и видов, основанных на модульно-компетентностном подходе и профессиональных стандартах, с прямым участием объединений работодателей;
- формирование регионального сегмента независимой системы оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию квалификаций выпускников.
Третий блок ориентирован на создание кадрового потенциала для реализации и дальнейшего развития Программы на основе формирования инновационного звена региональной системы повышения квалификации работников профессионального образования и включает следующие задачи:
- создание независимых провайдеров разработанных образовательных программ для различных целевых групп работников органов управления, организаций системы профессионального образования, социальных партнеров, научно-методических структур в соответствии с основными задачами программы;
- обучение специалистов, ориентированных на реализацию мероприятий Программы в объемах, необходимых для создания потенциала модернизации системы профессионального образования Республики Бурятия.
Программа предусматривает координацию усилий органов исполнительной власти Республики Бурятия, Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия, работодателей, учреждений профессионального образования по обеспечению эффективной модернизации профессионального образования.
 
1. Актуальность разработки Программы
 
1.1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
 
Основным условием стабилизации и повышения экономической роли региона, благосостояния его населения является его конкурентоспособность на рынке труда, во многом определяющаяся состоянием системы образования. Социально-экономическое развитие Республики Бурятия, переход экономики от сырьевой модели к инновационной, невозможны без становления конкурентоспособной отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы.
В Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года определены приоритетные направления интенсивного развития региональной экономики.
К названным направлениям относятся: машиностроение и перерабатывающая промышленность, транспортно-логистическая система, сельское хозяйство, строительство, горнодобывающая, лесная отрасль и туризм. В соответствии с перспективами развития в Республике Бурятия выделяются шесть производственно-инфраструктурных комплексов: Северо-Байкальский, Восточный, Восточно-Саянский, Центральный и Южный комплексы, а также туристская особая экономическая зона, в которых спрос на квалифицированную рабочую силу будет значительно опережать предложение регионального рынка труда (Таблица 1).
 
Таблица 1
 
Прогноз потребности в квалифицированных кадрах по уровням образования на перспективных направлениях развития экономики
 
Виды деятельности
НПО
СПО
ВПО
транспорт (автодорожное ж/дорожное и аэродромное хозяйство)
2325
763
977
586
минерально-сырьевой
6635
1652
2813
2170
строительство, промышленность стройматериалов
3740
2072
1088
580
пищевая и перерабатывающая промышленность
760
535
125
100
сельское хозяйство и рыболовство
5130
2890
680
1560
электроэнергетика
682
170
278
234
производство фотоэлектрических преобразователей
534
167
172
195
металлургическая промышленность
800
250
258
292
лесоперерабатывающая
380
131
133
116
туризм
13405
3863
4914
4628
социальная сфера
3232
780
1474
978
бытовые услуги и общепит
3621
1253
1264
1104
финансовые и юридические услуги
945
0
630
315
Всего
42189
14526
14806
12858
 
Кроме того, учитывая то, что перспективы развития связаны с созданием в Республике Бурятия экономического центра России в Восточной Сибири, в том числе за счет капитализации геоэкономического положения и интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Эти приоритеты определены на основе процессов, которые в долгосрочной перспективе будут влиять на развитие Республики Бурятия:
- во-первых - стремительный рост Азиатско-Тихоокеанского региона, который, по мнению многих экспертов, продолжится еще на протяжении 10 лет. Этот экономический рост провоцирует спрос на все виды сырьевых и технологических ресурсов, что дает огромные возможности для России, Восточной Сибири и Республики Бурятия;
- во-вторых, выгодное геоэкономическое положение, развитая транспортная инфраструктура, конкурентоспособный рынок труда создают спрос на реализацию крупных проектов на территории Республики Бурятия.
В перспективе до 2020 года предполагается создание около 70 тысяч новых рабочих мест.
Интенсификация развития экономики диктует необходимость изменений кадровой политики во всех сферах деятельности. Изменения в технологии обуславливают постоянный рост профессионально-квалификационных и других требований со стороны работодателей.
Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для приоритетных отраслей экономики Республики Бурятия.
Разработка Программы "Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на " направлена на создание системы профессионального образования, ориентированной и быстро реагирующей на запросы динамичного рынка труда, на конкретные запросы работодателей.
 
1.2. Основание для разработки Программы
 
Основанием для разработки Программы "Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на " являются документы, определяющие основные направления социально-экономического развития Республики Бурятия и перспективы региональной системы профессионального образования:
1. Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010г.;
2. Закон Республики Бурятия от 9.11.2007г. N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года";
3. Постановление Правительства Республики Бурятия от 19.02.2009 г. N 63 "Об утверждении Программы "Развитие трудовых ресурсов в Республике Бурятия на период одов".
 
2. Ключевые принципы и основные подходы, используемые при разработке Программы
 
1. Подготовка профессиональных кадров согласно приоритетным направлениям развития региональной экономики;
2. Построение эффективной модели республиканской системы повышения квалификации управленческих и научно-педагогических кадров.
 
3. Блоки и стратегические задачи, направленные на реализацию Программы
 
В рамках реализации Программы разработано три ключевых блока. С учетом региональных особенностей предлагаются следующие стратегические задачи, направленные на реализацию Программы по предложенным направлениям.
 
Блок 1. Внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования Республики Бурятия в целях реализации стратегий социально-экономического развития региона
 
На основании анализа и прогноза развития рынка труда Республики Бурятия и социально-экономической сферы ключевыми проблемами являются:
- несбалансированность спроса и предложения профессиональных кадров по профессионально-квалификационному и территориальному признакам;
- дисбаланс между подготовкой кадров системой профессионального образования и потребностями рынка труда Республики Бурятия;
- низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (молодежь, женщины, в т.ч. женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, лица предпенсионного возраста и др.).
- сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров;
- высокий уровень общей безработицы, особенно в сельской местности;
- большой разрыв между уровнями общей и регистрируемой безработицей;
- снижение численности трудоспособного населения в связи с низкой рождаемостью в 90-е годы.
 
Направление 1. 1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных направлений региональной экономики
 
Направление 1.2. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования
 
Стратегические задачи направлений:
1. создание целостного комплексного механизма и институтов управления кадровым потенциалом в Республике Бурятия;
2. разработка перечня наиболее востребованных профессий и специальностей на основе анализа потребностей региональной экономики;
3. разработка и внедрение методики и механизма расчета перспективных потребностей в профессиональных кадрах; Формирование республиканского заказа;
4. создание механизма повышения эффективности деятельности системы профессионального образования;
5. создание механизма повышения мобильности профессиональных кадров на рынке труда;
6. организация информационного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в Республике Бурятия;
7. совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов управления кадровым потенциалом;
8. оптимизация сети, создание в Республике Бурятия 7-12 образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным направлениям развития региональной экономики: три кластера социального направления (образование, здравоохранение, культура), 12 ресурсных центров (учебных полигонов);
9. перевод образовательных учреждений в статус автономных;
10. реализация сетевого взаимодействия опорных учебных заведений, являющихся инновационными площадками по профилю подготовки профессиональных кадров.
Совершенствование производства, внедрение новых технологий приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к профессиональным кадрам.
В складывающихся условиях все больше актуализируется вопрос формирования новой системы отношений между учреждениями профессионального образования, организациями, союзами работодателей, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, развития системы государственно-частного партнерства в профессиональном образовании.
Одним из стратегических направлений развития системы профессионального образования является создание кластерной модели подготовки профессиональных кадров по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия. В настоящее время формируются образовательные кластеры по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия:
1. строительного профиля на базе образовательных учреждений:
- Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий, образованный путем интеграции 4-х учреждений НПО;
- Бурятский республиканский техникум строительства и городского хозяйства, образованный путем слияния 2-х учреждений НПО;
2. сельскохозяйственного направления на базе Бурятского республиканского агротехнического техникума, образованного путем присоединения к учреждению СПО трех учреждений НПО;
3. машиностроительного направления на базе Бурятского республиканского индустриального техникума, образованного путем присоединения к учреждению СПО трех учреждений НПО;
4. туристского направления на базе Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий, образованного путем слияния трех учреждений НПО и одного учреждения СПО;
5. горнодобывающего направления на базе образовательных учреждений:
- Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж;
- Закаменский аграрный техникум;
6. обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса квалифицированными кадрами торговли, общественного питания и сферы обслуживания на базе ГОУ СПО "Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства".
В процессе формирования образовательные кластеры возглавят профильные учреждения высшего профессионального образования Республики Бурятия.
Как показывает опыт других регионов Российской Федерации, основой образовательного кластера являются учебные полигоны (ресурсные центры), моделирующие реальный производственный процесс и созданные в результате государственно-частного партнерства.
 
Комплекс мероприятий по реализации направления 1.1.
 
П. 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 из раздела 7. Перечень программных мероприятий.
 
План - график мероприятий направления 1.1.
 
Мероприятия программы
Обеспечивающие документы Наименование, (аннотация)
Результаты
Сроки реализации
Дальнейшее использование результатов
1
2
3
4
5
1.1. Совершенствование системы взаимоотношений представителей реального сектора экономики с УПО
- Положение "О Республиканской структуре анализа рынка труда";
- Постановление Правительства Республики Бурятия N 139 от 28 марта 2008 г. "О целевой контрактной подготовке в учреждениях начального и среднего профессионального образования РБ";
- 08.07.2009 N 48-РП "О потребностях экономии Республики Бурятия в профессиональных кадрах на оды".
- Созданы условия для формирования регионального сегмента системы сертификации квалификаций;
- Реализован пилотный проект в области независимой системы оценки качества профессионального образования с участием объединений работодателей республики;
- Обеспечена прозрачность системы оценки квалификаций выпускников для регионального рынка труда.
На период действия Республиканской комплексной программы
1.2 Развитие механизма подготовки и переподготовки кадров по сокращенным программам профессионального образования для развития приоритетных направлений экономики республики
- Указ Президента РБ от 07.08.2008 N 214 "О дополнительных мерах по совершенствованию подго